2009.09.11, Автор: Модест Осипов1989 прочтений

Нумерология

Теги: Publish

О памятных цветах и цветокоррекции "по цифрам".

Первое, чему учат чукотские мамы чукотских детей, — не есть жёлтый снег. Анекдот

Иногда цветопередача должна быть идеальной — если речь идёт о фирменном цвете компании, фотографиях для каталогов одежды, губной помады или автомобилей, о репродукциях произведений искусства. При съёмке используется откалиброванная фототехника и освещение, а специальные цветовые эталоны помогают проконтролировать точность воспроизведения тонового диапазона и цвета при дальнейшей обработке снимков.

Однако в большинстве случаев важна именно психологическая достоверность цвета. Умение различать цвета (например, хищника в лесной чаще или съедобные ягоды в траве) когда-то обеспечило выживание человека как биологического вида, и восприятие цвета предметов заняло очень важное место в познании окружающего нас мира. Мы знаем, что бумага, сахар и соль — белые, уголь и автомобильные шины — чёрные, листья на деревьях — зелёные, а помидоры и огнетушители — ярко-красные. Это и есть памятные цвета, их правильное воспроизведение на фото и при печати обеспечивает ощущение достоверности изображения.

 

Белая точка, чёрная точка и телесные тона

Самая важная группа памятных цветов — белый, чёрный и серый. На белом лучше всего видны любые цветовые отклонения, присущие всей фотографии («вуаль»). Жёлтая соль или розовая лошадь помогают мгновенно определить, с чего начнётся корректировка цвета. В данном случае вуаль — серо-голубая. В солнечный день в тени цветовой тон освещения довольно холодный. Человек, благодаря адаптивным способностям зрения, «делает поправку» и не замечает этого, а на фото холодный тон освещения отлично виден.

Достаточно найти на белом объекте самую светлую точку, где ещё есть значимые детали, и откорректировать — убрать «лишние» составляющие (например, при помощи кривых). Фото сразу станет намного чище. Но белых объектов здесь несколько — платье (или это просто длинная майка?), полотенце, кресло. Если предположить, что белое именно полотенце или кресло, то у фотографии останется лёгкий голубоватый оттенок. Пусть лучше нейтрально-белым будет платье (или это всё же майка?), а полотенце и кресла станут молочно-белыми. Для получения нейтрального цвета в RGB все три составляющих (значения в красном, зелёном и синем каналах) должны быть равными. В CMYK значения для пурпурной и жёлтой составляющих равные, а для голубой — на 5-10% выше.

Самый яркий участок («белая точка») — складка белой ткани на ближнем к нам плече девушки. Солнечный блик на полу был намного ярче — ведь на него падает прямой солнечный свет. Однако блики не содержат значимых деталей, и при выборе белой точки ни в коем случае нельзя ориентироваться ни на блики, ни на источники света, попавшие в кадр. Также не годятся ни глазные яблоки, ни зубы. Даже у голливудской улыбки есть едва заметный тёплый оттенок, и если выбрать зубы в качестве белой точки, общий цветовой тон фото станет слишком холодным. Снег тоже не всегда белый, только в пасмурный день. А солнечным морозным днём с освещённой стороны сугроба снег слегка оранжевый или розоватый, а в тени — синеватый или светло-фиолетовый.

Следующий этап корректировки — поиск «чёрной точки», самого тёмного участка, где есть значимые элементы. В идеале это должна быть очень глубокая тень или какой-то нейтрально-чёрный элемент. В данном случае такого участка на фото нет. Самая глубокая тень — между пяткой и бедром девушки, но не стоит делать её нейтрально-чёрной, иначе общий тон фото останется холодным, а корни волос девушки станут чёрными. На самом деле они (если судить по цвету бровей и глаз) — тёмно-русые. Так что у чёрной точки останется лёгкий тёплый оттенок.

