101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Сквозное управление цветом и альтернативные технологии растрирования в рулонном офсете *

  • 17 марта 2011 г.
  • 5213

* В части пособия «Техническое обслуживание на производстве как источник снижения затрат и продления срока службы оборудования» (Productivity maintenance to run leaner, longer & faster) собраны эффективные приёмы работы и организации труда для типографий рулонной офсетной печати. Опубликовано Web Offset Champion Group (WOCG). © 1998 & 2002. Все права защищены.

Группа WOCG сформирована в 1998 г. для пропаганды эффективного опыта работы в индустрии рулонной офсетной печати, позволяющего повысить производительность, качество, безопасность труда и добиться настоящих «чемпионских» результатов. WOCG — совместный проект международных компаний, сотрудничающих с ведущими специалистами отрасли, типографиями и ассоциациями по всему миру. Члены группы являются ведущими поставщиками технологии, материалов и оборудования для всех этапов технологического процесса — допечатного, печатного и послепечатного: Aylesford Newsprint, Kodak GCG, MacDermid Printing Solutions, manroland, Muller Martini, Nitto-Permacel, QuadTech, SCA и Sun Chemical.

Вопросы калибровки!

Правильная калибровка важна при работе с любыми видами растрирования.

  

Изображение отпечатано правильно откалиброванным традиционным AM-растром. Источник: Kodak

На одной машине в одинаковых условиях были отпечатаны идентичные изображения с применением различных видов растрирования. Вот пример с корректно откалиброванным AM-растром, а изображение на соседней странице выполнено по альтернативной технологии растрирования (АТР), но обрабатывалось с аналогичными параметрами калибровки. Результаты разительно отличаются, подтверждая, насколько для стабильности продукции важна корректная калибровка с учётом выбранного растра.

   

Изображение отпечатано АТР-растром с неверной калибровкой. Источник: Kodak

 

При неверной калибровке качество изображений отличается в большей или меньшей степени.

1. Передача мелких деталей. Микроструктура растровых точек в АТР способствует уменьшению зерна в изображениях, делает менее выраженной растровую структуру вплоть до создания в некоторых случаях впечатления плавных, непрерывных тонов. Как правило, растровая структура перестаёт бросаться в глаза при линиатурах 94–118 лин./см (240–300 lpi) или с FM-растром 25–35 мкм. В газетной печати аналогичные результаты дают растры с более низкими линиатурами (рекомендации по размеру растровых точек и разрешению см. на стр. 40). Высоколиниатурные FM-растры отличаются равномерным распределением и устойчивы к проявлению аномалий в растровой структуре. У некоторых CTP-систем, пластин и печатных машин возникают проблемы с передачей растровых элементов 1–5% в высоких светах высоколиниатурных AM-растров.

2. Плавные телесные тона. Часто ассоциируются с проявлением растровых структур типа розеток и муара в традиционных и гибридных AM-растрах, а также с зернением и пятнистостью в традиционных и гибридных FM-растрах. Восприятие результата печати субъективно и зависит от алгоритма растрирования, CTP-системы, печатной формы и офсетного оборудования. Считается, что AM-растры дают более плавное изображение по сравнению с альтернативными AM- и FM-технологиями при линиатурах < 94 лин./см
(240 lpi). FM-растры плавнее альтернативных AM- и FM-растров при линиатурах > 118 лин./см (300 lpi). Гибридные AM-растры отличаются повышенным уровнем шума в высоких светах с выраженным ухудшением в переходах светлых тонов.

3. Муар, вызванный растром. Муар между цветоделёнными плёнками, растром и изображением или между растром и так называемым «почерком устройства» объясняется неверным сочетанием линиатуры и угла поворота растра. Чтобы избавиться от муара, недостаточно сменить форму растрового элемента, — это работает исключительно с FM-растром. Гибридные AM/FM-растры снижают вероятность муара и выраженность эффекта, но не исключают его полностью. Если в гибридном растре FM-составляющая превалирует над AM-элементами, проблем с муаром будет меньше.

