2010.05.131851 прочтений

Книги

Теги: Книги Publish

Кричевский В. Типографика в терминах и образах. Т. 1. — Тула: Власта, 2010. — 144 с.

В феврале вышло 2-е издание книги, появившейся ровно 10 лет назад. Внесены были лишь мелкие поправки, «ибо она прежде всего о прочных устоях оформления текста — отнюдь не о быстроразвивающейся технике и не о моде».

В книге даны определения 158 типографических терминов. Это скорее статьи, содержащие понятие термина, его основополагающую идею, философские размышления о данном явлении и его жизни. Концентрированная информация представлена в лёгкой, доступной форме, знаниями делится преподаватель и лектор российских и западноевропейских вузов. Это далеко не словарь, а именно книга для чтения, которое увлекает, благодаря перекрёстным ссылкам между терминами и вынесению иллюстраций во 2-й том. Хотя термины расположены в алфавитном порядке, содержание подталкивает читателя продвигаться по книге в соответствии с сутью явления и собственным интересом.

Учитывая современные реалии нашей страны, монография в форме словаря напоминает забытые многими прописные истины, подталкивает наверстать упущенное в знаниях и работе и принципиально основывается на исконно русской лексике. Последнее представляется плюсом не только для новичков, которым только предстоит что-то понять и запомнить. Книга предназначена для тех, кому нужен инструмент для повышения профессионализма и достижения уровня истинного специалиста в своём деле.

Кричевский В. Типографика в терминах и образах. Т. 2. — Тула: Власта, 2010. — 164 с.

Здесь содержатся иллюстрации к терминам, но вполне самостоятельный альбом можно изучать и отдельно. Этому способствуют комментарии к каждому изображению, кроме единственного, не требующего пояснений, — пустой полосе.

Иллюстрирование этой книги было крайне сложной задачей, так как принципом стал подбор подходящих примеров из существующего мирового типографического опыта, а не привычное моделирование «ситуаций». Автор, выступивший и в роли дизайнера, справился с визуализацией даже эфемерных и невещественных понятий, например, «набора», «воздуха», «вгонки и выгонки». Для очевидности требовались экстремальные примеры, аномалии в использовании иллюстрируемого явления или его отсутствие, как в иллюстрации к термину «удобочитаемость».

Реальность каждого примера свидетельствует о том, что типографике доступны самые различные образы. Они возникали под влиянием культуры, идеологии, техники разных эпох, начиная с конца Средних веков, и оказались доступными в самом диковинном соседстве на разворотах одной книги.

На презентации издания иллюстрирование терминов продолжилось показом голландских уличных плакатов. Шрифтовой элемент в них не уступает графическому — подходящий материал для демонстрации тех или иных типографических моментов и в то же время сложный и интересный из-за традиционного для плаката малого разнообразия типографических явлений.

Лаврентьев А. Эксперимент в дизайне. — М.: Университетская книга, 2010. — 244 с.

Текст был написан более двадцати лет назад коллективом авторов: искусствоведами и художниками. В издании он доведён до полноценного учебного пособия по специальности «Дизайн», а по сути — книги по истории (в основном советской) экспериментов в формообразовании. Сейчас большинство материала используется для занятий со студентами МГХПУ им. С. Г. Строганова. Авторы поддерживают идею, являющуюся главным достижением исследований ВНИИТЭ в области формообразования, — установку на эксперимент. Основной мотив книги — стремление прояснить, откуда приходят идеи форм вещей, проследить интересы дизайнеров, начиная с 1920-х годов, в рамках образования новых образов и конструкций.

Первая часть книги посвящена базовым элементам поисков и экспериментов: материалам, технологиям, структуре; цвету и свету; пространству. В данном контексте понятия охватывают не только материальную сторону вещей, но и творческую, аналитическую составляющую работы, оперирования материалом. Вторая часть о кинетике дизайна: композиции движения, приёмах кинетизма. И, цитируя составителя: «В третьей части представлены два уровня визуальных проблем в современном дизайне: уровень сложения художественных концепций и уровень предметного творчества, в котором эксперимент наполняется технологическим, функциональным, предметным содержанием». Текст явной научной направленности поддерживается богатейшей подборкой иллюстраций с развёрнутыми комментариями. — Юлия Бережная

Издаёте или продаёте книги, интересные читателям Publish? Предлагайте их для обзоров: publish@publish.ru (тема «Книги»).

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • HP Stitch S обещает текстильную революцию

    По оценкам HP, розничные продажи текстиля в мире в 2023 г. составят 1,7 трлн долл., из них доля запечатанного текстиля составит 308 млрд долл. Самый активный двузначный годовой прирост демонстрирует сегмент цифровой печати, предлагающий производителям недоступные ранее преимущества в виде простоты и скорости вывода на прилавки новых дизайнов. К 2023 г. рынок текстильной продукции, запечатанной «цифрой», вырастет до 5,5 млрд долл.

     

  • Бизнес «в голубой рубашке»

    Компания «Артотойз» отметит в 2020 г. своё 10-летие. Её руководитель Артём Бартош имеет опыт руководства офсетной типографией и знает о сложностях этого бизнеса не понаслышке. Поэтому, создавая компанию, он твёрдо решил, что она будет цифровой, чтобы можно было выполнять заказы в обычной одежде.

     

  • Планшетный вызов «Дамми»

    В курганской типографии «Дамми» в октябре 2019 г. был запущен первый в СНГ планшетный УФ-принтер Ricoh T7210. Быть первопроходцем — всегда рискованно, но когда тебя страхуют проверенные и надёжные партнёры, успех почти гарантирован.

     

  • Лайнер «малой авиации»

    Волгоградская типография «Печатные решения» недавно приобрела уже третью ЦПМ Konica Minolta — новую модель AccurioPrint C3070L. В 2008 г. она стала первым покупателем ЦМП Konica Minolta серии PRO в регионе, а сейчас первая установила машину этого же производителя с клик-контрактом.

     

  • Широкоформатный дебют «Буки Веди»

    Крупная московская книжная типография «Буки Веди» выбрала для открытия широкоформатного направления УФ-принтер Océ Colorado 1640. Его также планируется использовать для печати на уникальных материалах для переплётов, футляров и т. п.

     

  • Какая боль, или Разговор слепого с глухим...

    Представьте себе, что вы приходите в магазин за чёрными ботинками 42-го размера. А вам говорят: есть белые кроссовки 37-го. Брать будете? Такая вот ассоциация возникла у нас в связи с текущим запросом…

     


comments powered by Disqus