101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Офсет против "цифры"?

  • Дмитрий Старцев
  • 1 декабря 2008 г.
  • 12691

В 1950–60-х гг. полиграфисты с удивлением обнаружили, что у офсетной технологии есть огромное преимущество перед высокой печатью, доминировавшей тогда на рынке: офсет дешевле. Большая часть экономии приходилась на формные процессы — линотипы и металлические наборы были слишком дороги, по сравнению с процессом изготовление алюминиевых форм, дешёвых и лёгких. В традиционных типографиях высокой печати никак не ожидали появления конкурента в лице офсета, снизившего стоимость входа на рынок полиграфических услуг. Это время, когда рост офсетных типографий был просто феноменальным. Конкуренция обострилась до предела, всё больше людей переходили на эту технологию, появилось множество новых предприятий коммерческой печати с офсетным оборудованием. Повторится ли история с офсетом и «цифрой»?

Большинство аргументов в вопросе противостояния офсетной и цифровой технологий исходит от заинтересованных сторон — производителей оборудования. Чтобы мнение считалось полностью непредвзятым, в ассортименте компании должны быть и офсет, и «цифра». В чистом виде таковых просто не осталось. Поэтому рассмотрим их все.

Алексей Веселовский: Затронем вначале технологическую часть. Директор департамента технологической поддержки «Полиграфических систем» Стефан Стефанов вносит абсолютно правомерное замечание по терминологии. Значащий признак разделения технологий на аналоговые и цифровые — печатная форма: постоянная или переменная (реверсивная). Поэтому ризография и DI не являются цифровыми технологиями печати: чтобы внести даже маленькие изменения в текст или изображения, надо на новом формном материале изготовить новую форму и заменить старую.Офсет представляется более вероятным кандидатом, когда речь о качественной универсальной печати. Он лучше воспроизводит смесевые цвета и лучше печатает большие плашки. Быстрее выдаёт большие тиражи и за меньшие деньги: граница рентабельности в районе 500-2000 отт. И граница в 500 отт. была преодолена благодаря красочному аппарату Heidelberg Anicolor. В нём нет регулировки красочных зон, а плотность краски на оттиске можно менять только за счёт изменения температуры в аппарате. Все заботы по точной передаче цвета лежат на специалистах препресса. Решение сократило макулатуру на 90%, время на приладку — на 40%. В доказательство эффективности технологии можно привести московскую типографию «Формула цвета», где установлены уже две машины SM-52 Anicolor.

Количество отпечатков и временные рамки — вот что обычно определяет выбор между технологиями при выполнении конкретного заказа. Офсет предлагает лучшие условия, если нужно печатать на большом формате больше, чем просто несколько копий.

До недавнего времени самые продвинутые ЦПМ работали с листами макс. формата 35×50 см, а подавляющая часть — не больше 30×45 см. Только на прошедшей Drupa-08 Jadason представила цветной тонерный принтер QPress формата В2 производительностью 20 лист./мин при разрешении 1200 dpi. Но для устойчивой тенденции этого мало.

Зато цифровая печать особенно сильна при печати очень срочной продукции в очень небольших количествах. А также при изготовлении персонализированных отпечатков — переменный текст и изображения хоть на каждом оттиске. Отпечатанные на «цифре» листы можно сразу обрабатывать: резать, биговать, сшивать. Краска на офсетных оттисках должна закрепиться в течение суток.

Глава продаж Heidelberg д-р Юрген Раутерт во время Drupa сказал, что пока не видит технологических оснований для революционного роста возможностей офсетного оборудования. Профессор Рочестерского технологического института Фрэнк Романо предрекает уже в 2010 г. паритет между «цифрой» и офсетом по количеству сделанных оттисков, а после 2020г.— неизбежный закат офсетной технологии.

