Утверждение тиража в типографии
Задачи заказчика
Перед началом печати
-
Заранее оговорить все сложные для воспроизведения графические элементы и, ориентируясь на цветопробу, обсудить их с типографией.
В печатном цехе
-
Прийти на утверждение цвета хорошо отдохнувшим — усталость влияет на восприятие цветов. Не начинать работу сразу — дать глазам отдохнуть после яркого солнечного света (45 мин).
-
Убедиться, что цветопробы выведены из тех же файлов, что и печатные формы, — иначе в сопоставлении особого смысла нет.
-
Расположившись, не мешать печатникам. Воздержаться от комментариев, пока печатный лист не подан на утверждение.
-
Типография — ваш союзник в борьбе за оптимальный результат при выбранных расходных материалах.
При сравнении цветопробы с оттиском
-
Проверить наличие всех графических элементов (в типографиях с системами CTP вопрос не столь актуален).
-
Проверить отсутствие в свободных от изображения зонах листа двоения, тенения, грязи.
-
Оценить впечатление от оттиска: отведя лист на расстояние вытянутой руки, посмотрите на него 10 с, потом отведите взгляд. Все ли детали и цвета выглядят естественно?
-
На основании общего впечатления определить нуждающиеся в корректировке зоны и осмотреть их тщательнее.
-
Чётко и оперативно описать нужный результат после внесения корректировок (не упоминая способов достижения).
-
Технологические ограничения делают некоторые изменения невозможными. Совместно с типографией придите к компромиссу и упростите задачу, расставив приоритеты.
-
Руководствуйтесь оговорёнными при размещении заказа параметрами качества.
-
Точность приводки в половину растровой ячейки вполне приемлема в тенях. Для жёлтого допуски без ущерба для визуального восприятия повышаются до двух ячеек. Главное — оценка невооружённым глазом. Требования к приводке для контуров, границ, шрифтов вывороткой и составных оттенков значительно выше по сравнению с фотоизображениями.
-
Не гонитесь за плотностью красочной плёнки — восприятие цветовых сигналов человеческим глазом подчиняется геометрической прогрессии: для увеличения визуальной насыщенности на 5% потребуется на 25% больше краски, что может превышать ограничения для данного вида бумаги.
-
При денситометрических замерах плотность красочной плашки (SID) и параметры растискивания (TVI) оговариваются заранее.
-
Если результат устраивает, в тираж подписываются два печатных листа (один остаётся у заказчика, второй — у печатников).
-
При печати неизбежны отклонения по плотности плашек, но они не должны превышать оговоренных допусков.
Проверка сфальцованных тетрадей
-
Отнимающие массу времени и средств проблемы с послепечатной обработкой предотвратимы.
-
Осмотрите подрезанное изделие сразу по выходу на «качественную фальцовку». Убедитесь, что изображения на полосах расположены верно.
-
Осмотрите экземпляр из обвязанной стопы на предмет морщин (в зависимости от системы приёмки печатной машины).
Рулонная печать с сушкой
Приоритеты при приладке и печати
1. Баланс цвета/серого. Правильная работа с серой шкалой — залог успешного контроля цвета и его стабильности. Отслеживайте баланс серого в средних тонах, и оперативный выход на общий цветовой баланс гарантирован.
2. Растискивание. Варьируется в пределах 15–35%, в зависимости от линиатуры растра, техпроцесса, бумаги, густоты/потока краски (подробнее о влияющих на растискивание переменных см. в следующем номере).
-
Замеряйте в средних тонах на 50% точках, где растискивание наиболее критично и заметно.
-
Стабильность и баланс растискивания важнее абсолютных значений.
-
Для сбалансированного серого величина растискивания триадных красок не должна отличаться больше, чем на ±4% с традиционными методиками или ±2% при рекомендованных инструментах и методиках (в т. ч. контроль баланса серого).
3. Отслеживание плотности красочной плашки. Замеряйте и контролируйте толщину красочной плёнки.
-
Сбалансированные значения триадных красок важнее абсолютных чисел. Регулярные замеры денситометром величины SID на контрольной плашке цветовой шкалы предотвратят утолщение красочной плёнки при печати (для более стабильного соответствия подписанному в печать листу).
Устройства контроля качества
Оптимальная печать невозможна без эффективного использования устройств контроля качества, а ведь многие полиграфисты либо вообще их игнорируют, либо работают неверно. Проблемы с ручными замерами решают автоматические системы контроля цвета с обратной связью.
