2008.06.23, Автор: Игорь Кистенёв5231 прочтений

"Водные пластизоли" Sericol

Теги: Последняя страница FSP

Печать по тканям - одно из приоритетных направлений трафаретной печати. Неудивительно, что мартовский семинар "АТ Десайн" посвятила именно этой теме.

Открыл мероприятие генеральный директор «АТ Десайн» Евгений Мостовой, обозначивший главную задачу мероприятия: представление недавно появившихся на рынке продуктов и технологий, опробованных специалистами фирмы в ходе собственных практических исследований.

Наталья Беляева: Технолог Наталья Беляева начала выступление с пока не очень популярной среди отечественных печатников темы — экологических проблем при использовании пластизольных красок. Возникшие было сомнения в её актуальности рассеялись быстро: причиной тому стало сообщение о замене ряда специальных пластизольных красок и всех добавок к ним на продукты, не содержащие пластификаторы-фталаты. Хотя бесфталатная серия Texopaque Advantage ON выпускается Fujifilm Sericol давно, входящие в неё специальные краски (флуоресцентные, фосфоресцентные, металлизированные, вспенивающиеся основы и др.), а также клеи для трансферов и различные добавки, до сих пор производились по старым рецептам. Как пояснила Беляева, причина решения — токсичность традиционных пластификаторов, способных вызывать раковые заболевания и аллергические реакции.

Выпуск полноценной серии без фталатов — ответ на требования европейского законодательства, в частности, запрещающего применение красок на основе фталатов при изготовлении детской одежды. «Никаких изменений в технологии и ценах на продукты не произошло, — продолжила она. — Пожалуй, единственная проблема — в замене белой вспенивающейся основы OP517 на бесфталатную ON517, которая стала более хрупкой. Впрочем, есть довольно простое решение: смешение обычной белой краски с новой прозрачной “вспенкой” ON417 (названия всех продуктов серии теперь начинаются с аббревиатуры ON)».

Более кардинальные изменения ждут будущих пользователей представленных на семинаре красок Fujifilm Sericol Texopaque Pioneer OK, которые, помимо фталатов, лишены последнего оплота традиционных пластизолей — наполнителя из ПВХ: специалисты уже метко окрестили их водными пластизолями. Сходство действительно велико, ибо, в отличие от традиционных пластизолей, краски могут подсыхать на трафаретной сетке. Причины отказа от ПВХ всё те же: выделение из красок при их производстве и утилизации канцерогенного винилхлорида и накапливающихся в организме человека диоксинов, которые вызывают онкологические заболевания, поражения эндокринной и иммунной систем.

Впрочем, отметила Беляева, давно известна другая альтернатива «вредным пластизолям» — трафаретные краски на водной основе, в отличие от пластизольных, сохраняющие мягкую структуру исходной ткани. В ассортименте Fujifilm Sericol, чьим эксклюзивным российским дистрибьютором является «АТ Десайн», это серия Texiscreen Aqua AJ (при растровой печати возможно использование трафаретных сеток до 100 нит./см) для работы по светлым материалам, а при использовании красочной базы AJ403 и по тёмным. Предоставляются рецепты для смешения оттенков Pantone.

Для декорирования синтетических материалов (или с содержанием полиэстера не менее 70%) подойдут водные сублимационные двухкомпонентные краски Subliscreen Aqua HQ (10 цветов, включая триадные). В основе технологии — термоперенос со специальной или офсетной бумаги. Сублимационная технология и краски обеспечивают высокую светостойкость и устойчивость изображений к стирке при 60 °С. При использовании красок следует учитывать расхождение в цвете изображений, создаваемых на бумаге и ткани. Причина — перенос на ткань «выпариваемого» из красочной базы сублимированного красителя. Несомненное достоинство — работа с трафаретными сетками 120–150 нит./см, создание детализированных растровых сюжетов.

Не менее интересная разновидность водных красок — вытравные Texcharge TC (22 цвета, в т. ч. кроющий белый, триадные и флуоресцентные) для прямой печати по тёмным и цветным тканям. Интерес к ним, по мнению Беляевой, будет расти, благодаря возможности печати в режиме «сырое по сырому» (для создания растровых сюжетов рекомендованы сетки 90–100 нит./см), сохранению эластичности ткани, насыщенным цветам, стабильности поведения на трафаретной сетке.

Особенность технологии — использование в качестве подложки натурального цвета ткани, что делает проверку возможности травления её красителя обязательной процедурой. Не менее важно точно соблюдать режим завершающей сушки (2-3 минуты при 160°С), что подразумевает наличие длинной туннельной печи. Наглядным подтверждением послужили обработанные в короткой сушке образцы (время просушки 1 мин 15 с). Не всеми приветствуемое, но обязательное условие правильного использования декорированной вытравными красками одежды — стирка перед первой ноской, с целью вымыть из ткани активатор, содержащий формальдегид.

Для компенсации традиционно называемого (при сравнении с пластизольными) недостатка водных красок — ограниченных возможностей в части создания спецэффектов — менеджеры «АТ Десайн» сообщили о соглашении с испанской Eurotext и продемонстрировали первые результаты работы с её специальными водными красками. В числе представленных — эффекты создания объёма, имитация поверхности персиковой кожуры, металлизированные и перламутровые цвета, кроющие краски, технологии флокирования и нанесения фольги.