Условная модель

Что будет, узнаем со временем. А ныне на рынке 4 модели типографий по доминирующему оборудованию: цифровые, офсетные, офсетные с цифровым дополнением, цифровые с офсетным дополнением. Разумеется, именование условное, ведь типографии создаются не для того, чтобы там стояло то или иное оборудование. Главные цели — обслужить клиентов и получить прибыль. Но ещё сравнительно недавно рынок чётко делился на офсетные и цифровые типографии. Первые предлагали высокое эталонное, т. н. «офсетное» качество печати, но не очень быстрое изготовление тиража: обсуждение минимальных сроков начиналось с недели или двух. Вторые в противовес предлагали оперативное выполнение заказа, не обещая высокого качества. Такое разделение было возможно, поскольку коммерческая цифровая печать появилась всего лет десять назад. На начальной стадии развития она только искала место на рынке, где неизбежно сталкивалась с доминирующей технологией — офсетной печатью. В этих столкновениях очень ярко проявлялись все недостатки «цифры», в т. ч. высокая себестоимость и невысокое качество оттиска. Желание равняться на офсет (а с чем ещё было сравнивать?) сыграло злую шутку с цифровыми технологиями — казалось, они никогда-никогда не смогут приблизиться к офсету, а цифровая печать так и не выберется из ниши «срочно-а-лучше-вчера», которая в силу российского менталитета никогда не пропадёт, но не может претендовать на значительные объёмы.

О. Гогин: Наконец время цифровой печати наступило, а в некоторых сегментах она уже перешла в стадию зрелости. Детские болезни миновали, производительность и качество повысились. А главное, пришло понимание, что рынки «цифры» и офсета не обязательно должны пересекаться. В борьбе с офсетом на его традиционном поле (большие тиражи, широкий спектр материалов) цифровая печать пока не может претендовать на победу. Зато в других (персонализация каждого оттиска, быстрый старт) — «цифра» уже выиграла. Соревнование технологий закончилось, началось соревнование комплексных услуг. Это позволяет типографиям находить ответы на растущие запросы заказчиков, комбинируя достоинства обеих технологий, получая и высокое качество, и оперативность исполнения заказа.

На сегодня разделение типографий по моделям производства (офсетные, цифровые и комбинированные) напрямую связано с их специализацией (периодические издания, упаковка, коммерческая продукция). Специализация определяет основное направление развития их бизнеса, и все комбинации офсетных и цифровых технологий рассматриваются только как дополнительная услуга для клиентов. Чаще всего предоставление новых услуг повышает конкурентные преимущества типографии и позволяет выйти на новые рынки, но не меняет специфику производства.

Генеральный директор 24 Print Алексей Веселовский рассматривает результат деятельности своего предприятия не как конкретный полиграфический продукт, а как сопровождающий его набор услуг: от дизайна и вёрстки до хранения и доставки готового тиража: «Печать для нас — только одно звено в цепочке услуг. Поэтому у нас представлены цифровая, офсетная, трафаретная и широкоформатные технологии». В этой ситуации ни один вид оборудования не может считаться ключевым — все важны. Если задача — выполнить запрос клиента, то лучше использовать для этого максимально подходящее оборудование. Все остальные преимущества (круглосуточная работа, сжатые сроки, активное использование интернета) — лишь часть идеологии предоставления услуг.

Современная офсетная типография во многом пользуется цифровыми процессами, так что разница в принципе действия «железа» и технологии получения изображения на бумаге становится несущественной. «Куда, скажем, отнести типографию, работающую на оборудовании с прямым экспонированием форм и сухим офсетом?» — задаёт вопрос Веселовский. И сам на него отвечает: «Разделение по типу оборудования вносит большую путаницу».

И. Егоров: Директор по развитию «НИССА Центрум» Андрей Горлов считает, что в реальном мире все варианты имеют право на существование: «Я бы особо выделил два: «цифра» и «офсет + цифра». Они доминируют по прогрессивности и динамичности и имеют веские основания на максимальное распространение в будущем». Здесь, как и везде, многое зависит от рынка, на котором работают типографии, соответственно, от их клиентуры. Ведущий коммерческий представитель подразделения устройств печати и цифровой обработки изображений HP Indigo Digital Press Илья Зайцев не считает какую-то модель наиболее выигрышной: «Если мы говорим о чётко выраженной и предсказуемой в обозримом будущем специализации, то вся технологическая линейка строится, исходя из заранее поставленных задач». Например, типографии, специализирующейся на выпуске картонной упаковке длинными тиражами по чётко согласованному графику, цифровая печатная машина понадобится разве что для пробной печати. А на предприятии, специализирующемся на выпуске фотоальбомов, где каждый экземпляр уникален, применить классическую офсетную машину будет сложно.