Фиксирование характеристик (баланс серого, растискивание, толщина красочной плёнки, контрастность оттиска, высокие цвета, треппинг) — залог реального контроля печатного процесса и результатов, оптимальных для выбранных расходных материалов. Без замеров не обойтись при приладке и контроле готовой продукции, хотя могут потребоваться финальные настройки вручную. Придерживайтесь перечисленных ниже основных правил.
Отдельные параметры замерять бессмысленно — их анализируют в совокупности.
Инструменты контроля качества требуют систематичного применения, калибровки и техобслуживания.
В допечатной подготовке учитываются вид бумаги, плотность красочной плашки, растискивание и контрастность; на все формы добавляются цветовые шкалы и плашки. Идеальные цветопробы совместимы с технологией печати и поверхностью запечатываемого материала.
Контроль и управление цветом с обратной связью
Системы контроля и управления цветом с обратной связью (closed-loop colour systems, CCS) — завершающий этап стандартизации, управления цветом и печати по цифрам. Автоматизируется большая часть шагов по утверждению цвета, вдвое повышается скорость на приладке, на треть сокращается количество шагов по наращиванию скорости по сравнению с традиционными системами. Подобные системы исключают характерные для ручных замеров проблемы и субъективные оценки, дают значительные экономические преимущества. В рулонной печати с сушкой контроль и управление цветом с обратной связью появился с конца 1990-х и сейчас широко применяется. Системы для газетной печати доступны с 2003 г.
Преимущества систем CCS по сравнению с традиционной приладкой
-
Повышение скорости на приладке вдвое, сокращение отходов на 30–60%.
-
Одновременная настройка двух сторон полотна (вместо последовательной).
-
Улучшенная работа оборудования при холодном пуске.
-
Автоматический выход на эталонную плотность (вместо замеров ручными денситометрами).
-
Выход на цвет ускорен на 25–40% и не зависит от опыта оператора.
-
Объективная приладка цвета втрое быстрее (по сравнению с субъективной визуальной настройкой).
-
Более высокое качество предварительных оттисков.
-
Оперативный выход на высокие скорости печати, повышение средней скорости.
-
Более стабильный цвет при изменении скорости печати.
-
Предотвращение избыточного краскопереноса (затраты), сокращение эмульгирования и времени очистки.
-
Смывки офсетных полотен вдвое реже.
-
Чистые кромки бумаги.
-
Отчёты по тиражу для анализа тенденций и предотвращения жалоб со стороны клиентов.
Пользователи сообщают о высоком уровне стабильности изображений между страницами, печатными машинами и сменами. У операторов больше времени на настройку фальцаппарата и рубки — и цвет утверждается быстрее, и проблем с очисткой меньше. В выигрыше и заказчик: оперативное утверждение цвета, гарантированная стабильность на протяжении тиража, отчёты статистического управления. Системы высокоэкономичны и окупаются меньше чем за год, благодаря сокращению бумажных отходов, ускоренной приладке, увеличению средней скорости, сокращению расхода краски и сложностей с техобслуживанием.
Печать металлизированными красками
Металлизированные краски повышают привлекательность полиграфической продукции, но технически очень требовательны. Качественный результат невозможен без оптимизации бумаги, допечатной подготовки, красок, настроек машины, подготовки валиков и химии. Корректно подбирайте липкость: для качественной печати самое важное — вязкость и глянец.
Металлизированные краски
Металлизированные офсетные краски похожи на обычную пигментированную триаду — разница лишь в размере и структуре пигментов. Золотые (бронзовые) краски делают из бронзового порошка: жидкую смесь меди и цинка распыляют, а потом перемалывают на частицы нужного размера (обычно 2–3 мкм, что в 100 раз больше жёлтого и красного пигментов).
Серебряные краски изготавливают из алюминиевых пигментов по схожей технологии перемола. Недавно появился новый вариант — полученные вакуумным способом металлизированные пигменты с более тонкими и гладкими металлическими хлопьями, глянец которых выше по сравнению с молотыми.
Рекомендации
-
Чтобы снизить риск отмарывания и истирания, печатать металлизированными красками лучше внутри, а не снаружи тетрадей.
-
Обжигайте печатные формы, чтобы предотвратить появление пятен.
-
Для оптимальных результатов работайте с новыми офсетными полотнами.
-
В первый раз используя металлизированные краски, поместите их в первую печатную секцию (если позволяет конструкция машины). При появлении пятен на печатных формах, увеличьте подачу увлажняющего раствора. Если не поможет, переведите металлизированные краски в последнюю секцию.
-
60% жёлтый растр под металлизированной золотой краской снижает толщину красочной плёнки (металлизированные краски находятся в последней секции).
-
При работе с IPA-составом поддерживайте содержание спирта на уровне 8–10%.
