2008.10.271722 прочтений

Бумажные уроки

Теги: Последняя страница Publish

UPM-Kymmene провела занятия в "Школе бумаги" (Paper School) для российских журналистов. Знания, полученные на предприятии в финской Рауме, и некоторые другие мысли легли в основу этой статьи.

Рауно Ниемела, вице-президент UPM-Kymmene по продажам бумаги в России: «Для успешной конкуренции на российском рынке бумаги особенно важно управление запасами. Русский менталитет заставляет клиентов действовать по принципу “срочно, лучше вчера”, поэтому предугадать потребности в бумаге на будущее очень сложно»

История бумаги начинается с китайского императора ханьской династии, который поручил придворному чиновнику Цай Луню найти материал для ведения записей, который превосходил бы все другие. Тот потратил всю жизнь, чтобы около 105 г. изготовить лист бумаги из волокон шелковичного дерева и отходов производства пеньки. С тех пор и проявилась суть бумаги  — это дешёвый материал для записей. Определился на многие годы и путь развития бумажной промышленности — поиск наиболее дешёвых компонентов для производства.

История бумаги тесно увязана с технологией производства. При изготовлении бумажной массы 99% составляет вода, 1% — древесные волокна. А ещё нужна дешёвая энергия, которую первоначально получали, используя водопады. На каждом современном заводе есть теплоэлектростанция, на которой сжигают все побочные продукты производства, в т. ч. газы. Современный технологический уровень позволяет построить бумагоделательную фабрику хоть в Сахаре: вода понадобится только для первого запуска. Замкнутый цикл для воды в машине с биоочисткой стал возможен только с переходом на сульфатный способ изготовления целлюлозы.

Старые технологии не могут быть эффективными

Сначала всегда так: большие усилия при производстве и высокий уровень загрязнения среды. Чем дальше, тем усилий меньше, как и загрязнений. И процесс никогда не прекратится. Например, раньше в машине для подготовки бумажной массы для дробления древесины применялись гранитные валы. Но при росте скорости производства гранит перестал удовлетворять требованиям — валы стали делать из керамики. И многие детали машин ныне изготавливают не из металла, а из тех же керамических составов. Да и в конструкции ещё многое можно доработать. В старых машинах иногда наступает предел по модернизации: остаётся пустить на слом и построить новую.

Тот же процесс и в материалах. Любое растение имеет волокно; главное, чтобы длина была больше, чем ширина, иначе волокна не сцепятся между собой, не образуют структуру бумаги в виде сетки. И вот вместо древесины пробуют изготавливать целлюлозу из соломы. Это тоже модернизация, важная для безлесных регионов, таких как Китай.

Повышение эффективности бумажного производства обусловлено самой причиной появления бумаги: материал должен быть дешевле и удобнее всех прочих. И это обязательное условие выживания на открытом рынке. Современные машины имеют ширину около 10 м и производят не менее 500 тыс. т бумаги в год. Машину можно сделать шириной и 2 метра при меньшей производительности, но тогда стоимость производимой бумаги будет неконкурентоспособной.

Реальный конкурент

Конкурент у бумаги один — электронный дисплей. Его влияние особенно заметно на рынке новостей. Можно приобрести компьютер или смартфон и платить за подключение к Интернету. А можно купить газету, и это — выбор каждого. Преимущество бумаги перед электронными средствами в особенностях её вторичной переработки. Волокна, получаемые из отслуживших своё газет и журналов, могут быть снова пущены на производство бумаги. И так 7-8 раз, пока они окончательно не измельчатся. Пустить во вторичную переработку компьютер не так просто, его стоимость очень высока.

Электронные носители имеют свои плюсы, например, оперативность. Газеты же могут обновлять новости только дважды в день: утренний выпуск печатается в 3–4 часа ночи, дневной — до 11 часов утра. И это предел экономической целесообразности. Особенность очень заметна по продажам газетной бумаги. В Европе ежегодный прирост потребления 0–2%: не снижается, но и не растёт. В Финляндии, где расположены основные мощности UPM-Kymmene, рост бумажного рынка довольно хороший, но только относительно населения страны в 5 млн человек, а в абсолютном выражении ничтожен. А на рынке США потребление снижается. Мелованной бумаге такая судьба пока не грозит: она служит для высококачественной печати, которая сравнима по яркости красок с изображением на экране монитора.

