2008.10.27, Автор: Андрей Андреев9485 прочтений

Кисть и принтер

Теги: Рабочий цех Publish

Совмещаем живопись, компьютерную графику и печать в одной работе.

Картина, на которую вы смотрите, выполнена не совсем обычным способом. Трудно однозначно определить технику её исполнения. Это и живопись, поскольку свободные мазки и многослойный фон выполнены кистью (не виртуальной, а настоящей), и компьютерная графика, поскольку первоначальный эскиз подготовлен в графическом редакторе, и печать, ведь контуры кораблей напечатаны по живописной фактуре на струйном принтере. А знаете, как совместить всё в одной работе? Для этого даже не нужны особые материалы. Хотите научиться?

Золотые корабли. 610×420 мм. Бумага, загрунтованная перламутровым акрилом, печать на принтере Epson Stylus Pro 4800, послепечатная доработка фактуры фонов акриловыми красками

О чём?

Статья посвящена процессу печати на струйном принтере по специально подготовленной поверхности. Описанные приёмы представляют интерес для дизайнеров, художников интерьера, декораторов, специалистов по струйной печати. Технология пригодится для подготовки эксклюзивных работ по оформлению интерьера, поможет выигрышно подать заказчику оригинальные дизайнерские идеи.

Почему это актуально?

Современные художники и дизайнеры работают, совмещая традиционные техники живописи и новые технологии печати. Продажа в художественных салонах и галереях копий живописных работ, выполненных на струйном принтере, — явление уже привычное. Материал — специальный холст или особые виды бумаги. Иногда работы покрываются специальной фактурной пастой для придания эффекта «рукотворности». В продаже есть множество материалов для обработки отпечатков на струйном принтере.

Все эти техники предполагают послепечатную обработку поверхности. При всём разнообразии приёмов они имеют одно существенное ограничение — изображение наносится поверх отпечатка, следовательно, детали рисунка, в большей или меньшей степени, скрываются под слоями нанесённых краски или лака. Рукотворность работы остаётся иллюзорной.

Чтобы сделать процесс по-настоящему творческим, дизайнерам очень не хватает технологии, которая позволяет в полной мере совмещать компьютерную графику, живописную технику и принтерную печать.

Работы, выполненные в этой технике, не являются имитацией. Фактура, мазки кисти, рисунок — подлинные и уникальные. Как и в старинных техниках (авторской литографии, монотипии, раскрашенном от руки офорте), в современной уникальность работы художника совмещается с тиражируемой точностью печатного станка.

  

Эскиз подготовлен в графическом редакторе и распечатан на струйном принтере на простой бумаге 80 г/м2. Отпечаток нужен только для эскиза

Через копировальную бумагу контуры рисунка перенесены на загрунтованный акриловыми красками фон. Основа — натянутый на планшет ватман

Готовим файл для печати по живописному фону

Предлагаемая техника — творческая. Как в любом творческом процессе, нельзя абсолютно точно предопределить результат. Никто не скажет, как именно будет выглядеть тот или иной фрагмент изображения, когда чернила принтера лягут на нанесённый кистью слой акриловой краски. Но прогнозировать всё же можно…

Прежде всего, при подготовке файла для печати надо подобрать фон, который близко соответствует цвету фона будущей композиции. В нашем примере — бордовый перламутровый акрил. Фон надо создать отдельным слоем, он нужен только для эскиза, а при подготовке файла для печати его надо отключить.

Цвета, которые печатаются на принтере, только затемняют изображение. Поэтому для имитации этого эффекта печати все слои изображения рыбы накладывались с функцией Multiply.

