2010.05.131401 прочтений

Книги

Теги: Книги Publish

Кричевский В. Типографика в терминах и образах. Т. 1. — Тула: Власта, 2010. — 144 с.

В феврале вышло 2-е издание книги, появившейся ровно 10 лет назад. Внесены были лишь мелкие поправки, «ибо она прежде всего о прочных устоях оформления текста — отнюдь не о быстроразвивающейся технике и не о моде».

В книге даны определения 158 типографических терминов. Это скорее статьи, содержащие понятие термина, его основополагающую идею, философские размышления о данном явлении и его жизни. Концентрированная информация представлена в лёгкой, доступной форме, знаниями делится преподаватель и лектор российских и западноевропейских вузов. Это далеко не словарь, а именно книга для чтения, которое увлекает, благодаря перекрёстным ссылкам между терминами и вынесению иллюстраций во 2-й том. Хотя термины расположены в алфавитном порядке, содержание подталкивает читателя продвигаться по книге в соответствии с сутью явления и собственным интересом.

Учитывая современные реалии нашей страны, монография в форме словаря напоминает забытые многими прописные истины, подталкивает наверстать упущенное в знаниях и работе и принципиально основывается на исконно русской лексике. Последнее представляется плюсом не только для новичков, которым только предстоит что-то понять и запомнить. Книга предназначена для тех, кому нужен инструмент для повышения профессионализма и достижения уровня истинного специалиста в своём деле.

Кричевский В. Типографика в терминах и образах. Т. 2. — Тула: Власта, 2010. — 164 с.

Здесь содержатся иллюстрации к терминам, но вполне самостоятельный альбом можно изучать и отдельно. Этому способствуют комментарии к каждому изображению, кроме единственного, не требующего пояснений, — пустой полосе.

Иллюстрирование этой книги было крайне сложной задачей, так как принципом стал подбор подходящих примеров из существующего мирового типографического опыта, а не привычное моделирование «ситуаций». Автор, выступивший и в роли дизайнера, справился с визуализацией даже эфемерных и невещественных понятий, например, «набора», «воздуха», «вгонки и выгонки». Для очевидности требовались экстремальные примеры, аномалии в использовании иллюстрируемого явления или его отсутствие, как в иллюстрации к термину «удобочитаемость».

Реальность каждого примера свидетельствует о том, что типографике доступны самые различные образы. Они возникали под влиянием культуры, идеологии, техники разных эпох, начиная с конца Средних веков, и оказались доступными в самом диковинном соседстве на разворотах одной книги.

На презентации издания иллюстрирование терминов продолжилось показом голландских уличных плакатов. Шрифтовой элемент в них не уступает графическому — подходящий материал для демонстрации тех или иных типографических моментов и в то же время сложный и интересный из-за традиционного для плаката малого разнообразия типографических явлений.

Лаврентьев А. Эксперимент в дизайне. — М.: Университетская книга, 2010. — 244 с.

Текст был написан более двадцати лет назад коллективом авторов: искусствоведами и художниками. В издании он доведён до полноценного учебного пособия по специальности «Дизайн», а по сути — книги по истории (в основном советской) экспериментов в формообразовании. Сейчас большинство материала используется для занятий со студентами МГХПУ им. С. Г. Строганова. Авторы поддерживают идею, являющуюся главным достижением исследований ВНИИТЭ в области формообразования, — установку на эксперимент. Основной мотив книги — стремление прояснить, откуда приходят идеи форм вещей, проследить интересы дизайнеров, начиная с 1920-х годов, в рамках образования новых образов и конструкций.

Первая часть книги посвящена базовым элементам поисков и экспериментов: материалам, технологиям, структуре; цвету и свету; пространству. В данном контексте понятия охватывают не только материальную сторону вещей, но и творческую, аналитическую составляющую работы, оперирования материалом. Вторая часть о кинетике дизайна: композиции движения, приёмах кинетизма. И, цитируя составителя: «В третьей части представлены два уровня визуальных проблем в современном дизайне: уровень сложения художественных концепций и уровень предметного творчества, в котором эксперимент наполняется технологическим, функциональным, предметным содержанием». Текст явной научной направленности поддерживается богатейшей подборкой иллюстраций с развёрнутыми комментариями. — Юлия Бережная

Издаёте или продаёте книги, интересные читателям Publish? Предлагайте их для обзоров: publish@publish.ru (тема «Книги»).

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Полиграфия на Printech и RosUpack: большой футбол — не помеха

    Новинки и тенденции в полиграфии с главной выставки страны. Несмотря на опасения, посетителей и оборудования оказалось много.

     

  • Зачем нам рекорды?

    Когда мы готовили тему номера, казалось, что собрать в неё достаточное количество рекордов, имеющих отношение к полиграфии, будет сложно. Ведь у нас — индустрия, а не спорт, сама суть которого заключается в достижении всё новых и новых рекордов. Однако это оказалось совсем не так. Причём некоторые рекорды по разным причинам даже не попали в статью.

     

  • Симбиоз идей и возможностей

    «Мы печатаем на всём» — девиз рекламно-производственной фирмы LBL Print. И в нём нет преувеличения. В базе предприятия — более 10 тыс. материалов. Бумага, ткани, плёнки, разные виды пластика, стекло, резина, камень, металл, дерево и даже береста — всё это служит основой для изготовления уникальных изделий со множеством необычных эффектов.

     

  • Цифра и книга

    Размышления полиграфиста о месте и роли «цифры» в книжном производстве.

     

  • Стремление к лидерству в «тяжёлом» сегменте

    Ricoh Rus провела 31 мая 2018 г. в Санкт-Петербурге второе заседание Клуба полиграфистов под названием «Смена лидера в мире цифровой полиграфии». Выступавшие на нём сотрудники компании и владельцы оборудования доказали: это не просто слова.

     

  • Охота к перемене мест

    Когда в Ricoh создавали свою первую ЦПМ с пятым дополнительным красочным модулем — Pro C7100x, то, очевидно, держали в голове самую активную часть полиграфического сообщества. Тех людей, кто постоянно думает, как выйти в новые ниши и предложить заказчикам что-то, чего не могут другие. Идея оправдала себя полностью, машина стала бестселлером.

     


comments powered by Disqus