2009.11.202844 прочтений

Спецэффекты для нишевых рынков будущего *

Теги: Publish

Меняющиеся картинки и мини-клипы, 3D, масштабирование и трансформация... Привлекательные, зрелищные эффекты пока не стали повседневностью. Высокорентабельный сектор печати на лентикулярных плёнках требует высокоточной и надёжной техники. Соответствующая т

 Петер Шмитт Биргит Гроссе,

* KBA Process № 5, 2008. Публикуется с разрешения и при содействии «КБА РУС».Все изображения © KBA Metronic AG / дипл. физик Петер Шмитт

Меняющиеся картинки, с которых вам подмигивали или приветствовали взмахами рук, известны очень давно. Для воплощения эффекта простой смены сюжетов (флипа) необходимо создать иллюзию движения. В последние годы технологии лентикулярной печати эволюционируют.

Рис. 1. Лентикулярная плёнка состоит из расположенных параллельно цилиндрических линз и запечатывается (см. далее) с оборотной стороны

Ошеломляющая многоступенчатая смена сюжетов может включать 16 фаз, и возникает впечатление небольшого клипа или диорамы. В современной лентикулярной печати три важнейших составляющих:

  • филигранно структурированные линзо-растровые плёнки;
  • точно подготовленные с помощью специального ПО цифровые данные сюжета;
  • печатная машина, печатающая высокоточный сюжет с высочайшей приводкой.

Как это работает

Лентикулярная технология основана на законах оптики. Лентикула в переводе с латинского — «маленькая линза». Лентикулярная плёнка состоит из маленьких рядом расположенных цилиндрических линз-полосок (рис. 1), имеющих такую форму, что их фокальная плоскость расположена точно на оборотной стороне пластика. Стандартные лентикулярные плёнки имеют 40–130 линзовых полосок на дюйм (15–50 полосок на см). Исходящие из точки на фокальной поверхности лучи света, упрощённо говоря, преломляются через линзу и формируют более-менее параллельные световые пучки. Наблюдатель видит только маленькую часть сюжета, располагающуюся за каждой линзой. Например (рис. 2), только синие полоски и, благодаря этому, только весь синий сюжет. Если изменить угол зрения, синий сюжет исчезнет, появится зелёный и т. д.

Рис. 2. За каждой цилиндрической линзой с шириной m в фокальной плоскости (фокусе) печатается n полос сюжета. Схема примера лентикулярного сюжета содержит n = 4 фазы или части сюжета. В зависимости от угла зрения видимы только лучи света, которые отображаются от соответствующего набора 1 (красный), 2 (синий), 3 (зелёный) или 4 (жёлтый) полос сюжета, — на рисунке показан переход между синей и зелёной фазами

Эффект полезен, чтобы размещать несколько сюжетов или частей одного за отдельными линзами. Для смены четырёх сюжетов (рис. 3, строка А) нужно разделить каждый на полосы в соответствии с шириной линз (рис. 3, строка В). Важно, чтобы каждый сюжет был разложен на столько полос, сколько линз в одном комплекте. Так компонуется «полосатый сюжет», который в нашем примере в 4 раза шире, чем конечный формат. Каждый фрагмент должен соответствовать четверти общей ширины, чтобы при печати полосы располагались точно за отдельными линзами (рис. 3, строка С). Сложный, комплексный процесс правильно реализуется только с помощью современного ПО и требует опытных глаз специалиста.

Рис. 3. При последовательной смене 4-х сюжетов (строка А; как и на рис. 2, они показаны красным, синим, зелёным и жёлтым), каждый разделяется на полосы, точно соответствующие линзе (строка В). Должно быть ровно столько полос, сколько линз на этом фрагменте. 4 сюжета дают общую картинку в 4 раза шире, чем пространство линзы. Поэтому весь сюжет должен быть сдвинут на четверть (строка С), чтобы каждой линзе соответствовала одна полоса из каждого сюжета

Дело для Genius 52 UV

KBA-Metronic Genius 52 UV — универсальная и эффективная печатная машина для специальных требований в печати на инновационных материалах, таких как лентикулярные плёнки. Член правления KBA-Metronic AG Хольгер Вольперт видит в машине высокопроизводительный инструмент для нишевых рынков с высоким потенциалом развития: «Она идеальна для требований типографий, которые хотят реализовывать креативные заказы при малых и средних тиражах с высочайшим качеством и по привлекательным ценам. Благодаря своей рентабельности и особой надёжности обеспечивает конкурентные преимущества в такой специальной области применения, как лентикулярная печать».

