2011.09.273555 прочтений

Второе дыхание газетных типографий

Теги: Печать Publish

Необходимость производить на газетных машинах качественную, "полукоммерческую" продукцию назрела давно и успешно решается российскими типографиями.

Сергей Анненков: Потребность выпускать более качественную продукцию для многих газетных типографий стала синонимом выживания на рынке. Очевидный путь для этого — оснащение действующих газетных машин различными вариантами сушек. Сначала это были только стандартные для журнальных типографий газовые сушки, затем появились инфракрасные и ультрафиолетовые.

«Гибридные» машины с газовыми сушками были пионерами *, однако они громоздки, их можно установить не в каждом помещении, особенно если машина была установлена ранее и лишнего места в цеху нет. К тому же газ имеется не везде, подключиться к нему не так-то просто и дёшево (необходимо множество согласований, да и вообще в газодобывающей стране газ в первую очередь нужен на экспорт: всё для фронта, как говорится). По словам заместителя генерального директора «Прайм Принт Москва» Сергея Анненкова, перед установкой сушки на печатную машину были исследованы различные варианты, в т. ч. с газовой сушкой: «Мы пришли к выводу, что её установка потребовала бы слишком больших инвестиций, согласований и временных затрат».

Следует учитывать, что мощность газовой сушки зависит от того, с какой бумагой на ней предполагается работать: сушка газетной бумаги требует иного режима и расхода газа, чем легкомелованной. Поэтому большинство российских газетных типографий при модернизации выбирают УФ-технологию как самую популярную и перспективную.

Практика внедрений

Вопреки всем трудностям, инсталляции газовых сушек на ранее установленные машины всё же случаются. Например, в начале 2010 г. поставщик газетных машин «Внешмальтиграф» впервые в России запустил в типографии «Циркон» (Екатеринбург) газовую сушку на одной из башен ранее установленной газетной рулонной печатной машины Manugraf CityLine Express. Благодаря этому стало возможно работать на мелованной бумаге плотностью 60 г/м2, увеличился ассортимент продукции.

Работа с УФ-сушками требует специальных красок, которые гораздо дороже, чем подходящие для газовой или ИК-сушки. Но УФ-сушки имеют перед газовыми и преимущества: меньшую цену, сравнительную лёгкость установки, компактность. Одна из первых газетных машин с УФ-сушкой в России заработала в начале 2008 г.: на «Батайском полиграфическом предприятии» (Ростовская обл.) на одну из двух башен печатной машины Orient Super была установлена сушка производства Prime Systems (поставщик — «Вега-Холдинг»). В скором времени УФ-печать была внедрена в ещё одной типографии с машинами Orient — «Русские типографии» (Нижний Новгород). Эта инсталляция имела важное отличие: типография пользуется не универсальными валиками для обычных и УФ-красок, а двумя комплектами валиков. По словам поставщиков, замена валиков и краски занимает 1-2 часа.

В сентябре 2008 г. сушка того же производителя была установлена «Внешмальтиграф» в типографии «Кубань-печать» (Краснодар). С тех пор такие модернизации проводятся регулярно, а осенью этого года ожидается ещё, как минимум, две инсталляции.

Андрей Ефанов: В типографии «Прайм Принт Новосибирск», как объяснил директор по производству Андрей Ефанов, решили установить УФ-сушку в связи с увеличивающимся спросом на мелованную продукцию у потенциальных заказчиков и новых клиентов. Проект был реализован в конце июля 2010 г. С участием «НИССА Медиапроект» 4-ламповая УФ-сушка (по 2 лампы на сторону бумажного полотна) была установлена на печатную машину Goss Community SSC-578. С этого момента на ней запечатывается легкомелованная бумага плотностью 57 г/м2. Правда, печать на этой бумаге производится со скоростью значительно меньшей, чем на газетной: 20 000 отт./ч против 35 000. Но связано это не с проблемами печати УФ-красками, а с особенностями работы послепечатного оборудования (фальцаппарата и т. д.) с легкомелованной бумагой.

Надо заметить, что внедрение УФ-печати в газетной типографии – не такое простое дело и от инсталляции сушки до получения коммерческой продукции проходит, порой, немало времени. Приходится решать проблемы и с красками, и с увлажнением. Но далеко не все расскажут об этом: не принято у нас говорить о своих проблемах. К счастью, не все соблюдают эту новую традицию. А. Ефанов признаёт, что сотрудники типографии, даже освоив новую для себя технологию, постоянно ищут новые материалы: краски с пониженной липкостью, офсетные полотна. Тем не менее, в «Прайм Принт Новосибирск» рассчитывают значительно увеличить производство продукции на легкомелованной бумаге. Ведь качество с УФ-сушкой удовлетворяет требованиям заказчика — значит, игра стоит свеч.

