2008.02.27, Автор: Джек Кенни4754 прочтений

Эволюция флексографских пластин *

Теги: Флексографская печать Флексографская FSP

Цифровая обработка формных пластин изменила облик флексографии. Традиционные системы пока в строю, но "цифра" продолжает отвоёвывать рынок- новое оборудование неизбежно привлекает внимание.

Разработав много лет назад фотополимерные пластины, DuPont навсегда изменила флексографскую печать. Компания продолжает задавать тон: новым словом во флексографии стала система термальной обработки печатных форм Fast. «Компанию» этому сухому виду финишинговой обработки форм до сих пор составляли цифровые лазерные устройства их абляционного гравирования от Esko и Creo (теперь вошедшая в состав Kodak).

Как прогрессирует технология на пути завоевания флексографского рынка? Безусловно, традиционные методы обработки остались, но с наступлением цифровых систем грядут определённые перемены.

«Печатникам приходится выжимать максимум из имеющегося оборудования, — говорит Мишель Гарза, генеральный директор RBCOR (поставки пластин). — При переходе на цифровые системы затраты на заказчика перекинуть не удаётся — они ложатся на плечи компании. Производства и не стремятся переходить на “цифру”: часть считает, что большой разницы в качестве нет, а некоторым и не нужно выводить его на более высокий уровень (а соответственно, и цифровые системы)».

Ни один аспект цифровых технологий не ушёл от критики консервативных специалистов: пластины липкие, служат меньше, нестабильны в печати. Успешно с ними работающие утверждают обратное: качество стабильно, тиражестойкость не меньше, чем у обычных, более чёткая структура растровых элементов повышает качество печати.

Сегодня фотополимерные флексоформы производятся 6-ю способами:

  • аналоговая обработка, водное вымывание: традиционные вывод плёнок и экспонирование форм, вымывание водой;
  • аналоговая обработка, сольвентное вымывание: традиционные вывод плёнок и экспонирование, вымывание растворителем;
  • лазерная абляция, водное вымывание: изображение в электронном виде передаётся на лазерное устройство, гравирующее покрытую алюминиевой маской пластину; затем УФ-экспонирование и вымывание водой;
  • лазерная абляция, сольвентное вымывание: изображение в электронном виде передаётся на лазерное устройство, обрабатывающее покрытую углеродной маской пластину; затем УФ-экспонирование и промывание растворителем;
  • лазерная абляция, термальная обработка: лазерная обработка маскированной пластины; после УФ-экспонирования окончательная сухая термообработка;
  • цифровое лазерное гравирование: лазерное устройство создаёт на пластине или гильзе готовое изображение, дополнительной обработки не требуется 1.

Trinity Graphic USA обеспечивает печатными формами производства различного профиля. По словам президента Марка Бернарда, для вывода форм используются практически все доступные на рынке системы: «Всё зависит от пожеланий заказчика. Для производств, выпускающих продукцию высшего класса, мы рекомендуем цифровые технологии, позволяющие формировать небольшие растровые точки. Для незаинтересованных в цифре (есть и такие), выводим формы на аналоговом оборудовании. Почему не интересуются цифровыми возможностями? Вероятно, опасаются неизвестного — они настроены на привычный процесс». Бернард добавляет, что цены на аналоговые и цифровые формы почти одинаковы. Из-за необходимых для аналоговых форм плёнок их стоимость даже чуть выше.

Цифровым способом фирма выводит 55% форм: «Если можно убедить клиента, что его работы лучше печатать “цифрой”, я пытаюсь это сделать. Когда цифровые экспонирующие устройства только появились, к аналоговому комплекту форм мы предлагали бесплатный цифровой для тестирования. Часть заказчиков выбрала второй вариант, часть — прежний».

