101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Знакомство с «цифрой»

  • Игорь Терентьев
  • 31 октября 2014 г.
  • 4042
Николай Бовин с цифровым «первенцем». На заднем плане — труба вытяжки, помогающая стабилизировать температуру в помещении при длительной непрерывной работе

Полиграфическая компания «Стампа Вива» (Stampa Viva) образовалась в 2008 г. Я уточняю у её директора Николая Бовина: «В каком месяце?» «В марте, — понимающе ответил Николай. — Это был самый сложный период потому, потому что две компании образовались из одной, разделившись. Рекламное агентство с фотосъёмкой и веб-студией пошло своей дорогой, а печатное производство превратилось в самостоятельную типографию со своим коммерческим отделом под брендом Stampa Viva». В момент своего формального создания типография представляла собой состоявшееся производство, существующее до момента разделения уже более 10 лет и оснащённое двумя малоформатными офсетными машинами и широким набором послепечатного оборудования. «В послепечати у нас есть практически всё необходимое — от резки, подборки и скрепления до тиснения, вырубки и ламинирования», — констатировал Николай.

Большинство клиентов — корпоративные. Основная продукция типографии — календари (это заметно уже на входе — ими украшен весь ресепшен), которые имеют ярко выраженную сезонность. Одно время печатали календарные блоки не только для своих клиентов, но и для коллег, но с изменением конъюнктуры это направление стало невыгодным. В больших объёмах печатают бумажные пакеты, папки с кольцевыми механизмами, в меньших объёмах POS-материалы, разную рекламную продукцию, а также акциденцию — листовки, визитки и т. п.

«Цифропроба»

Основная причина появления цифровой печатной техники в «Стампа Вива» — желание повысить гибкость и оперативность производства. «Мы расположены не в проходном месте у метро, — объясняет Николай Бовин. — Поэтому печатать заказы по несколько десятков визиток за полчаса точно не собираемся. Однако наши клиенты в последнее время стали всё чаще обращаться за короткими тиражами визиток, буклетов и листовок — по 50–100 экземпляров». Вот и подумали, что для печати подобной «мелочёвки» будет удобнее обзавестись «цифрой», которой до этого в арсенале типографии не было.

Подготовленные для определённых заданий комплекты бумаги. Как правило, это порезанные пополам листы 47×65 см и 75×50 см, либо 4-я доля от полноформатной 70×100 см

В «Стампа Вива» решили, что цифровая «проба пера» будет бюджетной, самого начального (с точки зрения офсетчиков, разумеется) уровня, поэтому рассматривали варианты лёгких ЦПМ от Konica Minolta, Ricoh и Xerox. Оптимальной оказалась самая доступная модель в новейшей линейке лёгких ЦПМ Konica Minolta — bizhub PRO C1060L. Её скорость печати в цвете — 60 стр./мин (А4) и 33 стр./мин (А3), что было вполне достаточно для имеющихся задач. Диапазон плотностей бумаги — 64–300 г/м 2. Важно то, что производитель машины позиционирует её для работы с привычными офсетчикам сортами бумаги — прежде всего с меловкой. И абсолютно не настаивает на использовании специальной (а значит, дорогой) цифровой бумаги. Это огромный плюс для типографии, в которой для новой ЦПМ стандартно нарезают пополам обычные полуформатные листы 65×47 см или берут 4-ю долю от 70×100 см.

Машину привезли 9 июля, а на следующий день уже запустили. Инженер провёл краткий инструктаж с оператором. Возможно заказать и более длительное обучение, но для ЦПМ этого класса в Konica Minolta такие курсы являются платными — пока решили сэкономить. ЦПМ поступила в ведение допечатного отдела, где работают очень опытные и грамотные специалисты, для которых освоение машины не составило особого труда. Благо большой нагрузки в летние месяцы не ожидали — можно было потратить какое-то время на собственные эксперименты. По этой же причине первый клик-контракт выбрали без обязательств по минимальным объёмам ежемесячной печати — просто с фиксированной ценой отпечатка.

Сюрпризы и открытия

Для Николая Бовина стало сюрпризом, насколько далеко ушла вперёд по качеству цифровая печать даже в аппаратах класса лёгких ЦПМ, таких как C1060L. Он вспоминает, как коллеги в начале 2000-х приносили на послепечатную обработку стопы цифровых оттисков, в которых приводка изображения относительно верного угла «гуляла» от листа к листу. «Система равнения на подаче в нашей машине очень хороша, оттиски не “бросает”, — замечает Николай. — Мы спокойно нарезаем готовую продукцию целыми стопами, как после офсетной печати». Правда, тут же отмечает, что в случае двусторонней печати всё не так гладко — на тонкой или плотной бумаге приводка лица к обороту может расходиться больше. Для офсетчиков, привыкших вглядываться в кресты с помощью лупы, это неприемлемо. Поэтому двусторонние работы стараются печатать только на определённых плотностях бумаги или при сюжетах, где небольшие отклонения будут незаметны. Для качества приводки и нормального прохождения через тракт важно также следить, чтобы при печати тонкая бумага подавалась в машину по направлению волокон, а толстая — наоборот. Все эти нюансы обнаружились в процессе эксплуатации.