Откуда берутся новинки

Большие машины — более эффективное производство

Некоторое время назад европейский рынок регулировался за счёт растущего, но неразвитого в плане производства рынка Юго-Восточной Азии: туда отправлялась и находила гарантированный спрос бумага, невостребованная в Европе. Но теперь, когда в Китае построены современные бумагоделательные заводы, способ перестал быть действенным. Не имея устойчивого спроса на бумагу в Европе, при избытке производственных мощностей, приходится разрабатывать другие продукты. Пять исследовательских центров UPM-Kymmene расположены в местах концентрации предприятий: Финляндии, Германии, Англии, США, Китае. Продукты, которые они сейчас разрабатывают, будут доступны на рынке лет через пять. Самым известным уже стал проект компании UPM Raflatac. Один из ведущих мировых поставщиков самоклеящихся материалов теперь ещё и производитель меток радиочастотной идентификации (RFID). Продукция нового поколения Rafsec для систем радиочастотной идентификации соответствует всем требованиям для различных областей применения.

А что же с бумагой? Разработчики новых сортов трудятся в тесном контакте с производителями полиграфического оборудования. С теми машинами, которые ещё только планируются к выходу на рынок, уже вовсю работают производители бумаги, экспериментируют с конкретными сортами. Поэтому начинающие продаваться машины уже обеспечены подходящими печатными материалами.

Цена входа — 1 млрд евро

Важно учитывать, что в современных условиях издания на рынок должны выходить точно в срок, по графику. И если возникает задержка, издатель несёт серьёзные убытки. Это касается даже книжного рынка, а в особенности журналов и газет. Когда в 1998 г. «Алмаз-пресс» запускала производство, там начали печататься ежемесячные журналы-«глянец». По прошествии 10 лет оказалось, что и еженедельники не очень удобно печатать за границей: тяжело контролировать срок доставки тиража. Но в России нет мощностей, которые могли бы справиться со всем объёмом печати, который сейчас изготавливается за рубежом. Нужны очень большие инвестиции. Ведь полиграфия — отрасль, которая, кажется, более всего должна быть местным, домашним рынком. Логичнее всего производить продукт, суть которого — текст на конкретном языке, в месте его распространения, там, где его будут читать. Но Россия — страна парадоксов. Для развития рынка необходимо, чтобы он сам себя регулировал. В Китае нет пошлин на импорт бумаги, и рынок растёт на 1 млн т ежегодно. А с пошлинами был бы таким же, как и 20 лет назад. Этот растущий рынок очень привлекателен с точки зрения инвестиций, поэтому там работают и все крупные производители. На китайском заводе UPM-Kymmene в Чангши уже действуют две бумагоделательные машины.

Рынок России тоже прирастает, но не так стремительно. Он бы только выиграл, если ослабить его регулирование. Для роста потребления бумаги есть хорошие предпосылки — до половины всех журнальных тиражей печатается за рубежом. На душу населения в России приходится меньше 1 кг журнальной бумаги в год, а в среднем по Европе — 14 кг. Вместо этого из-за высоких цен на бумагу нарушается баланс на рынке: цена выше — меньше потребление.

Пошлина на импорт бумаги должна создавать условия для возникновения производств внутри страны. Что здесь? Стоимость билета в клуб производителей бумаги — 1 млрд евро. Это не очень сложная бумагоделательная машина. Строить завод на базе существующего устаревшего предприятия или «с нуля» — в любом случае цена будет примерно одинаковая.

Та же история и с производительностью машины, которая зависит от рабочей ширины. Бумагоделательная машина с небольшой шириной полотна стоит примерно столько же, как большая. Самое затратное при создании завода — инфраструктура, ширина производимого полотна не является определяющей. Стоимость эксплуатации сравнимая. Только бумаги в единицу времени производит меньше, значит, цена за кг будет выше.

Экономическая логика заставляет строить только современные производительные машины. Но даже одна может закрыть потребности всего российского полиграфического рынка. А ведь нужно помнить, что у одной машины узкий диапазон плотности изготавливаемой бумаги. И невозможно представить, что все журналы будут печататься на одном сорте бумаги.

