101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

"Фотошопы" для блондинок? Не только...

  • Михаил Борисов
  • 13 апреля 2012 г.
  • 5207

В Publish № 3 мы коснулись темы печати по требованию как одного из наиболее активно растущих сегментов полиграфического рынка за рубежом. С учётом того, что со временем почти все тамошние тенденции доходят до нас, решено было копнуть поглубже и рассмотреть внутреннюю «кухню» процесса создания фотокниг подробнее. Один из его важнейших аспектов — улучшение качества фотоматериала.

Эта проблема возникла одновременно с появлением цветного монитора, на котором можно просматривать снимки. Предпринималось множество попыток создать универсальный алгоритм, который бы из любой картинки, даже снятой обычной «мыльницей», делал «конфетку». Решения были сильны в разных областях, поскольку создатели в первую очередь ориентировались на собственное, субъективное восприятие результата. Сейчас лучшие представители данного класса ПО — мощные комплексы, использующие сложные адаптивные алгоритмы для обработки различных сюжетов, что позволяет автоматизировать процесс коррекции.

Разнообразие выбора

Подавляющее большинство решений для коррекции составляют утилиты-полуавтоматы. Заложенные в них алгоритмы ничуть не уступают полным автоматам, а иногда (узкоспециализированное ПО) результат значительно лучше. Ведь главное требование для полного автомата — не навредить. По статистике WAN (World Association of Newspapers and News Publishers), только 80% всех снимков корректно обрабатываются в автоматическом режиме, а остальные 20% портятся. Стремление к универсальности ограничивает степень коррекции, поэтому она минимальна. А полуавтоматы позволяют не только выбрать метод обработки в соответствии с собственными предпочтениями, но и изменить силу воздействия для оптимального результата.

Решения для коррекции исполняются в виде отдельного ПО либо подключаемых модулей для Photoshop и Lightroom.

Нижний уровень представлен относительно простыми решениями для ограниченного ряда задач. У каждого свой потребитель: для домашних нужд большинству достаточно исправить наиболее бросающиеся в глаза огрехи (красные глаза, слишком сильные затенённость или засветку, нечёткость). Встречается перевод фотографий в более яркую палитру (название «happiness» точно передаёт результат). Хотя утилит много, заслуживающих особого внимания среди них нет, отличаются они в основном интерфейсом и легко определяются по цене: предлагаются бесплатно или стоят до 50 долл. Среди известных — Picasa, SoftColor PhotoEQ, ACDSee и Irfan.

Более развитые предлагают те же функции, что и предыдущая группа, но с большим количеством настроек. Имеют средства для выравнивания цвета на лицах, повышения чёткости в тенях, избирательное подавление шума. Поддерживается несколько алгоритмов увеличения изображения, востребованных при значительном масштабировании. Снимки можно обрезать, выпрямлять, исправлять ориентацию (портрет/ландшафт). Обычно стоимость таких решений 50–150 долл.

Интересна имитация объёма (часто она называется «3D-boosting»), когда контраст поднимается не для всего изображения, а только на наиболее значимом участке, при этом сохраняя локальный тон. В результате получается изображение, очень похожее на объёмное.

В эту же ценовую нишу попадают узкоспециализированные утилиты, занимающиеся художественным переводом цветных изображений в ограниченные палитры (черно-белую, серию), борющиеся исключительно с шумом или же только повышающие резкость (Colorizer, Noiseware, Sharpener Pro). Серьёзные разработчики, кроме многофункциональных комбайнов, предлагают утилиты, реализующие ограниченную часть возможностей полной версии. Среди хорошо известных — коллекции Topaz, Akvis.

Особняком стоит обработка фото с людьми. Связано это с повышенными требованиями к качеству, поскольку всё внимание приковано к единственному объекту. Для подобных операций прибегают к помощи специализированных утилит вроде Portraiture.

На верхней ступеньке располагаются решения с ценой от 200 долл. Все они качественные, ориентированы на профессиональное применение и зачастую предлагаются в комплекте с другими утилитами, решающими творческие задачи (bundle), при этом стоимость может превышать 500 долл., как у onOne Plug-in Suite 5.

