101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Безводная арифметика

  • 15 февраля 2012 г.
  • 4212

На «ПолиграфИнтер-2011» было несколько событий, связанных с офсетной печатью без увлажнения. В ноябрьском номере за прошлый год мы уже сообщали о начале продаж «МТ-инвест» печатных машин КВА Genius 52, основанных именно на этой технологии, а в рубрике «Например» рассказали о работе типографии, имеющей такую машину. На выставке прошли два семинара, посвящённых этому способу печати.

Хотя значительная часть изложенного совпадает, посетить стоило оба. Выступающие честно признали: на начальных этапах развития новой технологии её создателям пришлось преодолеть немало препятствий. Ещё в 1967 г. американцы выпустили на рынок первые пластины для этого способа печати. Однако их поверхность оказалась очень чувствительной к царапинам, для реального производства это не подходило. Лишь в 1977 г. эстафету приняла Япония: интерес к перспективной технологии проявил крупный химический концерн Toray Industries. Доработка пластин продолжалась: например, в 1998 г. появилась термальная форма для безводного офсета.

Параллельно с повышением стойкости форм улучшалась консистенция красок. Ещё десять лет назад краска для печати без увлажнения была подобна густой пасте, из-за её высокой липкости возникала большая проблема с выщипыванием бумаги. Сейчас краски для безводного офсета имеют такую же вязкость, как и обычные; удалось добиться, чтобы при увеличении скорости печати липкость не возрастала. Краски выпускаются разных видов: окислительной полимеризации, УФ-полимеризации, газетные для печати без сушки и с горячей сушкой, печатные лаки и т. д.

Зачем?

В чём же технология безводного офсета превосходит обычную, для чего понадобилось преодолевать столько препятствий, когда имелась давно освоенная технология? Её достоинства являются, естественно, оборотной стороной проблем, которые возникают в обычном офсете из-за увлажняющего раствора. Если из процесса печати исчезает «вода», то печатник получает несколько преимуществ:

  • не надо устанавливать баланс краска/вода, что сокращает приладку и делает стабильнее цвет в тираже;
  • без увлажняющего раствора при печати меньше деформация бумаги, особенно на широкоформатном и рулонном оборудовании; следовательно, быстрее происходит совмещение красок в многокрасочной печати, в результате — меньше макулатуры;
  • меньше колеблется величина растискивания, следовательно, уменьшаются макулатура и разнотон в тираже;
  • нет эмульгирования краски, приводящего к её матовости;
  • не требуется ИПС — экономия средств и более экологичный процесс печати;
  • остатки увлажнения не оставляют следов на гладкой поверхности пластиков;
  • нет коррозии деталей из-за действия увлажняющего раствора и разбрызгивания краски — снижаются издержки на чистку и обслуживание машин;
  • поверхность обычных пластин очень пористая, что мешает передаче тонких элементов (особенно при стохастических растрах). В сухом офсете печатные элементы на форме углублены, как в глубокой печати. В сочетании с отсутствием жидкости на форме это даёт перенос более толстых красочных слоёв, но и более чёткую, не размытую растровую точку, у которой на 30-50% меньше величина растискивания. В результате печатаются более тонкие линии и высоколиниатурные растры (или увеличивается градационный охват), шире цветовой охват;
  • в некоторых машинах, специально сконструированных для печати методом «сухого» офсета, нет регулировки краски по зонам — быстрее приладка и меньше макулатуры.

Питер Бенц: Опыт KBA

В рамках выставки 5 октября KBA провела конференцию на тему «Будущее газетной печати: KBA Cortina. Встреча с изобретателем машины и технологии сухого офсета в газетной печати». Проект-менеджер Koenig & Bauer AG Питер Бенц откровенно рассказал о трудном прошлом и перспективном будущем газетных машин, работающих по технологии офсета без увлажнения.

Cortina впервые была представлена на Drupa-2000. Но печатать она тогда могла не долее 10 минут, т. к. технология была ещё не отработана, мешали серьёзные проблемы с краской, которая целый час распределялась в системе. Отсутствовал и опыт работы по этой технологии. В результате передача машины заказчику была отложена, и она вернулась в Вюрцбург. Была построена бета-машина, на которой испытали много красок, офсетных полотен, видов бумаги. Изменили конструкцию и состав красок. Лишь в 2003 г. получили «добро» на продажу. Первая машина обновлённой конструкции была продана в Голландию. Сейчас продано 18 машин (84 башни, 672 печатных аппарата).

В Дубае, где установлена одна из Cortina, была проблема с водой для традиционного офсета: её приходилось привозить в типографию. Подходящим решением стал офсет без увлажнения. Блоки газет в этой типографии печатаются без сушки, а обложки — с горячей сушкой, потому что газета не должна пачкать белые арабские одежды. Интересно, что на Cortina в обоих случаях используется одна и та же краска, что даёт большую экономию времени и краски при необходимости перестраиваться с одного вида печати на другой. Cortina — единственная система, где это возможно.

