101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Спастись всем миром

  • Дмитрий Старцев
  • 16 июля 2009 г.
  • 2244

Видимо в связи с усложняющейся ситуацией в отрасли, активизировалась Гильдия издателей периодической печати (ГИПП). На её конференцию «Российская периодика, книгоиздание, полиграфия в условиях кризиса» в качестве спикеров были приглашены и люди от прессы, и от всех смежных отраслей. И неслучайно: ведь печатные СМИ, полиграфия, производители бумаги, книжный бизнес, сети распространения — сейчас все оказались на грани исчезновения, а совместные усилия могут оказать спасительное действие.

Исполнительный директор ГИПП Юлия Казакова начала с наболевшего: «Мы уже год говорим о важном и первоочередном (изменениях, в которых нуждается отрасль), но принято только одно предложение по сохранению размера почтовых тарифов». Она быстро пробежалась по докладу о третьей волне мониторинга рынка отечественных печатных СМИ. По её словам, с апреля 2009 г. на рынке наступила некая стабилизация. Увольнения и сокращения зарплат перестали быть массовыми и теперь происходят точечно: это делают издания, которые не успели раньше сократить сотрудников. Также отметила тенденцию к монополизации — независимые издания теряют источники финансирования, и выживают только крупные. Начинается возврат к нецивилизованному рынку со всеми его «прелестями»: откатами, серыми схемами, демпингом.

 Бумажное перепроизводство

Кризис отразился на мировой картонной и бумажной промышленности слабее, чем на отрасли в целом. Спасительную роль играет упаковочный сегмент, тесно связанный с рынком товаров первой необходимости. Спрос же на бумагу со стороны печатных изданий снижается вслед за сокращением тиражей. Мировые тенденции позже коснулись российской целлюлозно-бумажной промышленности, значительная часть продукции которой поступает на ёмкий внутренний рынок. 2008 год отечественный бумпром закончил неплохо, но в декабре началось снижение производства, в январе-феврале тенденция усилилась — спрос на внутреннем рынке упал на 10-20%.

Российские производители бумаги оказались в очень сложной ситуации, хотя известно, что они давно уже не российские в чистом виде — крупные ЦБК в основном находятся в руках иностранного капитала. Тем не менее, износ оборудования в среднем по отрасли достигает 90%. Поэтому в 2007–2008 гг. на многих ЦБК были начаты многолетние программы модернизации, но ни одна не была доведена до конца из-за кризиса. Производство газетной бумаги в России пострадало меньше, так как, по разным оценкам, 62–70% всех объёмов поставляется в Индию, Турцию, на Ближний Восток — страны, в меньшей мере пострадавшие от финансового кризиса.

По оценкам управляющей компании Media3, российские ЦБК скорее всего не будут повышать цены на газетную бумагу до конца 2009 г. Цена на мелованные сорта будет стабильной в евро, возможно небольшое снижение на 3-5%, но стоимость будет колебаться в зависимости от курса валют. Единственная бумага, на которую есть и прогнозируется рост цены на 10-15% до конца года, — суперкаландрированная. Это связано с переходом на неё многих глянцевых изданий.

Московский полиграфический союз (МПС) сообщает, что объём ввоза в Россию рулонной мелованной бумаги за 4 первых месяца 2009 г. составил около 34 тыс. т, а годом ранее за тот же период было почти 63 тыс. т. В целом мировую отрасль бумажного производства сейчас характеризует низкий спрос и, как следствие, перепроизводство. Один за другим закрывают ЦБК в США, Японии, Германии, но до дефицита бумаги ещё очень далеко. Спрос на бумагу падает быстрее, чем успевают закрываться предприятия-производители.

 

Полиграфия в опасности

МПС с беспокойством отмечает во II квартале 2009 г. высокую конкуренцию на рынке журнальных типографий, демпинг, который может привести к краху отрасли. Высокотехнологичная отрасль не может работать, не имея средств на инвестиции в развитие производственной базы. При сохранении текущей ситуации в течение нескольких лет отечественная полиграфия может растерять все конкурентные преимущества.