После расчёта лентикулярного сюжета на прозрачной обратной стороне плёнки осуществляется печать. Вольперт, прежде директор по продажам печатной техники, знает каждодневные потребности клиентов: «При лентикулярной печати требуется, прежде всего, абсолютная точность. Так как машина имеет короткий красочный аппарат без винтовой зональной регулировки, подача краски стабильна. А система приводки даёт возможность при автоматической смене форм достичь точного их натяжения. Макулатуры при приладке очень мало. Это важно для такого дорогостоящего материала, как лентикулярные плёнки».

Genius 52 UV от KBA-Metronic сочетает достоинства технологий офсетной печати без увлажнения и винтовой зональной регулировки, плюс печать УФ-красками. Это открывает новые горизонты для качественной и рентабельной печати на гибких и жёстких плёнках (среди которых ПВХ, ПЭТ, АБС) при толщине материала 0,1–0,8 мм

Так как в сегменте малого формата тиражи обычно невелики, минимум макулатуры и быстрота переналадки очень важны. На Genius 52 UV печатник меняет тираж за 7 минут. Машина компактна и занимает всего 12 м2. Возможна рентабельная печать сухим офсетом УФ-отверждаемыми красками на различных невпитывающих материалах толщиной 0,1–0,8 мм.

Открытие привлекательных рынков

Лентикулярная печать придаёт полиграфической продукции несвойственные глубину восприятия и движение. А это привлекает внимание. Не важно, о чём речь — реклама, маркетинг, выставки, мерчандайзинг или упаковка, — применение не ограничено. Лентикулярные сюжеты с успехом подойдут для этикеток, крупноформатной упаковки, брошюр, декораций и многого другого, так как различные целевые группы позитивно реагируют на привлекающие внимание лентикулярные эффекты. И смена изображения носит не только декоративный характер — они могут передавать дополнительную информацию, подробности и т. д.

Флип-сюжет, отпечатанный на Genius 52 UV в формате 36в52 см

Для Вольперта несомненно: «Техника из Германии имеет такую репутацию, что позволяет стабильно существовать на глобализующемся рынке. Это удаётся потому, что мы постоянно реагируем на потребности рынка и открываем перспективы с помощью инновационных решений — требуется постоянный поиск идей и пророческие стратегии. Genius 52 UV даёт широкий спектр возможностей и укрепляет реноме KBA-Metronic как интересного и эффективного партнёра в полиграфической промышленности».

Об авторах: Биргит Гроссе, Петер Шмитт (отдел инноваций и патентов KBA-Metronic AF, Вайтхоххайм)

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Полиграфия на Printech и RosUpack: большой футбол — не помеха

    Новинки и тенденции в полиграфии с главной выставки страны. Несмотря на опасения, посетителей и оборудования оказалось много.

     

  • Зачем нам рекорды?

    Когда мы готовили тему номера, казалось, что собрать в неё достаточное количество рекордов, имеющих отношение к полиграфии, будет сложно. Ведь у нас — индустрия, а не спорт, сама суть которого заключается в достижении всё новых и новых рекордов. Однако это оказалось совсем не так. Причём некоторые рекорды по разным причинам даже не попали в статью.

     

  • Симбиоз идей и возможностей

    «Мы печатаем на всём» — девиз рекламно-производственной фирмы LBL Print. И в нём нет преувеличения. В базе предприятия — более 10 тыс. материалов. Бумага, ткани, плёнки, разные виды пластика, стекло, резина, камень, металл, дерево и даже береста — всё это служит основой для изготовления уникальных изделий со множеством необычных эффектов.

     

  • Цифра и книга

    Размышления полиграфиста о месте и роли «цифры» в книжном производстве.

     

  • Стремление к лидерству в «тяжёлом» сегменте

    Ricoh Rus провела 31 мая 2018 г. в Санкт-Петербурге второе заседание Клуба полиграфистов под названием «Смена лидера в мире цифровой полиграфии». Выступавшие на нём сотрудники компании и владельцы оборудования доказали: это не просто слова.

     

  • Охота к перемене мест

    Когда в Ricoh создавали свою первую ЦПМ с пятым дополнительным красочным модулем — Pro C7100x, то, очевидно, держали в голове самую активную часть полиграфического сообщества. Тех людей, кто постоянно думает, как выйти в новые ниши и предложить заказчикам что-то, чего не могут другие. Идея оправдала себя полностью, машина стала бестселлером.

     


comments powered by Disqus