Здесь представлены исключительно полуавтоматы, требующие от сидящего за компьютером бережного отношения к изображению, — такой переход от всеобщего, хоть и суперинтеллектуального, «улучшайзинга» к более частной проработке отдельных областей ощутимо сказывается на результате. Среди редких исключений — решения для пакетной обработки снимков, рассчитанные на фотостудии; их можно отнести к промышленным.

Представители верхнего эшелона успешно справляются с фото, ранее считавшимися «мёртвыми». К таким относят снимки, например, с контровым светом (съёмка против источника света), в результате чего передний план фактически полностью засвечен. В результате адаптивной коррекции снимки удаётся хоть частично «вытащить» и сохранить для памяти. Ещё один показатель принадлежности утилиты к высшей касте — устранение эффекта хроматической и геометрической аберрации (появление цветной «бахромы» на участках с резким изменением цвета).

Среди интересных новинок — встраиваемый модуль Viveza. Работа построена на технологии U-Point, впервые применённой в модулях Nik Software. Коррекция выполняется локально, в пределах обозначенного пунктиром круга. Вы задаёте положение, размер редактируемой области, плавность перехода и проводите преобразования. Можно вернуться к исходному состоянию или провести повторную коррекцию: история действий сохраняется, а контрольные точки без ущерба перемещаются по изображению. Мнения специалистов по перспективам развития данного подхода разнятся. Одни утверждают, что гораздо полезнее работа с масками (как в Lightroom), другие сходятся в мнении, что метод не только имеет право на существование, но даже при определённой сноровке даёт весьма интересные результаты. Стоимость — 200 долл.

Новая версия ПО Softcolor Server Automata — представитель группы решений для пакетной обработки фото. Наряду со значительным снижением стоимости (с 900 до 500 долл.) увеличена производительность за счёт обновления собственного алгоритма спектрального обнаружения освещения, что позволяет исправить баланс белого, экспозицию и контрастность за один шаг. Для лучшего результата производитель рекомендует сначала отсортировать изображения по папкам (в ПО предусмотрено задание им разных корректирующих действий). Среди особенностей — использование сторонних приложений и скриптов для обработки фото. Automata как серверное решение позволяет работать нескольким пользователям одновременно.

Пример работы Kubota DashboardОт технического совершенства к художественному

Пласт утилит, объединённых понятием «коррекция изображений», весьма обширен (очень хорошо это передаёт термин «image enhancers»), ведь кроме исправления технического несовершенства снимка, есть и художественная сторона вопроса. И это также напрямую связано с улучшением фотографии.

Кроме комбайнов за 500 долл., отдельно предлагаются решения, оживляющие картинку за счёт неких художественных приёмов (например, виньетирования, когда внимание концентрируется на определённой части снимка, чем достигается большая художественная выразительность). Как правило, такие эффекты реализованы в форме сценариев Photoshop Actions и для удобства распространяются в виде коллекций. Здесь отметим Kubota Dashboard — старожил рынка пользуется заслуженной популярностью: 4 её коллекции охватывают более 400 сценариев.

Большой плюс в том, что утилита предоставляет удобный интерфейс не только к своим сценариям, но и ко всем видимым в Photoshop, причём их можно снабжать метками для быстрого поиска необходимых либо помечать как «Избранные». В последнее время интерес к подобным решениям растёт — многие профессионалы (свадебные фотографы, фотохудожники и др.) уже имеют в арсенале хорошо зарекомендовавшие себя приёмы обработки и художественной стилизации (чего стоят одни названия — «двойной шоколад» и т. п.). Они приобретают удобное управление десятками собственных находок плюс свежие решения по оформлению снимков.

Все — в интернет

В связи с широким распространением проигрывателей Flash появилось множество онлайн-средств коррекции. Отличий от традиционного ПО два: их не нужно устанавливать, и, как правило, они предоставляют услуги фотохостинга. Это обширный класс решений, причём некоторые настолько богаты возможностями, что даже выходят за привычные рамки (freeonlinephotoeditor.com, editor.pho.to/ru, picnik.com).

