101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Знакомство с «цифрой»

  • Игорь Терентьев
  • 31 октября 2014 г.
  • 6270
Появление цифровой печатной техники в офсетной типографии — особый случай. Ведь офсетчики привыкли оценивать результат по своим, высоким, стандартам. В московской «Стампа Вива» пока довольны.
Николай Бовин с цифровым «первенцем». На заднем плане — труба вытяжки, помогающая стабилизировать температуру в помещении при длительной непрерывной работе

Полиграфическая компания «Стампа Вива» (Stampa Viva) образовалась в 2008 г. Я уточняю у её директора Николая Бовина: «В каком месяце?» «В марте, — понимающе ответил Николай. — Это был самый сложный период потому, потому что две компании образовались из одной, разделившись. Рекламное агентство с фотосъёмкой и веб-студией пошло своей дорогой, а печатное производство превратилось в самостоятельную типографию со своим коммерческим отделом под брендом Stampa Viva». В момент своего формального создания типография представляла собой состоявшееся производство, существующее до момента разделения уже более 10 лет и оснащённое двумя малоформатными офсетными машинами и широким набором послепечатного оборудования. «В послепечати у нас есть практически всё необходимое — от резки, подборки и скрепления до тиснения, вырубки и ламинирования», — констатировал Николай.

Большинство клиентов — корпоративные. Основная продукция типографии — календари (это заметно уже на входе — ими украшен весь ресепшен), которые имеют ярко выраженную сезонность. Одно время печатали календарные блоки не только для своих клиентов, но и для коллег, но с изменением конъюнктуры это направление стало невыгодным. В больших объёмах печатают бумажные пакеты, папки с кольцевыми механизмами, в меньших объёмах POS-материалы, разную рекламную продукцию, а также акциденцию — листовки, визитки и т. п.

«Цифропроба»

Основная причина появления цифровой печатной техники в «Стампа Вива» — желание повысить гибкость и оперативность производства. «Мы расположены не в проходном месте у метро, — объясняет Николай Бовин. — Поэтому печатать заказы по несколько десятков визиток за полчаса точно не собираемся. Однако наши клиенты в последнее время стали всё чаще обращаться за короткими тиражами визиток, буклетов и листовок — по 50–100 экземпляров». Вот и подумали, что для печати подобной «мелочёвки» будет удобнее обзавестись «цифрой», которой до этого в арсенале типографии не было.

Подготовленные для определённых заданий комплекты бумаги. Как правило, это порезанные пополам листы 47×65 см и 75×50 см, либо 4-я доля от полноформатной 70×100 см

В «Стампа Вива» решили, что цифровая «проба пера» будет бюджетной, самого начального (с точки зрения офсетчиков, разумеется) уровня, поэтому рассматривали варианты лёгких ЦПМ от Konica Minolta, Ricoh и Xerox. Оптимальной оказалась самая доступная модель в новейшей линейке лёгких ЦПМ Konica Minolta — bizhub PRO C1060L. Её скорость печати в цвете — 60 стр./мин (А4) и 33 стр./мин (А3), что было вполне достаточно для имеющихся задач. Диапазон плотностей бумаги — 64–300 г/м 2. Важно то, что производитель машины позиционирует её для работы с привычными офсетчикам сортами бумаги — прежде всего с меловкой. И абсолютно не настаивает на использовании специальной (а значит, дорогой) цифровой бумаги. Это огромный плюс для типографии, в которой для новой ЦПМ стандартно нарезают пополам обычные полуформатные листы 65×47 см или берут 4-ю долю от 70×100 см.

Машину привезли 9 июля, а на следующий день уже запустили. Инженер провёл краткий инструктаж с оператором. Возможно заказать и более длительное обучение, но для ЦПМ этого класса в Konica Minolta такие курсы являются платными — пока решили сэкономить. ЦПМ поступила в ведение допечатного отдела, где работают очень опытные и грамотные специалисты, для которых освоение машины не составило особого труда. Благо большой нагрузки в летние месяцы не ожидали — можно было потратить какое-то время на собственные эксперименты. По этой же причине первый клик-контракт выбрали без обязательств по минимальным объёмам ежемесячной печати — просто с фиксированной ценой отпечатка.

Сюрпризы и открытия

Для Николая Бовина стало сюрпризом, насколько далеко ушла вперёд по качеству цифровая печать даже в аппаратах класса лёгких ЦПМ, таких как C1060L. Он вспоминает, как коллеги в начале 2000-х приносили на послепечатную обработку стопы цифровых оттисков, в которых приводка изображения относительно верного угла «гуляла» от листа к листу. «Система равнения на подаче в нашей машине очень хороша, оттиски не “бросает”, — замечает Николай. — Мы спокойно нарезаем готовую продукцию целыми стопами, как после офсетной печати». Правда, тут же отмечает, что в случае двусторонней печати всё не так гладко — на тонкой или плотной бумаге приводка лица к обороту может расходиться больше. Для офсетчиков, привыкших вглядываться в кресты с помощью лупы, это неприемлемо. Поэтому двусторонние работы стараются печатать только на определённых плотностях бумаги или при сюжетах, где небольшие отклонения будут незаметны. Для качества приводки и нормального прохождения через тракт важно также следить, чтобы при печати тонкая бумага подавалась в машину по направлению волокон, а толстая — наоборот. Все эти нюансы обнаружились в процессе эксплуатации.

