101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Империя наносит термальный удар

  • Игорь Терентьев
  • 20 февраля 2008 г.
  • 5760

Это уже второй круглый стол, посвящённый российскому рынку CTP для офсетных форм, что позволяет называть его ежегодным. Но более существенно, что у нас появилась возможность детально сравнить результаты продаж (итоги 2006 г. см.: Publish № 1, 2007 или на сайт www.publish.ru). Как и ранее, мы пригласили для участия (в очной или заочной форме) всех без исключения российских поставщиков CTP. Условием было раскрытие показателей продаж. Приятно, что на приглашение откликнулись основные игроки — 9 компаний, совокупный объём продаж которых, по нашим оценкам, составил 96,3% рынка. Это «Терем», «Нисса Центрум», «Гейдельберг-СНГ», «ЯМ Интернешнл», HGS, «Полиграфические системы», «Комлайн», «Амос», «Иприс». Отказались «Терра-Принт», «ВИП-Системы», ГК «Легион». Объёмы их поставок мы оценили по косвенным данным — 5 систем.

Итоги продаж

Диаграммы показывают различные срезы рынка. Новшество этого года — мы попросили поставщиков отразить в отчётах географию инсталляций.

Общий результат продаж в 2007 г.135 систем (на 25% больше, чем в прошлом году). Это превысило даже самые оптимистичные прогнозы поставщиков! Итог за все годы — 436 систем (438 при суммировании данных по производителям — несмотря на все наши усилия, небольшое расхождение сохранилось).

Рис. 1. Продажи CTP по поставщикам в 2007 г.

Бесспорных лидеров среди поставщиков в прошедшем году два: «Терем» (36 машин — 26,7% рынка) и «Нисса Центрум» (35 — 25,9%). В сумме доля лидирующих с большим отрывом компаний превысила половину рыночного «пирога» — 52,6%. Далее плотной группой следуют четыре компании, имеющие более десятка инсталляций: «Гейдельберг-СНГ» (15 — 11,1%), «ЯМ Интернешнл» (14 — 10,4%), HGS (12 — 8,9%), «Полиграфические системы» (11 — 8,2%). Вероятно, именно эта шестёрка будет задавать тон и в следующем году, хотя и перспективы «Комлайн», отметившейся 4-мя машинами (3%) и первой термальной инсталляцией CTP от Presstek, выглядят неплохо. Замыкает таблицу результатов «Иприс» с единственной машиной, но все когда-то начинали…

Рис. 2. Продажи CTP по производителям в 2007 г.

По темпам роста среди двух лидеров лучше отработала «Нисса Центрум» — 52%. У «Терем» прирост 20% при сохранении пропорции продаж между системами Agfa и ECRM. Абсолютный же рекорд принадлежит «Гейдельберг-СНГ» — 87,5%! Далее следуют HGS (71%), «Комлайн» (28,6%), «Полиграфические системы» (22%), «ЯМ Интернешнл» (16,6%).

Расклад по производителям показывает явного лидера — Kodak: 37 систем (27,4%). Второе и третье место заняли марки, которых было поставлено более двадцати единиц, — ECRM (25 — 18,5%) и Screen (23 — 17%). На первую четвёрку, которую замыкает Heidelberg (15 — 11,1%), приходится 74,1% рынка. Ещё по 8,2% — на Agfa и Fujifilm (по 11 машин). По сравнению с прошлым годом существенно упрочили позиции марки из первой тройки. На 2 строки поднялась Heidelberg, потеснившая Agfa и Fujifilm. На шесть других марок в сумме приходится 13 инсталляций (9,6% рынка).

