101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Национальный конкурс «Жар-книга»: «Полиграфия не обязана быть сложной — она должна быть уместной и изобретательной. Главное, чтобы «цепляло»…

  • Ирина Паялина
  • 29 декабря 2023 г.
  • 571
С 2014 года проходит «Жар-книга» — ежегодный национальный конкурс и фестиваль книг.

Publish попросил рассказать об инициативе организатора и соучредителя Иннокентия Келейникова, профессор Московского Политеха, доцента, кандидата искусствоведения, лауреата отечественных и международных конкурсов книжного и шрифтового дизайна, автора ряда изданий и публикаций по вопросам истории и теории печатно-графического искусства.

 

На сайте конкурса указано:
Цель конкурса — определить тенденции эволюции книжной формы, сформулировать отличительные признаки современной печатной книги, определить критерии оценки дизайна печатной книги.
Амбициозно. Что-то еще?
Можно проще: выявить и морально поддержать дизайнеров и издательства, которые готовы создавать книгу как уникальный визуально-коммуникационный проект, а не «по правилам».

 

Цели «сформулировать отличительные признаки современной печатной книги, определить критерии оценки дизайна печатной книги» звучат как научная работа. Она ведется в каком-то виде?

Работа эта ведется в неявном виде. Несколько человек из экспертного совета являются действующими преподавателями: Политех — бывший Полиграфический институт, Школа дизайна ВШЭ, Строгановка. Естественно, идет оценка того, что представляется на конкурс, сравнение с тем, что мы видим на международных конкурсах и выставках — и итоги размышлений на эту тему внедряются в сознание студентов. Конечно, хотелось бы выпускать что-то в виде сборника статей «Вестник «Жар-книги», но пока, к сожалению, такого нет.

Выставка 2023 в Центре Вознесенского

 

Кто может участвовать в конкурсе?

Участвовать может любая книга, созданная отечественным дизайнером и изданная в России. Кроме тех, кто вступает в конфликт с законодательством.

 

Какие-то условия участия?

Никаких специальных условий — участвовать может любой. Большинство из участников — те, кто счёл выбранное им художественное и технологическое исполнение книги современным и оригинальным. Полиграфия не обязана быть сложной — она должна быть уместной и изобретательной. Хотя сложной полиграфии на конкурс попадает много.

 

Конкурсу почти 10 лет. Удавалось проводить его ежегодно, несмотря на внешние катаклизмы?

Первые три года 2014, 2015 и 2016 проходил ежегодно, в формате фестиваля: с лекционной программой и тематическими выставками. С 2015 был запущен «под-конкурс» «Жар-книга мл.» — студенческие видеопрезентации курсовых и дипломных проектов. Он проходил в 2015, 2016 и 2018. В основном конкурсе в 2017-2018 годах была пауза, он возобновился в 2019, был в 2020, 2021 и последний пока в 2023.

В 2021 мы ввели в качестве эксперимента номинацию «Б» («Макет») — для книг, спроектированных, но не реализованных в тираже. Эта номинация включила в себя в основном студенческие проекты (курсовые и дипломные), но было некоторое количество и «взрослых» проектов, которые по каким-то причинам не удалось довести до тиража.

Выставка 2023 в Центре Вознесенского

 

Расскажите, как все начиналось? Кто все организовывал? Почему такое название?

Учредители исключительно частные лица — я, Мила Ершова, моя однокурсница, когда-то коллега, сейчас преподаватель Школы дизайна ВШЭ, Валентина Крылова и Вадим Иванов из издательства РИП-холдинг. Вадим, к сожалению, недавно покинул этот мир, так что нас осталось трое.

Название придумала Мила Ершова — сейчас не упомню почему, но в названии должен был присутствовать огонь.

Я в самом деле инициатор. С 2004 года принимал участие в конкурсе «Искусство книги. Традиции и поиск», организаторы были Университет печати и Ассоциация книгоиздателей, я был в жюри и занимался связями с конкурсом «Красивейшая книга мира» в Лейпциге. Этот конкурс пришёл в упадок и перестал устраивать в первую очередь участников. Была нулевая информация о результатах: если удавалось узнать, кого наградили, то увидеть награждённые книги было негде. У меня к тому времени был опыт общения с немецким конкурсом, я даже был там в жюри в 2006-ом году. И мы решили это поменять: сделали сайт, где показано по несколько разворотов из каждой книги и дана информация о ней, а книги-лауреаты и книги из шорт-листа можно свободно листать на организованной нами выставке.

Лауреаты 2023. Фото Мила Ершова

 

Расскажите про выставку: что, где, когда?

