101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

1000 и 1 визитка за ночь...

  • Роман Стеблянский
  • 13 апреля 2009 г.
  • 5534

Задача статьи проста, но востребована — помочь персонализировать данные: быстро оформить множество визитных карточек, именных фирменных бланков или сертификатов с помощью файла базы данных, предоставленной заказчиком или сформированной дизайнером. Прежде всего определимся с ингредиентами. Нам понадобятся содержащий данные файл и CorelDRAW.

Ингредиент № 1. Базы данных

Её можно подготовить несколькими способами. Чаще всего заранее создают файл формата *.txt, *.rtf или *.csv (разделённый запятыми текст легко получить экспортом из Excel); для небольших проектов на 10-15 фамилий — в «Блокноте», MS-Word или самом CorelDRAW. Но если речь о нескольких десятках или даже сотнях фамилий, то готовая база данных нужна как воздух! Как правило, она готовится заказчиком и представляет собой книгу Excel. Но CorelDRAW работает с файлом формата *.xls только как с источником данных ODBC, поэтому базу Excel (при использовании её как файла с данными) переводят в формат *.csv. Это легко…

Есть список фамилий, должностей и телефонов сотрудников фирмы, отправленный по e-mail в следующем виде:

Рис. 1. Совершенно неподходящий формат данных!

Такое представление текста информативно, но абсолютно неприемлемо для CorelDRAW. Текст скопируем в «Блокнот» или MS-Word и оформим так:

Рис. 2. Уже лучше!

Можно выбрать и «линейный» вариант записи данных.

Рис. 3. Можно и так

Правила оформления просты.

В первой строке определим количество полей данных (три), в следующей — названия. Они отделяются друг от друга обратным слешем (строго). Перечислим все данные персонализации в соответствии с порядком полей, также отделяя их обратным слешем. Оставлять пустые строки между строк данных необязательно.

При таком оформлении файла базы данных на один печатный макет будет приходиться одна запись персональной информации, состоящая из трёх полей. Вариант лучше всего подходит для автоматического спуска полос средствами CorelDRAW. Если надо вручную подготовить печатный спусковой макет с несколькими визитками или бланками на листе, способ не подойдёт. Текст лучше оформить так:

Рис. 4. Оформление для

Число 30 в этом примере — общее количество строк для подстановки (по 3 на каждую из 10-ти визиток).

Ингредиент № 2. CorelDRAW

За образец возьмём последнюю версию X4. Можно использовать и предыдущие, но в этой версии есть несколько принципиальных отличий. Во-первых, X4 гораздо более терпима к национальным алфавитам. При импорте данных нет проблем с символами кириллицы. Во-вторых, результаты импорта наконец-таки можно представить в виде готового макета для редактирования в CorelDRAW *.

Перед обработкой данных готовим макет для персонализации. Удобнее создать и оформить документ под размер печатного образца (если необходимо — с учётом всех припусков под обрез):

Рис. 6. Готовый макет для персонализации

Способ хорош для последующего автоматического спуска полос средствами самого CorelDRAW. Если необходимо формировать спуск полос вручную, разметьте макет самостоятельно, разместите в нём все метки и образцы бланков, визиток и т. д.

Рис. 7. Макет для

Файл для персонализации в таком случае создаётся с уникальными полями данных, как показано на рис. 4 **.

Смешиваем коктейль!

Для персонализации данных служит команда File•Print Merge. В открывшемся списке выбираем Create/Load Merge Fields и определяемся со способом импорта данных.

Рис. 8. Начальное окно мастера Print Merge

Если, как в нашем случае, файлы данных уже подготовлены, выбираем импорт текста. Команда Create new text позволит нам создать поля данных и заполнить их «на лету». Поскольку наш файл данных уже готов, выбираем Import text from a file or an ODBC data source. В следующем окне определяемся с источником данных. Если это файлы форматов *.txt, *.rtf или *.csv, выбираем File и указываем на файл; если это файл базы данных — наш выбор ODBC data source. В первом случае достаточно указать на файл, во втором — последовательной цепочкой действий установить связь с базой данных. Делается это так: задаём имя для DSN и жмём кнопку «Создать», затем из появившегося списка выбираем драйвер для источника данных (в примере — файл Excel), задаём или выбираем (если это было сделано ранее) имя файлового источника данных и подтверждаем его создание. Выбираем книгу Excel или файл базы данных и подтверждаем выбор (рис. 9).

