2008.06.23, Автор: Игорь Кистенёв4457 прочтений

"Водные пластизоли" Sericol

Теги: Последняя страница FSP

Печать по тканям - одно из приоритетных направлений трафаретной печати. Неудивительно, что мартовский семинар "АТ Десайн" посвятила именно этой теме.

Открыл мероприятие генеральный директор «АТ Десайн» Евгений Мостовой, обозначивший главную задачу мероприятия: представление недавно появившихся на рынке продуктов и технологий, опробованных специалистами фирмы в ходе собственных практических исследований.

Наталья Беляева: Технолог Наталья Беляева начала выступление с пока не очень популярной среди отечественных печатников темы — экологических проблем при использовании пластизольных красок. Возникшие было сомнения в её актуальности рассеялись быстро: причиной тому стало сообщение о замене ряда специальных пластизольных красок и всех добавок к ним на продукты, не содержащие пластификаторы-фталаты. Хотя бесфталатная серия Texopaque Advantage ON выпускается Fujifilm Sericol давно, входящие в неё специальные краски (флуоресцентные, фосфоресцентные, металлизированные, вспенивающиеся основы и др.), а также клеи для трансферов и различные добавки, до сих пор производились по старым рецептам. Как пояснила Беляева, причина решения — токсичность традиционных пластификаторов, способных вызывать раковые заболевания и аллергические реакции.

Выпуск полноценной серии без фталатов — ответ на требования европейского законодательства, в частности, запрещающего применение красок на основе фталатов при изготовлении детской одежды. «Никаких изменений в технологии и ценах на продукты не произошло, — продолжила она. — Пожалуй, единственная проблема — в замене белой вспенивающейся основы OP517 на бесфталатную ON517, которая стала более хрупкой. Впрочем, есть довольно простое решение: смешение обычной белой краски с новой прозрачной “вспенкой” ON417 (названия всех продуктов серии теперь начинаются с аббревиатуры ON)».

Более кардинальные изменения ждут будущих пользователей представленных на семинаре красок Fujifilm Sericol Texopaque Pioneer OK, которые, помимо фталатов, лишены последнего оплота традиционных пластизолей — наполнителя из ПВХ: специалисты уже метко окрестили их водными пластизолями. Сходство действительно велико, ибо, в отличие от традиционных пластизолей, краски могут подсыхать на трафаретной сетке. Причины отказа от ПВХ всё те же: выделение из красок при их производстве и утилизации канцерогенного винилхлорида и накапливающихся в организме человека диоксинов, которые вызывают онкологические заболевания, поражения эндокринной и иммунной систем.

Впрочем, отметила Беляева, давно известна другая альтернатива «вредным пластизолям» — трафаретные краски на водной основе, в отличие от пластизольных, сохраняющие мягкую структуру исходной ткани. В ассортименте Fujifilm Sericol, чьим эксклюзивным российским дистрибьютором является «АТ Десайн», это серия Texiscreen Aqua AJ (при растровой печати возможно использование трафаретных сеток до 100 нит./см) для работы по светлым материалам, а при использовании красочной базы AJ403 и по тёмным. Предоставляются рецепты для смешения оттенков Pantone.

Для декорирования синтетических материалов (или с содержанием полиэстера не менее 70%) подойдут водные сублимационные двухкомпонентные краски Subliscreen Aqua HQ (10 цветов, включая триадные). В основе технологии — термоперенос со специальной или офсетной бумаги. Сублимационная технология и краски обеспечивают высокую светостойкость и устойчивость изображений к стирке при 60 °С. При использовании красок следует учитывать расхождение в цвете изображений, создаваемых на бумаге и ткани. Причина — перенос на ткань «выпариваемого» из красочной базы сублимированного красителя. Несомненное достоинство — работа с трафаретными сетками 120–150 нит./см, создание детализированных растровых сюжетов.

Не менее интересная разновидность водных красок — вытравные Texcharge TC (22 цвета, в т. ч. кроющий белый, триадные и флуоресцентные) для прямой печати по тёмным и цветным тканям. Интерес к ним, по мнению Беляевой, будет расти, благодаря возможности печати в режиме «сырое по сырому» (для создания растровых сюжетов рекомендованы сетки 90–100 нит./см), сохранению эластичности ткани, насыщенным цветам, стабильности поведения на трафаретной сетке.