Среди них внимания заслуживает уже давно существующий Рixlr (pixlr.com/editor/), практически полный аналог Photoshop Elements. Его новый сервис Pixlr-o-matic предназначен для моментального применения к загруженному фото художественных эффектов: освещение и фокусировка, различные текстуры, в т. ч. имитирующие старое фото с последующим украшательством результата с помощью фоторамки.

В последнее время многие онлайн-решения стали интенсивно мигрировать на мобильные платформы — в первую очередь, на Android и iOS. Связано это с увеличением размера экрана гаджетов до комфортного. Понимая перспективность направления, к нему потянулись крупные разработчики ПО: появление Pixlr-o-matic напрямую связано с переходом компании в собственность Autodesk. Аналогична ситуация и с picnik.com — она поглощена Google для внедрения в свою соцсеть google+.

Промышленные монстры

Управляющие комплексы входят в состав АСУ ТП, поставляемых в комплекте с печатающим оборудованием или отдельно. Все крупные поставщики оборудования имеют свои решения. Например, HP SmartStream Photo Enhancement Server для ЦПМ HP Indigo предполагает лёгкую коррекцию фото, не допуская излишней обработки. Модуль автокоррекции работает под управлением НР SmartStream Director, который полностью автоматизирует техпроцесс (используются горячие папки, поддерживается поступление заказов через интернет). Xerox включает модуль Automatic Image Enhancement (AIE) в АСУ ТП FreeFlow. Модифицировать можно изображения, внедрённые в файлы PDF или PostScript. Как и решение от НР, имеет гибкие функции управления обработкой цвета. Все манипуляции с изображением выполняются в исходной цветовой модели и лишь на финальной стадии переводятся в стандартную триаду.

Fujifilm предлагает свои технологии улучшения изображений под «зонтиком» Image Intelligence. ПО рекомендуется для фотографических, печатных и медицинских техпроцессов. Для печати автоулучшение возможно сразу по нескольким направлениям — от сжатия динамического диапазона до оптимизации воспроизведения телесных тонов.

Решения промышленного уровня, которые учитывают ICC-профиль конечного устройства, как правило, применяются в издательствах. Сейчас есть с дюжину решений, использующих связку CMS+ICC, и чуть больше — работающих в стандартном цветовом пространстве sRGB.

Что под капотом?

При выборе решения хорошо хотя бы в общих чертах знать, на что ориентироваться… Исследования разработчиков показали, что ключ к успешной обработке изображения лежит в правильном распознании содержимого: в зависимости от этого применяются алгоритмы его коррекции. Все сюжеты сводятся к основным группам: городской пейзаж, природа, зима (снег), ночная съёмка, люди (в т. ч. портрет), съёмка внутри помещения.

Взгляните на изображение (рис. 1). В нём есть области, требующие различных методов обработки: мелкие элементы (листва, здания) требуют повышения чёткости, небо — наоборот, имеет небольшую зернистость (шум), которую желательно сгладить размытием, то же касается и чересчур тёмных участков. Сила применения коррекции зависит от величины общего шума в изображении плюс поправка на естественное повышение его уровня в более тёмных областях.

Но значимые части изображения не бывают заполнены исключительно мелкими или крупными деталями, всегда одни перемежаются другими. Как определить оптимальный размер области? Золотая середина в динамическом определении размеров, при котором учитываются схожесть участков по цветам, яркости и другим параметрам. В качестве иллюстрации приведу артефакт, когда с удалением эффекта красных глаз заодно обесцвечиваются и губы. Особое внимание уделяется обработке границ перехода между областями, поскольку глаз человека наиболее цепко воспринимает именно их. В общем случае эти участки изолируются и над ними проводятся отдельные манипуляции.

Результаты выполнения различных задач программами автоматической обработки фотоТрадиционная схема работы корректирующей программы такова: сначала изображение анализируется, затем разбивается на фрагменты, а те корректируются (в основном это удаление шума и сглаживание артефактов jpeg-компрессии), потом выделяются области резких переходов и в них ещё сильнее подчеркивается контраст, что даёт эффект повышения чёткости, и переходят к восстановлению цветового баланса и яркости. Высшим шиком считается корректная обработка снимков с контровым светом и снижение эффекта цветной «бахромы» на краях ярких областей.