В результате всех «мучений» последовательно открываются окна, в которых можно сначала сортировать, добавлять или удалять поля, а затем просматривать или редактировать отдельные записи перед импортом (рис. 10).

Последний этап персонализации — расстановка полей в макете. Они выбираются из списка и добавляются командой Insert. Текстовое поле размещается как Artistic Text. Программа лояльно относится к преобразованию поля данных в Paragraph Text, что очень полезно при генерации длинных записей. Форматирование выполняется применительно к полям как к обычному тексту. Полностью оформленный макет выглядит так *:

Рис. 11. Размещение полей в макете

Редактирование, просмотр и настройка печати

Осталось лишь настроить спуск полос и вывести макет на печать. В X4 появилась замечательная возможность, скрывающаяся под кнопкой Merge to New Document. Команда создаёт новый документ, в котором автоматически постранично размещаются все результаты слияния данных. Выводить можно из него или непосредственно из начального макета командой Print (рис. 12).

Рис. 12. Панель управления командой Print Merge

Осталось настроить спуск полос. В окне печати выбираем Print Preview и настраиваем спуск полос, порядок их размещения на листах, вырубку, припуски, поля и метки.

Рис. 13. Окончательная настройка спуска полос

Об авторе: Роман Стеблянский (steblyansky@specialist.ru), преподаватель графических курсов Центра компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Баумана.

Рис. 14. Настройка типографских меток


Важно! При подготовке данных для CorelDRAW версии X3 убедитесь, что данные записаны в «линейном» виде, а файл сохранён в кодировке Unicode. При сохранении в формате *.csv разделителями должны служить запятые, а не точки с запятой!

Рис. 5. Формат записи данных в файле *.csv

Для персонализации в CorelDRAW можно использовать источники данных ODBC. Программа работает с базами данных MS-Access, Dbase, Paradox, Excel.

Важно! На этапе подготовки в макете не размещается персональная информация! Можно лишь сделать разметку под поля данных. Как персонализировать макет, см. ниже.


Рис. 9. Цепочка действий для выбора данных ODBC

Рис. 10. Предварительная настройка полей базы данных

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Простой запрос в непростое время, или Кому флаер по рупь сорок?

Печать флаеров 10x21 см (1/3 листа А4), 4+4, 130 г/м2, мелованная глянцевая, 5000 и 10 000 экз. Есть готовый макет. Просьба указать сроки.

Адаптация к новой реальности

Тяжёлая в этом году выдалась весна. Хотя ожидания в год drupa были совсем другие, оптимистичные. Но не задалось…

Canon imagePRESS C165

Заключение: «лёгкая» цветная ЦПМ с высоким качеством печати для средних и небольших цифровых типографий.

Прощание с «сольвентом»

Для очень многих компаний, занимающихся широкоформатной печатью, до сих пор основным рабочим инструментом остаются сольвентные принтеры шириной 1,6 метра — настоящие рабочие лошадки на этом рынке.


Новый номер

Тема номера – «Спецэффекты». Опрос про загрузку типографий. Например об опыте типографий «Бронепоезд» (Железнодорожный) и Printovo (Краснодар) с новыми ЦПМ. «Детали» про Mimaki UJV100-160, обзор Canon imagePRESS C165. Тайный Покупатель флайеров.


Голосование
Используете ли вы небольшие послепечатные устройства с несколькими функциями (биговка, перфорация, высечка и т.п.)?
Да, это хорошее решение для малой типографии и по качеству продукции, и по производительности
66%
66 %
Да, такое устройство особенно выгодно в период кризиса
10%
10 %
Нет, у нас производство гораздо большего масштаба
10%
10 %
Нет, универсальное устройство никогда не сравнится со специализированным по качеству продукции и производительности
15%
15 %
Проголосовало: 41