Бернард считает, что водовымывные пластины лучше подходят не для многокрасочных, а для векторных работ. С ним не согласен Джо Туккитто, менеджер по обучению и технологиям Anderson & Vreeland: «Мы выпускаем собственные водовымывные системы и добились реальных успехов в совершенствовании технологии. За последние годы устройства фильтрования полимеров серьёзно поменялись. Наш модуль Whirl-Away транспортирует отработанные полимеры в ёмкость, откуда их легко извлечь. Минимальное время сушки при вымывании растворителями — 2 часа, при водной обработке — 5-6 минут. Нам удалось решить проблемы, вызывавшие нарекания в прошлом, и мы активно продвигаем технологию». Основное преимущество водных систем — отсутствие растворителей, но сольвентное оборудование популярно и хорошо известно. Многие перешедшие на цифровое экспонирование, тем не менее, оставляют и аналоговые системы, верой и правдой служившие много лет. Выбор зависит от клиента и специфики заказа.

Обработка с маскирующим слоем

Устройство лазерного экспонирования Anderson & Vreeland для водных CTP-пластин Абляция — результат воздействия лазера на покрывающую пластину углеродную маску. В системах Esko, Kodak, Anderson & Vreeland и др. после абляции фотополимер удаляется в аналоговой водовымывной системе или термальным способом.

«Лазер цифрового устройства только “выжигает” углеродный масочный слой пластины; экспонирование и финишинг остаются прежними, — рассказывает менеджер по решениям и инновациям Esko Тайлер Харрелл. — Сейчас мы заканчиваем работу над технологией экспонирования в линию для крупноформатных CtFP. С небольшими машинами она пока непрактична — уместить в них экспонирующий блок сложно и дорого, а вот на крупных форматах удорожание значительно меньше. Решая проблемы с длительностью основного экспонирования, цифровая обработка не снимает необходимости в отдельном устройстве. Безусловно, скорость высока: производительные CtFP выдают печатную форму за 12–16 минут — ставилась задача ускорить эту часть процесса. Вы скажете, плёнка экспонируется быстрее? Да, но ведь это компенсируется другими преимуществами. Благодаря системе цифровой обработки DuPont Fast, отрастрированный в RIP файл превращается в печатную форму в течение 50 минут».

«В Европе цифровое экспонирование приживается быстрее, чем в Северной Америке, — говорит Вик Стэлэм, генеральный директор и вице-президент направления упаковки и термальных систем Kodak Graphic Communications Group. — Впрочем, США навёрстывают упущенное. Одна из проблем цифровых технологий — значительные инвестиции, требующие хорошей окупаемости. Мы должны постепенно отходить от традиционных методик, смещаясь в сторону “цифры”, одновременно снижая трудовые и материальные затраты, неуклонно ускоряя эту тенденцию».

Борьба за точку

До сих пор индустрия не пришла к однозначному мнению относительно структуры растровых элементов и качества аналоговых пластин по сравнению с цифровыми. Большинство печатников уверено: «Стабильность зависит не от цифровых форм, а от техпроцесса в целом». Высказывается мнение, что цифровые формы быстрее изнашиваются, особенно в области высоких светов, а на концах градиентных заливок точки сливаются. Другие, наоборот, считают, что тиражестойкость цифровых пластин выше, приладка с ними быстрее, а вывод форм проще — нет проблем с «неконтактом».

Стэлэм упоминает ещё одно отличие: «Проходя через плёнку, экспонирующий аналоговую пластину световой луч отклоняется — с отражённым светом чёткой точки не получить. С лазером нет проблемы рефракции, свет не рассеивается, поэтому растровые элементы чётче. Технологии нет смысла сравнивать — они слишком разные».

«Сначала мы сделали акцент на качестве цифрового вывода и получили положительные отзывы по улучшению точек в высоких светах и растискивания, — вспоминает Хэррэлл. — Все клиенты довольны стабильностью результатов. Ранее требовавший опытных операторов процесс теперь обеспечивает стабильный и надёжный результат по нажатию кнопки. Когда я слышу жалобы на стабильность, уверен, что проблема в техпроцессе».

Система цифровой обработки печатных форм Kodak ThermoFlex Narrow HybridEsko предлагает систему CDI Spark в нескольких форматах, включая недавно появившуюся узкую версию. По информации компании, 80% экспонируемых цифровым способом форм выводятся на её системах. CtFP Thermoflex от Kodak, обрабатывающие в т. ч. и офсетные пластины, доступны в трёх форматах: Narrow, Mid и Wide.

Стэлэм напоминает, что в цифровых комплектах цветоделённых форм приводка всегда безупречна, а в аналоговых требует выравнивания, что повышает вероятность ошибки.