Что касается коммерческих типографий, уместно формировать свой парк печатного оборудования, исходя из смешанной модели «офсет + цифра» или «цифра + офсет». Во-первых, это позволит охватить наиболее широкий круг заказчиков; во-вторых, наиболее полно удовлетворить потребности каждого; в-третьих, грамотно распределяя поступившие заказы между офсетной и цифровой машиной, типография повысит рентабельность. Многие офсетные типографии это прекрасно понимают и инвестируют в оборудование. «Нам известны примеры перехода от модели "офсет" на "офсет+цифра"», — замечает Зайцев.

Глава московского представительства Konica Minolta Ко Хасэгава отмечает другие факторы перехода в сферу цифровой печати: «У нас есть примеры, когда клиенты меняют свою модель». Первый — начинающие печатный бизнес фотосалоны. Типичный пример— фотосалон начинает предоставлять печатные и копировальные услуги вдобавок к фотоуслугам. Благодаря этому они могут сохранить и развивать свой бизнес, учитывая, что фотобизнес находится на стадии стагнации и даже спада. Большинство из них имеет отличное местоположение для привлечения клиентов, которым нужно что-то напечатать. Другой пример — обычные копировальные салоны, расширяющие услуги цифровой печатью. Это приносит дополнительные преимущества для клиентов за счёт быстрой и персонализированной печати.

Хасэгава не отдаёт предпочтение какой-либо модели: «Если типография нацелена на массовую высокопроизводительную печать, офсетная модель с цифровым дополнением будет лучшей. Если ориентируется на печать небольших объёмов, нужна цифровая модель с офсетным дополнением. Исключительно цифровая модель лучше всего подойдёт для типографий с малыми объёмами печати».

К. Хасэгава: Коммерческий директор «НИССА Диджиспейс» Олег Гогин видит путь развития типографий: «Если говорить о преимуществах модели производства, оптимальна «офсет + цифра»». Эта комбинация даёт типографиям дополнительную гибкость в работе с клиентами, позволяет оптимизировать производственные затраты и сделать каждый экземпляр тиража уникальным — персонализированным. Некоторым цифровым типографиям совсем необязательно переходить на офсетную технологию, считает Гогин: «Наши заказчики из цифровых типографий не планируют в ближайшее время приобретать офсетное оборудование, но при этом пользуются услугами офсетных типографий для изготовления шаблонов продукции, которая будет впоследствии персонализирована». По его мнению, к одному из самых ярких примеров смены модели производства можно отнести установку комплекса персонализации офсетных тиражей в ПК «Пушкинская площадь». Особенность решения в интеграции системы цифровой печати Kodak Versamark и послепечатного оборудования Heidelberg, позволяющей персонализировать любые тиражи в процессе формирования журнальных тетрадей. Это позволило типографии предоставить уникальную услугу для издателей, которая существенно упрощает последующую логистику изданий и снижает затраты на её подготовку, делает издание уникальным и повышает отклик от рекламы.

А. Александров: Начальник аналитического отдела «Полиграфических систем» Андрей Александров говорит, что знаком с десятком случаев смены модели типографией. Как правило, это приобретение офсетной типографией цифровой машины. «Я не рассматриваю переход на офсетную печать с цифрового дупликатора или цветного копира, которые тоже можно отнести к цифровым машинам. Речь о более серьёзной технике, класса HP Indigo», — вносит ясность Александров. По его мнению, ЦПМ позволяют организовать более диверсифицированный бизнес, и у типографий появляется поле для манёвра. Но оно не слишком велико: если типография по каким-либо причинам не в состоянии загрузить работой, допустим, 6-секционную машину формата В1, то компенсировать финансовые потери выпуском продукции на цифровой машине на сегодня нереально. Ему вторит Игорь Егоров из «Гейдельберг СНГ»: «Коммерческие офсетные типографии часто покупают средние цифровые машины для дополнительного сервиса клиентам, реже— большие цифровые машины как отдельный цифровой салон. Но это не занимает большую долю в бизнесе офсетных типографий, в силу небольшого оборота, пусть даже и при относительно большей прибыльности».

В любом случае, цифровая машина сейчас уже обязательна для любой модели типографии коммерческой печати, поскольку предлагает дополнительную функциональность и гибкость.

В одной упряжке

Приобретение цифровых печатных машин офсетными типографиями — устойчивая тенденция в современной полиграфии. Заказчики хотят того же привычного качества, которое получали на офсетном оборудовании, но на более коротких тиражах и при меньших сроках выполнения. Поэтому практически все успешные коммерческие типографии открывают направления цифровой печати.

