2009.03.12, Автор: Дэвид Савастано1729 прочтений

Краски за год

Теги: Краски Publish

Для производителей полиграфических красок 2008 г. закончился на минорной ноте- виной тому и экономическая обстановка, и ситуация с сырьём. Но некоторый оптимизм в прогнозах всё же сохранился: перспективы расширяют "зелёные" решения и новые технологии.

Для отрасли печатных красок год был сложным — экономический спад на фоне растущей стоимости сырья крайне осложнил обстановку. По словам директора Sun Chemical по маркетингу Фелипе Мелладо, это очередной проблемный год для полиграфической отрасли: «Цель Sun Chemical в сложившейся ситуации — помочь клиентам расширить бизнес и преуспеть. Мы прикладываем все усилия к улучшению основных составляющих нашей стратегии — надёжной, своевременной доставки, стабильного качества продукции, инвестиций в исследования и разработки. В 2008 г. мы представили инновационные решения, дабы открыть перед полиграфистами новые возможности для заработка и ответить на возросшие требования к экологичности».

Среди новинок от Sun Chemical удостоившаяся награды PIA/GATF InterTech Technology-2008 белая краска для УФ-флексографии Platinum White; серия листовых красок Triumph с пониженным содержанием летучих органических соединений (VOC) на основе технологии Kohl & Madden; ещё одно предложение от Kohl & Madden — краски Earth с крайне низким содержанием VOC на основе возобновляемого сырья (льняное семя, соя и прочие растительные масла); первая УФ-краска SunCure Advantage, на 30% состоящая из возобновляемого сырья.

В течение года SunJet (струйное подразделение Sun Chemical) представила три новых вида чернил для струйной печати. На Drupa-2008 прошла премьера инновационных чернил, специально для отверждения светодиодными источниками УФ-излучения. Появились чернила для поддержки и формирования токопроводящих плёнок с наночастицами серебра. Третья новинка — УФ-отверждаемые чернила для цифровых печатных систем Durst, рассчитанные на запечатывание носителей с последующей термоформовкой.

«С учётом сложной экономической обстановки, с которой столкнулась отрасль, мы вполне удовлетворены прогрессом за год,— резюмирует вице-президент по стратегическому маркетингу и коммуникациям Flint Group Ева Фройденхалер. — За счёт внутренних резервов мы обеспечили клиентам новые возможности, параллельно урезав производственные затраты. Дополнительное наше преимущество — синергетический эффект комбинации высококачественных офсетных красок, полиграфических химикатов и офсетных полотен. Мы продолжим совершенствовать предложения, в т. ч. повышая уровень технических специалистов. От отдельных компонентов компания перейдёт к оптимизации их взаимодействия в печатной машине для дальнейшей модернизации печатного процесса».

В течение года Flint Group была крайне активна: учредила новое подразделение флексографских продуктов, куда вошло направление флексографских гильз от Day International и фотополимерные печатные пластины, представила серии листовых красок Novavit F 950 Plus Bio и Novavit F 550 Plus, приобрела у Siegwerk австралийское подразделение упаковочных решений, поглотила европейских производителей печатной химии HDP и Russell-Webb.

«Для INX это был год достижений и беспрецедентных сложностей»,— поделился впечатлениями финансовый директор и вицепрезидент INX International Ink Брюс Кристо. Главными событиями он считает инвестиции в двух партнёров из цифрового сегмента — Megaink Digital (Прага, Чехия) и Anteprima (Милан, Италия), а также открытие нового производства для выпуска жидких составов на водной основе в Иллинойсе стоимостью 15 млн долл.

«Вложение средств оказалось как нельзя более своевременным, с учётом невероятных изменений на рынке из-за стоимости сырья и нестабильности мировой экономики».

Генеральный директор департамента корпоративных коммуникаций Toyo Ink Manufacturing Авив Харута характеризует общую обстановку, в которой пришлось работать Toyo Ink Group и другим компаниям, как крайне тяжёлую: «Неблагоприятные экономические факторы, включая продолжающееся удорожание сырья, и подстёгнутый кризисом субстандартной ипотеки в США хаос на мировых финансовых рынках замедлили экономический рост. Дополнительной нагрузкой на японский экспорт стало укрепление национальной валюты, крайне негативно сказавшееся на прибыльности».