4. Муар, вызванный сюжетом. Иногда причина муара кроется в несостыковках между расположением сканированных пикселей и деталей оригинала. Чтобы снять проблему, можно увеличить разрешение при сканировании или повернуть изображение относительно направления сканирования. AM-растры с высокой линиатурой и гибридные AM-растры менее подвержены таким явлениям, но и они не исключают появления нежелательных визуальных эффектов.

5. Расширенный цветовой охват. GATF проанализировала диапазон цветового охвата для рулонного офсета с сушкой, придерживаясь контрольных условий и варьируя типы растрирования. Оказалось, что цветовое пространство CIELab для традиционного AM-растра 69 лин./см (175 lpi) на 7% больше, чем для AM 52 лин./см (133 lpi) и на 11% больше, чем для АТР-растров 25 мкм. Второй тест выявил, что АТР-растр способен воспроизвести на 50 смесевых оттенков больше по сравнению с традиционным AM-растром 52 лин./см (133 lpi).

6. «Вырванные» высокие света. Появляются в AM-растрах, поскольку размер отдельных растровых элементов в них иногда составляет всего 10 мкм. Мельчайшие растровые точки не всегда корректно переносятся на печатную форму при экспонировании в CTP, могут не пропечатываться или стираться с формы в печатной машине. FM-растры 25–35 мкм упрощают полиграфистам регулировку размеров точек в высоких светах. Эффективно бороться с дефектами в высоких светах помогает и гибридное AM-растрирование.

7. Передача средних тонов. Основная часть деталей изображения приходится на растровые элементы размером 25–75%. Высоколиниатурные АТР корректнее отображают цветовые переходы между пикселями, поскольку отдельные растровые точки в них расположены ближе друг к другу.

8. Заливание в тенях. Мелкие растровые элементы в тенях могут смыкаться на печатной форме или на оттиске, в результате максимальная плотность тоновых значений падает ниже 100%. Потенциальные источники проблемы — CTP-система, печатная форма или её износ, печатная машина. Избежать её позволят более крупные точки FM-растров в глубоких тенях изображения.

9. Цветоделение HiFi Color. Растры для 4-го, 5-го и 6-го цветов необходимо подбирать так, чтобы исключить нежелательные визуальные дефекты типа муара (AM- и гибридные AM-растры) и крапчатости (FM- и гибридные FM-растры). Как показывает практика, характерная для FM-растров крапчатность доставляет гораздо меньше неприятностей, чем AM-растры. Муар в высоколиниатурных и гибридных AM-растрах проявляется меньше, чем при работе с традиционными технологиями AM-растрирования. Для любого AM- либо гибридного AM-растра необходимо тщательно выбирать угол поворота для 6-го цвета. FM- и гибридные FM-растры никаких ограничений на цветоделение и углы поворота растров не накладывают.

1. Зависимость АТР (Staccato) с расширенным цветовым охватом от насыщенности и светлоты. Источник: Kodak Graphic Communications Group/   2. В традиционных AM-растрах с низкой линиатурой оптическое усиление меньше, а значит, и цветовой охват уже.

10. Реакция на корректировку цвета в печатной машине. Реагируют АТР-растры точно так же, как AM. Однако при работе с АТР краска не скапливается на мелких растровых элементах при повышении красочной плотности, а собирается на более крупных точках (от 75% до глубоких теней). Это позволяет корректировать плотность плашек без вмешательства в средние тона — по аналогии с низкими AM-линиатурами. Отклонение от стандартных плотностей требует осторожности, поскольку нарушает баланс кривой тоновоспроизведения и может обернуться эмульгированием, налипанием и прочими офсетными проблемами. Более крупные точки в тенях FM-растра исключают заливание изображения — главное, чтобы экспонирующая система корректно перенесла их на печатную форму.