Особенность технологии — использование в качестве подложки натурального цвета ткани, что делает проверку возможности травления её красителя обязательной процедурой. Не менее важно точно соблюдать режим завершающей сушки (2-3 минуты при 160°С), что подразумевает наличие длинной туннельной печи. Наглядным подтверждением послужили обработанные в короткой сушке образцы (время просушки 1 мин 15 с). Не всеми приветствуемое, но обязательное условие правильного использования декорированной вытравными красками одежды — стирка перед первой ноской, с целью вымыть из ткани активатор, содержащий формальдегид.

Для компенсации традиционно называемого (при сравнении с пластизольными) недостатка водных красок — ограниченных возможностей в части создания спецэффектов — менеджеры «АТ Десайн» сообщили о соглашении с испанской Eurotext и продемонстрировали первые результаты работы с её специальными водными красками. В числе представленных — эффекты создания объёма, имитация поверхности персиковой кожуры, металлизированные и перламутровые цвета, кроющие краски, технологии флокирования и нанесения фольги.

Качество спецэффекта во многом зависит от соответствия условиям сушки — 3 минуты при 140°С для создания объёмного элемента и 150-160°С для «персика». В обоих случаях используются вспенивающие базы Eurotext (Tex-Up и Texpeach соответственно), допускается работа с трафаретными сетками 32–43 нит./см.

Важность следования технологическим инструкциям поставщика была показана на примере работы с флоками: эксперимент технологов «АТ Десайн» с более мелкой сеткой (ограничение установлено на уровне 34 нит./см) при нанесении клея привёл к отслоению от ткани «волосяного покрова» после первой стирки. Причина — наличие в клее Adhesive TF термопластичных гранул невысокой дисперсности, отвечающих за устойчивость флокирующего покрытия, но, увы, «отфильтрованных» мелкой сеткой в процессе печати.

Как рассказала Беляева, материал для флокирования Lamflock поставляется в бумажных рулонах шириной 61 см (высота ворса 0,5 мм) либо на более дорогих листах лавсановой плёнки (ворс 1 мм). Флок переносится с базового носителя на запечатываемый материал термическим способом при 160-180°С. Говоря об особенностях работы с металлизированными и перламутровыми красками на водной основе Texbrill (золото, перламутр, серебро) и Texpur (бронза и медь), технологи «АТ Десайн» отметили ряд сложностей, в т. ч. зависимость от климата в производственном помещении и подсыхание на трафаретной сетке. Диапазон рекомендуемых трафаретных сеток 29–34 нит./см.

Поставляемая в рулонах шириной 75 см фольга Metatran Foil (синяя, зелёная, красная, серебряная и золотая), как и флок, наносится на ткань по двухступенчатой технологии с предварительной печатью клеевого слоя (водного Eurotext Adhesive TF или пластизольного Sericol Metatran Adhesive ON421). Краски при работе с фольгой рекомендуются исключительно водные, ввиду неизбежного прилипания пластизольных к фольге при температурном воздействии. В состав серии кроющих красок Texlakcolor входят готовые к использованию краски и база для смешивания с пигментами
Texprint.

Сергей Вагин: Завершил мероприятие рассказ Сергея Вагина о бумагах для термопереноса от AgjoWiggins и спреях-клеях для печатных столов итальянской Siliconi Commerciale. Суть технологии трансферов — печать изображения на специальной бумаге и его перенос на ткань в термопрессе по технологиям горячего (бумага X90, плотность 90 г/м2) или холодного (T105, 105 г/м2) отрыва: бумага отрывается от ткани сразу после термического воздействия или после остывания материала. Особенность «горячей технологии» — более мягкая на ощупь поверхность. Для создания спецэффектов на оттиск пластизольной краски накладывается кусок специальной бумаги и также помещается в термопресс. Бумага TRQ 97 — для формирования глянцевой поверхности, Ultra Matt — матовой, Texture Wave — эффекта «мелкая волна», Texture Leather — «кожи». Рассказывая о разновидностях распыляемых компонентов, Вагин сделал акцент на фиксирующих клеях серии Takter для горячих печатных столов, а также растворах для вскрытия трафаретных рам (их очистки от засохшей краски).