Взаимодействие офсета и «цифры» возможно по двум направлениям. Первое — гибридное производство, когда одно изделие выполняется с использованием обеих технологий. Такая организация возможна в прямых почтовых рассылках (на офсетные оттиски впечатывается только имя и адрес), транспромо (счета выводятся на предварительно запечатанные листы или рулоны). Книги и инструкции, отпечатанные на цифре в ограниченных количествах, могут «одеваться» в офсетные обложки. Так ведёт бизнес издатель научной литературы Shaker Publishing, совместив печать книг в экономичном режиме с их доступностью на рынке в течение долгого времени. Книжные блоки печатаются на Xerox 650/1300, обложки (с запасом по количеству) — на офсетном оборудовании. Допечатывается тираж на Xerox Nuvera 288 DPS. Все книги сшиваются на термоклей на Muller Martini Sigma. Голландская Jubels для персонализации рекламных брошюр, отпечатанных офсетом, использует вложения, выполненные на Xerox iGen 3: благодаря цветовой калибровке и специально подобранной бумаге, отпечатки офсета и «цифры» неотличимы.

А. Иваненко: Второе направление — дополнение офсетной технологии «цифрой». Основными заказами самарской «САМБР» были средние тиражи рекламно-полиграфической продукции: плакаты, буклеты, листовки, настенные многостраничные календари, журналы и каталоги тиражами до 1000 экз. «Работая на офсете, мы были вынуждены отказывать клиентам в изготовлении небольших (до 150 экз. формата А3), заказов, так как стоимость подобных тиражей слишком высока», — говорит директор типографии Андрей Тихонов. В итоге, остановились на ЦПМ HP Indigo press 3500 в максимальной комплектации 7+0, и в типографии появились в большом количестве заказы на визитные карточки, открытки и обложки практически на любых дизайнерских бумагах, на печать плакатов формата А3. Много заказов печатается на HP Indigo как срочная начальная партия офсетного тиража.

По мнению Веселовского чисто цифровых типографий, т. е. ориентированных на выпуск сугубо цифрового продукта (персонализация, печать по требованию и проч.), пока исчезающе мало. В основном, все коммерческие типографии, работающие на цифровом оборудовании, печатают стандартный набор продуктов для стандартного круга заказчиков. Выбор оборудования для этих типографий очень субъективен, больше зависит от исторически сложившихся причин и финансовых возможностей. Цифровая печать для большинства стала просто недорогим билетом для входа на полиграфический рынок. «Сейчас цифровые типографии начинают приобретать офсетные машины, и наша компания в этом уже не одинока. Процесс развивается и далёк от окончания», — подытоживает Веселовский. Офсетные типографии ставят цифровое оборудование тоже по весьма разным причинам, например, от желания предоставить расширенный спектр услуг клиентам и не отпускать их печатать даже небольшие тиражи на стороне.

Эту мысль подтверждает технический директор «Анимар» Сергей Сергеев. Он предлагает рассматривать все предприятия как крупносерийные, серийные и мелкосерийные. «Есть тенденция у серийных предприятий подгребать под себя мелкие заказы, не теряя перспективного заказчика. Вот они нацеливаются на "цифру", но денег на неё никогда не хватает. На новую печатную технику — пожалуйста, на "цифру" — нет», — описывает этот парадокс Сергеев. В офсетной типографии «Август Борг» похожая ситуация. «Мы собираемся купить ЦПМ, но всё как-то руки не доходят», — сетует директор Андрей Зарецкий. Для него «цифра» пока не принципиальна, так как основной продукт типографии — книги. Того же мнения и руководитель отдела по картонной упаковке Владимир Филоненко типографии «Юнипак» (Ростов-на-Дону): «Мы не замечаем никакого влияния на нашем рынке со стороны цифровой печати». Но коммерческие офсетные типографии уже ощутили снижение прибыли в малом формате цветной печати именно из-за развития цифровых технологий. Снижение числа заказов на малоформатном офсете подтверждается словами Горлова: «В формате A3/В3 офсет в ближайшее время проиграет "цифре" или уже проиграл».

У Александрова не вызывает сомнений, что количество цифровых печатных машин будет увеличиваться. По мере совершенствования цифровых печатных технологий будет происходить замещение офсетных машин цифровыми: «Процесс идёт и в первую очередь заметен на рынке машин с форматом В3. Вновь создаваемые печатные салоны и малые типографии для начала бизнеса всё чаще выбирают недорогую цифровую технику. Это понятно: проще технология, меньше требований к квалификации персонала, нет проблем с экологией».

