2008.04.24, Автор: Андрей Лыгун5993 прочтений

Офисная типография

Теги: Справочник покупателя Справочники покупателя Publish

С технологией трафаретной печати хорошо знаком каждый, кто делал стенгазеты в докомпьютерную эпоху: листы из прозрачной плёнки с прорезанными контурами букв были хорошим средством для рисования заголовков. В современном мире самые распространённые предста

 

 Ricoh DX4640PD  Ricoh HQ9000
 Rex-Rotary DX4542  RISO CZ100
 RISO EZ570  Duplo DP-21

Тысяча небольших листовок для распространения по почтовым ящикам, сотня руководств для малосерийного оборудования, корпоративная документация, ежедневные прайс-листы для компьютерного магазина, учебная литература для вузовского потока из пары сотен студентов — все эти задачи недостаточно серьёзны для офсета. Можно воспользоваться офисным принтером — даже аппарат начального уровня выдаст тысячу отпечатков менее чем за час. Но затраты на тонер и качественную бумагу станут ощутимой нагрузкой для бюджета.

C такими задачами справятся устройства, которые называют по-разному: дупликаторы, ризографы и даже копи-принтеры. Их назначение — печать небольших (от десятков до тысяч экземпляров) тиражей продукции, требования к качеству которой находятся на третьем месте — после цены и оперативности.

Рыночная жизнь

Сейчас на нашем рынке доступны дупликаторы трёх производителей: Duplo, Ricoh и RISO. Устройства, выпущенные Ricoh, также поставляет концерн NRG, использующий три бренда: Nashuatec, Rex-Rotary и Gestetner. Числовые индексы аппаратов, продаваемых под этими марками, идентичны, как и их технические характеристики (а вот цены, условия поставки и обслуживания могут отличаться), поэтому при ссылке на дупликаторы Nashuatec, Rex-Rotary и Gestetner мы будем использовать общее название NRG.

По понятным причинам RISO предпочитает использовать название «ризограф», а остальные производители называют свою продукцию дупликаторами (реже — копи-принтерами). А что же покупатели? Третий год подряд мы спрашиваем у «Яндекса», какое название популярнее у пользователей Интернета. Всё это время «ризограф» опережает своего конкурента по популярности: сейчас в русском Интернете можно найти около 440 тыс. страниц со словом «ризограф» и около 200 тыс. со словом «дупликатор», хотя с каждым годом отрыв снижается. Среди посетителей разница в популярности заметнее: пользователи спрашивают «Яндекс» о ризографе около 6800 раз в месяц, а о дупликаторе — около 1500.

Независимых исследований по объёму рынка никто не проводит, но предположение о том, что с большим отрывом лидирует RISO (более половины рынка), за которой следуют Ricoh/NRG и Duplo, не вызвало возражений у поставщиков. А по данным Offitec, в сегменте аппаратов А3 продажи Duplo не уступают лидеру — сказывается общая политика на продвижение устройств в сектор коммерческой печати.

Конструкция

Внешне дупликатор мало отличается от обычного копировального аппарата. Размер и форма практически такие же: сверху — протяжной или планшетный сканер (иногда с устройством автоподачи оригиналов), рядом панель управления, на которой расположена привычная кнопка «Пуск». Самое заметное внешнее отличие от копира — лоток подачи бумаги не снизу, а сбоку. Работа с ним также напоминает копирование: кладём на стекло сканера оригинал, выбираем количество копий и нажимаем «Пуск». Через несколько десятков секунд в солидный приёмный лоток вместимостью несколько сотен листов начинают падать готовые копии со скоростью более 100 стр./мин — в разы быстрее, чем у офисных копиров.

А что же внутри? Дупликатор начинает печать с формирования изображения. Его источником может служить не только встроенный сканер (есть во всех моделях), но и компьютер, подключённый через специальный интерфейс (в некоторых моделях его нужно приобретать отдельно). Подготовленное изображение поступает на термоголовку, которая прожигает множество (до нескольких сотен на каждом 1 мм2) небольших отверстий. Лист подготовленной плёнки (трафарет, мастер-форма) фиксируется на внешней поверхности красочного барабана из полимерной сетки. Внутрь подаются чернила на водной основе. Барабан вращается со скоростью 1–3 об./с, и с каждым оборотом по его поверхности «прокатывается» по одному бумажному листу. Чернила распределяются по поверхности барабана и попадают на бумагу там, где в мастер-плёнке прожжены отверстия. На выходе — готовый отпечаток. Перед печатью следующего тиража мастер-форма автоматически удаляется с барабана и помещается в бункер для отработанной плёнки, а процесс начинается сначала. В большинстве аппаратов (кроме моделей начального уровня) есть функция безопасной печати — плёнка удаляется сразу после окончания печати тиража.