Образцы печати — всё то же, что делают и на офсете. Не рискуют только печатать подложки для календарей — там используется пухлый картон толщиной 0,6 мм

Николай также доволен качеством цветопередачи и отличными плашками, хотя именно при печати плотных плашек было замечено замедление скорости. Как объяснили специалисты Konica Minolta, это обусловлено выбором режима приоритета качества над скоростью в сервисном меню — в случае сложных заданий машина чаще выполняет процедуру внутренней калибровки, приостанавливая печать. В типографии предпочитают такой режим — печатать чуть дольше, да лучше.

Ещё одна особенность, влияющая на качество печати, — температурный режим в помещении. Температура должна быть не выше +23 оС. Но даже постоянно работающий в небольшой комнате кондиционер (он мощный, но обычный бытовой) не способен быстро отреагировать на повышение температуры при печати длинных (по цифровым меркам) и сложных тиражей. Эту проблему в «Стампа Вива» решили радикально — подвели вытяжку прямо к машине. Нагретый воздух из неё сразу выбрасывается наружу.

В простейшей конфигурации модель C1060L не работает с конвертами. Оказалось, что для этого необходима установка недешёвой опции — решение о её покупке пока не принято.

В контроллер машины ввели данные о 23 видах используемой бумаги. Отличия — в типах покрытия, плотностях и форматах

Зато после проверки всех используемых в типографии сортов бумаги их параметры были заведены во внутреннюю библиотеку материалов контроллера ЦПМ. Это очень удобно — при отправке задания на печать оператору достаточно выбрать нужную бумагу из библиотеки. Машина сама выберет её из нужного лотка — при загрузке оператор указывает, что куда положил. Если нужная бумага в машине не нашлась, печать останавливается, а на панели управления появится сообщение о том, что и куда нужно загрузить.

Достижения и перспективы

Учитывая, что машины серии C1060/1070 начали продаваться в России только в апреле, активных пользователей у них пока немного. А случай «Стампа Вива» — особый. Первичное внедрение «цифры» на офсетном производстве почти никогда не проходит гладко — уж больно высоки там стандарты качества во всех аспектах. Но Николай Бовин доволен первыми результатами. И пусть на счётчике пока около 35 тыс. цветных оттисков А3 (более 25 тыс. пришлись на сентябрь и первую половину октября), польза от «цифры» для типографии уже заметна.

Повысилась гибкость и оперативность. Теперь менеджеры могут сами решать, каким способом печатать те или иные заказы — во многих случаях клиентов даже не спрашивают, если перебрасывают работу на цифровую печать. Малотиражные цифровые работы, чтобы не повышать накладные административные расходы, обычно включают в пакет с более объёмными заказами. Были случаи, когда «цифра» выручала за счёт своей оперативности — например, на ней выполнили часть срочного тиража к открытию выставки. А остальное доделали на офсете, когда уже не так «горело». Пока не делалось никаких персонализированных заказов — но не всё сразу. В перспективе загрузка ЦПМ обязательно будет расти, а там, возможно, в «Стампа Вива» подумают о более тяжёлом оборудовании — была бы отдача.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Цифры в «цифре»

Директор санкт-петербургской типографии «Четыре цвета» Анри Мелуа — про автоматизацию полиграфии, неактивные продажи, куда потратить сто миллионов и перспективы полиграфии.

Цифровые перспективы России

Я работаю в компании, занимающейся цифровизацией бизнесов и внедрением ПО, но я не ставлю своей задачей убедить владельца типографии полностью перейти на цифровую печать. Моя работа начинается с попытки понять, чего хочет добиться потенциальный клиент и какой объём финансовых средств он готов инвестировать в это. Важное значение имеет именно психологическая готовность собственника типографии к внедрению инноваций.

Издательство на hand-made маркете

Издательство «Гудвин» — частый гость на всевозможных маркетах и hand-made ярмарках.

Суть суда

Уже немало лет в Publish есть рубрика «Обзор». В статьях этой рубрики мы стараемся освещать различное полиграфическое оборудование: принтеры, ЦПМ, плоттеры и т. д. Нечто подобное мы проделываем и в рубрике «Детали», но статьи для «Обзора» более подробные, при возможности мы стараемся тестировать устройство: например, печатать тестовый файл на принтере или ЦПМ.

RICOH Pro C7500 — в пять цветов

Почти год назад на смену популярной на рынке ЦПМ RICOH Pro C7200/С7200Х пришла новая модель — RICOH Pro C7500, способная наносить помимо CMYK дополнительные фирменные тонеры, включая золотистый, серебристый, неоново-розовый, неоново-жёлтый, прозрачный, белый и невидимый (ультрафиолетовый) красный.



Новый номер

Тема номера: Бумага и картон в России. Детали: Ausje tech MFB. VIPColor VP660. Обзоры: LIYU Platinum Q-Cut. Sprinter TC -F2132. Отметка «1000» пройдена. «Реклама-2024». Цифровые перспективы России. Варианты будущего для этикеточных типографий.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59