Разумеется, офсет исчезнет… Или нет?

О вытеснении офсета говорили много, но «цифре» это не сильно помогло. В 1990–95 гг. на рынке коммерческой печати были представлены машины для печати в цвете по требованию двух производителей: израильская Indigo (ныне — HP Indigo) и Xeikon. На Drupa-2000 были показаны Nexpress, совместная разработка Kodak и Heidelberg (сейчас Kodak осталась в одиночестве), и Xerox iGen. Только машины этих четырёх производителей и могут сравниться с офсетным оборудованием: по производительности и стабильности воспроизведения цвета они существенно превосходят обычные принтеры и «лёгкие» ЦПМ. Но они очень дороги и сложны, чтобы претендовать на широкое распространение. Слухи о смерти офсета оказались преувеличены.

Д. Подобед: Тем не менее, время цифровой печати уже настало, уверен президент «Комлайн» Алексей Иваненко, и достаточно давно, просто не все это осознали. Крупные игроки на рынке коммерческой печати упустили это время, а догонять уже сложнее. Появилось множество маленьких точек цифровой печати — по машине на каждом углу. Массовая установка однотипного оборудования и бессистемный подход привели к демпингу на рынке полиграфических услуг. Большие типографии жалуются на ценовые войны, которые ведут с ними цифровые салоны. А ведь сами заслужили это бездействием на начальном этапе появления «цифры».

Противостояние «цифры» и офсета есть, но базируется на неправильном видении бизнеса. Офсет пытается быть «как «цифра»»: снизить издержки на допечатном этапе, чтобы получить рентабельность на коротких тиражах, но в силу ограничений технологии никогда в этом не преуспеет. Но и цифровая печать не может быть рентабельнее офсета на всех-всех заказах. Сейчас период колоссальных возможностей: офсет может укрепить бизнес, «цифра» — расширить. И нельзя говорить, что одна технология вытеснит другую.

Офсет не исчезнет, считает Горлов, но продажи вряд ли будут расти темпами 10-летней давности. Модель большинства типографий будет меняться в сторону цифровой печати.

В ближайшее время ожидается появление «цифры» во всех типографиях наряду с офсетом — других вариантов нет, но насколько сильно это будет выражено, зависит от конъюнктуры рынка. Горлов полон оптимизма: «Уверен, что никто не хочет остаться позади паровоза».

Зайцев также видит хорошие предпосылки для рынка «цифры» в росте конкуренции среди потребительских товаров и увеличении маркетинговой активности компаний: «В условиях жёсткой конкуренции всё большее значение приобретает маркетинг — каждый производитель товаров и услуг, стремясь обойти других игроков, ищет подходы к конечным потребителям, воздействуя на всевозможные каналы восприятия. Если говорить о полиграфической продукции, то здесь в ход идут все средства — яркая упаковка, объявление о рекламной акции, персонализированное приглашение на презентацию, ваучер, дающий право на скидку, и т. д. и т. п.».

С. Стефанов: Речь об индивидуальной, персонализированной продукции, которая печатается малыми и средними тиражами, во-первых, из соображений минимизации складских издержек, во-вторых, из-за опасности устаревания информации. А это — цифровые тиражи. Даже если отбросить коммерческие типографии и рассматривать издательский сектор, то здесь цифровая печать потихоньку отвоевывает долю у офсетной печати. В мире 60% напечатанных офсетным способом книг так и остаются лежать на складах, не найдя покупателя. А это, даже если оставить в стороне экологию, экономически нецелесообразно. Издательства проблему понимают, поэтому даже такой продукт, как книга, всё чаще производится цифровым способом. «О полном исчезновении офсета говорить пока рано, но доля цифровой печати по отношению к офсету в значительной мере увеличится», — уверен Зайцев.

Хасэгава обращает внимание на такие факторы, как первоначальная стоимость инвестиций, производственные затраты, качество печати, возможности печати и производительность оборудования: «Думаю, офсетная печать небольших объёмов исчезнет, хотя останется для массового производства».

Гогин не видит предпосылок для революционных изменений в ближайшие 5 лет, но тенденция проникновения цифровых технологий в офсет сохранится: «Связано это в первую очередь с необходимостью оптимизации тиражей и ростом цен на бумагу, а также развитием маркетинговых технологий коммуникации рекламодателей с потенциальными клиентами». В чистом виде «цифра» сохранит динамику развития и отвоюет у офсета часть тиражей за счёт повышения качества печати, производительности новых цифровых печатных машин и снижения себестоимости печати.