«Цифровая точка (и после сольвентного, и после Fast-процессора) иначе выглядит и ведёт себя в печатной машине, нежели аналоговая, — объясняет Рей Бодвелл, менеджер по маркетингу DuPont Cyrel в Северной Америке. — У традиционной аналоговой плоская верхушка, практически вогнутая, а у цифровой стенки — более отвесные, верхушка закруглена. Следовательно, отличаются и параметры растискивания — для цифровых точек показатели значительно ниже».

Бодвелл добавляет, что аналоговые решения постепенно уходят, причём по причинам, имеющим мало общего с формами: устаревая, выходят из строя процессоры и ФНА, растут цены на фототехнические плёнки. Разница в стоимости цифровых и аналоговых форм пока есть, но становится всё меньше.

Термальный процессор Fast от DuPont Термальный процессор Fast, впервые показанный на Drupa-2000 и представленный в цифровом варианте на CMM-2002, практически не изменился, рассказывает Бодвелл. Только в США работает более 400 устройств, а в мире — почти 600. Базовая модель — 3547 (для пластин 890×1200 мм). Новая версия большего формата — 4260 (1070×1524 мм).

Крупнейший поставщик фотополимерных печатных форм MacDermid Printing Solutions запустила в производство процессор для обработки термальных пластин Lava. Права на него оспаривает в суде DuPont, но MacDermid по-прежнему активно рекламирует разработку на флексографском рынке.

Прямое лазерное гравирование

Устройство для лазерного гравирования формных пластин Stork Prints Digital Laser Engraver (снаружи и изнутри)На прошлогодней Labelexpo в Чикаго Stork Prints анонсировала DLE (Digital Laser Engraver) для одношагового (как вариант, сначала двухшагового) вывода печатных форм.

«В абляционных системах обработки чёрного масочного слоя лазер наносит изображение на маску, затем пластина экспонируется традиционным способом, а лишний фотополимер удаляется в устройстве Fast, — рассказывает менеджер по продажам Stork Prints USA Джон Костенобль. — С DLE эти этапы уходят: цифровые данные по макету переносятся непосредственно на пластину». Для узкорулонного рынка разработка предлагается под маркой Helios.

«Трёхмерное изображение формируется на пластине, без обработки маски, — добавляет менеджер направления полиграфических лазеров Stork Prints Эд Джеймс. — Нет маски, нет постэкспонирования, нет вымывания — процессор выдаёт готовую к печати форму, с которой достаточно удалить пыль и частички материала».

По словам технического менеджера по продажам Stork Prints Эрика Якоба, DLE позволяет задавать параметры вывода форм: «Пластина гравируется с учётом выбранного профиля. Растровые элементы в высоких светах могут отличаться от элементов глубоких теней или средних тонов на той же форме».

Джеймс подчёркивает открытость системы, работающей с ПО практически любой системы управления. Единственное условие — файлы вывода в формате TIFF, 1-или 8-битные (последние предпочтительнее, поскольку улучшается контроль за трёхмерным профилированием и воспроизведением растровых элементов на форме).

На гравирование в Helios DLE пластина поступает уже экспонированной. «Короткое экспонирование оборотной стороны и более длительное лицевой, чтобы придать прочность перед гравированием», — объясняет Костенобль. Сейчас компания оговаривает с поставщиками поставку предварительно экспонированных пластин.

Система стоит от 300 тыс. долл. Гравируются также формы для секций ротационного трафарета Stork, флексографские гильзы и формы для конгревного тиснения (с дополнительным инструментарием цена вырастает до 450 тыс. долл.).

Верные вопросы

Борьба за повышение качества печатных форм и оптимизацию техпроцесса не прекращается — нас ждут умопомрачительные технологические нововведения. Туккитто уверен, что главное — найти ответы на ключевые вопросы: «Зачем вам нужна более чёткая точка? Повысит ли она качество настолько, как принято считать? Действительно ли точка с закруглённой верхушкой лучше плоской? Лично мне кажется, что нет. Если печатать аналоговыми формами не получается, вряд ли ситуация улучшится с переходом на “цифру”. Многие считают, что с цифровыми формами печать качественнее и проще… Отнюдь. Цифровые технологии повысят качество только там, где уже умеют хорошо печатать».