В этом, 2023 году выставка проходила с 24 мая по 1 июня в Центре Вознесенского в Москве. Потом она отправилась «путешествовать»: в Казань на книжный фестиваль в парке «Черное озеро» 17-18 июня, в Национальную библиотеку Республики Татарстан на театральную площадку MOÑ, в Альметьевск 5 и 6 августа на летний книжный фестиваль «Смены» в общественном центре «Алмет».

 

Кто в жюри конкурса? Как определяются лауреаты?

Первые три года у нас в самом деле было жюри: трое действующих книжных дизайнеров, один представитель кураторской/искусствоведческой среды, один гость из-за рубежа — известный западный дизайнер.

После паузы мы решили отказаться от формата «жюри» и перешли в формат «экспертного совета»: выбираем некоторое количество книжных дизайнеров, пару издателей, кого-нибудь из библиотечных работников, обычно из Российской Государственной Библиотеки. Общим числом от 10 до 15 человек, которые отмечают понравившиеся книги, расставляя их по личному «рейтингу». После чего все подсчитывается: около 30 книг, отмеченных максимальным количеством членов совета, попадают в шорт-лист, 10-11 книг из них, набравшие наивысший рейтинг становятся лауреатами, книга с самым высоким рейтингом — Гран-при.

 

Кто выбирал лучшие книги 2023 года? Кто был в экспертном совете? И как попасть в экспертный совет?

Экспертный совет выбирают организаторы на свое усмотрение.

Список членов экспертного совета «Жар-книги 2023»:

  • Ершова Людмила, дизайнер, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ;
  • Заев Кирилл, дизайнер, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ;
  • Зарецкий Ян, дизайнер, лауреат «Жар-книги 2020»;
  • Келейников Иннокентий, дизайнер, преподаватель Московского Политеха;
  • Корнеев Евгений, дизайнер, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ;
  • Крылова Валентина, арт-директор издательства «РИП-холдинг»;
  • Маевский Кирилл, продюсер, арт-директор Центра современной культуры «Смена»;
  • Мещеряков Арсений, руководитель Школы дизайна НИУ ВШЭ;
  • Мордвинцев Дмитрий, дизайнер, арт-директор студии «АВСдизайн»;
  • Санькова Александра, директор Московского музея дизайна;
  • Самылкин Антон, директор московского филиала «Европапир»;
  • Степанова Елена, сотрудник РГБ;
  • Сурков Юрий, дизайнер, преподаватель Школы дизайна ВШЭ;
  • Шелютто Андрей, дизайнер, арт-директор.

Кто-то мог не участвовать из-за личной загрузки, но мы приглашали всех вышеперечисленных.

 

Расскажите про партнеров.

Стратегическая наша надежда и опора последние несколько лет — компания «Европапир». Но, что важно, практически все, к кому мы обращаемся за помощью, помогают с большим удовольствием.

Сложно сказать, уместно ли использовать слово «партнер», уж как-то слишком официально при нашем неформальном характере, но помогали и помогают многие. Например, Галерея «Промграфика», Библиотека имени Н.А. Некрасова, Зверевский центр современного искусства, Российская государственная библиотека и Центр Вознесенского — предоставляли нам помещения и организационную поддержку для работы жюри и для проведения собственно выставок и фестивалей. Мастерская высокой печати «Демоны печати» неоднократно печатала нам прекрасные дипломы. Типографии «УП ПРИНТ» и «Сити-принт» печатали каталоги конкурса, а Тульский историко-архитектурный музей уже два раза предоставлял свои стены для обзорных выставок «Жар-книги».

Культурные институции, такие как Pro Helvetia, оказывали огромную организационную поддержку в проведении фестивалей в 2015 и 2016 году. Есть риск кого-то забыть и не упомянуть — но даже если кто-то не будет упомянут, он может быть уверен в нашей полной и искренней благодарности!

 

Есть какие-то категории у конкурса?

Нет, просто выбор экспертного совета. В одном ряду стоят самые разные по типу книги — главное, чтобы «цепляло»…

Наталья Таранова, типография Буки Веди

 

Сколько книг присылают на конкурс?

В этом году прислали больше 200 книг, говорю так расплывчато, потому что некоторые из них — серии и довольно длинные, шли под единым номером. Обычно подавали около 150 книг, а после паузы в 2019-ом был всплеск — больше 300 книг. Потом стабилизировалось…

 

Кто стал лауреатом 2023 года?

Список в алфавитном порядке:

«Баллада о маленьком буксире» Иосиф Бродский, Кася Денисевич.

Дизайнер: Липатов Степан, иллюстратор: Кася Денисевич, издатель «Подписные издания», типография: «Парето-Принт».

 

Дмитрий Мордвинцев, ABCdesign

«Евгений Онегин» Александр Пушкин.