11. Тиражестойкость печатной формы. Чем выше линиатура растра, тем выше процент мелких растровых элементов, которые более подвержены химическому и механическому износу. Влияние этих факторов нивелируют пластины с высокой тиражестойкостью, CTP-системы с повышенным разрешением и обжиг печатных форм.

12. Налипания на офсетном полотне. Некоторые типографии сталкиваются с повышенным налипанием, когда некачественная адгезия краски к бумаге влечёт за собой её скопление на офсетном полотне при дальнейшем прохождении печатной машины. Тонкая красочная плёнка может привести к более интенсивному отделению волокон от бумаги с налипанием на печатную форму. Чтобы хотя бы частично взять процесс под контроль, на двух первых печатных секциях корректируют баланс краска/вода, избегают чрезмерной плотности краски, повышают краскоподачу и оптимизируют увлажняющий раствор.

3. Расширение цветового охвата сейчас объясняют тем, что более высокий уровень оптического усиления в высоколиниатурных АТР-растрах повышает рассеивание отфильтрованного красочными частицами света в бумаге. Это сокращает долю серого компонента белого цвета (RGB), передающегося непосредственно от бумаги, а проникающего через краску света становится больше. Улучшается соотношение желательного света и нежелательногопри общем повышении уровня насыщенности.

13. Чувствительность процесса. Высокие линиатуры, как правило, чувствительнее к обработке, экспонированию, состоянию лазера и отклонениям в печатном процессе. Для растровых элементов 20 мкм и линиатур выше 94 лин./см (240 lpi) размер пятна лазера должен составлять 5 мкм и менее. Только тогда будут соблюдены производственные допуски для печатной формы в ±2%.

14. Расход краски. Зависит от площади изображения на печатной форме и толщины красочной плёнки, но пока индустрия не выработала единой методики замеров расхода краски. Кривые компенсации растискивания для АТР сокращают процент покрытия печатной формы — краски на неё подаётся меньше. Сравнительные тесты GATF 2004 оценивали расход краски для рулонного офсета в контролируемых условиях печати с применением разных типов растрирования. При работе с традиционным AM-растром 69 лин./см (175 lpi) и растрами АТР 25 мкм расход краски сократился на 15% по сравнению с традиционным растром 52 лин./см (133 lpi). По данным крупных пользователей АТР, экономится 10–15% краски. Органично бороться с чрезмерной краскоподачей помогают также денситометры и системы контроля цвета с обратной связью. Снижают расход краски методики замещения оттенками серого (GCR) и добавления к чёрному (UCA).

Размер точки

Выбор линиатур растров и разрешений определяется в первую очередь бумагой и спецификой печатного процесса. Чтобы привести цветопробы и тиражные отпечатки к общему стандарту, замеряют соответствующие уровни растискивания и цветового охвата. Высокие линиатуры качественнее передают детали изображения, поэтому способны обеспечить практически идеально равномерный тон. Для компенсации увеличивающегося параллельно с разрешением растискивания полиграфисты выстраивают и применяют кривые коррекции тона.

Прежде чем рассматривать вариант с АТР, важно убедиться, что для запечатываемой бумаги на предприятии подобраны оптимальные параметры AM-растра.

Растрированные изображения в 400-кратном увеличении 1. Оригинал 2. Воспроизведение самых мелких точек при экспонировании и печати с применением АТР подразумевает достаточное разрешение 3. При ограниченном разрешении тоновой диапазон будет урезан, что негативно скажется на целостности изображения 4. Восстановить потерянные высокие света поможет гибридный AM-растр с более крупным размером растровых элементов 5. Альтернативный способ качественного воспроизведения высоких светов предлагает гибридный FM-растр

В основе любой разновидности АТР лежит воспроизведение множества мелких растровых элементов одинакового размера — как минимум, на части изображения. Это важно для управления процессом печати. Растры с повышенной линиатурой передают более широкий тоновой диапазон при более мелких растровых элементах. Например:

  • Растровая точка размером в 28 мкм соответствует 2,7% для растра 59 лин./см (150 lpi), 7% — для 94 лин./см (240 lpi), 11% — для 118 лин./см (300 lpi), 20% — для 157 лин./см (400 lpi), 9% — для растра Staccato 25 мкм, 25% — для растра Staccato 20 мкм. Самые мелкие растровые точки поддерживают в основном FM-растры второго порядка (в Staccato 25 это точки 20 мкм от 0–5%, в Staccato 20 точки 0–14%).
  • Для сравнения, в AT-растрах величина отдельного растрового элемента опускается ниже 20 мкм при 1,5% для 59 лин./см (150 lpi), 4% для 94 лин./см (240 lpi) и 6% для 118 лин./см (300 lpi).
  • Гибридные AM-растры по поведению напоминают FM-разновидности, поскольку в них тоже задаётся минимальный размер растровой точки.

Воспроизведение таких растровых элементов в высоких светах зависит не только от бумаги и условий печати. Оно может существенно колебаться вместе с точностью воспроизведения и разрешением печатной формы и лазерной CTP-системы. Потеря 10 мкм точек урежет тоновой диапазон высоколиниатурных AM-растров, но не скажется на FM, поскольку там ограничен размер растровой точки. Выпадение точек 20 мкм повлияет и на AM-, и на FM-растры, если в последних не задан более крупный размер растровых элементов в высоких светах.

Традиционное разрешение при 630 точках на см(1600 dpi). Источник: Kodak Graphic Communications Group

Листовые офсетные машины удерживают растровые точки размером в 10 мкм. Если CTP-система и пластина поддерживают воспроизведение в высоком разрешении отдельных растровых элементов с последующим корректным переносом на оттиск, вместо гибридного AM-растра можно остановиться на высоколиниатурных AM-разновидностях АТР. Но для рулонных машин отдельные растровые элементы проблематичны и предпочтительнее гибридные АТР (AM/FM), задающие в высоких светах реальные размеры растровых точек.

Некоторым (хоть и немногим) типографиям удалось поднять разрешение сразу на порядок — вложив средства в усиление контроля за процессом. Ключ к успешному внедрению АТР — CTP-системы и печатные пластины: решения с поддержкой более высокого разрешения позволяют не только уменьшить размер отдельных растровых элементов, но и оптимизировать время экспонирования и обработки для увеличения стабильности процесса.

Очень высокое разрешение при 3780 точках на см(9600 dpi). Источник: Kodak Graphic Communications Group

Замерьте самую мелкую точку в высоких светах AM-растра, которая стабильно воспроизводится в печатной машине. Исходя из этого показателя, выбирайте размер FM-точки.

Для работающих с АТР типографий крайне важно стабилизировать растискивание и компенсировать дополнительное увеличение растровых элементов. Полиграфисты с большим опытом работы с FM-растрами подчёркивают, что для максимальных преимуществ и предсказуемых результатов потребуется калибровка растискивания. В линейных CTP-системах прирост растровых элементов в средних тонах для FM-растров 20 и 25 мкм и AM-растров 118 лин./см (300 lpi) на 8–12% больше, чем для линиатур 59 лин./см (150 lpi). Лазеры и пластины с более низким разрешением могут стать причиной дополнительного увеличения точек при работе с негативными пластинами (экспонирование лицевой стороны) и их уменьшения на позитивных (экспонирование оборотной стороны). Всё это может привести к отклонениям в растискивании в 0–20% для растров выше 59 лин./см (150 lpi). Системы с повышенным увеличением растровых элементов, как правило, не слишком стабильны и не подходят для FM-растров 10/20 мкм. В зависимости от технологии, пластины и устройства экспонирования по-разному реагируют на альтернативные растры. Оптимальный вариант — замерить растискивание для 50% точки на печатной форме и убедиться, что она составляет 50 ± 4%. Выход за рамки диапазона чреват нестабильным растискиванием, поэтому не всегда соответствует требованиям техпроцесса.