Неясное будущее

С января 2009 г. российское правительство намерено увеличить пошлины на экспорт необработанной древесины до 50 евро за кубометр. Это сделает поставки российской древесины в Финляндию экономически неэффективными.
В 2007 г. суммарный импорт из России составил 3,9 млн м3 круглого леса. В Финляндии цены на лес одни из самых высоких в мире. Финская индустрия не может позволить себе ещё более высокие цены на древесину. В этих условиях UPM-Kymmene намерена искать альтернативные источники древесного сырья, а также построить в России на пару с группой «Свеза» производство стоимостью более 1 млрд евро. Запланированная мощность целлюлозного завода в Шексне (Вологодская обл.) составит 800 тыс. т в год. По планам компании, целлюлоза в основном будет поставляться на глобальный рынок за пределы России.

Финское правительство пытается привлечь на рынок частных владельцев лесных угодий, коих в Финляндии около 440 тыс. — почти 10% населения. С это целью снижается налог на доход от продажи древесины. Ведь на долю производителей бумаги, испытывающих нехватку сырья, приходится около пятой части всего экспорта Финляндии. Правительство думает с помощью налоговых мер убедить владельцев продавать древесину крупным производителям бумаги, надеясь компенсировать ущерб от изменений в таможенном законодательстве России.

Ещё неясно, как эта инициатива отразится на российской полиграфии. Разумеется, намерения были добрые, но не учитывающие, что крупных предприятий по производству мелованной бумаги в стране ещё не построено. И когда их построят — бог весть. Значит, будет продолжаться импорт бумаги. При пессимистическом варианте развития событий, из-за роста цен на сырьё, резкий рост цен на бумагу — всего лишь вопрос времени, и не самого отдалённого.

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Когда один заказ превращается в три

    В прошлом номере (Publish № 7/8, стр. 64) мы помогали благотворительному проекту «Тёплые стихи» найти типографию. Речь шла о книге для детей, попавших в больницу. Оказалось, что организатор сама пишет и издаёт детские книги. И, помимо «Тёплых стихов», у неё есть ещё несколько книг, которые надо напечатать.

     

  • «Вашим заказом занимаются все!» А это значит, что «никто»…

    На просторах Instagram мне встретился благотворительный проект «Тёплые стихи». Его организаторы создали книгу для детей, попавших в больницу. Мы решили предложить свои услуги и помочь с выбором типографии по оптимальной цене. Считаем: книга в твёрдом переплёте, формат — 210x297 мм, 48 полос + обложка, обложка — 4+0 матовая ламинация, форзацы — офсет 140–160 г/м2, печать 1+0 (пантон, плашка), блок — 4+4, мелованная матовая, плотность по рекомендации типографии, чтобы сделать твёрдый переплёт. Тираж — 200, 500 и 1000 экз.

     

  • Надо ли объяснять заказчику различия?

    В этот раз у нас, казалось бы, не сложный запрос. Интересовала стоимость печати плаката: форматА2, 4+0, ВД-лак, бумага — 150 г/м2, мел. глянцевая, тираж — 100 и 500 экз.

     

  • Что в имени тебе моём?

    В этот раз считаем распространённый заказ — буклеты А4 формата в готовом формате, 6 полос. Запрос такой: Буклет 21x30 см в готовом виде, 63x30 см в развороте, 4+4, бумага — мелованная, 200 г/м2, 2 параллельных сгиба до формата 21x30 см. Тираж — 200 и 500 экз. Просьба указать сроки и способ печати.

     

  • Конкурентный офсет

    Ко мне обратился знакомый художник. Он хочет напечатать небольшой каталог своих работ. Параметров получилось много: 2 вида бумаги и 3 тиража. Клиент далёк от полиграфии и сразу определить точные данные ему сложно. Считаем: Каталог 21x21 см, 24 полосы, 4+4, бумага 2 варианта: все на 170 г/м2 и все на 200 г/м2, 2 скобы, тираж 100 экз., 200 экз. и 500 экз. Будут готовые макеты.

     

  • Сложная сумма простых слагаемых

    На этот раз мы решили посчитать готовый промонабор. Точно такой же, как найденный недавно главным редактором в его почтовом ящике. Набор включал три продукта: 1) конверт евро 4+0, без окон; 2) буклет А4, 4+4, матовая меловка 150 г/м2, фальцовка типа гармошка, карточка на двухстороннем скотче; 3) карта пластиковая, стандартная, 85х55 мм, 4+4, нумерация 4 знака на лице, вид нумерации на усмотрение производителя. Отгрузка: конверт отдельно, буклет с вклеенной картой. Тираж 200, 500 или 1000 экз. Будут готовые макеты.

     


comments powered by Disqus