По словам Харуты, ключевая тенденция года для компании — рост продаж в Юго-Восточной Азии и Северной Америке, где особым спросом пользовались краски электронного и УФ-отверждения, а также сольвентные решения. Toyo Ink Mfg. America открыла производство в Техасе площадью более 5000 м2, которое будет поставлять упаковочные краски, адгезионные составы и лаки — преимущественно на рынок Северной Америки.

Год ознаменовался для Toyo Ink Group и положительными моментами. Компания довольна участием в Drupa, ставшей для неё вторым событием международного масштаба. На выставке в Германии Toyo Ink демонстрировала собственные возможности в производстве и разработках на примере высокотехнологичных решений, продуктов с пониженной нагрузкой на экологию и материалов следующего поколения. Среди них токопроводящая серебряная паста Rexalpha, серия плёнок для наружных вывесок Dynacal, триадные краски для светодиодного отверждения FD LED. Особое внимание прессы и посетителей привлекли отверждаемые излучением светодиодов LED-краски как экологичное и экономящее электроэнергию решение.

Представитель Siegwerk Энно Урбинц рассказал, что, несмотря на сложную экономическую обстановку, были и удачи: участие в Drupa, укрепление позиций в США, Азии и Южной Америке, открытие нового производства в Буэнос-Айресе: «В течение трёх лет интеграции мы концентрировались на предпочтениях заказчиков и оптимизации внутренних ресурсов для наращивания присутствия во всех регионах. Теперь кризисная экономика подтачивает спрос, а производственные затраты продолжают расти, особенно в Европе. Для Siegwerk USA год стал удачным и по продажам, и по росту объёмов, поскольку их предложения рассчитаны на сегмент упаковки — гибкие носители, этикетки, табачная продукция, бумага и картон, решения для листовой УФ-печати. Но даже в США мы не в состоянии далее компенсировать удорожание сырья за счёт внутренних ресурсов. В Азии дела обстоят хорошо, особенно в Индии, где компания действует очень успешно. Мы много инвестировали в Южную Америку и в конце года открыли в Буэнос-Айресе оборудованный по последнему слову техники Центр технологических достижений».

По словам президента и операционного директора Wikoff Color Джеффри Питерса, в 2008 г. компания продолжила наращивать объёмы продаж.

«Повышение цен на сырьё, особенно в конце года, негативно сказалось на прибылях и вынудило нас повысить цены на продукцию»,— добавил он. Благодаря качеству продукции и сервису, компания серьёзно увеличила объёмы поставок отверждаемых УФ-излучением и энергией красок. Среди последних новинок комплект смесевых красок для высокой печати AccuBlend, «зелёная» серия 100% плашечных красок Pure-Lith с крайне низким содержанием летучих органических соединений для коммерческих типографий, металлизированные декоративные краски, чернила для струйной УФ-печати, УФ-краски для печати флексоспособом по термоусадочной плёнке, продукты на водной основе для глубокой печати. Wikoff Color укрепила позиции в сегменте отверждаемых УФ-излучением и энергией красок, представила новые УФ-чернила для струйной печати и термоусадочные флексографские УФ-краски, открыла производственные площади в Филадельфии и начала поставки продукции в Китай. «Год стал для нас периодом интереснейших инноваций»,— резюмировал Питерс.

«Экономическая обстановка, безусловно, сказалась на полиграфической отрасли. Даже находясь далеко от эпицентра событий, мы чувствуем отголоски общего спада,— считает президент Gans Ink & Supply Джефф Коппельман. — Кроме того, традиционный сегмент офсетной продукции испытывает влияние новых, альтернативных технологий. На фоне общего сокращения сегмента многотиражной листовой коммерческой продукции лучше дела обстоят у тех, кто успел обзавестись цифровым оборудованием».

