101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Экономия на простоте

  • Юрий Захаржевский
  • 30 сентября 2014 г.
  • 4406
В период экономических трудностей приходится искать производственные приёмы, позволяющие уменьшить стоимость книжно-журнальной продукции.
 

В период экономических трудностей приходится искать производственные приёмы, позволяющие уменьшить стоимость книжно-журнальной продукции.

Экономическая ситуация обязывает искать методы снижения себестоимости книг и журналов. Бумага хронически дорожает, курс валют тоже не ободряет, особенно в нашей отрасли, фатально зависимой от иностранных машин и расходных материалов. В этой связи стоит вспомнить несколько приёмов, которые позволят уменьшить себестоимость.

Офсет: невидимые миру слёзы

Сотрудники офсетных типографий прекрасно знают, что, в зависимости от сюжета, расходы на приладку и количество брака могут отличаться во много раз. Также от сюжета зависит и количество претензий, которые предъявляют клиенты к выполнению заказа. Например, можно напомнить, что пёстрые, контрастные картинки меньше страдают от разнотона и полошения. Напротив, пастельные и нейтральные тона, обширные плашки, сетки и градиенты — жуткая проблема для печатников. Кстати, этим давно и успешно пользуются производители печатного и допечатного оборудования, а также расходных материалов: на выставках и презентациях, а также при изготовлении раздаточных материалов они чаще всего предпочитают не усложнять себе жизнь и выбирают сюжеты поярче да полегче. Чего не скажешь о полиграфистах и издателях: иногда создаётся впечатление, что они нарочно ищут приключений.

Есть сюжеты, создающие проблемы и на послепечатной стадии. Например, плашки и любая плотная запечатка на месте сгиба создают проблемы при фальцовке. В лучшем случае удаётся решить задачу, дополнительно применив биговку. Также плашки, особенно металлизированными красками, мешают при склеивании и ламинировании.

Разумеется, многие из этих проблем решаются приобретением современного оборудования и поддержанием его в идеальном техническом состоянии. Например, почти все проблемы со склеиванием решаются применением PUR-клея. Современные печатные машины, оборудованные системами контроля с обратной связью, способны сократить количество приладочных листов до нескольких десятков. Но и в этом случае надо вовремя проводить профилактику и замену или обрезинивание красочных валиков.

Д. Самохвалов: «Делаем деньги из воздуха!»

К сожалению, далеко не все могут позволить себе дорогое современное оборудование. Казалось бы, борьба за облегчение работы путём создания или подбора «правильных» сюжетов должна стать одним из способов увеличения рентабельности. Но в реальности торг менеджера с клиентом никак не зависит от сложности сюжета: клиент диктует свои условия. Хорошо бы, конечно, всем полиграфистам договориться и выставлять цену в зависимости от сюжета. Но нет у нас, к сожалению, отраслевой солидарности: даже попытки бороться с демпингом ни к чему не приводят, что уж говорить о такой особенной материи, как «сложность» сюжета. К тому же интерес клиента не всегда заключается в том, чтобы получить идеальный тираж: за разнотон, например, можно добиться от типографии скидки, а качество тиража… Ну что качество? Покупатель-то видит не весь тираж, а один экземпляр.

Но и в том случае, когда компания сама занимается подготовкой дизайна, взаимопонимания между разными подразделениями достичь удаётся не всегда. Печатник и дизайнер, скорее всего, не общаются лично, у менеджера голова другим занята… В общем, когда «вылезает» очередная проблема с выкатыванием тёмно-синей плашки, оказывается, что клиент дизайн уже утвердил и поменять его никак невозможно. Хотя бы потому, что клиент не знает, что со злосчастной плашкой уже безрезультатно промучились полдня — он пребывает в приятной уверенности, что заказ уже напечатан. Подытожу: количество технических проблем можно было бы значительно уменьшить одними лишь организационными мерами.

Экономия на резке

Для типографий с большим объёмом перерабатываемой бумаги актуальной может оказаться нарезка из рулонов на собственной флаторезке. Директор нижегородской типографии «АПД» Дмитрий Самохвалов не скрывает от коллег, как благодаря этой машине удаётся экономить немалые средства.

Благодаря возможности выбрать любую желаемую длину реза, верстальщики в «АПД» задают формат бумаги с точностью до миллиметра. В результате значительно уменьшилось количество обрезков. Эвольвентные ножи в тайваньской флаторезке GMC вращаются навстречу друг другу, поэтому рез получается аккуратным и не нужна подрезка на гильотине. Кроме экономии собственно бумаги, для многих может оказаться важным и такой фактор, как экономия площади при хранении: бумага в рулонах, поставленных друг на друга, занимает гораздо меньше места, чем в листах на паллетах.

«Цифра»: начиная с закупки

Но сэкономить на бумаге могут и малые предприятия. Некоторые приёмы повышения рентабельности можно почерпнуть у нашего колумниста Марселя Шарифуллина. Хотя работал он в вузовской, а не коммерческой типографии, но к экономии теперь стремятся все.

