Впервые про цветоделение я услышал лет двенадцать назад. Узнал со слов старших, но тоже не слишком опытных товарищей, что это такое шаманство, тайное знание, доступное лишь посвящённым. Особенно пугали уровнями генерации чёрной краски…
В наши дни цветоделение — этап технологического процесса, построенного на соблюдении отраслевых стандартов и грамотном управлении цветом. Печатаются контрольные шкалы, проводятся точные измерения, генерируются профили. Конвертация изображения в CMYK, в цветовое пространство будущего печатного оттиска, позволяет подобрать оптимальные значения для цветовой палитры оригинала. В большинстве случаев…
…Но не для чёрно-белой фотографии. Её не убили ни повсеместное распространение цветной негативной плёнки, «мыльниц» и мини-лабов, ни давление «цифры». При печати очень важно сохранить нейтральность снимка, чистоту, не допустить появления каких бы то ни было посторонних оттенков. Ведь белый, серый и чёрный — пожалуй, самые важные памятные цвета.
В принципе, ч/б фото можно напечатать в одну краску.
Но плотности одной лишь чёрной явно недостаточно, чтобы добиться на оттиске хорошего контраста.
Можно воспользоваться стандартным профилем CMYK — тем же, что и для цветных фото.
Но большая часть деталей по всему тоновому диапазону распределится по каналам триады, а на долю чёрной краски придутся только глубокие тени. И малейшее нарушение серого баланса при печати будет хорошо заметно — фото из ч/б превратится в тонированное. Ведь человеческий глаз гораздо более чувствителен к любым цветовым несоответствиям именно в светах и в средних тонах, нежели в тенях.
Предлагаю способ, не только сохраняющий «чёрно-белость», но и делающий фото максимально контрастным: в панели Convert to Profile вместо стандартного профиля CMYK выбираем Custom CMYK… и устанавливаем необычные настройки цветоделения.
Профиль печатных красок и значение растискивания зависят от типа бумаги, на которую вы ориентируетесь (мелованная, немелованная, газетная). И не удивляйтесь, максимально допустимая сумма красок — именно 400%. Такое значение обеспечит максимальный контраст, а сумма красок даже в самых глубоких тенях всё равно не превысит 270%.
Как видите, теперь чёрный канал похож на исходное ч/б фото, а каналы триады лишь добавляют плотности в тени. Сумма красок в самой тёмной точке, которую мне удалось найти, — 269%. Типография, где печатается Publish, считает разумным максимумом 300%. Чтобы сделать тени ещё немного плотнее, а всё фото контрастнее, предлагаю воспользоваться кривыми.
Обратите внимание, света по всем трём каналам зафиксированы контрольными точками и остаются без изменений. Мы повышаем контраст в тенях равномерно по трём каналам — до тех пор, пока сумма красок в самой тёмной точке не достигнет максимума. Серый в тенях баланс при этом не нарушается, так как разные плотности по краскам триады заданы автоматически при цветоделении.
Ещё одна задача, для которой подходит «чёрно-белое» цветоделение, — обработка каталожной съёмки. Например, чёрные ботинки, серебристый холодильник, вилка с ножом из полированной нержавейки или сотовый телефон.
Не беспокойтесь за цветные элементы на фото — границы между ними и монохромным корпусом прибора достаточно резкие, их цвет не пострадает от специфического цветоделения.
Сумма красок в самой тёмной точке — 249%. Но для повышения контраста в тенях кривые в данном случае не подойдут, затемнять цветные элементы нам незачем. На помощь придёт Selective Color.
Короткий совет напоследок. Если работаете не с универсальными профилями (скажем, из комплекта Photoshop или с сайта FOGRA), а пользуетесь собственными, созданными специально под ваш печатный процесс, кроме стандартного профиля для цветных фото, сгенерируйте ещё один — для чёрно-белых. Он точнее учтёт специфику вашего печатного процесса, чем самодельный профиль на базе Custom CMYK.
Об авторе: Модест Осипов (MOssipoff@vazari.ru), руководитель отдела предпечатной подготовки бренд-билдингового агентства «Вазари».