«Производители офсетных печатных машин тоже не сидят сложа руки в ожидании своей скорой кончины», — отмечает продукт-менеджер «ЯМ Интернешнл» Денис Подобед. Последние разработки ведущих игроков на этом рынке существенно опустили планку «экономически целесообразного тиража» для офсетной печати. Здесь можно упомянуть короткие красочные аппараты, ультра-автоматизацию и программно-аппаратные системы быстрого наката краски. Пример тенденции — офсетная печать трёх работ тиражом по 100 отт. за 10 минут с автоматической переналадкой на стенде японской Komori на Drupa-08.

И это достижение не ради выставки. В Японии есть типографии, специализирующиеся на рекламной продукции (листовках, флаерах, буклетах и т. п.), где печатают на офсетных машинах, но тиражи составляют считанные сотни экземпляров. Для ускорения процесса там даже не меняют приёмный стапель — печать идёт в одну стопу, а тиражные оттиски из разных заказов и приладочные листы разделяются закладками.

Д-р Раутерт считает, что точку в обсуждении будущего офсетной и цифровых технологий ставить рано: «Об этом можно спорить часами, но что-то определённое прогнозировать пока сложно».

Заклятые друзья

По мнению Александрова, и он в этом не одинок, офсет позволяет сегодня получать самый высокий уровень качества печати при относительно низких затратах. Но это самая сложная технология, предъявляющая высокие требования к персоналу типографии. По меткому замечанию Стефанова, офсет, вытеснив с рынка коммерческой печати глубокую и высокую печать, вобрал в себя худшие их черты, с точки зрения технологии.

«Цифра» стабильнее и не требует квалифицированного персонала. По мере развития она будет вытеснять офсет из тех секторов рынка, где её применение будет выгоднее. Это естественный процесс замены старого новым. Сейчас цифровые технологии успешно занимают нишу малотиражной и персонифицированной печати.

Сергеев видит конкуренцию и сотрудничество «цифры» и офсета — в сроках сдачи заказов. Но заказы большей частью комплексные. И если это так, то лучше взять их у заказчика одним портфелем, а потом самим и исполнить, не прибегая к субподрядам. «А по качеству градационной, цветовой передачи "цифру" пока видно за версту, и Drupa-08 — лишний тому пример», — категоричен Сергеев. Разумеется, речь не идёт о ЦПМ тяжёлого класса.

М. Степанов: Зайцев за гармоничные отношения: «Качественные офсетное и цифровое оборудование в рамках одного предприятия — исключительно удачное дополнение друг друга и никак не конкуренция». Качество оттисков на HP Indigo и офсетной машине идентично. И, с точки зрения послепечатной обработки, оттиски ведут себя одинаково. Поэтому всё сводится к решению узкой задачи по достижению максимальной экономической эффективности предприятия правильным распределением заказов между двумя видами печатного оборудования. То есть руководству типографии крайне важно понимать, с какого тиража заказ становится выгоднее для печати офсетом. Для решения такой задачи экономистами HP был разработан специальный инструмент CJE (Commercial Job Estimator), который позволяет, исходя из реальных параметров предприятия, точно рассчитать пороговое значение тиража.

Хасэгава отмечает, что по печати небольших объёмов цифровые технологии превосходят офсетные, но те имеют преимущества для печатного окружения с большими печатными объёмами. Совместное применение технологий — яркий пример успешного взаимодействия.

Веселовский не думает, что нужно говорить о принципиальной конкуренции видов печати. Она возникает, когда не удаётся успешно управлять производственным процессом и нет понимания услуги, которую пытаются продать: «В нашей типографии успешно взаимодействуют практически все виды коммерческой печати, именно поэтому клиенты находят нас привлекательными».