Технический директор В подмосковной типографии «Прайм Принт Москва» УФ-сушку производства Prime Systems установили в конце прошлого года также при сотрудничестве с «НИССА Медиапроект». С. Анненков рассказывает, что решение о её установке было принято для удовлетворения потребностей клиентов и привлечения новых: клиенты интересовались возможностью печати на более качественных видах бумаги, а типография изучала рынок и их потребности.

Установленная в типографии печатная машина KBA Сomet — одна из самых быстрых (70 000 отт./ч, хотя при УФ-печати она несколько снижается), подвергшихся такой модернизации. Интересно, что ещё пару лет назад руководитель направления по продажам рулонных машин «КБА РУС» П. Белявский выражал серьёзные сомнения по поводу установки УФ-сушек на газетные машины: «…все особенности использования УФ-красок мы знаем… Когда же говорим об использовании УФ-технологии в газетном производстве… то особенности УФ-печати накладываются на специфику газетного производства: высокая скорость печати, относительно большие тиражи, особый график работ, время перехода с традиционной на УФ-печать (смывка одной печатной башни занимает минимум смену), стоимость самой краски и даже невозможность вторичной переработки УФ-макулатуры. Один из важнейших вопросов — скорость печати. При высоких скоростях УФ-краска не успевает закрепляться. Поэтому в газетном сегменте УФ-сушками оснащаются, в основном, низкопроизводительные машины одинарной ширины в тех типографиях, где нет жёсткого рабочего графика и можно затратить пару рабочих смен на положенные многократные смывки, замену резины, валиков и т. д. для перехода с традиционных на УФ-краски и наоборот и где могут быть оправданы эти меры, чтобы время от времени печатать ряд особых заказов на легкомелованной бумаге небольшими тиражами на малых скоростях… Учитывая перечисленные технологические и экономические особенности УФ-печати, в газетном сегменте использование УФ-технологии сегодня оправдано лишь в качестве исключения при печати небольших тиражей особых заказов и на медленных скоростях. Известны установки мощных УФ-сушек и на высокопроизводительные рулонные машины, но всего их за последние 3 года в мире появилось меньше десятка, что не меняет общей картины рулонного производства… При развитии же этой привлекательной технологии и появлении более эффективного оборудования и материалов изменится и отношение к использованию УФ-технологии в газетной офсетной рулонной печати…»**

Эти критические замечания, разумеется, имеют под собой основания. Более того: сегодня они, как и прежде, должны рассматриваться типографией при решении вопроса об установке сушки и выборе её модели. И у сотрудников типографии «Прайм Принт Москва» были сомнения по части скорости печати: всё-таки непросто быть одними из первых в мире. Поэтому поставщик «НИССА Медиапроект» организовал для них демонстрационную печать на базе тестовой лаборатории завода GOSS в Нанте, где УФ-комплект Prime UV был установлен на машину Goss Unliner S (скорость до 75 000 экз./ч). Лишь после этого заказчик принял решение об установке УФ-сушки на своей машине. Конфигурация установленной на ней сушки с 6-ю рефлекторами (по 3 на каждую сторону полотна) оказалась вполне достаточной для высокопроизводительной машины со скоростью полотна до 11 м/с. Можно констатировать, что «развитие привлекательной технологии» происходит достаточно быстро: например, модули УФ-отверждения Prime UV Perfection с воздушным охлаждением рассчитаны на отверждение УФ-красок уже на скорости свыше 900 м/мин ***, т. е. 15 м/с.

Что касается затрат времени на замену красок, то, по свидетельству Анненкова, при использовании универсальных валиков переход с одного вида красок на другой занимает 1-2 часа. Конечно, иметь башню только под УФ-краски — наиболее предпочтительный вариант. Именно к такому решению пришли в «Прайм Принт Новосибирск»: приобрести новую башню. После её установки до конца 2011 г. УФ-печать будет производиться постоянно на одной башне без смены технологии.

УФ-сушки в типографиях

А вот в Брянской типографии «Полиграф Сервис» об этом подумали заранее: в начале июля закончился монтаж УФ-сушек производства GEW (поставка и установка — компания UV-service) сразу на двух 4-красочных башнях (всего же печатная машина Manugraf CityLine Express имеет 8 башен 4+4 и 2 башни 1+1). Генеральный директор Сергей Кучерявый объясняет, что две сушки необходимы на случай, если печататься будут сразу два заказа с высоким качеством (это возможно благодаря двум фальцаппаратам). При этом одну башню загрузят только такими заказами — краска на ней меняться не будет.