-
Температура воды в системе циркуляции увлажняющего раствора не должна превышать 14 ºC.
-
Не завышайте уровень краски в красочном корыте и регулярно её добавляйте.
-
При запуске машины сначала настраивайте триаду, потом добавляйте «металлик».
-
Температуру в печатной машине поддерживайте на самом низком уровне.
-
Уменьшить эмульгирование поможет отключение промежуточного увлажняющего валика.
-
Если на протяжении тиража pH в системе циркуляции увлажняющего раствора колеблется, попробуйте частично осушить резервуар. При необходимости слейте раствор после печати, поменяйте фильтры и наполните резервуар вновь — следующий тираж будет защищён от грязи.
-
Поддерживайте самый высокий уровень pH (>5) во избежание коррозии металлизированных пигментов.
Цветовые веера печатаются шелкотрафаретом — на рулонной машине такой оптической плотности не добиться, поэтому офсетные оттиски не могут быть такими насыщенными и тёмными. Чтобы избежать вопросов с утверждением цвета, выводите специальную лабораторную цветопробу с типичными для рулонной печати с сушкой плотностями.
Газетная печать без сушки
Утверждение цвета в газетной печати проходит практически по тому же сценарию, что и в рулонной с сушкой, но заказчик, как правило, в типографии не присутствует, а цветопробы выводить не принято (ситуация меняется по мере того, как газетные типографии печатают всё больше коммерческих заказов с сушкой и без). Основное отличие — в понятии «тиражная копия»: к тиражу часто добавляют экземпляры, отпечатанные до оптимизации качества. Допустимые отклонения от «итогового утверждённого качества» существенно варьируются в зависимости от типографии — это вопрос и экономический, и технический.
Машины с опцией предварительной настройки красочных зон выходят на тиражное качество после 800 оборотов цилиндра; чтобы уменьшить цифру, потребуются серь-
ёзные инвестиции в техобслуживание, обучение и контроль. В полностью ручных системах запись усреднённых параметров и их регулировка с учётом практики — единственно возможный системный подход для сокращения отходов при запуске машины.
Главное при пуске оборудования — баланс краска/вода и приводка. Затем на глаз регулируют общий цветовой баланс и плотность, ориентируясь на 3-красочную серую шкалу. Задача — нейтральные серые тона без цветных оттенков с быстрым выходом на тиражные копии. Визуальной оценки отличий между оттисками вполне достаточно, поскольку цвет в газетной печати относительно стабилен (условия освещения и просмотра должны быть соответствующими).
Серые контрольные поля
В периодические издания поступает реклама из разных источников, и важно, чтобы баланс серого оставался в пределах отраслевых стандартов. Серое поле тестовой формы (IFRA, SNAP, GATF, NAA, System Brunner) печатается с постоянной толщиной красочной плёнки. Ключ к успеху — соответствие работы всех печатных секций утверждённым стандартам, а для этого необходимы регулярные измерения. Только в этом случае можно вывести допечатные профили растискивания и регулировать триадные тона для корректных серых и цветных оттенков. Состояние печатного оборудования меняется: следите, чтобы профили точно отображали ситуацию, иначе они ненадёжны и бесполезны, а цвет вызывает нарекания.
Оптимальная конфигурация серой шкалы — 3-цветный полукруг с использованием значений серого из отпечатанной тетради (если такой возможности нет, берутся рекомендованные параметры ISO 12647-3). К нему примыкает второй полукруг из чёрного растра, при верной настройке дающий аналогичную плотность. Плотность чёрной плашки подстраивается на глаз, а плотность триадных красок регулируется так, чтобы 3-красочный фрагмент оказался нейтрально серым, по плотности приближенным к монохромному оттенку. Цветовой баланс останется приемлемым даже при отклонениях общих значений плотности (цветовой дисбаланс бросается в глаза больше, чем некорректная плотность). После оперативного выхода на тиражное качество вносятся итоговые корректировки по плотности.
GCR (удаление серого компонента). По данным специальных отчётов Ifra 2.16 и 3.20 «Цветовые отклонения и колебания в газетной печати» (Colour variations & deviations in newspaper printing), полутона чёрной краски в 3 раза менее чувствительны к цветовым отклонениям по сравнению с составными 3-красочными оттенками. Именно поэтому рекомендуется применение методики GCR — техника вычитания из-под чёрного (UCR) для газетного производства не подходит.
Денситометрические замеры серых шкал
Газетные типографии всё активнее применяют денситометры для повышения стандартов многокрасочной печати и её стабильности. Как правило, замеры проводят после поступления «тиражных копий» в издательскую зону.
