101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

"Чёрно-белое" цветоделение

  • Модест Осипов
  • 4 декабря 2008 г.
  • 10023

Впервые про цветоделение я услышал лет двенадцать назад. Узнал со слов старших, но тоже не слишком опытных товарищей, что это такое шаманство, тайное знание, доступное лишь посвящённым. Особенно пугали уровнями генерации чёрной краски…

   

В наши дни цветоделение — этап технологического процесса, построенного на соблюдении отраслевых стандартов и грамотном управлении цветом. Печатаются контрольные шкалы, проводятся точные измерения, генерируются профили. Конвертация изображения в CMYK, в цветовое пространство будущего печатного оттиска, позволяет подобрать оптимальные значения для цветовой палитры оригинала. В большинстве случаев…

   

…Но не для чёрно-белой фотографии. Её не убили ни повсеместное распространение цветной негативной плёнки, «мыльниц» и мини-лабов, ни давление «цифры». При печати очень важно сохранить нейтральность снимка, чистоту, не допустить появления каких бы то ни было посторонних оттенков. Ведь белый, серый и чёрный — пожалуй, самые важные памятные цвета.

  

В принципе, ч/б фото можно напечатать в одну краску.

Но плотности одной лишь чёрной явно недостаточно, чтобы добиться на оттиске хорошего контраста.

Можно воспользоваться стандартным профилем CMYK — тем же, что и для цветных фото.

Но большая часть деталей по всему тоновому диапазону распределится по каналам триады, а на долю чёрной краски придутся только глубокие тени. И малейшее нарушение серого баланса при печати будет хорошо заметно — фото из ч/б превратится в тонированное. Ведь человеческий глаз гораздо более чувствителен к любым цветовым несоответствиям именно в светах и в средних тонах, нежели в тенях.

   

Предлагаю способ, не только сохраняющий «чёрно-белость», но и делающий фото максимально контрастным: в панели Convert to Profile вместо стандартного профиля CMYK выбираем Custom CMYK… и устанавливаем необычные настройки цветоделения.

Профиль печатных красок и значение растискивания зависят от типа бумаги, на которую вы ориентируетесь (мелованная, немелованная, газетная). И не удивляйтесь, максимально допустимая сумма красок — именно 400%. Такое значение обеспечит максимальный контраст, а сумма красок даже в самых глубоких тенях всё равно не превысит 270%.

   

Как видите, теперь чёрный канал похож на исходное ч/б фото, а каналы триады лишь добавляют плотности в тени. Сумма красок в самой тёмной точке, которую мне удалось найти, — 269%. Типография, где печатается Publish, считает разумным максимумом 300%. Чтобы сделать тени ещё немного плотнее, а всё фото контрастнее, предлагаю воспользоваться кривыми.

Обратите внимание, света по всем трём каналам зафиксированы контрольными точками и остаются без изменений. Мы повышаем контраст в тенях равномерно по трём каналам — до тех пор, пока сумма красок в самой тёмной точке не достигнет максимума. Серый в тенях баланс при этом не нарушается, так как разные плотности по краскам триады заданы автоматически при цветоделении.

Ещё одна задача, для которой подходит «чёрно-белое» цветоделение, — обработка каталожной съёмки. Например, чёрные ботинки, серебристый холодильник, вилка с ножом из полированной нержавейки или сотовый телефон.

Не беспокойтесь за цветные элементы на фото — границы между ними и монохромным корпусом прибора достаточно резкие, их цвет не пострадает от специфического цветоделения.

    

Сумма красок в самой тёмной точке — 249%. Но для повышения контраста в тенях кривые в данном случае не подойдут, затемнять цветные элементы нам незачем. На помощь придёт Selective Color.

Короткий совет напоследок. Если работаете не с универсальными профилями (скажем, из комплекта Photoshop или с сайта FOGRA), а пользуетесь собственными, созданными специально под ваш печатный процесс, кроме стандартного профиля для цветных фото, сгенерируйте ещё один — для чёрно-белых. Он точнее учтёт специфику вашего печатного процесса, чем самодельный профиль на базе Custom CMYK.

Об авторе: Модест Осипов (MOssipoff@vazari.ru), руководитель отдела предпечатной подготовки бренд-билдингового агентства «Вазари».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
«Гиперболоид» инженеров из themediahouse

«Разработана типографией для типографий» — таков лозунг, под которым продвигается система цифровой лазерной резки motioncutter. И это, как бывает далеко не всегда с рекламными лозунгами, истинная правда!

«Латекс» с запасом

В Epson не торопились с выходом в сектор латексных широкоформатных принтеров. Поэтому у компании было достаточно времени, чтобы изучить решения конкурентов, а также потребности покупателей.

Большая фототройка

Выбираем принтеры для высококачественной фотопечати формата А3 и более для полиграфистов, рекламщиков и фотографов.

Большая «цифра» для большого офсета

Интересно познакомиться с ситуацией в крупных офсетных типографиях, ставших первопроходцами в сфере «большой» цифровой печати и первыми в России установивших у себя цифровые печатные машины формата B2.


Новый номер

Тема номера – «drupa, которую мы потеряли». В рубрике «Например» – практический опыт «Ситипринт», Must Have, «Фотолэнд», «Рекламные Решения», «СПАРК-М» и «МаркМаркетс». Обзор Ricoh Pro L5160e. Широкоформатные фотопринтеры. Тайный Покупатель буклетов. 


Голосование
Что не так с системами для прямой цифровой печати гофроупаковки?
    Проголосовало: 28