Работать с дупликатором очень просто — с этим справится любой, знающий офисные копировальные аппараты. Нужно положить на стекло сканера бумажный оригинал, выбрать количество копий и нажать зелёную кнопку. При подключении к компьютеру дупликатор работает как обычный принтер, а печать возможна из любой программы.

Новости рынка

Дупликаторы — устройства, конструкция которых совершенствовалась много лет. Предложить что-то принципиально новое здесь сложно, поэтому разработчики в основном отлаживают пользовательский и компьютерный интерфейсы, улучшают расходные материалы, шлифуют мелочи.

К моменту выхода этого номера значительное обновление модельного ряда произведёт RISO. В её ассортименте появился настольный дупликатор CZ180, аналог которого (CR1610) в своё время был самой популярной моделью бюджетного класса. Вместо четырёх моделей RZ появилось такое же количество в серии EZ: по две формата А4 и А3. Новинки используют программно-аппаратную систему RISO I Quality System, которая анализирует температуру в офисе, влажность и другие условия печати, добиваясь минимального расхода краски при сохранении высокого качества. Примечательная особенность всех дупликаторов серии EZ — сканер формата А3 (даже у аппаратов А4). А один из новых аппаратов EZ570 распечатывает изображения напрямую с флэш-карты.

Две старших модели своей линейки заменила Duplo: DP-S550 и DP-S850 вместо DP-430e и DP-460e, соответственно. Модернизация не очень существенна: верхний предел скорости увеличен со 130 до 150 стр., немного ускорен выход на печать. Но производитель обещает значительное улучшение качества, благодаря модернизации термоголовки, а также усовершенствованию мастер-плёнки и краски.

Модуль переворота листа в дупликаторах Richo/NRG DX4640PDНебольшое количество новинок Ricoh компенсировала новизной: только DX4640PD выдаёт двусторонние отпечатки в автоматическом режиме. Напомним, что двусторонняя печать до сих пор была реализована одним из двух способов: мы печатаем вначале первую, а после переворота листа — вторую сторону, на одном печатном механизме (лазерные принтеры и листовые цифровые печатные машины) либо на двух последовательно установленных (рулонные цифровые печатные машины, офсетные машины и т. д.). Ricoh вспомнила, что на барабане дупликатора формата А3 можно одновременно разместить два листа А4. Одна половина барабана печатает «лицо», а другая — «оборот». После чего отпечаток с первой половины (запечатанной лицевой стороной) переворачивается и подаётся на вторую, а на его место помещается чистый лист. Красивое техническое решение, хотя двусторонняя печать возможна только на формате А4. Дополнительное преимуществo: за один оборот барабана дупликатор печатает два изображения, скорость вырастает до 240 изображений в минуту (по два на одном листе).

Основные параметры

Формат печати — основной критерий деления дупликаторов на группы. Производители выделяют три формата: между привычными А4 и А3 находится промежуточный B4. Интересно, что максимальный формат бумаги так высоко не котируется. Например, все дупликаторы RISO новой серии EZ (форматов А3 и А4) печатают на бумаге А3. Аналогично, все дупликаторы Ricoh и NRG форматов А4 и B4 печатают на бумаге 275×395 мм. Важнее максимальный размер запечатываемой области — у большинства аппаратов он значительно меньше, чем номинальный формат (исключения — Ricoh Priport JP735 и NRG CP 6123a, которые при номинале А4 запечатывают область 210×355 мм). Если планируется выпуск продукции А4, запечатанной «в край», нужен аппарат формата B4 или А3. Таковые полезны и для малоформатной продукции — на одном листе можно расположить несколько изображений, а потом разрезать. Как увидим в дальнейшем, это повышает производительность печати и даже снижает её себестоимость.

Второй основной критерий классификации — качество печати. Формальный параметр — разрешение, которое определяется двумя факторами: разрешением термоголовки и шагом перемещения мастер-плёнки при изготовлении формы. Начальный уровень представлен аппаратами с разрешением 300 или 300×400 dpi (40% из представленных на рынке и подавляющее большинство продаваемых). У некоторых аппаратов RISO (EZ370, EZ570 и MZ770) разрешение обозначено как D600. В них применяется термоголовка со сдвоенными элементами, которая обеспечивает плотность перфорации мастера 600dpi, при точности позиционирования сдвоенного термоэлемента 300×600dpi. Макс. разрешение 600 dpi встречается в достаточно дорогих (свыше 10000 долл.) моделях, в ассортименте каждого производителя их всего одна-две. Есть и аппараты с промежуточным значением 300×600 или 400 dpi. Но было бы неправильно оценивать качество печати только на основании разрешения. Не меньшее значение имеют свойства расходных материалов — плёнки и краски. Примером могут служить новые аппараты Duplo серии DP-S с таким же разрешением, как у предшественников, но улучшенным качеством печати.