Описанные приёмы дают максимальный результат, только когда параллельно используется информация из EXIF. Напомню, что все современные фотоаппараты записывают изображение вместе с данными об условиях съёмки (режимы, вспышка и т. д.). Эта информация — важное подспорье в таких вопросах, как выравнивание освещения или коррекция цветового баланса. Если при обработке не учесть, что использовалась вспышка, можно запросто получить из ночи день и т. п.

Обратите внимание на поддержку многоядерности и возможности графического процессора, ведь использование их ресурсов существенно повышает производительность.

Выводы

Средства коррекции изображений в техническом плане достигли значительных высот, и ожидать качественных прорывов от «автоматов» уже не приходится, разве что планомерную шлифовку качества фильтров. Поэтому мир переходит от полностью автоматической работы к более осмысленной, требующей внимательного и бережного отношения к сюжету.

С увеличением размеров экранов мобильных устройств онлайн-решения получили второе дыхание за счёт миграции на платформы Android и iOS. На перспективное направление выходят крупные игроки, а значит, появление принципиально новых возможностей не за горами. Среди них — поддержка создания фотокниг, работа с видеороликами и интеграция с соцсетями (flickr, facebook, youtube).


Найти то самое

Среди множества ресурсов в Сети, посвящённых теме коррекции изображений, отметим photoshop.pluginsworld.com и adobe.com/products/plugins/photoshop/. Перечень одних только названий занимает несколько экранов, поэтому главное — найти подходящее. В качестве ориентира подойдёт продукция давно профессионально занимающихся данным рынком Nik Software, Extensis, Human Software, Imagenomic, onOne. Но даже они приукрашивают свойства своих модулей, поэтому перед покупкой обязательно протестируйте ПО на реальных примерах и только потом решайтесь. Благо, практически все разработчики предоставляют такую возможость.


А что Adobe?

Обзор средств коррекции изображений не будет полным без продукции Adobe. Гордость компании — Lightroom, мощнейший инструмент для профессиональных фотографов с невероятным количеством средств коррекции. Но если вам не часто приходится заниматься коррекцией, лучше поискать более простой инструмент. Кроме того, для работы с ним нужен мощный компьютер с большим объёмом памяти.

Понять точку зрения руководства Adobe на развитие данного сегмента можно по недавно вышедшей 4-й версии ПО. Усовершенствованный механизм обработки ярких и тёмных участков изображения вытягивает изображение и снижает количество артефактов, неизбежных при таких «силовых» действиях.

Идя в фарватере современных тенденций, редактор позволяет создавать фотокниги с последующим их заказом. По последней моде и интеграция с социальными сервисами: теперь можно отправлять фото в Facebook и Flickr прямо из программы. Появились также модуль для работы с геометками и инструментарий для видеороликов.

Среди бесплатных и условно-бесплатных утилит компании отметим Photoshop Express, родоначальник онлайн-направления развития средств коррекции. Глобальный сдвиг в сторону мобильности дал толчок развитию Adobe Nav, Photoshop Touch и LRPad (Lightroom iPad remote controller). Первый представляет собой скорее занятную игрушку для времяпровождения на диване, зато вторая — сенсорный Photoshop: позволяет объединять фото в многослойные изображения, вносить ключевые изменения и применять профессиональные эффекты, чтобы создавать иллюстрации, ретушировать, рисовать, делать наброски и многое другое. Доступна на AppStore за символические 10 долл.