И бороться за неё надо уже с момента приобретения материалов: «Ранее отдел полиграфии закупал бумагу только в стандартных пачках А4 и А3. Типография же перешла только на работу с бумагой в паллетах форматом от 64×92 см и самостоятельной нарезкой их на необходимые форматы. Из одного такого большого листа выходило четыре А3 либо девять листов А4. За счёт этого мы смогли существенно расширить номенклатуру используемой бумаги (вплоть до дизайнерских и металлизированных сортов) и получить двукратную экономию на её закупках» (Шарифуллин М. Реформирование цифровой типографии: из МГУ в НИУ ВШЭ // Publish № 4/2014; http://www.publish.ru/articles/201404_20013236). При этом Шарифуллин замечает, что увеличивать номенклатуру бумаги стоит, имея правильную климатику в производственном помещении и грамотных операторов.

Следующий его совет относится к цифровым типографиям: «Раз уж мы затронули форматы бумаги, рекомендую загружать в ЦПМ только листы формата А3 или больше… Хотя это и требует некоторых усилий по предпечатной подготовке макетов, но зато вы сэкономите на клик-контрактах и повысите ресурс работы ЦПМ (трансферных лент и других её узлов)».

Увлекаясь новейшими технологиями, не стоит забывать о таком проверенном способе производства небольших тиражей, как ризография. Правда, далеко не для всякой работы она годится, но в некоторых случаях вполне может занять нишу между ЦПМ и офсетом: «Для удешевления производства простых ч/б методичек… и нетребовательного к качеству раздаточного материала тиражами от 150 экз. мы использовали трафаретную печать на ризографах. Причём сначала делался спуск полос в программе PitStop и печатался пробный экземпляр на цифровой машине и только затем изготавливался весь тираж… Это приносило существенную экономию и позволяло увеличить эффективные тиражи типографии до тысячи экземпляров».

Вообще мнение о возможностях ризографов сложилось не самое высокое. Между тем эти скромные однокрасочные машинки в некоторых секторах полиграфического рынка вполне могут посоревноваться, особенно по части рентабельности, как с «цифрой», так и с офсетом (см. Захаржевский Ю. Три японских богатыря // Publish № 1–2/2014; http://www.publish.ru/articles/201401–02_20013200).

Вот такой переплёт…

«Квадрачение» корешка изделия на скрепке применяется не только при изготовлении тетрадей (на фото), но и для некоторых других изделий — например, учебной литературы, издаваемой малыми тиражами. Но почему бы не делать таким же образом журналы и книги? Неужели экономическая ситуация ещё недостаточно серьёзна?

Солидный переплёт — дело чести для многих изданий. Но иногда стремление к солидности превращается в самоцель. Сколько бы ни осталось в журнале страниц в связи с уменьшением количества рекламодателей — издатель всё равно старается сохранить склеенный на КБС корешок. Журнал или брошюра на скрепке — вроде как «не комильфо». Издание закроется, но принципом не поступится.

И снова совет Шарифуллина: «Вместо клеевого скрепления короткие тиражи можно сшить обычным проволочным скреплением с последующим квадрачением корешка брошюры. Это позволило сократить срок изготовления, получить брошюры с прекрасной раскрываемостью и долговечностью и с хорошим эстетическим видом, без пухлости в области корешка и удобным стапелированием в стопе или на книжной полке (обычные преимущества клеевого скрепления). Для этого в типографию ВШЭ была закуплена оригинальная автоматическая машина Watkiss PowerSquare 200» (см. также Захаржевский Ю. Лучшая послепечать для издательской полиграфии // Publish № 11, 2013; http://www.publish.ru/articles/201311_20013161).

Заметим, что выигрыш в скорости и себестоимости относится не только к коротким тиражам — на длинных он будет даже очевиднее. В том числе за счёт уменьшения количества брака — клеевую машину не так просто настроить, а проблемы со склейкой не всегда очевидны сразу, особенно в случае с PUR-клеем.

Также следует помнить, что при переходе с клеевого крепления на скрепку необходимо изменить вёрстку текста, особенно если брошюра или журнал будут солидной толщины. В этом случае размещение текста зависит от того, на какой странице он находится: чем ближе к обложке — тем дальше от корешка его надо отодвинуть, иначе на разных страницах текст будет расположен по-разному.

Другой способ сэкономить на переплёте и ускорить выпуск малотиражных изданий — унифицировать картонные обложки для малых тиражей, проделав в них окна: «Название книг печаталось на титульной странице и проглядывалось через такое окно в плотной обложке, которая содержала только шаблонное цветное изображение и не требовала дополнительной печати. Такие обложки, придававшие единичным изданиям презентабельный вид, заказывались недорого большими тиражами в офсетных типографиях». Шарифуллин воспользовался этим приёмом при издании учебной литературы, но, если договориться с издателем и объяснить задачу верстальщику, этот приём можно применить и в других случаях — например, если издатель готовит целую серию малотиражных книг, этот способ борьбы за экономию может даже придать им оригинальности.

