2012.06.07, Автор: Игорь Терентьев2217 прочтений

А начинали с "Артельных мужичков"...

Теги: Например Publish

Если говорить о Смоленском полиграфическом комбинате, то даже такая громкая фраза, как "флагман отрасли книгопечати", является не поэтическим преувеличением, а простой констатацией факта.

О. Ромашков: 19 апреля на Смоленском полиграфическом комбинате (СПК) состоялась презентация новейшей 8-красочной листовой офсетной машины Komori Lithrone 44SP. Подробный репортаж об этом был опубликован в Publish № 5 (с. 8; http://www.publish.ru/news/19917380.html). Для нас была также организована экскурсия по типографии. Её история и сегодняшний день настолько масштабны, что заслуживают более подробного рассказа.

Тогда и сейчас

СПК создавался для выпуска исключительно учебной литературы в многокрасочном исполнении. Строительство началось в 1963 г., а уже в процессе технологический проект трижды перерабатывался с учётом выпуска нового оборудования. В 1974 г. начались монтажные работы по вводу в эксплуатацию экспериментального участка мощностью 30 млн краскооттисков. На нём была выпущена первая книга комбината — сказка «Артельные мужички». В 1975-76 гг. были последовательно запущены две производственные мощности по 526 млн единиц печати каждая, а в 1979-80 гг. — еще дополнительно 606 млн кр. отт.Экспериментальный участок был ликвидирован, на его месте организован ремонтно-механический цех, играющий важную роль в жизни предприятия и поныне, — во время экскурсии мы постоянно находили оборудование и приспособления, изготовленные на предприятии собственными силами.

Рулонным машинам Cromoset, которых на комбинате 9, уже почти 20 лет, но они по-прежнему в строю. На снимке — Cromoset печатает на два полотна по схеме 2+2К концу 2010 г. общая производственная мощность предприятия составляла 3879 млн кр. отт. В 2010 г. по распоряжению Федерального агентства по управлению госимуществом полномочия единоличного исполнительного органа комбината переданы управляющей организации ОАО «Издательство “Высшая школа”». В группу полиграфических предприятий, помимо Смоленского, вошли Тверской полиграфический комбинат детской литературы, Смоленская и Тульская областные типографии. 29 ноября 2010 г. управляющим директором СПК был назначен Олег Ромашков. Во время экскурсии и в ходе обстоятельного разговора он не раз подчёркивал, что создание подобного объединения положительно сказывается на развитии предприятия. Это касается в первую очередь централизованных закупок расходных материалов и оборудования, стандартизации техпроцессов. Начинает выстраиваться и механизм взаимодействия коммерческих структур типографий группы.

Производство

Сейчас в СПК в месяц выпускается до 3 млн книг в твёрдом переплёте и 6 млн брошюр. Свою долю рынка на комбинате оценивают в 60% в секторе учебно-методической литературы и около 8% всей книгопечатной продукции России. Общая площадь производства — около 4,5 гектаров, количество работников — 1100. Ромашков отмечает, что на предприятии регулярно выплачивается зарплата, а текучесть кадров минимальная.

В 2010 г. введено в строй термальное устройство Agfa Avalon N8-20-S с автозагрузчиком и встроенной системой пробивки формС самого начала типография держала курс на передовые технологии. В формном цехе здесь ещё в начале 80-х освоили фотонабор, затем в 2003 г. внедрили CTP и цифровые цветопробные системы. Автоматизация допечатных процессов на базе системы Agfa Apogee X. Среди её функций — вывод данных о настройках красочных зон для листовых офсетных машин. На комбинате используют и современные технологии растрирования. Примерно в 10% заказов применяется гибридный растр Sublima.

Печатный цех типографии — это пять помещений, оснащённых листовыми и рулонными машинами. Среди листовых — уже упомянутая Komori Lithrone 44SP, Heidelberg SM-102-5+L, Heidelberg SM-102-4, двух- и четырёхкрасочные Planeta. На участке рулонной печати 13 машин — двух- и четырёхкрасочные офсетные Cromoset, Wifag OF 9.2, ПОК-75-42Л; на участке печати с рулона на рулон — офсетные Gazelle 8Q и Gallus V330о.