Для газетных типографий измерение отдельных цветов денситометром, как правило, непрактично. Рекомендуемая альтернатива — контроль 3-красочного серого поля в средних тонах (с использованием всех трёх фильтров). Все показатели должны быть одинаковыми, в противном случае оперативно вносят коррективы. Многие предпочитают поля с 25% элементами — они чувствительнее к визуальным отклонениям и дают надёжные денситометрические показания.
Добавляя в газету серое поле, учитывайте следующие моменты:
-
регулярно проверяйте устройство вывода форм денситометром для гарантии точности воспроизведения полутоновых растров;
-
для надёжности показаний ширина серого поля должна соответствовать окну денситометра на отражение или просвет (примерно 6 мм);
-
ежедневно проверяйте калибровку денситометра;
-
спецификации плотности красочного слоя для серого поля должны соответствовать предельным отклонениям печатной машины по плотности.
При условии правильного применения серая шкала — мощный инструмент для качественного и стабильного воспроизведения цвета. При приладке ориентируйтесь на перечисленные ниже шаги.
-
Добившись приводки, визуально выровняйте баланс серого поля по ширине страницы (стандартная процедура).
-
Измерьте серое поле денситометром на отражение. Всегда снимайте показания в одной точке в одинаковом положении печатной формы (внизу или вверху), чтобы минимизировать влияние внешних факторов.
-
Откорректируйте показатели оптической плотности. Изменения вносите от тёмных цветов к светлым — компоненты голубой и пурпурной красок влияют на жёлтую составляющую серого поля. (Если первым отрегулировать жёлтый, после работы с остальными цветами его придётся перенастраивать.)
-
Через несколько минут ещё раз снимите показания оптической плотности в той же точке, при необходимости откорректируйте настройки.
Продолжение следует...
* В части пособия «Техническое обслуживание на производстве как источник снижения затрат и продления срока службы оборудования» (Productivity maintenance to run leaner, longer & faster) собраны эффективные приёмы работы и организации труда для типографий рулонной офсетной печати. Опубликовано Web Offset Champion Group (WOCG). © 1998 & 2002. Все права защищены.
Группа WOCG сформирована в 1998 г. для пропаганды эффективного опыта работы в индустрии рулонной офсетной печати, позволяющего повысить производительность, качество, безопасность труда и добиться настоящих «чемпионских» результатов. WOCG — совместный проект международных компаний, сотрудничающих с ведущими специалистами отрасли, типографиями и ассоциациями по всему миру. Члены группы являются ведущими поставщиками технологии, материалов и оборудования для всех этапов технологического процесса — допечатного, печатного и послепечатного: Aylesford Newsprint, Kodak Polychrome Graphics (ныне – Kodak), MacDermid Printing Solutions, MAN Roland (ныне – manroland), MEGTEC Systems, Muller Martini, Nitto-Permacel, QuadTech, SCA и Sun Chemical.
Стандартная последовательность наложения красок в рулонной печати с сушкой — KCMY. Чёрная краска обеспечивает хорошую плотность плашек и шрифтов (от крупных до самых мелких) на широком спектре материалов. Это единственный цвет, наносимый на сухую бумагу, причём липкость поддерживается низкая, чтобы минимизировать пыление и выщипывание. Липкость остальных красок варьируется от высокой до низкой в последовательности CMY
Газетные типографии всего мира ориентируются на пересматривающийся сейчас стандарт ISO 12647-3 (американский эквивалент — SNAP). Важный шаг к международному стандарту стимулируют рекламодатели, заинтересованные в единых полиграфических стандартах вместо региональных и корпоративных спецификаций
Наложение красок (треппинг) влияет на баланс серого, поскольку от его последовательности зависит цветовой охват: оптимальный результат дают комбинации CMYK и KCMY. Практически все триадные наборы для многокрасочной печати без сушки поставляются с идентичной липкостью. Проблемы с печатью составных и RGB-оттенков могут проистекать от треппинга, избыточного эмульгирования воды или увлажнения. Базовые цвета на печати выходят блёклыми, что приводит к увеличенной толщине красочной плёнки.
На машинах планетарного типа последовательность наложения триадных красок часто отличается с разных сторон, что и определяет качество треппинга. Результат нанесения пурпурной краски поверх жёлтой совершенно не тот, что при печати жёлтой по пурпурной — красный цвет абсолютно другой. Следовательно, плашки из двух и более компонентов не должны разноситься на полосах с разной последовательностью наложения красок. В машинах журнальной печати (резина к резине) обе стороны почти всегда запечатываются одновременно, с одинаковой последовательностью нанесения красок.
Ключевые параметры контроля в типографии