2012.03.22, Автор: Андрей Лыгун7441 прочтений

X-Rite i1 Display Pro

Теги: Publish


i1 Display Pro

Разработчик: X-Rite.
Оценка: 5 из 5
Заключение:
отличное устройство для цветовой калибровки мониторов. Практически единственное заслуживающее внимания в начальном ценовом диапазоне.
Цена в Москве: 330 долл.


В течение многих лет самым распространённым и надёжным (по качеству результата) устройством для калибровки монитора были колориметры серии Eye-One Display (вначале под именем GretagMacbeth, а потом — X-Rite). А первым в нашей прессе о них рассказал Publish в 2001 г. Эти годы трудно назвать «временем перемен» для серии Eye-One Display. Пара небольших обновлений случилась в ранние годы.

А между тем ЭЛТ-мониторы начинают исчезать даже из памяти пользователей (не всякий молодой человек понимает, для чего нужен этот огромный ящик). Да и в ЖК-мониторах сменилось не одно поколение, достигнуты яркость и цветовой охват, не снившиеся старой доброй технологии. Windows обновилась как минимум трижды, а сегодняшние «Маки» почти несовместимы с собратьями десятилетней давности. На эти изменения X-Rite ответила всего лишь обновлением ПО с версии 3.3 (2005 г.) до 3.6.3 (2009 г.).

Всем было понятно, что без кардинальных перемен не обойтись. И наконец-то мы получили современное средство для цветовой калибровки мониторов i1 Display Pro от «Графитек» — российского дистрибьютора марки Pantone (ею владеет X-Rite). Купить устройство можно менее чем за 10 000 руб. (интересно, что в 1998 г. далёкий, но прямой предок этого устройства Sequel Chroma III продавался в «Тереме» за те же 320 долл.).

Название

Названия продуктов X-Rite для цветовой калибровки и раньше путали покупателей. i1 Display 2, i1 Display LT, i1 Pro, i1 Design, i1 Publish, i1 Basic, i1iO, i1Sis, i1 Match — в смешении приборов, программ и комплектов ориентировались даже не все продавцы. А новинка ещё больше запутает ситуацию. Легко ли запомнить, что функциональность i1 Basic Pro и i1 Display Pro практически одинакова (калибровка мониторов и проекторов), но первый комплект в несколько раз дороже. Потому что i1 Basic Pro — полноценный спектрофотометр, измеряющий отпечатки, следовательно, потенциально годный для создания цветовых профилей принтеров. Но для этого нужно доплатить несколько сотен долларов за активизацию функций. А i1 Display Pro — это колориметр, чьи возможности начинаются и заканчиваются калибровкой мониторов и проекторов.

Впрочем, американским маркетологам видней. А мы просто запомним, что изучаем i1 Display Pro — устройство для калибровки мониторов. Его предшественник назывался i1 Display 2 (без Pro).

Твёрдое…

Дизайн изменился весь. Измеряемый свет попадает внутрь прибора через линзу, размеру которой позавидовали бы многие «цифромыльницы». Поворачивающаяся часть корпуса содержит матовый рассеиватель, который нужен при измерении параметров окружающего освещения, а при хранении защищает линзу от загрязнения. У предшественника эту функцию выполняла пластиковая пластина, крепившаяся к корпусу на защёлках. Снятие её нередко сопровождалось душераздирающим хрустом (но ни один прибор не пострадал). А резьба для закрепления теперь на штативе, что требуется при калибровке проекторов.

Внутри тоже произошли серьёзные перемены, но об их сути приходится только догадываться. Отмечу, что основные жалобы на i1 Display были связаны с калибровкой современных ЖК-мониторов с увеличенным цветовым охватом: фильтры прибора не были приспособлены для насыщенных цветов. Это неудивительно — ведь он создавался ещё в те времена, когда даже обычные ЖК-мониторы только начинали появляться в лабораториях производителей. Но теперь проблема решена, похоже, навсегда: производитель упоминает о некоей спектральной калибровке i1 Display Pro, которая позволяет владельцу модернизировать его для будущих дисплейных технологий (намёк на OLED?). Упоминание этой особенности вкупе с большой линзой на корпусе (у предшественников-колориметров не было в ней нужды) наводит на мысль, что X-Rite поместил внутрь настоящий спектрофотометр (только без своего источника света), но никаких подтверждений этому я не нашёл.

…и мягкое

Полностью обновлён не только прибор, но и ПО. Универсальная программа i1Profiler поставляется и со спектрофотометром i1 Pro, не только калибрует мониторы и проекторы, но и создаёт цветовые профили для принтеров (но владельцам i1 Display Pro это недоступно — прибор не умеет измерять отпечатки).

Программа подойдёт и владельцам снятого с производства i1 Display 2 — но только для пользователей Макинтош. Производитель предоставил им такую возможность, поскольку «родная» для i1 Display 2 программа несовместима с последними обновлениями Mac OS X.

Калибровка базовая

i1Profiler работает в двух режимах — Basic и Advanced. Два уровня сложности было и у предшественницы. Но в ней базовый уровень малопригоден для реальной работы, нормальные результаты получались только в расширенном варианте. У нашего подопытного распределение ролей стало вполне разумным. Basic действительно подходит для подавляющего большинства пользователей. Процесс состоит их трёх этапов. Вначале нужно выбрать целевые параметры калибровки: цветовую температуру и светимость точки белого. Потом — повесить прибор на экран, по подсказкам ПО настроить контраст, яркость, цветовую температуру (или поручить это программе) и пару минут подождать, пока прибор выполнит измерение. А затем создаётся цветовой профиль и записывается в систему.