Переплётно-брошюровочный цех изначально проектировался для установки самого современного на момент создания оборудования, включая шесть автоматических линий. В дальнейшем он постоянно переоснащался.

На СПК стараются максимально эффективно использовать расходные материалы — большая часть бумаги заказывается в рулонах и нарезается в листы уже на комбинате. Есть и рулонное ламинирующее оборудование.

Упаковывается продукция на машинах, установленных в линию с обвязочными автоматами. Есть оборудование для поэкземплярной упаковки и набирающая популярность у издателей упаковка в плёнку европаллетами. При необходимости хранения продукции к услугам заказчиков – большой, полностью автоматизированный склад.

Перспективы

Работающий с высокой загрузкой СПК производит хорошее впечатление. К сожалению, это характерно далеко не для всех российских типографий, постоянно жалующихся на ухудшение рыночной ситуации. А руководители СПК уже думают о перспективе и дальнейшем развитии. В ближайшее время готовятся к поставке современной журнальной машины. Поговорили мы и о «цифре», и её возможностях для выпуска книг. В этом вопросе СПК проявляет здоровый консерватизм, вполне понятный при таком масштабе производства. Грандиозного проекта в ближайшее время точно не будет – если будут пробовать, то начнут с небольшой листовой ЦПМ...

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Выставки торопят «цифровизацию»

    Экспозиции Printech и RosUpack в этом году оказались гораздо более насыщены цифровыми решениями, чем российские типографии. Пока это определяется большей выставочной активностью поставщиков подобных решений, но в перспективе приведёт к цифровой трансформации всей отрасли.

     

  • Лучшее с FESPA 2019: футболочные принтеры и цифровая резка

    Завершение обзора новинок, определяющих тенденции, с главной международной выставки широкоформатной и специальных видов печати.

     

  • За культуру разработки!

    Publish — один из моих любимых журналов, в котором много внимания уделяется «цифре» в разных ипостасях. В журнале и на организованных редакцией конференциях много рассказывается о цифровых технологиях для упаковки, в том числе и гибких, рассматриваются аспекты цепочки «производитель товара — покупатель», куда включаются и производители упаковки, логистика, места продажи…

    Но в темах, которые относятся к цифровому производству упаковки, чего-то не хватает… Представители бизнеса рассказывают, как они работают или осваивают новые технологии, прорабатывают схемы современной логистики производства упаковки, предлагают технологические линии. Всё, чтобы быть уникальными, гибко реагируя на требования заказчиков. В итоге — много разговоров о печати и оборудовании: цифровом печатном и послепечатном, о цифровых планшетных режущих плоттерах для изготовления прототипов и даже тиражей. Реже говорится о допечатном ПО и программных инструментах настройки и управления оборудованием, облегчающих жизнь операторам оборудования.

     

  • Ricoh Pro 8300S

    Заключение: высокопроизводительная монохромная ЦПМ пригодится как коммерческим, так и корпоративным типографиям. Улучшения направлены на упрощение обслуживания и повышение времени безотказной работы. Высокое качество печати позволяет отлично воспроизводить как текстовые, так и графические работы и даже фотографии.

     

  • Бестселлеры для полиграфистов

    Представители производителей и поставщиков — о самых продаваемых полиграфических решениях.

     

  • Влияет ли на ваше решение о покупке популярность (объём продаж) оборудования или материала на рынке?

    Иван Гудим, директор объединённого репроцентра «Выражайтесь печатно», PRINTDESIGN, «Форма 24» (Москва):

    При выборе устройств СТР мы в первую очередь обращаем внимание на технологию экспонирования — предпочитаем термальную, как наиболее стабильную, обеспечивающую высокое качество пластин. При этом лазер нужен стабильный и мощный, с возможностью регулировать процесс.

     


comments powered by Disqus