Образцы печати — всё то же, что делают и на офсете. Не рискуют только печатать подложки для календарей — там используется пухлый картон толщиной 0,6 мм

Николай также доволен качеством цветопередачи и отличными плашками, хотя именно при печати плотных плашек было замечено замедление скорости. Как объяснили специалисты Konica Minolta, это обусловлено выбором режима приоритета качества над скоростью в сервисном меню — в случае сложных заданий машина чаще выполняет процедуру внутренней калибровки, приостанавливая печать. В типографии предпочитают такой режим — печатать чуть дольше, да лучше.

Ещё одна особенность, влияющая на качество печати, — температурный режим в помещении. Температура должна быть не выше +23 оС. Но даже постоянно работающий в небольшой комнате кондиционер (он мощный, но обычный бытовой) не способен быстро отреагировать на повышение температуры при печати длинных (по цифровым меркам) и сложных тиражей. Эту проблему в «Стампа Вива» решили радикально — подвели вытяжку прямо к машине. Нагретый воздух из неё сразу выбрасывается наружу.

В простейшей конфигурации модель C1060L не работает с конвертами. Оказалось, что для этого необходима установка недешёвой опции — решение о её покупке пока не принято.

В контроллер машины ввели данные о 23 видах используемой бумаги. Отличия — в типах покрытия, плотностях и форматах

Зато после проверки всех используемых в типографии сортов бумаги их параметры были заведены во внутреннюю библиотеку материалов контроллера ЦПМ. Это очень удобно — при отправке задания на печать оператору достаточно выбрать нужную бумагу из библиотеки. Машина сама выберет её из нужного лотка — при загрузке оператор указывает, что куда положил. Если нужная бумага в машине не нашлась, печать останавливается, а на панели управления появится сообщение о том, что и куда нужно загрузить.

Достижения и перспективы

Учитывая, что машины серии C1060/1070 начали продаваться в России только в апреле, активных пользователей у них пока немного. А случай «Стампа Вива» — особый. Первичное внедрение «цифры» на офсетном производстве почти никогда не проходит гладко — уж больно высоки там стандарты качества во всех аспектах. Но Николай Бовин доволен первыми результатами. И пусть на счётчике пока около 35 тыс. цветных оттисков А3 (более 25 тыс. пришлись на сентябрь и первую половину октября), польза от «цифры» для типографии уже заметна.

Повысилась гибкость и оперативность. Теперь менеджеры могут сами решать, каким способом печатать те или иные заказы — во многих случаях клиентов даже не спрашивают, если перебрасывают работу на цифровую печать. Малотиражные цифровые работы, чтобы не повышать накладные административные расходы, обычно включают в пакет с более объёмными заказами. Были случаи, когда «цифра» выручала за счёт своей оперативности — например, на ней выполнили часть срочного тиража к открытию выставки. А остальное доделали на офсете, когда уже не так «горело». Пока не делалось никаких персонализированных заказов — но не всё сразу. В перспективе загрузка ЦПМ обязательно будет расти, а там, возможно, в «Стампа Вива» подумают о более тяжёлом оборудовании — была бы отдача.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ricoh Ri 1000
Ricoh Ri 1000

Струйный принтер с белилами формата А3 для печати по футболкам и другим готовым изделиям из ткани будет хорош для печатных салонов среднего размера и цифровых типографий, которые хотят расширить своё присутствие в этом секторе рынка.

Итоги 2019 года в полиграфии
Итоги 2019 года в полиграфии

Год прошёл, самое время подвести его итоги. Давайте вспомним обо всех его важных событиях в мире и России в полиграфической отрасли — от слияний и поглощений до новых продуктов, выставок и кадровых перемен.

European Carton Excellence Award 2019
European Carton Excellence Award 2019

Лучшая европейская картонная упаковка 2019 года по версии ассоциации Pro Carton.

Рабочие лошадки для рекламных производств
Рабочие лошадки для рекламных производств

Выбираем универсальный рулонный принтер (принтер/каттер) для интерьерного оформления и наружной рекламы самых популярных в рекламной индустрии форматов — с шириной печати до 183 см.


Новый номер

Тема номера — «Мобильные приложения для полиграфистов». В номере — итоги 2019 года в полиграфии, интервью с Horizon International, встреча с RMGT. «Например» о типографии PMG и Design Studio 3D. Справочник покупателя по широкоформатным (до 1,8 м) принтерам для рекламных производств. Лучшая европейская картонная упаковка. Обзор Ricoh Ri 1000. Тайный Покупатель — о ценах и сроках изготовления журнала.


Голосование
Что сдерживает переход на цифровую печать упаковки и этикетки?
    Проголосовало: 65