В Западной Европе, разумеется, нет таких проблем со снабжением водой, зато важно соответствие строгому экологическому законодательству. Использование изопропилового спирта означает большие налоги (они могут быть в 4 раза больше, чем стоимость самого ИПС).

Стимулом к поиску новых методов печати является то, что тиражи газет сокращаются, а требования к их качеству со стороны издателей и рекламодателей растут. На этом фоне становятся видны недостатки традиционной газетной печати:

  • недостаточно стандартизированное производство;
  • слишком много влияющих на качество параметров;
  • различные результаты печати у разных печатников;
  • много макулатуры.

Издателям газет необходимо повышение рентабельности и понижение затрат, постоянно высокое и стандартизированное качество печати. Перечисленные выше особенности машин, использующих технологию «сухого» офсета, позволяют избавиться от этих проблем.

 

При печати без увлажнения можно использовать растр с линиатурой 150 dpi или стохастический, который хорош для печати тонких линий и растрированного текста.

Какие же препятствия мешают быстрому распространению столь выгодной технологии?
Во-первых, сравнительно дорогие формы, всё ещё более обычных чувствительные к царапинам, из-за чего у них невысокая тиражестойкость. Но производители постепенно их улучшают, и сейчас качество гораздо выше, чем несколько лет назад. Пока основной изготовитель — Toray. В 2013 г. она начнёт производство в Европе. Но есть такие пластины и у Kodak, и у Presstek (потенциальная мощность её завода — 5 млн м2 в год). Цена на формы выше, чем у обычных термальных, но зато падает быстрее. AGFA и Fuji пока выжидают, но последняя уже продаёт пластины Toray в США и Азии.

Другая причина — дорогие краски. Потенциальных клиентов пугает ограниченное число производителей, но краски, подходящие для Cortina, уже делают Huber group, Epple, Flint group, Toyo, Siegwerk. За год для всех машин сухого офсета выпускается 6-7 тыс. т.

В конечном счёте, причиной медленного продвижения безводного офсета в производство является своеобразный замкнутый круг: полиграфистов отпугивают цены на пластины и краски для сухого офсета, а производители не могут их снизить, поскольку мало потребителей. Однако Питер Бенц полон оптимизма и считает, что в ближайшее годы произойдёт перелом и ситуация изменится к лучшему: увеличится количество потребителей и, соответственно, снизятся цены.

В последнее время много говорится о цифровой печати газет, но на больших тиражах она ещё не рентабельна. MAN Roland представила машину DicoWEB на Drupa-2000, т. е. на той же выставке, на которой КВА была представлена Cortina. Сегодня в типографии, где когда-то её установили, работают две Cortina: цифровая печать по технологии DI пока оказалась слишком дорогой*.

Рентабельность, стандартизация, качество, экологичность — качества, способствующие росту технологии сухого офсета в области газетной печати.

Пришли, чтобы развеять мифы

А 6 октября Marks-3zet объявила об открытии представительства в России с целью продвижения технологии офсетной печати без увлажнения. На семинаре о преимуществах этого способа печати рассказал Йенс Фэльшоу — ответственный за Восточную Европу в области сбыта и технической поддержки.

Как поспешил уверить докладчик, его компания давно знакома полиграфистам как основатель и лидер мирового рынка калиброванного картона и самоклеющейся калиброванной плёнки с цветовой маркировкой. Marks-3zet активно участвует в разработке технологий по безводному офсету (например, в сотрудничестве с Toray была создана новая модель проявочной машины), способствует продвижению новых серий пластин и красок для безводного офсета, проводит разъяснительную работу среди полиграфистов.

А по цене, настаивает Фэльшоу, сравнивать надо не пластины, но формы. С учётом расхода проявителя и другой химии разница в стоимости готовых форм хотя и есть, но гораздо меньше, чем у пластин.

Чтобы печатная машина заработала по новой технологии, недостаточно просто отключить систему увлажнения. Краски для безводного офсета чувствительны к колебаниям температуры: изменения всего на 3 градуса достаточно, чтобы нарушить условия адгезии (прилипания) на печатной форме. Поэтому машина должна быть оборудована системой термостабилизации. И она уже не редкость, особенно на б/у машинах из развитых стран, где давно поняли экономическую целесообразность стабилизации процесса печати. У нас, к сожалению, даже новейшая модель может быть куплена без этой полезной опции.

Если же такой системы нет, а приобретение новой машины не входит в ближайшие планы типографии, Marks-3zet поможет с выбором подходящего (в зависимости от целей и имеющейся машины) способа модернизации, от простейшей переделки своими силами до подбора специализированной техники. Несколько фирм уже производят системы термостабилизации для любых видов печатных машин (разумеется, речь о серьёзном оборудовании для высококачественной полноцветной печати). В самых развитых системах возможно даже поддержание своей температуры в каждой печатной секции.