1 Автор забыл упомянуть 7-й равноправный способ создания флексоформ, объединяющий традиционное аналоговое экспонирование фотополимерной пластины с сухой термальной обработкой (прим. ред.).


* Печатается с разрешения журнала Label & Narrow Web, www.labelandnarrowweb.com.


НАШИ

Типографии заинтересованы в оптимальных формных материалах и требуют от них самого высокого качества вне зависимости от способа изготовления. Однако любой способ требует минимизации факторов, ухудшающих качество готовых форм. Важное условие — правильно выполненная допечатная подготовка переносимого на форму изображения. Когда выводимый файл полностью отвечает особенностям технологии изготовления форм и печати, результат будет качественным, клиент останется доволен. Рынок перенасыщен инструментарием для подготовки дизайна, операторы препресса пробуют разные программы, т. к. требования флексопечати очень разнообразны. Учесть же все особенности допечатной подготовки удаётся лишь с проверенными в длительной работе программами. Их комплексный набор предлагает EskoArtwork — портфель Esko Suit 7 включает графические редакторы, специальные РИП для разных технологий печати, программы раскладки макетов и структурного дизайна. Компоненты пакета можно использовать самостоятельно, строить из них эффективную систему управления, объединяющую информационные потоки типографии и клиентов.

Эти программы предусматривают недоступные для общеизвестных систем возможности вёрстки и создания дизайна — работу с красками Pantone, цветоделение по нестандартному базису, интеллектуальные функции треппинга, автоматическое клонирование и оптимальное размещение макетов на печатном поле, нелинейную деформацию макета для печати на поверхности криволинейной формы и др. Удобство и производительность повышаются за счёт 3D-моделирования, базы данных для хранения и систематизации макетов.

Российским печатникам, наконец-то, стало понятно, что качественный и конкурентный продукт не сделать без инвестиций в хорошую технику, ПО или классного специалиста.

Алексей Якимов (jam@vipsys.ru ), эксперт по допечатному оборудованию компании «ВИП-Системы»

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Стоит ли внедрять цифровую печать во флексотипографии?

    Сергей Новиков, директор по развитию компании «Ламбумиз Трейд» (Москва):

    Наше предприятие известно прежде всего как производитель картонной упаковки для жидких продуктов. Тиражи в нашей типографии достаточно большие, а для печати мы используем традиционное в этой сфере оборудование: широкорулонные флексографские машины.

     

  • Цифровое будущее для флексотипографий

    Процессы цифровой трансформации сейчас наблюдаются практически во всех отраслях промышленности, и полиграфия не может оставаться в стороне. Более того: компании, откладывающие цифровизацию, рано или поздно почувствуют, что теряют свои конкурентные преимущества. Флексотипографиям следует обратить внимание на комплексность подхода к цифровой трансформации — одной покупки этикеточной ЦПМ недостаточно.

     

  • На пути к этикеточному чёрному ящику

    Судя по ответам в нашем традиционном опросе на сайте, общее направление движения к «цифре» для большинства руководителей флексотипографий — дело решённое. Конечно, мы ставили гораздо более узкий вопрос, чем заявленная тема номера по итогам нашей конференции «Цифровая трансформация во флексотипографии». Мы предлагали только высказать мнение на тему «Стоит ли внедрять цифровую печать во флексотипографии?», не касаясь перехода на цифровые техпроцессы и послепечать.

     

  • Очевидные флексодостоинства
     

    В российской типографии «Запад-Восток» запущена первая в нашей стране и одна из первых в мире машина Gallus Labelmaster 440 — ещё до официальной премьеры, запланированной на LabelExpo 2017.

     

  • Гильзы нового поколения
    На широкорулонных производствах гильзы используются многие годы, а вот работающие с узкорулонным оборудованием лишь недавно начали открывать альтернативные способы краскопередачи и нанесения
  • Универсальные ракели *
    Хотя камер-ракельные системы разрабатывались для оптимизации дозирования краски в планетарных флексомашинах, нынешняя главная причина их установки- наращивание скорости печати без риска разбрызгивания краски.

comments powered by Disqus