«Для нас год выдался нестабильным — взлёты в продажах сменялись падениями,— рассказал генеральный директор Braden Sutphin Ink Джим Лейтч. — Колебания целиком определялись общим состоянием экономики. Влияние финансового кризиса пока минимально — в 2009 г. он проявится куда более ярко. Часть наших клиентов объединяется, часть выбывает из игры, но в основном это обусловлено падением спроса на печатную продукцию. Мы же пока стараемся придерживаться консервативной политики и по-прежнему делаем акцент на сервисную составляющую».

Экономическая турбулентность

Чума экономического краха из США разнеслась по миру, подорвав практически все направления бизнеса, начиная с финансового сектора. Ставшая следствием этого потеря доверия клиентов резко снизила продажи — покупатели предпочитают крепче держаться за карман, что не замедлило сказаться на индустрии полиграфии и печатных красок.

«Для Wikoff как для производителя красок и лаков слабая экономика чревата потерями в объёмах продаж и уровне прибылей,— заметил Питерс. — Проблемы с кредитами напрямую угрожают бравшим займы типографиям, поставщикам красок и продавцам — некоторым придётся уйти из бизнеса».

«Резкий экономический спад негативно сказался на спросе,— прокомментировал Кристо. — Нам пришлось серьёзно откорректировать бизнес-план на 2008 г. и оптимизировать затраты по всем направлениям: стандартизированы линейки предложений, пересмотрены условия дистрибьюции на японском и экспортном рынках, модернизирована база снабжения расходными материалами, сокращены расходы на логистику благодаря более эффективной цепочке поставок. Но принятых мер оказалось недостаточно для компенсации возросшей стоимости сырья, и мы ввели новые цены на основные товарные позиции».

«Ухудшение экономической ситуации и кредитный кризис крайне отрицательно сказались на потоке заказов, ставшем нестабильным и непредсказуемым,— заметил президент и финансовый директор Toyo Ink America Джон Коупленд. — Теперь нам сложнее верно прогнозировать потребности на следующую неделю, месяц… Сократились и приобретения нового оборудования».

«Экономическая обстановка создала проблемы для всех отраслей, включая производство полиграфических красок,— добавила Фройденхалер. — В течение года мы, как и все прочие, столкнулись с падением спроса по Северной Америке и Западной Европе. Под ударом оказались даже развивающиеся регионы, в частности Восточная Европа. По нашим оценкам, экономический кризис дополнительно подстегнёт сворачивание отдельных сегментов рынка (например, газетной печати в Северной Америке и Европе)».

По словам Кристо, INX удалось избежать последствий ограничения кредитных линий — компания традиционно отличается солидным балансом и долгосрочными договорённостями с финансовыми партнёрами: «Наши кредиторы — ряд международных компаний. В США мы работаем с очень надёжным финансовым учреждением, которое заверило нас в отсутствии кредитных ограничений с учётом наших финансовых показателей, длительных отношений и уверенной позиции кредитора. Есть среди наших партнёров и представители Японии, которые тоже чувствуют себя хорошо и готовы к сотрудничеству. Наше расширение в 2008 г. опиралось на финансовые договорённости, заключённые и выполненные до начала кредитного кризиса. Удачно уложившись в сроки, мы получили очень выгодные условия».

Повлиял экономический кризис и на дебиторскую задолженность — часть клиентов теперь оплачивает счета по краскам дольше. «Процесс получения средств ощутимо замедлился»,— заметил Коппельман.

«Нам повезло, поскольку лишь считанные клиенты компании оказались в затруднительном положении по вине финансового кризиса, но мы продолжаем тщательно отслеживать ситуацию,— рассказал Питер. — Проблемы с неплатежами будем оперативно решать, не допуская крупных убытков от неминуемых банкротств. Пока же основная часть заказчиков продолжает своевременно перечислять средства».

С ухудшением экономической ситуации компании, в т. ч. типографии, начинают испытывать сложности с финансами. «Мы анализируем кредитные риски по собственной клиентской базе,— рассказал Кристо. — Компании с синдицированными банковскими займами оказываются в зоне повышенного или пониженного риска в зависимости от того, насколько заимодатель заинтересован в поддержке кредитов, является ли основным кредитором, прикладывает ли заёмщик усилия к исправлению ситуации.