Ограничения по воспроизведению растровых элементов

Стабильность растра определяется разрешением лазера, длительностью экспонирования и особенностями обработки. На диаграммах показаны пороговые значения экспонирования для традиционного (гауссового) лазера и систем с очень высоким разрешением. Размер пятна для традиционного лазера должен перекрывать весь пиксель, от одного угла до другого. При разрешении 945 точек на см (2400 dpi) это около 16 мкм или 630 точек на см (1600 dpi).

1. Коммерческие и газетные типографии при работе с АТР применяют высокие линиатуры растра (у некоторых

В системах высокого разрешения пятно лазера меньше, чем пиксель растра размером 945 точек на см (2400 dpi). (В технологии экспонирования SQUAREspot пятно лазера в 4 раза меньше пикселя изображения. Поэтому растровые элементы с чёткими краями в 5 раз менее чувствительны к отклонениям в параметрах экспонирования и обработки, чем в гауссовых CTP-системах.)


* Продолжение. Начало в Publish № 1/2, 2011.
Продолжение следует
 


АТР для газет?

Печать с применением альтернативных технологий растрирования повышает качество газетной продукции за счёт устранения растровых розеток и сокращения цветовых отклонений в изображениях. Снижается влияние приводки и баланса краска/вода на качество печати. Некоторые газетные типографии сообщают об уменьшении красочного покрытия, что сводит к минимуму пробивание и оптимизирует сушку (меньшее количество краски равномернее распределяется по более мелким растровым элементам, способствуя ускоренному испарению растворителей). Несмотря на увеличение растискивания, для FM-изображений характерно снижение тоновых отклонений при печати. (Ifra Special Report 2.21).

Растискивание (TVI)

В традиционных AM-растрах отдельные точки имеют одинаковый размер — варьируется лишь расстояние между ними. AM-растры обеспечивают равномерные, плавные телесные оттенки (особенно в средних тонах), а полученные печатные формы выдерживают длинные тиражи. Растискивание в этом случае стабильнее и, как правило, ниже, чем при работе с АТР. Оно растёт пропорционально повышению линиатуры, но качество печати улучшается.


Примечание. По сравнению с традиционным АМ-растром технологии АТР обеспечивают весомые преимущества. Сравнительная таблица подразумевает, что все типы растрирования оптимизированы под печатную машину и корректно откалиброваны.
* АТР с аналогичными частотными характеристиками дают одинаковые результаты. Чем выше линиатура растра, тем он чувствительнее к печатному оборудованию и процессу в целом.
Источник: WOCG/Kodak GCG

Рекомендуемые размеры растровых точек для различных видов печати и бумаги

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Что вы чувствуете?

Обычно я всем рассказываю, что большая часть моей работы — это посещение различных предприятий полиграфической и смежных с нею отраслей.

Очень тонкая грань

Что такое печатное искусство, тиражная графика, printmaking?

Тренды брендинга 2024: что нового и почему?

Тренды — социально-психологическое явление в чистом виде. Они отражают происходящее и очень сильно зависят от контекста, который провоцирует то или иное поведение и потребности большинства людей. Грамотный менеджмент и маркетинг заключаются в правильном считывании этой ситуации и реагировании на неё — так мы получаем возможности.

Что делать, когда нечего делать?

Последние несколько лет меня удивляет нытьё некоторых коллег на недостаточную загрузку их типографий. У меня и в некоторых знакомых мне типографиях уже лет пять — ровно обратные проблемы: очередь из заказов на несколько месяцев вперёд. На моём рынке нет больших прибылей, но явно есть свободное место и неудовлетворённый спрос.



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 105