   

После высыхания краски бумагу срезали с планшета и пропустили через струйный принтер. Размер срезанного листа с рисунком должен точно соответствовать размеру эскизного отпечатка, иначе не добиться совмещения печатной графики и нарисованных деталей фона. Для этого при переводе изображения мы отметили контуры эскизного принтерного отпечатка. Затем по этим меткам обрезали ватманский лист, предназначенный для печати. Послепечатная обработка: несколькими движениями широкой кисти придали динамику фону, тонким колонком дорисовали плавники. Законченный графический лист закрепили акриловым лаком

Летучий голландец. 420´600 мм. Бумага, перламутровая гуашь, печать на принтере Epson Stylus Pro 4800. В графическом редакторе подготовлен коллаж из старых гравюр. Основа — бумага, загрунтованная перламутровой гуашью. Светлые части изображения пастозно прокрыты акриловыми белилами. Послепечатная обработка — прорисовка деталей оснастки корабля и рыбы, доработка фактуры фона

Как быть с белыми участками?

В описанной технике светлые участки изображения наносятся заранее на фон. В файле для соответствующих деталей делаем отдельный слой и назначаем свойство Screen. При сохранении файла для печати эти слои отключаем. Так подготовили изображение рыбы: придали ему больший контраст и разбили на два слоя. На нижнем расположили рисующий тёмный цвет, на верхнем — золотистые полоски. В отдельный Set поместили дополнительные декоративные элементы.

Таким образом, отключая соответствующие слои, мы получили два файла для печати. Первый  — общий, имитирующий композицию целиком, для перевода изображения на фон и позиционирования при последующей печати. Второй  — для печати по цветному фону; он содержит графические элементы, дополняющие фоновый рисунок.

Натюрморт с атрибутами искусства (банки с красками, валики, бутылки с разбавителем). 610×860 мм. Бумага, печать УФ-чернилами, масло. Основа — ватманский лист. Поскольку бумага коробится от водорастворимых красок, «подмалёвок» нанесён алкидной быстросохнущей краской. Затем на принтере UV-Jet 250 напечатан чёрный контур (увеличенный рисунок чёрной шариковой ручкой). Оттиск доработан масляными красками

Новый пуризм (pourism — направление во французском искусстве начала ХХ в.). 700×1000 мм. Холст, печать УФ-чернилами, акрил. Для создания фактуры на холст нанесена акриловая объёмная паста. Сверху напечатан цветной векторный рисунок. Для выявления фактуры оттиск прошкурили, а затем доработали акриловой краской

      

Главный «секрет»

Проведя ряд экспериментов, мы установили, что живописная поверхность, выполненная акрилом, подходит для дальнейшей печати на струйном принтере — в состав акриловых красок входит эмульсия ПВА, играющая роль грунта для печати. Можно использовать и другие клеевые краски, но перед печатью изображение надо покрыть слоем ПВА.

Такая технология позволяет использовать даже обычные «офисные» принтеры для создания работ в оригинальной графической технике. Это открывает новые возможности для художников, дизайнеров и иллюстраторов. Свои эксперименты мы делали на принтерах Epson Stylus Pro 4800 и HP 1220. В качестве программы для вывода использовали Adobe InDesign. А режим печати надо подбирать индивидуально.

Для печати по фактурным поверхностям можно также использовать широкоформатную печать УФ-отверждаемыми чернилами. Она надёжна, а результат более предсказуем, поскольку краситель обладает хорошей укрывистостью и ложится практически на любую поверхность. Однако этот вид печати требует специального оборудования. В экспериментах нам помогала Publishment Review, располагающая планшетным УФ-принтером Oce UV-Jet 250. Технология позволяет точнее позиционировать печатный рисунок относительно фона. Радует формат (1200×2400 см) и качество печати (1400 dpi). Так можно, не боясь,
делать фактурные фоны, а высота рельефа достигает 10 мм.

Основа для печати и грунт

УФ-чернила ложатся практически на любую поверхность. Мы испробовали в качестве основы для печати разные материалы: традиционный холст, ватман, пенокартон и оргалит.

Важный момент — грунтовка. Грунт нужен для создания базовой фактуры и доработки изображения после печати (без этого положенные поверх отпечатка слои краски «не сцепятся» с изображением и через некоторое время осыпятся), рисовать надо совместимыми с ним красками. Универсальны водорастворимые акриловые грунты. Но от водных красок коробится бумага. Обычную ватманскую можно подготовить для печати, загрунтовав алкидной краской (растворитель уайт-спирит). По такому грунту после печати можно дорабатывать изображение привычными художественными масляными красками.