Media3 считает, что своего минимума цены на типографские услуги достигли в конце 2008 г., а к концу 2009 г. прогнозирует их рост на 5%. По данным СБО, средняя загрузка типографий по стране составляет 40%. Хотя есть единичные примеры загрузки на 90%, обычно эта цифра порядка 50% и ниже. Рынок нового оборудования практически стоит, оборот на вторичном рынке сильно сократился, а сам он переполнен: предложение превышает спрос. Были случаи, когда машины продавались значительно дешевле остаточной стоимости в счёт погашения долгов. СБО приводит пример с очень красивыми цифрами: оборудование за 1 млн руб. ушло за 100 тыс. в счёт долга предприятия.

Вице-президент МПС Андрей Сулейков не скрывает тревоги: «Мы находимся на пороге необратимых изменений. Цены на изготовление полиграфической продукции определяют не российские операторы рынка, а Финляндия, Украина, Польша, Прибалтика. Демпинг достиг небывалого уровня. Дракон с большим аппетитом начинает поедать сам себя». Если тенденция сохранится, в какой-то момент владельцам бизнеса дешевле будет прекратить существование в полиграфической отрасли, чем поддерживать его.

Для снижения стоимости производства 30% рынка перевели свои издания на более дешёвую бумагу: с тяжёлой мелованной на лёгкую, с лёгкомелованной на суперкаландрированную или офсетную. У журнальных типографий появился шанс на выживание. Но этого явно недостаточно, считает Сулейков: «Мы все ждём отмены ввозных пошлин на мелованную бумагу, что реально может поддержать полиграфическую отрасль. Но с каждым днём всё меньше типографий смогут воспользоваться преимуществами этого вероятного события».

Между тем в типографии «Пушкинской площади», где работает Сулейков, скоро будет пущена третья очередь оборудования, которое увеличит производительность полиграфического комплекса вдвое. Здесь больше не расчёта, а иррациональной веры в улучшение ситуации с пошлинами. Сулейков этого не скрывает: «Мы верим, что будущее светло!»

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Cделано в России: решения для полиграфистов

Мы собрали каталог решений — от программ автоматизации и печатного оборудования до послепечатных машин и расходных материалов — которые изготавливаются в нашей стране российскими компаниями.

Какие решения от российских производителей оказались самыми полезными на вашем производстве?

Работой отечественной техники мы, в общем, довольны. Хотя надо признать, что не все из этих станков справляются со своими задачами одинаково, а качество исполнения отдельных узлов и удобство работы на импортных станках будет выше. Но если сравнивать с импортными аналогами, то цена последних будет в разы больше.

Intec ColorCut SC5000

Компактный «протяжный» режущий плоттер с вакуумной автоподачей листовых материалов, способный выполнять не только надсечку, но и сквозную резку, а также, что важно, биговку. В некоторых случаях заменяет планшетный плоттер.

iECHO PK: ваш специалист по автоматизации цифровой листовой резки

Китайское полиграфическое машиностроение в лице лучших производителей уже давно вышло на международный уровень. Но многие по-прежнему воспринимают его как нечто «вторичное», помня времена, когда в Китае в основном занимались копированием того, что разработано в Европе, Японии или Америке. Однако это уже не так! Яркий пример ошибочности подобного стереотипа — линейка автоматических планшетных режущих плоттеров iECHO PK.

Широкоформатное ускорение AMS Print

Для AMS Print начало 2022 г. ознаменовалось существенным увеличением печатных мощностей — был запущен новый 5-метровый принтер EFI VUTEk Q5r, а гибридный 3,2-метровый EFI VUTEk h3 модернизирован до модели h5. В компании надеются на возвращение рынка к росту, к которому уже готово производство.


Новый номер

Тема номера – «Решения российских производителей для полиграфии». Опыт АО «Кострома» и РПК AMS Print. «Правила полезного железа» с iECHO PK. Обзор Intec ColorCut SC5000. Справочник покупателя по CTP для флексо. Тайный Покупатель визиток с высокой печатью.


Голосование
Зачем вы в первую очередь идёте на Printech и «Росупак» в этом году?
    Проголосовало: 26