Исключительно для стимулирования разработчиков отмечу пару недостатков. Минимальная цветовая температура точки белого, которую можно «запросить» у программы, — 5000К. Но её нельзя снижать хотя бы до 4000К, как у предшественника, а иногда это помогает в работе. Частично ограничение можно обойти, напрямую задавая цвет белой точки в координатах XY, но делать это не очень удобно. Впрочем, большинство пользователей проблемы не заметит.

Второй недостаток — перевод встроенных подсказок. Переводом технической информации должны заниматься специалисты в данной области, а не лингвисты. Не удержусь и процитирую (оцените информативность и стройность фразы): «Выбор тёплой цветовой температуры, например D50, приведёт к созданию тёплого белого. Выбор более высокой настройки температуры, например D65, приведёт к созданию несколько более прохладного белого». А над сведениями о том, что «Настройка точки белого для дисплея определяет качество света, который будут эмулировать цвета на экране», я медитировал минут десять, пытаясь понять, как это выглядит в оригинале (возможности увидеть английскую справку на русской Windows я не нашёл). По информации от «Графитек», пока это неофициальный перевод и в скором времени он будет исправлен. Поэтому не буду относить качество справки к недостаткам.

Калибровка расширенная

Режим Advanced добавляет несколько функций (я бы сказал — изысканных).

Во-первых, меняется количество цветовых образцов, по которым калибруется монитор: от 117 до 478 в максимальном наборе. А это количество можно увеличить, загрузив в программу изображение (она выбирает два десятка преобладающих цветов). Или даже загрузить собственную палитру в формате CXF с дополнительными цветами (но для её создания возможностей i1 Display Pro недостаточно). Во-вторых, изменяются некоторые параметры создания цветового профиля (версии: 2 или 4), модель хроматической адаптации (4 варианта), значение гаммы (поддержу разработчиков, убравших этот параметр из базовых возможностей) и тип профиля (матричный или LUT).

Программа обещает измерение и компенсацию засветки экрана окружающим освещением, а также «живую» подстройку изображения под изменяющееся освещение. Однако я, памятуя о требованиях стандарта «ISO 3664:2000. Условия просмотра. Полиграфия и фотография», скептически отношусь к попыткам компенсировать, а не устранить плохое освещение на рабочем месте. Поэтому испытывать эти функции не стал.

И наконец, проверка качества калибровки монитора. Для этого программа измеряет выводимые на экран цветовые шкалы (на выбор: от UGRA/Fogra MediaWedge 3 до X-Rite ColorChecker плюс свои наборы) и сравнивает результаты промера с «идеальными». Может проверить и качество монитора: измерение цветовой температуры и светимости в девяти точках экрана позволяет оценить его равномерность.

Затрудняюсь определить, насколько полезны все возможности расширенного режима калибровки. Но опыт показывает, что иногда они могут спасти опытного пользователя.

Результат

Если ваша задача — калибровка мониторов, но не принтеров, i1 Display Pro — единственное заслуживающее внимания и минимально возможное решением. Более дешёвые устройства менее надёжны (с точки зрения результата, а не «ломаемости»), а более дорогие устройства ничего не добавят для калибровки монитора. Так что прибор должен быть у каждого дизайнера и фотографа (или хотя бы у его хорошего знакомого).

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Выставки торопят «цифровизацию»

    Экспозиции Printech и RosUpack в этом году оказались гораздо более насыщены цифровыми решениями, чем российские типографии. Пока это определяется большей выставочной активностью поставщиков подобных решений, но в перспективе приведёт к цифровой трансформации всей отрасли.

     

  • Лучшее с FESPA 2019: футболочные принтеры и цифровая резка

    Завершение обзора новинок, определяющих тенденции, с главной международной выставки широкоформатной и специальных видов печати.

     

  • За культуру разработки!

    Publish — один из моих любимых журналов, в котором много внимания уделяется «цифре» в разных ипостасях. В журнале и на организованных редакцией конференциях много рассказывается о цифровых технологиях для упаковки, в том числе и гибких, рассматриваются аспекты цепочки «производитель товара — покупатель», куда включаются и производители упаковки, логистика, места продажи…

    Но в темах, которые относятся к цифровому производству упаковки, чего-то не хватает… Представители бизнеса рассказывают, как они работают или осваивают новые технологии, прорабатывают схемы современной логистики производства упаковки, предлагают технологические линии. Всё, чтобы быть уникальными, гибко реагируя на требования заказчиков. В итоге — много разговоров о печати и оборудовании: цифровом печатном и послепечатном, о цифровых планшетных режущих плоттерах для изготовления прототипов и даже тиражей. Реже говорится о допечатном ПО и программных инструментах настройки и управления оборудованием, облегчающих жизнь операторам оборудования.

     

  • Ricoh Pro 8300S

    Заключение: высокопроизводительная монохромная ЦПМ пригодится как коммерческим, так и корпоративным типографиям. Улучшения направлены на упрощение обслуживания и повышение времени безотказной работы. Высокое качество печати позволяет отлично воспроизводить как текстовые, так и графические работы и даже фотографии.

     

  • Бестселлеры для полиграфистов

    Представители производителей и поставщиков — о самых продаваемых полиграфических решениях.

     

  • Влияет ли на ваше решение о покупке популярность (объём продаж) оборудования или материала на рынке?

    Иван Гудим, директор объединённого репроцентра «Выражайтесь печатно», PRINTDESIGN, «Форма 24» (Москва):

    При выборе устройств СТР мы в первую очередь обращаем внимание на технологию экспонирования — предпочитаем термальную, как наиболее стабильную, обеспечивающую высокое качество пластин. При этом лазер нужен стабильный и мощный, с возможностью регулировать процесс.

     


comments powered by Disqus