Номинальная скорость печати мало зависит от класса аппарата. Только несколько аппаратов самого начального уровня не дотягивают до 100 отт./мин. Макс. скорость у подавляющего большинства моделей 120–130 отт./мин. Как и в предыдущие годы, рекордсмен RISO 970–180 отт./мин.

Интересное отличие дупликаторов от принтеров и копировальных аппаратов — независимость скорости от размера отпечатка: за один оборот барабана всегда получается один отпечаток. Во всех аппаратах скорость варьируется — снижается в 1,5–2 раза по отношению к максимальной. При этом через сетку красочного барабана и мастер-форму на бумагу успевает попасть больше чернил, а оптическая плотность изображения повышается. Ещё одно следствие замедленной скорости — у отпечатка больше времени на то, чтобы подсохнуть в приёмном лотке перед падением на него следующей копии, а это полезно для предотвращения отмарывания. Некоторые модели для этого имеют функцию печати с холостыми оборотами — красочный барабан делает 1–9 холостых оборотов без подачи бумаги.

Как обычно, реальная производительность аппарата ниже, чем скорость печати. У дупликаторов на неё влияет время выхода первой копии — тем больше, чем короче тиражи. Основная часть времени уходит на изготовление мастер-формы: у дупликаторов начального уровня — до 45 с (у других — от 12 до 30 с), за это время можно выполнить небольшой заказ. После долгого простоя (10–20 ч) может потребоваться «раскатка» краски: плотность изображения на первых оттисках (до 10-ти) понижена (операторы с опытом подкладывают в лоток подачи бумаги несколько листов-черновиков).

Gestetner CP-6346с опциональным устройством подачи бумаги на3000листовНебольшие задержки в печати могут происходить из-за недостаточной ёмкости подающих и приёмных лотков. У большинства аппаратов она не превышает 1000 листов (а у некоторых даже 500), так что загрузку бумаги нужно выполнять каждые 5–10 минут работы. Если это кажется проблемой, можно выбрать аппарат с увеличенными лотками (например, Duplo DP-460H вмещает до 3000 листов как в подающем, так и в приёмном лотке) или приобрести опциональное устройство подачи бумаги повышенной ёмкости.

Для большинства владельцев дупликаторов печать на бумаге с высокой плотностью — не мечта. Дорогие и плотные сорта бумаги плохо укладываются в концепцию дупликаторов, чья стихия — бюджетные сегменты рынка или некоммерческая печать. Пожалуй, предпочтительнее работа с тонкой бумагой — и тут дупликаторы предоставляют хорошие возможности: обычной является плотность 40–50 г/м2, а некоторые модели Duplo, Ricoh и NRG печатают на бумаге плотностью всего 35 г/м2. Впрочем, и потенциальные запросы пользователей на печать по плотной бумаге не остаются без внимания: практически для всех моделей RISO доступна опциональная система подачи бумаги плотностью до 400 г/м2.

При переходе с тонкой бумаги на толстую требуется несложная настройка: в аппаратах начального и среднего уровня это выполняется с помощью механических регуляторов, старшие модели (Ricoh HQ7000/9000, NRG CP6334/6346, RISO MZ770/777 и др.) настраиваются самостоятельно — по команде с панели управления или компьютера. Отметим одно ограничение по выбору бумаге: дупликаторы не печатают на мелованных и глянцевых сортах — краска в них не впитывается. К счастью, это не противоречит идее экономии: бумага без покрытия дешевле.

Расходные материалы

В дупликаторах применяются два вида (не считая бумаги) — мастер-плёнка и краска.

Мастер-плёнка похожа на кальку и поставляется в рулонах длиной несколько десятков метров. В ней минимум два слоя — влагонепроницаемый (в нём прожигаются отверстия для краски) и пористый (для равномерного её поступления). В дупликаторах, печатающих с разрешением 600 dpi, используется усовершенствованная плёнка. Третий слой из микропористого материала равномерно распределяет краску по поверхности формы. У Duplo такая плёнка называется HDi, у Ricoh и NRG — HQ, у Riso — HD.