Белая и чёрная точки отвечают не только за цветовой тон и отсутствие вуали; именно они определяют динамический диапазон и, соответственно, общий контраст снимка. Разобравшись с крайними точками, обычно переходят к балансу серого — устранению цветовых несоответствий в нейтрально-серых тонах. Серый — тоже очень важный памятный цвет, но если на фото изображены люди, то психологически значительно важнее телесные тона. Нам повезло — девушка освещена равномерно, на лице нет ярких бликов. В качестве контрольных точек по телесным тонам выбираем ровные участки, свободные от декоративной косметики: лоб, предплечья, ноги. Девушка принадлежит к европейской расе, кожа у неё довольно светлая, освещение яркое, так что средние тона можно смело делать светлее, не забывая про контраст и тёплый, телесный цветовой тон. Это удаётся сделать, сохранив вполне естественный серый баланс на платье (а вдруг это всё-таки была майка?).

Коллекция памятных цветов

Памятных, узнаваемых цветов достаточно много, их психологическая значимость зависит от сюжета и предназначения фотографии. К примеру, на свадебной важнее цвет лица невесты и белизна платья, а букет роз в её руках — деталь второстепенная. А в книге, посвящённой цветоводству, важно как можно точнее передать цвет лепестков розы, даже в ущерб каким-то другим деталям изображения.

Коллекция памятных цветов собиралась постепенно, в течение нескольких лет. Сначала в ней были только значения цвета для печати европейской триадой (CMYK, Euroscale Coated). Потом, с увеличением количества электронных публикаций, появились два пространства RGB — рабочее Adobe RGB (1998) и универсальное sRGB. Для удобства последующей конвертации в любое другое пространство появилась колонка со значениями в Lab.

Обратите внимание: значения в таблице ориентировочные. Главное при цветокоррекции соблюсти правильные соотношения, т. е. понимать, каких составляющих должно быть больше и каких меньше для получения требуемого цвета. При выборе контрольных точек ориентируйтесь на участки средней освещённости. На более светлых и более тёмных значения получатся другими, но соотношение компонентов должно остаться неизменным.

Примерно 90% проблем с цветом решаются при глобальной коррекции и не требуют долгой и кропотливой возни с масками и выделениями. Если общий контраст на фото будет соответствовать освещению (белый — белым, а не светло-зелёным, чёрный — чёрным, а не серым), если памятные цвета основного объекта съёмки будут психологически достоверны, то и цвета остальных, менее важных объектов «встанут на свои места».

Об авторе: Модест Осипов (MOssipoff@vazari.ru), руководитель отдела предпечатной подготовки бренд-билдингового агентства «Вазари».


 

Памятные цвета

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Полиграфия на Printech и RosUpack: большой футбол — не помеха

    Новинки и тенденции в полиграфии с главной выставки страны. Несмотря на опасения, посетителей и оборудования оказалось много.

     

  • Зачем нам рекорды?

    Когда мы готовили тему номера, казалось, что собрать в неё достаточное количество рекордов, имеющих отношение к полиграфии, будет сложно. Ведь у нас — индустрия, а не спорт, сама суть которого заключается в достижении всё новых и новых рекордов. Однако это оказалось совсем не так. Причём некоторые рекорды по разным причинам даже не попали в статью.

     

  • Симбиоз идей и возможностей

    «Мы печатаем на всём» — девиз рекламно-производственной фирмы LBL Print. И в нём нет преувеличения. В базе предприятия — более 10 тыс. материалов. Бумага, ткани, плёнки, разные виды пластика, стекло, резина, камень, металл, дерево и даже береста — всё это служит основой для изготовления уникальных изделий со множеством необычных эффектов.

     

  • Цифра и книга

    Размышления полиграфиста о месте и роли «цифры» в книжном производстве.

     

  • Стремление к лидерству в «тяжёлом» сегменте

    Ricoh Rus провела 31 мая 2018 г. в Санкт-Петербурге второе заседание Клуба полиграфистов под названием «Смена лидера в мире цифровой полиграфии». Выступавшие на нём сотрудники компании и владельцы оборудования доказали: это не просто слова.

     

  • Охота к перемене мест

    Когда в Ricoh создавали свою первую ЦПМ с пятым дополнительным красочным модулем — Pro C7100x, то, очевидно, держали в голове самую активную часть полиграфического сообщества. Тех людей, кто постоянно думает, как выйти в новые ниши и предложить заказчикам что-то, чего не могут другие. Идея оправдала себя полностью, машина стала бестселлером.

     


comments powered by Disqus