Не бывает плохих и хороших технологий— у каждой есть достоинства и недостатки при решении определённых задач. Типография, стремящаяся занять как можно большую долю рынка, будет стараться использовать как можно больше технологий, по мере своих сил и способностей. Но, войдя на рынок офсета, очень трудно оттуда уйти— слишком высоки первоначальные затраты. И в этом проявляется ещё одно достоинство «цифры» — стоимость машин начального уровня относительно невысока. Директор дивизиона систем цифровой печати «Терем» Михаил Степанов прямо говорит об этом: «Не торопитесь покупать сразу ЦПМ "тяжёлого" класса. Возьмите что-нибудь попроще, попробуйте себя в этом бизнесе. Может быть, это не ваше». Ведь нередко люди приобретают машину, а что с ней делать, не знают. А из непонимания вырастает отрицательный опыт. На момент покупки оборудования нужно иметь ответы на вопросы: что машина будет печатать, кто этим будет заниматься, какую прибыль она принесёт?

И ответы могут оказаться совсем не такими, как представлялось. Того же мнения придерживается Иваненко, уточняя: «Степень понимания ответов на эти вопросы определяет уровень будущей прибыли».

В пример можно привести случай из практики «Терема», который установил в одной из офсетных типографий Xerox DC252, что называется, на пробу. Перед подписанием договора стороны задались вопросом: «Сколько клиентов из базы типографии будут заказывать услугу цифровой печати?» Степанов рассказывает: «Наш расчёт показал 46%, в типографии думали о 15-20%. Действительность превзошла все ожидания — 92%». Практически все клиенты только и ждали, чтобы принести «цифровые» заказы. Так ЦПМ помогла укрепить офсетную базу заказов.

Конкуренция должна идти не в том направлении, где «цифра» и офсет имеют схожие характеристики, а в том, где они максимально отличаются.

Предсказание будущего

Веселовский рассуждает о будущем своего бизнеса: «Я представляю его как развитие существующего тренда — сети печатных салонов с лёгкими ЦПМ, поддержанной универсальной типографией с тяжёлыми ЦПМ, а также офсетным оборудованием, трафаретом, интерьерной широкоформатной печатью, максимально полным комплексом отделочного оборудования. Приобретения планируются с учётом данной модели и подразумевают разумный баланс между всеми названными видами печати».

Нельзя сказать, что сейчас у какой-то технологии есть неоспоримое преимущество. Александров понимает: хоть цифровые технологии развиваются быстро, но пока реальная замена офсету возможна на малых тиражах и форматах и при большом количестве этих тиражей. Поэтому технический парк офсетных типографий будет меняться достаточно медленно, и существенных изменений в ближайшие 5-8 лет ожидать не следует. У него нет сомнений по поводу судьбы офсетной технологии: «Исчезнет ли офсет? Конечно, нет, как не исчезли глубокая и высокая печать. Просто для каждой технологии найдётся круг задач, которые можно эффективно решать только с её помощью».

Гогин считает, что активно будут внедряться высокопроизводительные гибридные системы печати, что позволит большинству офсетных типографий сохранить существующий парк печатного и послепечатного оборудования и получить возможность персонализации продукции. Офсет останется, пока себестоимость, качество и производительность «цифры» не станут сравнимы на больших тиражах и пока люди не перестанут воспринимать информацию, которая адресована не им лично.

Стефанов полагает, что будущее за цифровыми технологиями печати. Развиваясь и совершенствуясь (по качеству и формату печати, производительности и себестоимости) цифровые технологии будут ограничивать и сужать область использования аналоговых технологий печати, особенно в п

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Текстильная печать: итоги, тренды, планы

В начале нового года принято подводить итоги прошедшего и строить планы на будущее. Publish решил узнать, как прошёл 2023 год и какие планы на 2024-й у руководителей компаний, занимающихся цифровой текстильной печатью, и задал им несколько вопросов.

Выставка UPAKEXPO

Международная специализированная выставка упаковочного оборудования и готовых упаковочных решений под этим названием проводится впервые, хотя это всё та же знакомая нам upakovka. Ключевая идея UPAKEXPO — обмен профессиональным опытом и информацией по основным темам упаковочной отрасли. Ниже вы найдёте список экспонентов, которых мы отобрали как наиболее интересных для наших читателей.

Как дела у РПК?

Рекламно-производственные компании в 2023 году и анализ результатов их деятельности.

Дизайнерская бумага: рыночные вызовы и тренды

Фактически два года российская экономика находится в условиях беспрецедентно жёстких экономических санкций, которые затронули каждую сферу производства, в том числе такую, казалось бы, малозначимую область, как печать рекламной продукции на дизайнерской бумаге. Для некоторого числа типографий сокращение объёмов импорта материалов вызвало определённые проблемы, но прошёл значительный отрезок времени, и ситуация стала проясняться.



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 105