Дизайнер: Дмитрий Мордвинцев, иллюстратор: Андрей Костин, издатель: ABCdesign, типография: PNB Print.

 

«Казахская новая волна» Гульнара Абикеева.

Дизайнер: Кирилл Глущенко, издатель: Центр современной культуры «Целинный», типография: Service Press (Алматы, Казахстан).

 

«Левиафан. Разбор по косточкам» Андрей Звягинцев, Максим Марков.

Дизайнеры: ABCdesign Светлана Данилюк, Дмитрий Мордвинцев, издатель: Альпина PRO, типография: PNB Print.

 

«Московский зоопарк работает ежедневно», рекламный плакат 1899–1988.

Дизайнер: Игорь Гурович, издатель: «Московский зоопарк», типография: «Кодекс».

 

«Привет, Москва!», «Привет, Петербург!» Таня Борисова.

Дизайнер: Таня Борисова, иллюстратор: Таня Борисова, издатель: А+А, типография: PNB Print и «Первая Образцовая типография» филиал «Чеховский Печатный Двор».

 

«Путешествие в мир дополнительной нереальности» Михаил Лабазов.

Дизайнер: ABCdesign Дмитрий Мордвинцев, издатель: ABCdesign, типография: «Синержи».

 

Серия «Кустода», составитель Кирилл Маевский.

Дизайнеры: Анна Наумова, Кирилл Благодатских, издатель: «Смена», типография: А-пресс (Казань).

 

«Старая Ладога. Иллюстрированный путеводитель» Александра Кузнецова, Михаил Нисенбаум.

Дизайнеры: Екатерина Мордвинкина, Александра Кузнецова, иллюстраторы: Ксения Анненко, Маргарита Варакина, Анна Знаменская, Софья Кочеткова, Александра Кузнецова, Артем Кулемин, Полина Кульчицкая, Алена Пасхина, Полина Сергеева, Полина Фролова, издатель: Школа Дизайна НИУ ВШЭ, типография: «Первая Образцовая типография» филиал «Чеховский печатный двор».

 

Publish от всего сердца поздравляет победителей, гордится качеством книг и благодарит организаторов за конкурс и возможность показать действительно качественную и красивую полиграфию широким массам!

Фото предоставлены Центром Вознесенского

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Опыт коллаборации «РоСК» и «ППФ»

Типографию «РоСК» и компанию «ППФ» объединяют давние партнёрские отношения. За спиной годы сотрудничества и интересных, сложных проектов. «РоСК» — офсетная типография, специализирующаяся на полном цикле производства картонной упаковки: от разработки дизайн-проекта до сложных видов финишной отделки. «ППФ» — компания, специализирующаяся на производстве готовых решений и разработке новых технологий тиснения. В арсенале «ППФ» широкий ассортимент фольги для отделки полиграфической продукции, инструмент для тиснения, а также оснастка для приладки. Планы организовать творческую коллаборацию зрели давно, и наконец у нас всё сложилось.

Флексо-счёт

Считаем себестоимость во флексографской печати — как?

Пути листового офсета

Отечественная полиграфия воодушевляюще успешно переносит санкционное давление. Казавшимся незаменимыми расходникам всё же нашлись замены на азиатском рынке. По реально незаменимым запчастям проложены каналы поставок. Целиком построенные ещё недавно на западных решениях цифровая печать и флексография с неожиданной лёгкостью перешли на китайские и, местами, индийские аналоги. Но есть листовой офсет — пожалуй, единственный крупный сегмент полиграфии, где решение пока не найдено. О возможных вариантах и поговорим.

Очень тонкая грань

Что такое печатное искусство, тиражная графика, printmaking?

Сто дней до drupa

Во время написания этой статьи до drupa 2024 оставалось чуть больше ста дней. Сразу после пандемии COVID-19 было много разговоров том, что традиционный формат выставок себя изживает и от него будут постепенно отказываться. Многие задавались вопросом, не ознаменует ли пандемия конец торговых ярмарок, на которых компаниям всё труднее оправдывать расходы, а посетителям — находить время для их посещения. Однако прошлогодний успех европейской Labelexpo, Printing United в США и специализированных выставок в Китае показал, что «пациент» скорее жив, чем мёртв.



Новый номер

Выставка UPAKEXPO. Флексо-счет. CYAN-огонёк 2023. Медиа о дизайне. Тренды брендинга 2024. «РоСК» и «ППФ». Год нарастания конкуренции. Текстильные профессионалы. Очень тонкая грань. Инновации в ламинации. PUBLISH EURASIA: «Квинта Принт», QAZPACK 2023.



Имеет ли смысл сегодня заходить в сектор упаковки "с нуля"?
    Проголосовало: 47