Качество спецэффекта во многом зависит от соответствия условиям сушки — 3 минуты при 140°С для создания объёмного элемента и 150-160°С для «персика». В обоих случаях используются вспенивающие базы Eurotext (Tex-Up и Texpeach соответственно), допускается работа с трафаретными сетками 32–43 нит./см.

Важность следования технологическим инструкциям поставщика была показана на примере работы с флоками: эксперимент технологов «АТ Десайн» с более мелкой сеткой (ограничение установлено на уровне 34 нит./см) при нанесении клея привёл к отслоению от ткани «волосяного покрова» после первой стирки. Причина — наличие в клее Adhesive TF термопластичных гранул невысокой дисперсности, отвечающих за устойчивость флокирующего покрытия, но, увы, «отфильтрованных» мелкой сеткой в процессе печати.

Как рассказала Беляева, материал для флокирования Lamflock поставляется в бумажных рулонах шириной 61 см (высота ворса 0,5 мм) либо на более дорогих листах лавсановой плёнки (ворс 1 мм). Флок переносится с базового носителя на запечатываемый материал термическим способом при 160-180°С. Говоря об особенностях работы с металлизированными и перламутровыми красками на водной основе Texbrill (золото, перламутр, серебро) и Texpur (бронза и медь), технологи «АТ Десайн» отметили ряд сложностей, в т. ч. зависимость от климата в производственном помещении и подсыхание на трафаретной сетке. Диапазон рекомендуемых трафаретных сеток 29–34 нит./см.

Поставляемая в рулонах шириной 75 см фольга Metatran Foil (синяя, зелёная, красная, серебряная и золотая), как и флок, наносится на ткань по двухступенчатой технологии с предварительной печатью клеевого слоя (водного Eurotext Adhesive TF или пластизольного Sericol Metatran Adhesive ON421). Краски при работе с фольгой рекомендуются исключительно водные, ввиду неизбежного прилипания пластизольных к фольге при температурном воздействии. В состав серии кроющих красок Texlakcolor входят готовые к использованию краски и база для смешивания с пигментами
Texprint.

Сергей Вагин: Завершил мероприятие рассказ Сергея Вагина о бумагах для термопереноса от AgjoWiggins и спреях-клеях для печатных столов итальянской Siliconi Commerciale. Суть технологии трансферов — печать изображения на специальной бумаге и его перенос на ткань в термопрессе по технологиям горячего (бумага X90, плотность 90 г/м2) или холодного (T105, 105 г/м2) отрыва: бумага отрывается от ткани сразу после термического воздействия или после остывания материала. Особенность «горячей технологии» — более мягкая на ощупь поверхность. Для создания спецэффектов на оттиск пластизольной краски накладывается кусок специальной бумаги и также помещается в термопресс. Бумага TRQ 97 — для формирования глянцевой поверхности, Ultra Matt — матовой, Texture Wave — эффекта «мелкая волна», Texture Leather — «кожи». Рассказывая о разновидностях распыляемых компонентов, Вагин сделал акцент на фиксирующих клеях серии Takter для горячих печатных столов, а также растворах для вскрытия трафаретных рам (их очистки от засохшей краски).

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Самая трудная задача: ответить сразу на все вопросы клиента

    Мы помогаем очередному благотворительному проекту найти типографию для печати.

     

  • Когда один заказ превращается в три

    В прошлом номере (Publish № 7/8, стр. 64) мы помогали благотворительному проекту «Тёплые стихи» найти типографию. Речь шла о книге для детей, попавших в больницу. Оказалось, что организатор сама пишет и издаёт детские книги. И, помимо «Тёплых стихов», у неё есть ещё несколько книг, которые надо напечатать.

     

  • «Вашим заказом занимаются все!» А это значит, что «никто»…

    На просторах Instagram мне встретился благотворительный проект «Тёплые стихи». Его организаторы создали книгу для детей, попавших в больницу. Мы решили предложить свои услуги и помочь с выбором типографии по оптимальной цене. Считаем: книга в твёрдом переплёте, формат — 210x297 мм, 48 полос + обложка, обложка — 4+0 матовая ламинация, форзацы — офсет 140–160 г/м2, печать 1+0 (пантон, плашка), блок — 4+4, мелованная матовая, плотность по рекомендации типографии, чтобы сделать твёрдый переплёт. Тираж — 200, 500 и 1000 экз.

     

  • Надо ли объяснять заказчику различия?

    В этот раз у нас, казалось бы, не сложный запрос. Интересовала стоимость печати плаката: форматА2, 4+0, ВД-лак, бумага — 150 г/м2, мел. глянцевая, тираж — 100 и 500 экз.

     

  • Что в имени тебе моём?

    В этот раз считаем распространённый заказ — буклеты А4 формата в готовом формате, 6 полос. Запрос такой: Буклет 21x30 см в готовом виде, 63x30 см в развороте, 4+4, бумага — мелованная, 200 г/м2, 2 параллельных сгиба до формата 21x30 см. Тираж — 200 и 500 экз. Просьба указать сроки и способ печати.

     

  • Конкурентный офсет

    Ко мне обратился знакомый художник. Он хочет напечатать небольшой каталог своих работ. Параметров получилось много: 2 вида бумаги и 3 тиража. Клиент далёк от полиграфии и сразу определить точные данные ему сложно. Считаем: Каталог 21x21 см, 24 полосы, 4+4, бумага 2 варианта: все на 170 г/м2 и все на 200 г/м2, 2 скобы, тираж 100 экз., 200 экз. и 500 экз. Будут готовые макеты.

     


comments powered by Disqus