Что касается ИК-сушек, то Анненков считает, что при их использовании пришлось бы значительно снизить скорость производства, а для такой типографии, как «Прайм Принт Москва», это неприемлемо. Однако для типографий, оснащённых менее производительными машинами и не столь загруженных заказами, именно этот вариант может быть привлекательным. Например, в типографии ИПК «Царицын» (Волгоград) ИК-сушка была установлена на печатной машине Manugraf CityLine Express, поскольку клиенты, в особенности «телегиды», начали активно делать выгодные предложения, для осуществления которых технология печати без сушки не годилась. Так как печатать «мелованную» часть газеты в одной типографии, а «обычную» — в другой не представляется возможным, вопрос встал ребром: если типография не сможет печатать на мелованной бумаге плотность 60-65 г/м2, то лишится части заказов.

Решение с ИК-сушкой оказалось гораздо дешевле остальных: начальные инвестиции ниже в несколько раз. Разумеется, у дешёвого решения должны быть оборотные стороны. Например, весьма значительно падает скорость печати: с 30 000 отт./ч до 5000-7000. Но типографию это устраивает, т. к. количество работ на мелованной бумаге пока сравнительно невелико по сравнению с остальными. Расход электроэнергии на ИК-сушках больше, чем на УФ-, зато краска гораздо дешевле. При этом качество печати получается очень хорошим: типография ИПК «Царицын», в частности, выиграла конкурс по качеству печати, проводимый компанией «Внешмальтиграф» среди газетных типографий, на которых установлено её оборудование. Благодаря высокому качеству продукции уже после установки и освоения сушки «подтянулись» новые коммерческие заказы.

Конечно, и этот вариант требует освоения новой технологии. Необходима специальная краска, спрей против её засыхания на валиках во время остановок. Как рассказывает главный инженер ИПК «Царицын» Алексей Шавинский, при освоении новой технологии было важно найти подходящие режимы работы. На переход с обычной бумаги на мелованную тратится 3-4 часа, поэтому печать с сушкой планируется заранее строго по графику. Краска не просто меняется — необходимо вымыть кипсейки, валики, помыть офсетную резину, заложить новую краску, провести мелованную бумагу (её проводка отличается от обычной)… Производится и дополнительный контроль настройки валиков.

Откройте второе дыхание

Установка любой сушки не превратит газетную машину в журнальную. Более примитивный красочный аппарат не позволит печатать сложные сюжеты, особенно с большими «плашками», поэтому его конфигурацию (количество накатных валиков, наличие валика-наездника и т. д.) надо учитывать, планируя модернизацию техники. Сушка лишь позволяет использовать менее впитывающую бумагу, чем газетная, и выпускать «полукоммерческую» продукцию. Но и это даёт большие возможности для манёвра при печати на разных материалах.

Как видно из этих примеров, немало типографий успешно изыскивают способы расширить спектр продукции. Надо только определиться и, в соответствии с задачами, условиями и возможностями техники, решать вопрос о целесообразности установки той или иной системы сушки. И тогда у вашего полиграфического бизнеса откроется второе дыхание…


* Терентьев И. Вся рулонная рать… // Publish № 8, 2008 (http://www.publish.ru/publish/2008/08/5590728/).
** Белявский П. УФ: не панацея, а исключение // Publish № 9, 2009 (http://www.publish.ru/publish/2009/09/10100047/).
*** Уитчер Д. УФ-отверждение приходит в рулонную печать // Publish № 9, 2009 (http://www.publish.ru/publish/2009/09/10100047/).

Российская специфика

Сложившееся за последние годы отношение заказчика к качеству сделало рынок газетных продуктов в России специфическим. Многие зарубежные коллеги (особенно английские и американские) искренне не понимали моего неудовлетворения качеством и насыщенностью печати газеты на поставляемых ими машинах и красках. Для них это был вполне качественный продукт! А мне, как выразителю ожиданий заказчика, газета не нравилась — блёклая. В западном понимании, рынок газетной продукции в России уже соответствует признакам чисто «коммерческой» печати, со всеми вытекающими требованиями к качеству. Заказчик хочет журнального качества, так как рекламодатель на меньшее не согласен. Отношения к газете как к «однодневному» продукту уже не будет. Так что и здесь мы идём своим путём.

