2011.03.161145 прочтений

Endlich, Schwein gehabt! (Как удачно купить машину)

Теги: Справочник покупателя Publish

Итак, Вы вспомнили, что не стоит отставать ни от времени, ни от конкурентов и занялись модернизацией своего предприятия.

Как это сделать? Чтобы эффективно, без убытка и притом по-современному… Найти ответ не всегда легко — производство есть производство: текучка, рутина, бесконечные неотложные мелочи затягивают и отвлекают, а в это время рынок живёт — появляются новые технологии и оборудование, меняется вкус заказчиков. Не сразу и сориентируешься…

Разумеется, обновить можно всё: перейти на прогрессивные технологии, новейшие расходные материалы и вдобавок озеленить типографию. Саму технику, при желании, можно подобрать не просто из последних моделей, а даже встать в очередь за той, что лишь готовится к выпуску. Но дело не только и, скорее всего, не столько в финансовых средствах, сколько в практичности и рациональности предпринимаемых шагов.

Была бы польза. Для полноценной модернизации покупки даже какой-то необыкновенной техники не всегда достаточно. Вопрос организационный — как правильно вписать новинку в производственный процесс, чтобы её дорогостоящие преимущества не потерялись из-за неспособности полноценно загрузить работой при существующей технологической схеме.

О машинах последних моделей подробно рассказано в других рубриках журнала, а мы сосредоточимся на подержанном оборудовании. В отличие от рынка новейшей техники, «не имеющего прошлого» и, в общем-то, ограниченного наступательным предложением машин завтрашнего дня, вторичную продажу можно назвать «выжидательным рынком спроса». Ведь именно на нём легко сориентироваться в текущей ситуации и тенденциях полиграфии, а следовательно, и в том, что приобрести. Причём, поступая буквально так, как все, всегда и повсюду — приходя на рынок и спрашивая: «А что тут люди хорошего берут? Вот Вы у кого покупали и почём?» Это самый естественный анализ рынка. Давайте же посмотрим, что на нём предлагают и берут.

Сначала разберёмся с общей концепцией. Куда направить вектор обновления?

Что сейчас актуально? Обзавестись небольшими, относительно простыми, но эффективными печатными машинами, обеспечивающими производству мобильность и гибкость, но делающими его мелкосерийным или узкоспециализированным?

Или ориентироваться на крупную дорогую технику, позволяющую выпускать многокрасочную, прекрасно иллюстрированную продукцию, практически с любым дизайном и оформлением в неограниченном объёме?

А ведь ещё есть специальная печатная техника для упаковки, популярность которой неуклонно растёт, для тканых и синтетических материалов. Востребованы и машины для припрессовывания фольги и плёнки или печати на них, т. е. на невпитывающих материалах, прессы горячего тиснения фольгой, специальные машины для печати защищённой продукции, цифровые машины и т. д.

Что берут? Недавно большой популярностью у российских печатников (соответственно, и спросом на германском рынке) пользовались одно-, двухкрасочные машины, преимущественно третьего формата, что определялось состоянием и тенденциями потребительского рынка.

В конце 1990-х — начале 2000-х гг. печаталась масса расходной продукции: визитные карточки, информа-
ционно-рекламные листки, плакаты, объявления, приглашения и т. п. И в основном всё укладывалось в рамки простой концепции — одна-две, максимум 4 краски.

Тогда это были «реальные деньги», коих у большинства производителей и покупателей недоставало (рынок не развит). Многокрасочные машины оставались исключением — чаще всего «наследовались» от прежних времен. Покупать их в среднюю типографию — себе в убыток.

Но вот полиграфия «выросла», и фокус производства сместился на многокрасочную продукцию: глянцевые журналы, художественные альбомы, репродукции, хорошо иллюстрированные книги, современная упаковка, эксклюзивная этикетка и т. д.

Как реагировать? Покупать (докупать) несколько однокрасочных машин — не технологично. Последовательная печать — допечатывание разных цветов на разных машинах — почти наверняка не даст хорошего качества. Где-то обязательно сместятся цвета — на красочном контуре появится муар, не будет идеального совпадения мелких элементов и т. п. Да это часто и нерентабельно, ведь многое определяется объёмом и ритмом производства — загруженностью, тиражами и пр. Не заводить же несколько, пусть и небольших машин ради пары часов печати в день.

Напрашивается вывод: раз требуются большие объёмы многоцветной продукции, а комбинацией нескольких машин высококачественной многокрасочной печати добиться нельзя, значит… нужна одна, которая «сама всё сделает». Достаточно мощная для печати большими тиражами и достаточно универсальная для выпуска разно-
образной, по потребности, продукции.

Конфигурация печатной машины определяется задачами типографии. Например, для печати мелких этикеток нужна машина «n + лак» второго формата, обеспечивающая хорошее совмещение красок на тонких сортах бумаги. Значение «n» зависит от сложности дизайна этикетки. По необходимости, последовательно добавляются секции припрессовки плёнки, фольги и высечки в один прогон, облагораживающие этикетку. Если задача — печать упаковки, то больше подойдёт тяжёлая многокрасочная машина первого формата с двойными цилиндрами для печати на картоне, типа Heidelberg (HD) CD 102 или XL с лаковой секцией или Roland 700-й серии без переворота. Лак закрывает все дефекты некачественного картона, придаёт упаковке товарный вид и защищает от царапин и повреждений при эксплуатации.