Сложность с безнадёжными задолженностями — в целесообразности рефинансирования подобных случаев». «При любом экономическом кризисе учащаются банкротства, и полиграфическая отрасль не исключение»,— подытоживает Фройденхалер.

Прогнозы на 2009 г.

С учётом всего происходящего на финансовом и потребительском рынках, на фоне ситуации с расходными материалами, неудивительно, что ведущие игроки рынка обеспокоены перспективами. «Надеюсь, что наступивший год будет лучше в финансовом плане не только для нашей отрасли, но и для страны в целом»,— поделился мыслями Коппельман.

«В 2009 г. мы рассчитываем существенно повысить рыночную долю в сегменте листовых и УФ-красок, продуктов для рулонной печати с сушкой,— сказал Коупленд. — Иное дело — доходы. Выйти на поставленные задачи по прибыльности будет непросто».

По словам Питерса, делать прогнозы на текущий год мешает неопределённость на рынке: «К сожалению, для возвращения цен на сырьё к приемлемому уровню понадобится определённое время. Постепенно рыночная конкуренция заставит стоимость сырья и готовых красок опуститься до разумных пределов».

Руководство Flint Group настроено на сложный год для всех участников рынка. По мнению Фройденхалер, слагаемые успеха — сокращение производственных затрат и сотрудничество с клиентами для оптимизации их расходов:«Глобальное присутствие и широкий ассортимент продукции должны помочь нам успешно преодолеть этот год».

Несмотря на все проблемы, остаются и возможности, и потенциал для роста. «Мы рассчитываем на развитие азиатского и южноамериканского рынков,— сказал Урбинц. — Ситуация в североамериканском регионе будет зависеть от экономической обстановки, которая пока непредсказуема. Дополнительных объёмов в Западной Европе, по нашему мнению, не предвидится».

«Прогнозы на 2009 г. можно охарактеризовать как сдержанно оптимистичные,— считает Кристо. — Сдержанность объясняется отсутствием предпосылок к скорому восстановлению рынка, поэтому сохранятся проблемы с неустойчивостью и общим снижением спроса. Оптимизм же вселяют предпринятые в 2008 г. шаги. Мы модернизировали ведущие мощности по выпуску жидких красок на водной основе, сделали компанию компактнее, одновременно расширив её возможности, приступили к глобальной интеграции цифровых направлений, чтобы создать базу для полноценного выхода в сегмент чернил для цифровой печати. Сейчас все ключевые продукты INX выпускает на современных производствах, располагает общемировой сетью продаж и дистрибьюции, готова к поставкам и сервисному обслуживанию рынка цифровой печати, интеграции цифровых технологий в традиционные аналоговые».

Как пояснил Лейтч, основу решений Braden Sutphin давно составляли экологичные решения, включая краски EcoPride и EcoSet, и теперь «зелёная» направленность окупается благодаря популяризации тенденции: «Среди позитивных моментов отмечу интерес заказчиков к экологической продукции, представленной в нашем ассортименте с середины 90-х. Флексографское направление развивается по мере знакомства рынка с компанией».

По словам Мелладо, год будет не из лёгких и для Sun Chemical, и для индустрии красок в целом. Он считает, что цены на сырьё будут расти. Впрочем, компания уже предприняла шаги, чтобы лучше обеспечивать потребности заказчиков и компенсировать
дополнительные затраты: «Входящая в Sun Chemical компания North American Inks поменяла организационную структуру, объединив небольшие подразделения красок для печати упаковки, коммерческой и издательской продукции, чтобы оптимизировать бизнес и сфокусироваться на нуждах клиентов. Цель Sun Chemical — оставаться долгосрочным надёжным партнёром, работающим в интересах заказчиков. Они должны знать, что компания всегда поможет решить их проблемы. В сложившихся экономических условиях наши решения призваны сделать работу полиграфистов эффективнее без ущерба для предлагаемого ими качества и сервиса».