Иванов А. Практический взгляд на «колор менеджмент» // Publish № 9, 2010 (http://www.publish.ru/publish/2010/09/15118163/).


Производитель

Prime Systems больше 20 лет обслуживает индустрии офсетной печати и упаковки, поставляя системы УФ (как с водным, так и с воздушным охлаждением) и ИК-сушек для высокоскоростной обработки оттисков. Штаб-квартира расположена в 50 км от Чикаго (США). Там, на площади в 4200 м2 – производство, склад запчастей и больших сборочных узлов, центp разработок, химическая лаборатория, отдел проектирования и ПО, а также учебный центр и конференц-залы.

В мире установлено более 3500 УФ-систем и ИК-сушек, работающих на более чем 1500 рулонных офсетных печатных машинах. География: от США и Бразилии до Китая и Южной Кореи, от Ирландии и Великобритании до Польши и России, и т. д. Компания активно сотрудничает со всеми ведущими мировыми производителями газетной техники на базе OEM-соглашений. С 2008 г. официальный представитель Prime Systems на российском рынке – «НИССА Медиапроект».

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Готовы ли типографии к календарному сезону 2018?

    Повторяем запрос годичной давности: календарь квартальный с 3 пружинами. Шапка — 297×210 мм, блоки — 297×200 мм, печать — 4+0, бумага — меловка 300 г/м2 или картон. Календарные блоки — стандартные, на мелованной бумаге «Европа МИНИ белый 3-сп», пружина — серебро. Тираж — 200 экз. и 500 экз. Просим указать сроки и способ печати. Запрос полностью аналогичен тому, что мы считали в ноябре 2016 г. (https://www.publish.ru/articles/201611_20013643).

     

  • У истоков книжной реки
     

    Открытая в 2014 г. в Таджикистане книжная типография «Гандж» стала, вероятно, самым масштабным полиграфическим проектом года не только в Средней Азии, но и на всём постсоветском пространстве. В августе 2017 г. мы приехали в Душанбе и убедились — это не «потёмкинская деревня», как иногда случается с масштабными проектами, а работающее с хорошей загрузкой и растущее предприятие.

     

  • Корпоративные папки: дорогое удовольствие
     

    В последнее время много пишут о важности корпоративного стиля. Мы уже публиковали список обязательных пунктов менеджера по продажам на встречах с заказчиком (Ирина Паялина «Точки контакта. Встречи с клиентами». Часть 8. Publish № 3, 2017 http://www.publish.ru/articles/201703_20013687). Помимо визитных карточек, блокнота и ручки, у менеджера должна быть с собой фирменная папка с документами. Её изготовление мы и решили посчитать. Делаем запрос «Печать папок А4» в поисковых системах Google и «Яндекс». Рассылка запросов проводилась в июле 2017 г. Считаем самый типичный вариант: папка А4 цельнокроенная с 2-мя клапанами (нижним и боковым), печать 4+0, картон — 300 г/м2 двухстороннего мелования, тираж — 100 и 500 экз. Штамп — стандартный, типографии. Просим указать сроки и способ печати.

     

  • Упаковка в центре внимания *
     

    Оперативная печать упаковки: главная стратегия Komori

    Упаковка составляет часть практически любого продукта на рынке по весьма веским причинам. Она защищает товар на всех этапах перевозки и распространения, а также даёт покупателям информацию о бренде товара и его особенностях в самый ответственный момент — при покупке.

     

  • Сборные тиражи, или Свобода выбора
     

    Ко мне поступил запрос на печать 9000 евробуклетов. Клиенту всё понятно, кроме плотности бумаги. С одной стороны, хочется подешевле, тогда надо выбирать 115 г/м2. С другой, чтобы приятно было держать в руке, а это уже ближе к 200 г/м2. Решили остановиться на среднем варианте — 150 г/м2Запрашиваем «Печать буклетов» в поисковых системах Google и Яндекс. Считаем: Буклеты А4 с 2-мя параллельными сгибами, 4+4, 150 г/м2, мелованная глянцевая, 5000 и 10 000 экз. Есть готовый макет. Просим указать сроки.

     

  • Год у руля «КБА РУС»
     

    Год, с тех пор как Фёдор Смирнов занял пост главы московского офиса концерна KBA«КБА РУС», — это не только круглая дата, но и возможность подвести первые итоги. Мы воспользовались встречей на Printech 2017, чтобы обсудить с Фёдором изменения, произошедшие за это время в концерне и его российском представительстве, достижения и планы на будущее.

     


comments powered by Disqus