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • На память о главном: готовимся к Новому году

    Перед самым главным праздником — Новым годом — мы решили ещё раз повторить запрос на открытки (Publish № 12, 2016, http://www.publish.ru/articles/201612_20013659), но решили сделать это на месяц раньше. Разве типографии не мечтают о заказчиках, которые делают всё загодя? Итак, наш запрос: открытка евроформата со сгибом, 20×20 см в развороте, 20×10 см в готовом виде, 1 биг, печать — 4+4, бумага — мелованная матовая 300 г/м2, тиражи — 300 и 500 экз.

     

  • Готовы ли типографии к календарному сезону 2018?

    Повторяем запрос годичной давности: календарь квартальный с 3 пружинами. Шапка — 297×210 мм, блоки — 297×200 мм, печать — 4+0, бумага — меловка 300 г/м2 или картон. Календарные блоки — стандартные, на мелованной бумаге «Европа МИНИ белый 3-сп», пружина — серебро. Тираж — 200 экз. и 500 экз. Просим указать сроки и способ печати. Запрос полностью аналогичен тому, что мы считали в ноябре 2016 г. (https://www.publish.ru/articles/201611_20013643).

     

  • Корпоративные папки: дорогое удовольствие
     

    В последнее время много пишут о важности корпоративного стиля. Мы уже публиковали список обязательных пунктов менеджера по продажам на встречах с заказчиком (Ирина Паялина «Точки контакта. Встречи с клиентами». Часть 8. Publish № 3, 2017 http://www.publish.ru/articles/201703_20013687). Помимо визитных карточек, блокнота и ручки, у менеджера должна быть с собой фирменная папка с документами. Её изготовление мы и решили посчитать. Делаем запрос «Печать папок А4» в поисковых системах Google и «Яндекс». Рассылка запросов проводилась в июле 2017 г. Считаем самый типичный вариант: папка А4 цельнокроенная с 2-мя клапанами (нижним и боковым), печать 4+0, картон — 300 г/м2 двухстороннего мелования, тираж — 100 и 500 экз. Штамп — стандартный, типографии. Просим указать сроки и способ печати.

     

  • Сборные тиражи, или Свобода выбора
     

    Ко мне поступил запрос на печать 9000 евробуклетов. Клиенту всё понятно, кроме плотности бумаги. С одной стороны, хочется подешевле, тогда надо выбирать 115 г/м2. С другой, чтобы приятно было держать в руке, а это уже ближе к 200 г/м2. Решили остановиться на среднем варианте — 150 г/м2Запрашиваем «Печать буклетов» в поисковых системах Google и Яндекс. Считаем: Буклеты А4 с 2-мя параллельными сгибами, 4+4, 150 г/м2, мелованная глянцевая, 5000 и 10 000 экз. Есть готовый макет. Просим указать сроки.

     

  • Маленький прямоугольный кусочек плотной бумаги
     

    Неожиданно перед майскими праздниками мне понадобились визитки. Выручила знакомая. 50 односторонних цветных визиток на обычной белой бумаге обошлись в 350 руб. Решили посмотреть, дорого это или нет, и заодно сравнить, а как это было в сентябре 2015 г. (Publish № 9, 2015, https://www.publish.ru/articles/201509_20013463).

    Запрашиваем «Цифровая типография визитки» в поисковых системах Google и Яндекс. Считаем: Визитные карточки 4+0, бумага матовая 300 г/м2, тиражи 100 и 300 шт. Есть макет. Просим указать сроки.

     

  • Прогресс в печати флаеров
     

    На этот раз мы решили повторить запрос прошлого года (https://www.publish.ru/articles/201605_20013586) и посмотреть, что изменилось. Сравниваем цены и сроки на флаеры в марте 2016 г. с апрелем 2017 г.

    Запрашиваем «Печать флаеров» в поисковых системах Google и Яндекс. Считаем: Флаеры 10×21 см (1/3 листа А4), 4+4, 130 г/м2 мелованная глянцевая, 5000 и 10 000 экз. Есть готовый макет. Просьба указать сроки изготовления и способ печати.

     


comments powered by Disqus