Публикуя эту статью в профессиональном журнале, я надеюсь на отклики технологов по печати и художников, которые используют подобные технологии в своём творчестве. Совместными усилиями мы будем развивать и совершенствовать этот метод работы. p

Об авторе: Андрей Андреев (aandreev@megapro.ru ), креативный директор рекламного агентства MegaPro.

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Управление цветом в Adobe Creative Cloud без секретов

     

     

    Подробное руководство по настройке параметров управления цветом в программах Adobe.

    Без модуля управления цветом — Color Management Module (CMM) — и цветовых профилей ICC предсказать на экране монитора результат печати невозможно. Даже при выборе опции Don`t color manage (Не управлять цветом, Отменить управление цветом) * CMM и цветовые профили всегда задействуются в Adobe Photoshop, хотя и не оптимальным образом.

     

  • Фигурный текст и CorelDRAW (ч. 2) *

    Всё, что вы хотели знать о фигурном тексте, но боялись спросить.

    Импорт–экспорт текста

    Редактировать и корректировать фигурный текст можно непосредственно на рабочем листе документа или в специальном окне редактирования. Добавить фрагмент текста в активный текстовый блок или вставить текст в документ легко, импортировав текст из офисных приложений. Для этого есть команды «Импортировать текст» окна редактирования или «Специальная вставка» меню «Правка», либо можно просто вставить текст из буфера обмена.

     

  • Фигурный текст и CorelDRAW

    Всё, что вы хотели знать о фигурном тексте, но боялись спросить.

    Как невозможно познать всю Вселенную (она же всё время расширяется), так в каждой новой версии CorelDRAW каждый раз ты открываешь для себя новые возможности, приёмы и хитрости. Конечно, эта программа не для вёрстки больших, насыщенных текстами книг, брошюр, журналов, но возможности CorelDRAW для работы с текстами позволяют сверстать и подготовить к печати многостраничный промышленный каталог, с чертежами, схемами, векторными рисунками, фотографиями. И, конечно, текстовые фрагменты обязательно есть и в визитке, и в банере, и в рекламном проспекте. А если применять к тексту кое-какие трюки и эффекты, то можно создать настоящие шедевры дизайна и типографики… Конечно, многим пользователям хорошо известны инструменты и методы работы с фигурным текстом. Этот цикл статей — попытка систематизировать основные приёмы.

     

  • Раскрывая возможности белых чернил *
     

    Как дополнительные белые чернила помогают создавать новые применения широкоформатной печати.

    Сегодня ряд моделей широкоформатных и сверхширокоформатных принтеров могут печатать чернилами дополнительного цвета — белого, что создаёт новые возможности применения этих устройств. Но в принтерах могут быть реализованы различные технологии печати белыми чернилами, и у разных технологий — свои возможности и ограничения.

     

  • Маленькие хитрости большого Corel
    Полезные советы для пользователей CorelDRAW и Corel Photo-Paint.
  • InDesign осваивает ePub

    Приёмы построения ePub в Adobe InDesign CC. Советы издательствам, как без лишних хлопот готовить книги для LitRes или Bookmate.

    Девятый вал

    Старый мир огромных издательств и одиозных акул книжного бизнеса, бросающих крохи авторам, уходит в историю. Люди перестают читать книги. Тиражи падают, бумажная книга испытывает конкуренцию за внимание аудитории со стороны других многочисленных источников. Теперь не человек ищет, что почитать, а различные медиа-источники борются за его внимание. Цунами информации обесценивает её для потребителя. В борьбе за внимание аудитории авторы и правообладатели часто готовы раздавать свой материал бесплатно. В такой ситуации читатель часто не хочет платить, читает по вершкам, предпочитает дайджесты многостраничным описаниям парижских крыш. Как следствие, качество материала падает, объём книг и статей сокращается, снижаются продажи, а издатели лишаются доходов.

     


comments powered by Disqus