Corel не отстаёт

В последнее время на данном рынке активизировалась Corel, выпустив свой AfterShot Pro. Фактически – это аналог Adobe Lightroom, а полный инструментарий заслуживает отдельного разговора. Что касается автоматической коррекции изображений, то такие инструменты сосредоточены в палитре Presets, организованной по образу и подобию Photoshop Actions – для удобства пользовательские сценарии могут располагаться в различных коллекциях, также предусмотрено гибкое управление ими в отдельном окне Preview Settings. Нельзя сказать, что реализация превосходна – до интуитивности очень далеко. Чего стоит одно только задание параметров – вместо того, чтобы просто записывать действия пользователя, как это происходит в Photoshop. Однако такой подход имеет свои преимущества: функциональность сценариев выше всяческих похвал, позволяя управлять самыми глубинными настройками. Автора поразила, например, широта возможностей по восстановлению геометрии снимков, снятых широкоугольной камерой, настройки шумоподавления Color Ninja – тут программа с легкостью даст фору любому другому ПО.


А что такое неприятности?

Вопрос, которым озадачился маленький герой мультфильма, становится актуальным при работе без профиля печати. Между тем, к моменту сдачи этого номера в печать примерно 33% опрошенных на нашем сайте (см. с. 1) выбрало вариант «А что такое профиль?». На первый взгляд это может показаться странным: все слышали, что профиль — это такая вещь, которая… А действительно ли все, слыхавшие о профилях, знают, что это? Даже среди тех, кто ими пользуется? Гурулёв, имеющий немалый личный опыт работы на производстве, считает, что далеко не все.

* * *

Олег Гурулёв, руководитель отдела технологической поддержки группы компаний «Легион» (Москва):

Многие полиграфисты действительно не знают, что такое профиль печати или имеют об этом превратное представление. Проводя семинары по качеству офсетной печати *, каждый раз убеждаюсь, что люди, говоря о профилях, не понимают, о чём идёт речь. Многим кажется, что это такое волшебное средство, которое решит все проблемы типографии. И удивляются, узнав, что профиль не улучшает и не ухудшает — он отражает процесс печати.

Польза от профилей будет только при правильном их применении. Кроме нужного для данного материала профиля, необходимо, чтобы печатная машина работала стабильно, была правильно настроена.

Профиль получить легко, сложнее сделать всё правильно. Если технология в типографии слаба, нет связи между верстальщиком, дизайнером и допечатным отделом, внесение в правила работы тех или иных профилей отнюдь не гарантирует отсутствия проблем.

* * *

Работа без профилей обычно встречается в типографиях с плёночной технологией получения форм и не имеющих своего устройства вывода: даже при правильных настройках в допечатных программах дефект проявки в репроцентре может свести на нет все усилия. А потом клиент и печатник стоят над приладочным листом и лихорадочно размышляют: почему эта картинка так не похожа на ту красивую, что была на мониторе или распечатке, сделанной на фотопринтере? И как теперь выходить из сложившейся ситуации? А главное — кто платит за банкет?.. — Ю. Захаржевский

* О семинарах по достижению стабильного качества подробнее см.: http://www.publish.ru/news/19849179.html.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Больше порядка

Ежедневники выпускают специализированные компании, книжные издательства, блогеры и даже музеи.

Текстильная печать: итоги, тренды, планы

В начале нового года принято подводить итоги прошедшего и строить планы на будущее. Publish решил узнать, как прошёл 2023 год и какие планы на 2024-й у руководителей компаний, занимающихся цифровой текстильной печатью, и задал им несколько вопросов.

Выставка UPAKEXPO

Международная специализированная выставка упаковочного оборудования и готовых упаковочных решений под этим названием проводится впервые, хотя это всё та же знакомая нам upakovka. Ключевая идея UPAKEXPO — обмен профессиональным опытом и информацией по основным темам упаковочной отрасли. Ниже вы найдёте список экспонентов, которых мы отобрали как наиболее интересных для наших читателей.

Как дела у РПК?

Рекламно-производственные компании в 2023 году и анализ результатов их деятельности.

Дизайнерская бумага: рыночные вызовы и тренды

Фактически два года российская экономика находится в условиях беспрецедентно жёстких экономических санкций, которые затронули каждую сферу производства, в том числе такую, казалось бы, малозначимую область, как печать рекламной продукции на дизайнерской бумаге. Для некоторого числа типографий сокращение объёмов импорта материалов вызвало определённые проблемы, но прошёл значительный отрезок времени, и ситуация стала проясняться.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 26