Одно-, двухкрасочные учебники, книги или журналы целесообразно печатать на машинах «2+2» второго формата, многокрасочные — на машинах «4+4», большие многокрасочные тиражи — на машинах первого формата, а ещё лучше — на скоростных рулонных с фальцевальным аппаратом.

Тетрадные обложки рекомендуется изготавливать на машинах 105 формата — KBA или HD для максимального использования заготовки (лагена) самой тетради по всей ширине, полученной на тетрадной линии типа bielomatik. Все вышесказанное относится к офсету.

Однако для печати этикеток УФ-красками в 8 и более цветов на невпитывающих материалах, самоклейке при дальнейшем покрытии их УФ-лаком, ламинировании, припрессовки фольги, высекания, надсекания и т. д. следует искать машину в другом способе — флексопечати. В равной степени это относится и к упаковке — конфигурация машины выбирается в этом случае среди широкоформатных планетарных флексографических машин.

Некоторые изделия выгодно печатать на цифровых машинах, трафаретом или комбинацией различных классических видов печати, не говоря уже о специальных видах.

Компоновка. Функциональный диапазон современной техники широк, но выбором типа машины «модернизация» ещё не исчерпывается. Не менее важный показатель — её компоновка. Наиболее практичная и потому популярная ныне — «5 + лак»: четыре традиционные CMYK, «свободная» дополнительная краска («пантон») плюс лакировка.

Вы можете традиционно комбинировать базовые краски для получения требуемого оттенка, потом добавить ещё одну смесевую, что резко повысит качество цветопередачи, а потом покрыть оттиск лаком. И всё за один прогон.

Такая технология многократно повышает точность и скорость печати, поскольку на одной машине требуется только одна приладка, а печать разными цветами на разных машинах — повторной/многократной настройки, что всё равно не гарантирует идеальное совпадение красок и мелких элементов.

Нанесение различных лаков или их сочетание на одном участке (например, матового и глянцевого) не только защищает оттиски от повреждений, но и улучшает зрительное восприятие продукции, придавая ей эксклюзивность за счёт визуальных эффектов — таких, как выборочное лакирование методом dripp-off и др.

Ещё одна особенность — нанесение специальных лаков, скажем soft-touch, — придаёт поверхности отпечатка новые потребительские свойства. Например, весьма популярные тактильные, что означает — обработанные журнал, буклет или упаковку гораздо приятнее держать в руках. Интересно и повышение термостабильности изделия — нанесённый на оттиск специальный термолак позволяет впоследствии сплавлять отпечатанную этикетку методом in-mold в специальных автоматах — термопластах, оснащённых роботами. На выходе получаем современную практичную пластиковую упаковку для продуктов питания. И всё это на одной офсетной машине за один прогон — технологический и экономический эффекты в комментариях не нуждаются.

Существуют и другие конфигурации машин. «6 + лак» (в общем случае «n + лак») подразумевает ещё больше эффектов: нанесение специальных металлизированных или люминофорных красок, красок с запахом либо покрытие специальными лаками — матовыми, глянцевыми, защитными, пигментированными, водно-дисперсионными, ультрафиолетовыми, блистерными и др. И всё за тот же единый технологический процесс. Но это уже дороже, и здесь выбор должен определяться только требуемым результатом и конкретным балансом цена/качество.

Вероятно, поэтому именно модель «5 + лак» стала хитом прошлого сезона во всех странах. Или потому, что это оптимальный вариант «типографии в одной машине». Да, такие машины наиболее популярны, но и найти их нелегко — спрос велик. Если уж всё на свете имеет обратную сторону, то и хорошая немецкая печатная машина (Heidelberg, manroland или KBA) не исключение — одновременно и экономична, и дорога. При правильной эксплуатации, правда, многократно окупается и приносит хорошую прибыль, но… и цена новой машины высока, иногда даже очень. Логично приобрести подешевле, т. е. подержанную, но в хорошем состоянии. А это непросто. Для выгодной покупки требуется солидный опыт поиска нужной машины, проверки её технического состояния и организации доставки — работа для профессионального эксперта.

Покупка сложной дорогой машины — дело ответственное и непростое, ведь её импортируют из другой страны, затрачивая на организационные процедуры и транспорт намного больше сил, времени и средств, чем на сам контроль технического состояния.

Но когда Вы её, наконец, купите… Коль скоро машина немецкая досталась, то к ней и местная поговорка подойдёт: «Schwein gehabt!» (свинью заимел), что значит «Повезло!» (даже очень). Это если правильно купить. А если неправильно… тогда уж будет по-русски — «свинью подложили!»

А что конкретно делать, чтобы не подложили, читайте в следующем номере…

Об авторе: др. Ирина Нитусова (mail@garfimex.de), директор компании Grafimex GmbH.

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:

comments powered by Disqus