Затраты на неё зависят от двух параметров: расходы плёнки на изготовление формы и её ресурс. Гарантированный ресурс мастер-формы 2–4 тыс. отт. По мере печати её размер изменяется, появляются небольшие разрывы, качество печати падает. Но тираж, который может быть напечатан с мастер-формы, значительно выше — до 10 тыс. отт. в зависимости от множества условий. Например, на него влияет печатаемое изображение: чем меньше его плотность (т. е. чем меньше отверстий в форме), тем больше ресурс формы. Кроме того, на простых изображениях менее заметны дефекты, возникающие из-за износа формы.

Расход плёнки на одну мастер-форму не зависит от формата отпечатка — он определяется только размерами барабана. Поэтому печатать изображение 10╢15 см невыгодно, лучше разместить несколько таких на одном листе, а после печати тиража разрезать. Владельцы аппаратов формата А3 сэкономят, приобретя барабан А4 — специально для печати небольших изображений. Впрочем, при стоимости барабана 1000–1500 долл. придётся вывести очень много (несколько тысяч) тиражей, чтобы окупить приобретение.

Картридж скраской закрепляется набарабане В дупликаторах используются краски на основе водорастворимых красителей. Отпечатки неустойчивы к воздействию воды, зато совершенно безвредны, и аппараты можно использовать в любом помещении — даже в рабочем кабинете и школьной аудитории. Ёмкость картриджа с краской 500–1000 мл (в зависимости от модели). Его ресурс (в оттисках) предсказать нелегко — он зависит не только от степени заполнения изображения. Некоторое количество краски будет израсходовано ещё до начала печати — для пропитки пористого слоя плёнки. На этом этапе потребуется 3–5 г краски, в зависимости от формата трафарета (а он зависит только от размера барабана, а не от формата отпечатка). Этого количества хватит на сотню-другую отпечатков с текстом. Расход зависит и от скорости печати (чем выше, тем меньше на каждый оттиск) и температуры (чем выше, тем меньше вязкость красок и больше расход). Для экономии краски при запуске тиража можно использовать те же методы, что и для экономии плёнки: объединить несколько небольших изображений в одно или использовать барабан меньшего формата.

Экономика печати

Затраты на тираж складываются из двух компонентов. Постоянные затраты на подготовку тиража, не зависящие от его размера: на изготовление мастер-формы и пропитку краской, причём эти затраты не зависят ни от формата отпечатка, ни от его содержания. Переменные затраты (краска для формирования изображения) существенно зависят от плотности заполнения изображения. Общие затраты на тираж в 1 экз. составят 6–7 руб. (здесь и далее не учитывается стоимость бумаги), тираж в 10 экз. обеспечит уже вполне приемлемые 30–50 коп./отт., а при тираже 100 и более цена отпечатка снижается до нескольких копеек.

Цветная печать

Единственный нарынке двухцветный дупликатор RISO MZ770Дупликатор по природе своей — машина однокрасочная. Самые очевидные цвета его отпечатка — чёрный на белом фоне. Такая схема лучше всего подходит для информационно-учебных материалов. Но при изготовлении рекламной продукции она слишком обычна. Самый простой способ оживить отпечатки — печатать чёрным по цветной бумаге. Но можно использовать и цветную краску: все производители предлагают 10–20 цветов (есть и возможность заказать собственный цвет). Кроме красок, для многоцветной печати требуются красочные барабаны — по числу дополнительных цветов. К потребителю они попадают чистыми, и первый раз можно использовать краску любого цвета, но сменить его тяжело: для этого потребуется промыть барабан в сервис-центре (не меньше 100 долл.). Альтернатива — постепенное вытеснение старой краски новой в процессе печати, но для этого надо напечатать 10–20 тыс. отт. Так что от количества дополнительных барабанов зависит возможность цветной печати, а выбор дополнительных цветов нужно хорошо обдумать.

Теоретически, можно печатать в 4 прохода, устанавливая в аппарат краски, близкие по цвету к полиграфическому CMYK. Так мы могли бы получать полноцветные изображения с низкой себестоимостью… Но от идеи быстро отказались: геометрия мастер-формы быстро меняется, да и точность фрикционной подачи бумаги оставляет желать лучшего. Поэтому реальная «многокрасочность» дупликаторов ограничивается двумя красками.