Питерс рассчитывает, что возрастёт спрос на отверждаемые энергией и водные составы: «Компания прогнозирует расширение сегмента отверждаемых энергией решений на фоне установки нового специализированного оборудования, но лишь при наличии приемлемых условий кредитования таких машин. Продолжит развиваться рынок красок на водной основе — для флексографской и глубокой печати. После периода спонтанных попыток казаться “зелёными” стоит ожидать возобновления серьёзных дискуссий на тему экологически ответственных производств. Думаю, вырастет спрос и на краски на основе растительного сырья. Определённо будет набирать обороты цифровая печать, в первую очередь за счёт коротких тиражей многокрасочной продукции. “Традиционные” типографии будут активнее добавлять к парку цифровое оборудование — но, опять же, при благоприятной кредитной обстановке. Вводимый Евросоюзом регламент по химическим веществам REACH станет серьёзным административным препятствием всем американским поставщикам».

Повышение цен на сырьё и дефицит — по-прежнему главные проблемы поставщиков красок.

Несмотря на внезапный обвал цен на сырую нефть, на поставщиков красок продолжает давить растущая стоимость сырья. Вместо 140 долл. баррель нефти в ноябре стоил меньше 60 долл., но производители от этого выиграли не много.

«Серьёзной проблемой остаются цены на сырьё. В конце 2008 г. они стабилизировались, хотя и на высоком уровне», — рассказал генеральный директор Braden Sutphin Ink Джим Лейтч.

Увеличивается и стоимость поставляемых из Китая ключевых ингредиентов. По словам вице-президента Sun Chemical по продажам Грега Лоусона, несмотря на значительное удешевление сырой нефти, пигменты, вспомогательные материалы и смолы продолжают оставаться для производителей красок головной болью из-за дефицита важнейших компонентов и экологических ограничений:

«Затраты пришлось частично переложить на заказчиков, повысив цены. Основная часть сырья так и не подешевела». Поставщики красок вновь столкнулись с необходимостью корректировать цены на свою продукцию.

«Мы, как и конкуренты, испытываем сложности из-за удорожания сырья. Дополнительные затраты частично приходится переносить на покупателей — иного выхода нет», — прокомментировал представитель Siegwerk Энно Урбинц.

По словам вице-президента Flint Group по стратегическому маркетингу и коммуникациям Евы Фройденхалер, компания прилагает все усилия, чтобы оставить цены на минимальном уровне, — повышает эффективность, оптимизирует закупки, меняет состав продукции: «С того момента, как цены на сырьё стали идти вверх, что, фактически, произошло ещё в 2005 г., Flint Group предпринимала активные действия по смягчению последствий для наших заказчиков. Мы отладили производственные процессы, сделали составы наших красок экономичнее, изменив по возможности состав без ущерба для качества, стабильности и печатных характеристик. В начале 2008 г. было реорганизовано подразделение закупок: из регионального оно стало общемировым, обеспечивая надёжные поставки по минимальной стоимости».

Президент и финансовый директор Wikoff Color Джеффри Питерс заметил, что повышение цен на сырьё в 2008 г. было неизбежным: «Пытаясь противостоять удорожанию, мы регулярно отслеживаем экономичные альтернативные варианты для приобретаемых материалов. Оптимизированы затраты в цепочке поставок за счёт консолидированных закупок и отказа от лишних расходов по обработке заказов, упаковке и доставке. Но все эти меры не в состоянии компенсировать серьёзный рост цен на сырьё, поэтому иного выхода, кроме как перекладывать часть затрат на заказчиков, у нас нет».

Лоусон добавил, что Sun Chemical продолжает тщательно следить за всеми расходами в цепочке поставок, оптимизировать международные операции и разрабатывать новые продукты, дабы помочь клиентам в развитии бизнеса: «Именно такие пожелания высказали наши заказчики, когда увеличение стоимости сырья вынудило Sun Chemical поднять цены наряду с остальными производителями. Мы продолжаем инвестировать средства в инновационные продукты и услуги, которые помогут потребителям нарастить конкурентоспособность и сделать их предложения лучшими на рынке».