Стоит отметить, что для фотокниг, даже бюджетных, такой приём не всегда уместен, поскольку многие клиенты предпочитают персонализированную обложку. А вот для учебной или художественной литературы такое оформление может вполне устроить издателя, если оно сулит снижение цены.

Экологично и технологично

Тенденция экологичности коснулась и материалов: стали модными «вторичные» и немелованные бумага и картон. Настолько модными, что появились дорогие дизайнерские материалы, имитирующие дешёвые макулатурные сорта. Но это не наш случай — мы сейчас говорим о реальной экономии.

Например, заднюю часть обложки тетради или блокнота на пружине совсем не обязательно делать из мелованного картона — подойдёт и макулатурный. А обязательный теперь штрих-код или даже QR-код при этом можно разместить и на передней обложке — покупатели давно уже относятся лояльно к таким дизайнерским изыскам.

Разумеется, и в этом случае многое зависит от организации, т. е. от того, как сумеют договориться издатель, дизайнер и полиграфист. Если сумеют, то моду можно использовать во благо: и природе помочь, и себе.

Раз пошла такая экономия…

Если уж экономить на переплёте — то можно вспомнить и о самом кардинальном способе. Да-да, можно обойтись и вовсе без него. В позапрошлом веке российские типографии зачастую выпускали книги без переплёта, а покупатель сам заказывал его в переплётной мастерской. При этом можно было выбрать вид переплёта, подходящий каждому по виду и цене: от дешёвого картонного до дорогого «французского».

Конечно, современный читатель (которого зачастую именуют «потребителем») не будет ходить по переплётным мастерским, ждать выполнения заказа, да и не справятся они с высокой нагрузкой.

Но есть готовое бюджетное решение. Представим себе обычную тетрадь со вставным блоком на кольцах. Вернее, не тетрадь, а только обложку с кольцами. В качестве блока для неё может выступать не линованная бумага, а «цифровая» или обычная книга, так же упакованная в плёнку и просверленная в нужных местах. Первая страницу, которую видно через плёнку, будет титульной: с названием книги, именем автора и даже цветной иллюстрацией.

Конечно, типографии для изготовления таких книг необходимы будут бумагосверлильный станок и устройство для упаковки блоков в термоусадочную плёнку. Но они не так уж дороги и уже имеются во многих типографиях, поскольку использовать их можно при производстве многих изделий: календарей, блокнотов и т. д.

При этом можно, например, сделать одну обложку на целую серию — в этом случае не так уж дорого будет даже потратиться на соответствующее изображение на этой общей обложке. А при стремлении к тотальной экономии можно и вообще о ней не беспокоиться: такие обложки с кольцами уже есть у многих дома, а у кого нет — тот легко купит в ближайшем магазине канцелярских товаров. В любом случае книга без переплёта будет стоить гораздо дешевле.

Таким образом можно выпускать учебные пособия (учебники, методички, рабочие тетради), серии художественных книг и отдельные издания самых ограниченных в средствах авторов.

Надо решаться

Изменение конструкции и внешнего вида издания — нелёгкое решение. Но, с другой стороны, оно может быть и способом привлечения внимания. Да и не будет лёгких решений в полиграфии, прошло то время.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
HPM S22 в самом востребованном формате

Одной из наиболее производительных в линейке поставляемых одноножевых бумагорезальных машин HPM является модель S22 с длиной реза 137 см.

Брошюровщик Ausjetech MFB: вариантов отделки много

Автоматический брошюровщик Ausjetech MFB представляет из себя модульное решение для изготовления буклетов в составе автоматического податчика листов с двумя лотками DCF33, проволокошвейного модуля SF33 и триммера для обрезки передней кромки T33, интегрированных в единую линию. Машина нацелена на сегмент средних и крупных типографий.

«Реклама 2024»: последняя встреча в «Форуме»

С 21 по 24 октября 2024 года в московском «Экспоцентре» прошла очередная «Реклама». И это последний год, когда выставка проводится в «Экспоцентре»: на будущий год это будет совсем другая локация, но информации об этом пока нет. Тем приятнее было провести эти четыре дня в павильоне «Форум», который, как казалось, был вплотную заполнен стендами экспонентов.

Цифровые перспективы России

Я работаю в компании, занимающейся цифровизацией бизнесов и внедрением ПО, но я не ставлю своей задачей убедить владельца типографии полностью перейти на цифровую печать. Моя работа начинается с попытки понять, чего хочет добиться потенциальный клиент и какой объём финансовых средств он готов инвестировать в это. Важное значение имеет именно психологическая готовность собственника типографии к внедрению инноваций.

LIYU Platinum Q-Cut

На прошедшей в конце октября выставке «Реклама 2024» LIYU Russia впервые в России представила обновлённую модель цифрового режущего плоттера Platinum Q-Cut с рабочим столом 1600×2500 мм.



Новый номер

Тема номера: Бумага и картон в России. Детали: Ausje tech MFB. VIPColor VP660. Обзоры: LIYU Platinum Q-Cut. Sprinter TC -F2132. Отметка «1000» пройдена. «Реклама-2024». Цифровые перспективы России. Варианты будущего для этикеточных типографий.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 50