TC-IIR: вид внутри(один избарабанов снят)Если объёмы двухцветной печати будут велики, есть смысл подумать об автоматизации процесса. RISO MZ770 — единственный на рынке двухкрасочный дупликатор. Внутри два красочных барабана, механизм изготовления и подачи мастер-формы один, перемещается от одного красочного барабана к другому. Другую концепцию двухцветной печати предлагают Ricoh и NRG — у «почти дупликатора» TC-IIR есть полноценная система подачи/проводки/приёма бумаги со скоростью 60–120 стр./мин, но нет устройства для изготовления мастер-форм и установки их на барабан. Готовить два красочных барабана к печати нужно на другом дупликаторе.

Опционально необходимые вещи

Для нормального функционирования печатного салона с дупликатором потребуется приобрести не только печатающее устройство. Начнём с компонентов, которые предлагают производители дупликаторов.

Если ваш аппарат оснащён планшетным сканером, придётся сделать выбор между обычной крышкой для него и устройством автоматической подачи документов.

Важный элемент — компьютерный интерфейс, позволяющий не только копировать документы, но и печатать их с компьютера — качество таких отпечатков значительно выше, чем при копировании. В стандартной комплектации им оснащены менее половины представленных моделей, для остальных его придётся купить. Нужно обращать внимание на два параметра: как интерфейс подключается к компьютеру (USB или Ethernet) и поддерживает ли язык описания страниц Adobe PostScript. На наш взгляд, в большинстве случаев можно сделать выбор в пользу экономии денег — для работы дупликатора ни Ethernet, ни PostScript преимуществ не дают.

Мы уже упоминали опциональные устройства подачи бумаги повышенной ёмкости, полезные при высокой (близкой к 100%) загрузке дупликатора. Весьма желательны устройства послепечатной обработки — без них невозможно изготовить ничего, кроме листовой продукции стандартных (А3 или А4) форматов. Во-первых, потребуется резак — для резки отпечатков на части или обрезания полей. Во-вторых, весьма полезен автоматический сталкиватель: приёмные лотки дупликатора выравнивают стопы не слишком точно, и без него это придётся делать вручную. Фальцовщик позволит изготавливать буклеты (свёрнутые пополам или в 2–3 сгиба листовки). А если смотреть на рынок брошюр — потребуется листоподборщик, брошюровщик… Подробнее об этом в справочнике покупателя «Как сделать брошюру» (Publish № 5, 2007).

Спрос меняется

Все поставщики сошлись во мнении, что спрос постепенно смещается в сторону более дорогих и производительных устройств. Юрий Аксёнов («Аклайн») считает, что это происходит в немалой степени благодаря увеличению финансирования бюджетных организаций. Галина Зикеева (RISO) также отмечает увеличение популярности аппаратов формата А3: «Постепенно мы приблизимся к общеевропейским цифрам: 78% — А3, 22% — А4».

Цифровые дупликаторы


Потери и приобретения трафаретной печати

Система подачи/приёма материала рулонного дупликатора выглядит внушительнее печатающего модуля Многие эксперты считают, что со временем струйная печать значительно потеснит или даже вытеснит другие технологии. Струйные принтеры в разнообразных вариантах печатают фото безупречного качества; отпечатки для наружной рекламы, выдерживающие любые погодные условия; изображения на пластике, металле, стекле; транзакционные документы на рулонной бумаге со скоростью сотни отпечатков в минуту. Дошла очередь и до дупликаторов. Уже появились струйные принтеры, печатающие на обычной бумаге несколько десятков полноцветных оттисков в минуту. Мы уже публиковали обзоры этих устройств: RISO HC5500 (№ 3, 2007) и HP CM8060 (№ 9, 2007). Но пока они уступают дупликаторам по стоимости оттиска, а для многих пользователей это важнее, чем наличие цвета или качество.

Струйная печать наступает на трафаретную, а та находит новые ниши. Недавно на нашем рынке появился новый класс оборудования, который поставщики называют «рулонными дупликаторами». Представьте, что ризограф (мы используем термин, поскольку основой являются устройства RISO) оснастили рулонной подачей. Вместо привычной краски залили УФ-отверждаемую, а на выходе установили УФ-лампу для сушки. Именно так выглядят «рулонные дупликаторы», которые производит (точнее, переделывает) немецкая ADPrintTechnologies. Возможности — одно- или двухкрасочная печать практически на любых рулонных материалах: от бумаги и салфеток до металлической фольги и тканевых ремней. Дополнительно подключаемое оборудование позволяет изготавливать даже скотч с фирменным логотипом или рулоны с выборочным тиснением фольгой. Разрешение печати невелико по нынешним меркам (300 или 600 dpi), но достаточно для многих применений. Особенно если учесть, что печатать можно даже на упаковке для пищевых продуктов.

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:

comments powered by Disqus