Ещё одна проблема — сложности традиционных типографий, на которые переложить дополнительные затраты представляется проблематичным.

«Подорожание сырья оказалось беспрецедентным и по величине, и по скорости, что значительно осложнило перераспределение затрат путём повышения цен, — поделился впечатлениями финансовый директор и вице-президент INX International Ink Брюс Кристо. — Основную их часть в течение года INX брала на себя, и ситуация изменилась лишь во втором полугодии. К счастью, клиенты понимают сложившуюся обстановку и ценят наши усилия по поддержанию затрат на контролируемом уровне. Но удорожание сырья оказалось намного выше того уровня, который мы могли компенсировать самостоятельно без риска подорвать позиции компании в долгосрочной перспективе».

Производители красок надеются, что цены на сырьё стабилизируются на приемлемом уровне.

«Стоимость сырья должна вернуться в разумные пределы, отображающие реальные затраты. Пока же налицо ситуация, когда удорожание проходит стремительно, а вот удешевление затягивается, — добавил Питерс. — Единственный выход для бизнеса — агрессивные закупки конкурентоспособного по цене товара».

Фройденхалер считает, что основная часть цен останется прежней: «Сырая нефть как одна из главных движущих сил ценообразования серьёзно подешевела, но многие продукты нефтепереработки остались дорогостоящими. Причины — баланс спроса и предложения и другие осложняющие ситуацию факторы. Некоторые позиции ещё не достигли пика удорожания, например, энергоснабжение. Приходится констатировать, что часть сырьевых компонентов постепенно начнёт дешеветь, если нефть останется на прежнем уровне, а часть затрат уже никогда не вернётся к тем показателям, что были раньше. Поэтому одна из наших главных задач и сложностей на 2009 г. — дальнейшая оптимизация эффективности процессов для компенсации растущих затрат».

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • О бумаге и путях повышения эффективности полиграфии

    Состоявшийся 13 и 14 октября в подмосковном пансионате «Клязьма» «Первый всероссийский полиграфический форум» дал руководителям типографий неплохое представление о рынке бумаги и богатую пищу для размышлений в части способов повышения эффективности производства.

    Организаторы мероприятия — «ОктоПринт Сервис», «хубергруп РУС», «КБА РУС» и ТД «Папирус-Столица» — объявили его темой повышение эффективности полиграфического производства в условиях современного рынка. Фактически форум оказался разделён на два смысловых блока. В первом выступали представители производителей — поставщиков бумаги ТД «Папирус-Столица», говорившие главным образом о своих продуктах и рынке бумаги. Что касается практических вопросов повышения эффективности полиграфии, то их затронули во втором блоке производители оборудования и поставщики расходных материалов.

     

  • Трудности высокореактивного перехода

    Освоение новых технологий — всегда тяжкий труд. Но он может превратиться в удовольствие, если учесть уже имеющийся опыт. В своей статье я расскажу о трудностях, которых можно избежать, при переходе на популярную технологию печати высокореактивными УФ-красками.

    Печать высокореактивными УФ-красками (далее для краткости — ВР-краски) — одно из самых перспективных направлений в офсетной печати во всём мире. И это несмотря на то, что в отрасли прослеживается отчётливый спад. Уже много написано о преимуществах и недостатках этого направления, ведутся жаркие дебаты. Но смело можно говорить о том, что преимуществ больше, чем недостатков, и российские типографии весьма активно внедряют у себя эту технологию.

     

  • Электрокраски *
    Печатная электроника в 2013 г.: самые яркие события.
  • Краски-2013: итоги и перспективы *
    Для производителей полиграфических красок 2013 г. оказался хорошим, а в центре внимания оставались краски для упаковки, струйной и УФ-печати.
  • Ценные металлики *
    Металлизированные краски и чернила (металлики) — одно из основных средств привлечения внимания потребителя, поэтому производители металлических пигментов продолжают развивать новые эффектные технологии.

comments powered by Disqus