2012.04.111235 прочтений

Профи всё меньше?

Теги: От редактора Publish

Когда-то Apple была у истоков DTP-революции. Оказалось, что компьютер с графическим интерфейсом, пакет для вёрстки и лазерный принтер — отличный набор для реализации настольной издательской системы. Причём гораздо более доступной и открытой, чем тогдашние специализированные решения. Допечатная подготовка перестала быть уделом немногих профессионалов и стала массовым занятием. Допечатные отделы начали переезжать из типографий и сервисных бюро в издательства — поближе к месту, где создавалось содержание. Верстальщиков стало больше, а требования к их профессионализму были уже не так высоки, к в эпоху «до DTP».

Рынок DTP сделался для Apple (тогда ещё Computer) чуть ли не самым важным — в 1990-х издательства пачками покупали мощные профессиональные компьютеры с «яблочком» по несколько десятков тысяч за каждый. На них же ориентировались разработчики специализированного профессионального ПО, особенно систем автоматизации издательств, управления сканированием и обработки изображений. Многие программы выпускались только в версии для Mac OS.

Компьютеры превратились в обыденное явление, платформа Apple потеряла эксклюзивность и обязательность в глазах многих издателей и разработчиков ПО для дизайна и вёрстки. Верх взял прагматизм — зачем переплачивать за «железо» и «софт», если всё работает на более-менее стандартном сочетании Windows плюс PC? Чувства охладели взаимно — Apple с выходом iPod поймала потребительскую волну, почувствовав вкус больших денег. И практически перестала вкладываться в продвижение на вертикальных рынках, в первую очередь забыв об издательском секторе.

Готовить к публикации книги, журналы и рекламную продукцию стало ещё проще и дешевле. В некоторых издательствах даже отказались от профессионального ПО — зачем нужен пакет вёрстки, если Word справляется? Не менее просто начали относиться и к обработке изображений: во-первых, появилось множество гораздо более доступных альтернатив «Фотошопу», во-вторых, обработка изображений для профессиональных издательских целей стала чуть ли не самым редким применением графического ПО.

Девятый вал интереса к инструментам для обработки снимков породили появление доступной цифровой фотографии и взрывной рост социальных сетей. А мимоходом цифровые камеры практически убили рынок сканеров — от потребительских до профессиональных. Большинство сканеров теперь продаются в составе «комбайнов» — многофункциональных устройств, сочетающих ещё принтер и копир.

Раз есть спрос, рождается предложение — у желающих самостоятельно обработать свои фото появился огромный выбор доступных инструментов. Непрофессионалам ведь вовсе не нужна вся мощь «Фотошопа». Более того — она их пугает. Для многих вполне достаточно функций удаления «красных глаз», кадрирования и масштабирования, простейшей цветокоррекции (лучше всего — автокорректор) и инструментов для создания коллажей. Кому-то требуется каталогизации, кто-то балуется разными фильтрами. Инструментов, решающих подобные задачи, — пруд пруди. Причём на любой платформе, вплоть до смартфонов. Родилось даже целое направление — айфонография (съёмка и обработка снимков на iPhone).

Мимо такого огромного рынка не могли пройти разработчики профессионального ПО. Недорогие инструменты обработки изображений для мобильных платформ выпустила Adobe. В том числе весьма изощрённые — они обеспечивают взаимодействие софта на планшете с Photoshop на настольном компьютере.

А где же в этом разнообразном мире с обилием простейших и доступных инструментов место для профессионалов? Неужели их будет становиться всё меньше? Мне так не кажется. Скорее наоборот — профи будет больше. Потому что появится больше направлений для специализации (и в рамках издательской отрасли), где можно наращивать и развивать мастерство. Изучая новые инструменты, придумывая собственные, более эффективные методы работы. И нащупывая новые ниши, где можно зарабатывать деньги обработкой изображений, делая это лучше других.

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Точки оцифровки

    В процессе подготовки к нашим конференциям на общую тему цифровой трансформации, но для разных аудиторий — офсетных и флексографских типографий — я обращал больше внимания на то, как полиграфисты, не относящие себя к «цифровикам», на самом деле уже давно и много пользуются преимуществами цифровых технологий. Да, безусловно, цифровая печать находится в сердце цифровой трансформации отрасли. Однако цифровые технологии уже пронизывают полиграфию сверху донизу. Причём даже на предприятиях, которые не особенно торопятся в цифровую эпоху, точек цифровизации — множество!

     

  • Путеводитель по широкому формату

    Тема номера — FESPA 2018. Эта выставка, когда-то бывшая нишевой и нацеленной на специальные виды печати — трафаретную, тампонную и др., вместе с индустрией пережила успешную цифровую трансформацию и активно растёт. Теперь основу её экспозиции составляют широкоформатные принтеры, а также необходимые для их нормального функционирования решения — от RIP и полномасштабных систем автоматизации до послепечатного оборудования, запечатываемых материалов и чернил.

     

  • Самая личная полиграфия

    Четверть века назад, когда миру были представлены первые цифровые печатные машины, одной из главных сфер их будущего применения была заявлена персонализированная печать. Это было вполне разумно, ведь именно способность «цифры» свободно менять содержание каждого отпечатанного экземпляра являлась неоспоримым преимуществом новой технологии по сравнению с привычными аналоговыми способами печати, «отягощёнными» формными процессами.

     

  • Материализация «Матрицы»

    Упаковка считается тихой гаванью для полиграфии. Ей явно не угрожают опасности, которым подвергается издательская и рекламная печать. Все понимают, что упаковка часто оказывается для покупателей решающим фактором при выборе того или иного товара. Как следствие, владельцы брендов просто вынуждены увеличивать свои вложения в упаковку. Её сложность и разнообразие постоянно растут.

     

  • Открытия года

    Задумывая тему первого в этом году номера, мы не ожидали, что окажемся провидцами. То есть думали мы совсем о другом — о лучших продуктах, открытых нам за прошедший год различными международными конкурсами в области полиграфии. И статья в тему номера действительно про это — рекомендуем ознакомиться, если вы находитесь в поиске инновационных продуктов для развития своей типографии.

     

  • По восходящему мячу

    Это термин из моего любимого вида спорта — тенниса. Когда игрок бьёт по мячу после его отскока от корта, многое зависит от того, где находится точка удара. Современных игроков учат бить как можно раньше — пока мяч находится на восходящей траектории после отскока. Это требует хорошей координации, скорости реакции и отличной «физики» — вы должны быстрее и точнее подходить к мячу. Зато у вас появляется больше шансов завладеть инициативой — мяч возвращается на сторону соперника быстрее, к тому же на восходящей траектории энергия мяча, летящего к вам, больше. Значит, её можно использовать для более сильного ответа. Поэтому игра по восходящему мячу считается залогом победы и хорошо ложится в современную концепцию максимально агрессивного тенниса.

     


comments powered by Disqus