Для работы в областях, которые особенно подходят для этой технологии, компания предлагает решения, которые формально не относятся к печати, но могут помочь в производстве защищённой продукции, печати по лентикулярному пластику и т. д. Речь о СТР с высоким разрешением, ПО для печати по CD/DVD-дискам, картам и т. п.

Фэльшоу считает, что наибольший вклад со стороны печатных машин внесла именно КВА**. В Европе приблизительно 80 машин Genius и Rapida, оборудованных для безводной печати. С помощью безводного офсета печатаются этикетки, компакт-диски. Машины применяются и для защищённой печати, поскольку воспроизводят очень тонкие линии, а Genius-52 имеет очень точное совмещение и приспособлена для печати на пластике.

Печатная машина KBA Genius52 хорошо подходит для печати по дорогим материалам, например, лентикулярному пластику. Благодаря планетарному красочному аппарату без деления на зоны, совмещение практически идеально, а на приладку требуется около десятка листов

Будущее без воды

По словам Фэльшоу, печать газет на КВА Cortina наглядно доказывает, что безводный офсет превратился в рабочую технологию: издатель газет не купит печатную машину, если не будет уверен, что она способна работать безостановочно.

Достоинств у новой технологии, действительно, немало. Не случайно количество её приверженцев в мире растёт. Остаётся надеяться, что открытие представительства Marks-3zet в России поможет её распространению среди российских полиграфистов.


* КВА в цифровой печати идёт своим путём и развивает технологию на базе симбиоза струйной печати и сухого офсета.

** Машины безводного офсета производят (производили) и другие компании. Например, по информации Presstek, в мире было около 5000 инсталляций её техники, обычно работающей именно по этой технологии. Французская Codimag производит рулонные машины для печати упаковки, в т. ч. без увлажнения — около 150. В конце 90-х и начале 2000-х большой серией была выпущена машина Heidelberg Quickmaster DI 46-4, продавались и её аналоги — RYOBI 3404DI и KBA 46 Karat, а Kodak поставляла KPG Direct Press 5034.


Без воды, но с лаком

КВА старается сделать своё решение ещё привлекательнее. На IFRA была показана продукция, отпечатанная на Cortina при использовании технологии в рулонной печати без сушки с лаковой секцией.

Это делает возможным выпуск продукции, близкой к акцидентной, но на более дешёвых марках бумаги и без сушки. Продукция получается первоклассная, без смазывания или отмарывания краски даже при высоких уровне запечатывания и оптической плотности. Благодаря более высокой оптической плотности красок и нанесению лака достигается высокая контрастность. Лакирование защищает от повреждений при механических нагрузках после печати, что повышает производительность в послепечатной обработке. Отделка в линию с помощью дисперсионного лака рентабельна для малых и средних тиражей.

Лакировальный аппарат устанавливается над печатной секцией, и лак наносится непосредственно на бумажное полотно. Совместно с SunChemical разработан специальный лак на водной основе, быстро сохнущий при производственных скоростях, стандартных для газетной печати. Увлажнение в данном случае привело бы к сложностям с быстрой сушкой.

После успешной тестовой печати концерн KBA с партнёрами продолжат работу над темой лакирования в рулонной печати без сушки, в т. ч. над оптимизацией расходных материалов. Благодаря этому у KBA Cortina откроется ещё одна область применения, причём без больших инвестиций.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ricoh Ri 1000
Ricoh Ri 1000

Струйный принтер с белилами формата А3 для печати по футболкам и другим готовым изделиям из ткани будет хорош для печатных салонов среднего размера и цифровых типографий, которые хотят расширить своё присутствие в этом секторе рынка.

Итоги 2019 года в полиграфии
Итоги 2019 года в полиграфии

Год прошёл, самое время подвести его итоги. Давайте вспомним обо всех его важных событиях в мире и России в полиграфической отрасли — от слияний и поглощений до новых продуктов, выставок и кадровых перемен.

European Carton Excellence Award 2019
European Carton Excellence Award 2019

Лучшая европейская картонная упаковка 2019 года по версии ассоциации Pro Carton.

Рабочие лошадки для рекламных производств
Рабочие лошадки для рекламных производств

Выбираем универсальный рулонный принтер (принтер/каттер) для интерьерного оформления и наружной рекламы самых популярных в рекламной индустрии форматов — с шириной печати до 183 см.


Новый номер

Тема номера — «Мобильные приложения для полиграфистов». В номере — итоги 2019 года в полиграфии, интервью с Horizon International, встреча с RMGT. «Например» о типографии PMG и Design Studio 3D. Справочник покупателя по широкоформатным (до 1,8 м) принтерам для рекламных производств. Лучшая европейская картонная упаковка. Обзор Ricoh Ri 1000. Тайный Покупатель — о ценах и сроках изготовления журнала.


Голосование
Что сдерживает переход на цифровую печать упаковки и этикетки?
    Проголосовало: 72