2009.02.05, Автор: Олег Давидович2850 прочтений

Бережливое производство: как сделать первый шаг

Теги: Форум Publish

Сейчас многие компании ищут пути сокращения издержек. Publish не мог остаться в стороне. Встречайте цикл статей про бережливое производство. Поможет нам в этом Олег Давидович, партнёр московского офиса группы компаний «Центр Приоритет», известного своими наработками в области бережливого производства.

Сейчас появилось много книг и публикаций про бережливое производство. В моем понимании, бережливое производство – это система управления предприятием, основанная на максимальном устранении потерь и постоянных улучшениях. Есть основной принцип «точно вовремя» и постоянно развивающийся набор методик и инструментов.

Начну с хорошей новости. «Точно вовремя» — это способ производства, когда выпускается только необходимая продукция в нужном количестве и требуемые сроки. Полиграфическое производство в подавляющем большинстве своём работает под заказ, поэтому определённая платформа для внедрения бережливого производства на таких предприятиях уже существует.

Концепция бережливого производства основана на создании непрерывного потока ценности. А теперь плохая новость: ценность создается только в тот момент, когда материалы и сырье преобразуются в продукт, то есть на печатном или послепечатном оборудовании. Остальные операции: хранение, транспортировка, контроль являются потерями. Получается, что до 70% себестоимости продукции формируется за счёт потерь. Эффект от их выявления и устранения поистине огромный! Улучшается и качество продукции, снижаются сроки производства, что не может не радовать клиентов.

Рабочие тоже получают заметные преимущества: раз трудиться удобнее, значит, легче и приятнее. Таким образом, появляется почва для улучшений «снизу».

Чтобы бороться с потерями, надо сначала их выявить. Поэтому начинаем с анализа. Необходимо определить наибольшие потери, на борьбу с которыми и должны быть направлены ваши усилия. Секрет в том, как проводить анализ и сколько времени он займёт. Я рекомендую групповой анализ. Для начала соберите свою управленческую команду. Да, они будут отнекиваться и говорить о том, что заняты… Но сокращение издержек впрямую влияет на способность предприятия выплачивать зарплату, не так ли?

А где же искать потери? Конечно, в цеху! Туда и отправляйтесь. Ваша задача: составить схему производственного процесса (карту создания ценности). Для анализа нужны четыре основных элемента: хранение, транспортировка, обработка и контроль качества. Но сначала мы сосредоточимся на выявлении потерь.

Несколько советов. Постоянно держите в голове цель визита — выявление потерь. Выберите тиражи/продукцию для анализа. Пусть это будут наиболее «проблемные» заказы — в них наверняка сосредоточено много потерь.

Заранее подготовьте и всегда имейте под рукой схему расположения оборудования и рабочих мест. По оборудованию она наверняка в каком-то виде существует: проверьте её актуальность и добавьте рабочие места. Нанесите на схему значки (см. таблицу), соедините линиями, укажите направление и способ перемещения продукции, расстояние между пунктами. В местах хранения отмечайте количество «незавершёнки». Не стремитесь к идеальной точности — можно указывать диапазоны. На этом этапе важно увидеть процесс целиком и понять, где могут прятаться потери.

Стоит визуализировать «поток», как сразу появятся идеи по улучшению. Не стремитесь сделать карту потока идеальной – это ваш рабочий документ. Когда она будет готова, обязательно повесьте её на стене рядом с рабочим местом.

Что вы можете увидеть и предпринять? Скорее всего захочется навести банальный порядок в цеху. Не отказывайте себе в этом удовольствии. Освободите углы, стены и проходы. Также вы можете увидеть лишние перемещения материалов в процессе выполнения заказа. Попробуйте подумать, как организовать хранение, чтобы поиски занимали меньше времени. Может быть, возникнет идея передвинуть станок, тогда получится сократить транспортировку и освободить часть площади.

Главное: после анализа выработайте план действий. Пусть это будут 2-3 небольших мероприятия, главное — добиться их выполнения.

Тем, кто захочет подкрепить свои действия теорией, могу посоветовать книгу «Производство без потерь для рабочих» Института комплексных стратегических исследований. В ней просто и доступно изложены способы выявления и устранения потерь.

В следующих публикациях мы поделимся результатами анализа потерь в отечественных типографиях, а также поговорим о методах контроля качества, способах учёта и многом другом. Надеюсь, к этому времени у вас уже будет, с чем сравнивать. Как писал китайский мудрец Лао Цзы, путешествие в тысячи миль начинается с первого шага. Успехов в пути!

Об авторе: Олег Давидович (davidovitch@centerprioritet.msk.ruпартнёр московского офиса консалтинговой компании «Центр Приоритет».

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Как обезьяна тащит собаку. И себя...

    Вторая конференция сообщества PROKOM, объединяющего пользователей производительных печатных решений Konica Minolta, прошла 6 и 7 июня 2018 г. в Будапеште (Венгрия), собрав 200 участников. Судя по программе, организаторы поставили себе две главные цели — мотивировать участников и создать им комфортные условия для общения.

     

  • Возглавляя беспроцессную революцию

    18 апреля 2018 г. впервые посетивший Россию директор по международным продажам Kodak Ричард Риндо приехал в типографию «Парето-Принт» (Тверь) и вручил её директору Павлу Арсеньеву специальный полиграфический «Оскар Кодак». Подробнее о причинах такого внимания Kodak к российской типографии можно почитать здесь. Мы же воспользовались случаем и взяли у Риндо интервью, где затронули более широкий круг вопросов.

     

  • Цифровая трансформация по-немецки

    15 мая в Москве состоялся технический симпозиум «Современные тренды и инновации в печати и постпечатных технологиях: Индустрия 4.0». Немецкие производители полиграфического оборудования рассказали представителям типографий о своих инновационных решениях. В первую очередь — в секторах премиум-упаковки и отделки этикеток.

     

  • Упаковка без остановок: дорогой цифровизации

    В Heidelberg уверены — в обозримой перспективе в типографиях, выпускающих картонную упаковку, найдётся место и для офсетной, и для цифровой технологий печати. Главное, чтобы производство было эффективным и соответствовало требованиям цифровой эпохи.

     

  • Варианты будущего для типографий

    Передовые полиграфические технологии Komori и Brausse — теория и практика для представителей российских типографий. Без секретов.

     

  • Времена не выбирают: людям нужна память

    В рамках выставки «Фотофорум» 12 апреля 2018 г. в «Крокус-Экспо» состоялась панельная дискуссия о рынке фотокниг, в которой приняли участие представители компаний, их выпускающих, а также поставщики оборудования и материалов. Cреди выступавших не хватало, пожалуй, только кого-то из заказчиков, для которых все эти компании работают. Хотя дискуссия продолжалась всего час, но она вместила в себя наиболее важные вопросы — от тенденций рынка до новых проектов.

     


comments powered by Disqus