2012.04.111333 прочтений

Профи всё меньше?

Теги: От редактора Publish

Когда-то Apple была у истоков DTP-революции. Оказалось, что компьютер с графическим интерфейсом, пакет для вёрстки и лазерный принтер — отличный набор для реализации настольной издательской системы. Причём гораздо более доступной и открытой, чем тогдашние специализированные решения. Допечатная подготовка перестала быть уделом немногих профессионалов и стала массовым занятием. Допечатные отделы начали переезжать из типографий и сервисных бюро в издательства — поближе к месту, где создавалось содержание. Верстальщиков стало больше, а требования к их профессионализму были уже не так высоки, к в эпоху «до DTP».

Рынок DTP сделался для Apple (тогда ещё Computer) чуть ли не самым важным — в 1990-х издательства пачками покупали мощные профессиональные компьютеры с «яблочком» по несколько десятков тысяч за каждый. На них же ориентировались разработчики специализированного профессионального ПО, особенно систем автоматизации издательств, управления сканированием и обработки изображений. Многие программы выпускались только в версии для Mac OS.

Компьютеры превратились в обыденное явление, платформа Apple потеряла эксклюзивность и обязательность в глазах многих издателей и разработчиков ПО для дизайна и вёрстки. Верх взял прагматизм — зачем переплачивать за «железо» и «софт», если всё работает на более-менее стандартном сочетании Windows плюс PC? Чувства охладели взаимно — Apple с выходом iPod поймала потребительскую волну, почувствовав вкус больших денег. И практически перестала вкладываться в продвижение на вертикальных рынках, в первую очередь забыв об издательском секторе.

Готовить к публикации книги, журналы и рекламную продукцию стало ещё проще и дешевле. В некоторых издательствах даже отказались от профессионального ПО — зачем нужен пакет вёрстки, если Word справляется? Не менее просто начали относиться и к обработке изображений: во-первых, появилось множество гораздо более доступных альтернатив «Фотошопу», во-вторых, обработка изображений для профессиональных издательских целей стала чуть ли не самым редким применением графического ПО.

Девятый вал интереса к инструментам для обработки снимков породили появление доступной цифровой фотографии и взрывной рост социальных сетей. А мимоходом цифровые камеры практически убили рынок сканеров — от потребительских до профессиональных. Большинство сканеров теперь продаются в составе «комбайнов» — многофункциональных устройств, сочетающих ещё принтер и копир.

Раз есть спрос, рождается предложение — у желающих самостоятельно обработать свои фото появился огромный выбор доступных инструментов. Непрофессионалам ведь вовсе не нужна вся мощь «Фотошопа». Более того — она их пугает. Для многих вполне достаточно функций удаления «красных глаз», кадрирования и масштабирования, простейшей цветокоррекции (лучше всего — автокорректор) и инструментов для создания коллажей. Кому-то требуется каталогизации, кто-то балуется разными фильтрами. Инструментов, решающих подобные задачи, — пруд пруди. Причём на любой платформе, вплоть до смартфонов. Родилось даже целое направление — айфонография (съёмка и обработка снимков на iPhone).

Мимо такого огромного рынка не могли пройти разработчики профессионального ПО. Недорогие инструменты обработки изображений для мобильных платформ выпустила Adobe. В том числе весьма изощрённые — они обеспечивают взаимодействие софта на планшете с Photoshop на настольном компьютере.

А где же в этом разнообразном мире с обилием простейших и доступных инструментов место для профессионалов? Неужели их будет становиться всё меньше? Мне так не кажется. Скорее наоборот — профи будет больше. Потому что появится больше направлений для специализации (и в рамках издательской отрасли), где можно наращивать и развивать мастерство. Изучая новые инструменты, придумывая собственные, более эффективные методы работы. И нащупывая новые ниши, где можно зарабатывать деньги обработкой изображений, делая это лучше других.

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Струйное будущее печати

    Новейшая история полиграфии — в части, касающейся развития струйной технологии, — неплохо документирована, но некоторые факты в ней уже слегка позабыты. Например, первый патент на печатающую головку с непрерывным истечением чернил якобы был выдан Вильяму Томпсону ещё в 1867 г. Понятно, что тогда не шла речь о физическом воплощении принтера на основе этой технологии, и первую модель с непрерывным истечением чернил выпустила… Siemens только в 1951 г. Но в следующие 30 лет, до появления импульсных технологий — термо- и пьезоструйной, вряд ли кто-то всерьёз считал, что струйные устройства смогут стать базой для настоящих полиграфических машин.

     

  • На пути к этикеточному чёрному ящику

    Судя по ответам в нашем традиционном опросе на сайте, общее направление движения к «цифре» для большинства руководителей флексотипографий — дело решённое. Конечно, мы ставили гораздо более узкий вопрос, чем заявленная тема номера по итогам нашей конференции «Цифровая трансформация во флексотипографии». Мы предлагали только высказать мнение на тему «Стоит ли внедрять цифровую печать во флексотипографии?», не касаясь перехода на цифровые техпроцессы и послепечать.

     

  • Бублик автоматизации и другие вкусности

    Продолжаем заботиться об удовлетворении интеллектуального голода наших читателей. По заветам всех бабушек особое внимание уделяем мучному. Да, мы в курсе, что десерт подаётся последним и к чаю, но в нашем случае сладкое оказалось темой номера. Не спрашивайте, почему на обложке бублик. Так тему автоматизации интерпретировало причудливое воображение одного из дизайнеров прекрасной студии Tomatdesign. Наш вариант объяснения — это метафора идеальной (но недостижимой) автоматизации, охватывающей все аспекты деятельности типографии. Не только на 360° по окружности, но ещё замыкающейся в трёхмерную фигуру — тор. Впрочем, вы можете придумать и собственное объяснение…

     

  • Зачем нам рекорды?

    Когда мы готовили тему номера, казалось, что собрать в неё достаточное количество рекордов, имеющих отношение к полиграфии, будет сложно. Ведь у нас — индустрия, а не спорт, сама суть которого заключается в достижении всё новых и новых рекордов. Однако это оказалось совсем не так. Причём некоторые рекорды по разным причинам даже не попали в статью.

     

  • Точки оцифровки

    В процессе подготовки к нашим конференциям на общую тему цифровой трансформации, но для разных аудиторий — офсетных и флексографских типографий — я обращал больше внимания на то, как полиграфисты, не относящие себя к «цифровикам», на самом деле уже давно и много пользуются преимуществами цифровых технологий. Да, безусловно, цифровая печать находится в сердце цифровой трансформации отрасли. Однако цифровые технологии уже пронизывают полиграфию сверху донизу. Причём даже на предприятиях, которые не особенно торопятся в цифровую эпоху, точек цифровизации — множество!

     

  • Путеводитель по широкому формату

    Тема номера — FESPA 2018. Эта выставка, когда-то бывшая нишевой и нацеленной на специальные виды печати — трафаретную, тампонную и др., вместе с индустрией пережила успешную цифровую трансформацию и активно растёт. Теперь основу её экспозиции составляют широкоформатные принтеры, а также необходимые для их нормального функционирования решения — от RIP и полномасштабных систем автоматизации до послепечатного оборудования, запечатываемых материалов и чернил.

     


comments powered by Disqus