Рис. 3. Продажи CTP по поставщикам за все годы

В общем зачёте по поставщикам (за всё время поставок) изменения долей невелики, что говорит о зрелости рынка. Явные лидеры «Терем» и «Нисса Центрум» упрочили позиции. Первая преодолела гроссмейстерский рубеж (103 инсталляции) и слегка увеличила долю рынка (с 22,3% до 23,6%); вторая остановилась в шаге от него (99 — 22,7%), увеличив долю на 1,4%. Остальные поставщики заметно отстают. С результатом 52 инсталляции на третьем месте «ЯМ Интернешнл» — 12% (минус 1%). У «Гейдельберг-СНГ» 43 системы и 9,9% (плюс 0,6%). По нашим оценкам, существенно снизилась доля ГК «ВИП-Системы» — с 10% до 7,1% (31). Зато ECS Print (HGS и «Апостроф») прибавила — 28 машин дают 6,4% (плюс 1,1%). Выросла и доля «Полиграфических систем» — с 3% до 4,6% (20). «Амос» снизила долю с 5,3% до 4,1% (18), что вполне объяснимо: компания сконцентрировалась на CTP для флексо. Однако Максим Глоткин («Амос») отметил: «Несмотря на то, что в последнее время мы сконцентрированы на продвижении цифровых технологий в области допечатной подготовки для флексографии, ряд ведущих офсетных типографий, которые оценили высокий профессиональный уровень компании и наших специалистов, выбирают именно нас в качестве поставщика оборудования для вывода офсетных форм». «Комлайн» (16) опередила «Легион» (15, по нашей оценке) в общем количестве, хотя обе потеряли — 0,3% и 0,1% рынка.

Рис. 4. Продажи CTP по производителям за все годы

Любопытный факт, пока не сказавшийся на продажах: показав на «ПолиграфИнтер-2007» фиолетовую CTP Krause (не установлена в 2007 г.), «ЯМ Интернешнл» стала самой многовендорной компанией среди поставщиков — она имеет действующие соглашения c Fujifilm, Luescher и Krause.

Общий зачёт по производителям (за все время поставок) можно оценить на диаграмме. Самое существенное изменение — марка Screen поднялась на одну позицию вверх (прибавив сразу 3%), потеснив потерявшую доверие покупателей Escher-Grad (по нашим оценкам, в ушедшем году была продана всего одна машина). Похоже, какой-то злой рок преследует марки CTP, названия которых начинаются с Es… Изменения долей первой пятерки марок — не более 1,8%, а Kodak возвышается над всеми, опережая следующую ECRM на 44 единицы (почти 10% рынка). После того как Xante приобрела RIPit, очевидно, что доля последней расти уже не будет.

Рис. 5. Продажи CTP по технологиям в 2007 г.

Технологии и форматы

Алексей Разумовский (Давным-давно, в далёкой галактике… Когда CTP на фиолетовом лазере только появились, некоторые из компаний, сделавшие ставку на новую технологию, критиковали немногочисленных поставщиков «термала» за стремление навязать заказчикам «единственно верное» и «неоправданно дорогое» решение. Сторонников термальной технологии представляли не иначе, как «империей зла», а молодые и дерзкие производители «фиолета» стремились к имиджу «повстанцев», борющихся за свободу выбора. Как бы то ни было, объективные цифры российского рынка за 2006 г. выявили победу фиолетовой технологии: 59 против 49 (54,6% против 45,4%). А в сумме за все годы победа «повстанцев» выглядела ещё значительнее: 171 против 125 (57% против 42%).

Однако в 2007 г. «империя» нанесла ответный удар. Победа «термала» гораздо убедительнее: 86 против 48 (64% против 36%)!

Основная причина – существенный рост продаж термальных CTP Kodak (37 против 23 в 2006 г.). Суммарная же доля Kodak в термальном секторе со вторым сильным производителем — Screen (23) — достигла внушительных 70%.

Алексей Иваненко (Вторая причина — термальный стан «получил подкрепление». Как мы и предсказывали, практические все проданные CTP Heidelberg (14 из 15) оказались термальными, ожидаемо выросла доля термальных машин в продажах Agfa (8 из 11).

Подобные результаты существенно повлияли на общий расклад: инсталляции CTP двух технологий за все годы почти сравнялись – 210 термальных против 220 фиолетовых (213 против 220 при подсчёте по производителям). Суммарная доля Kodak и Screen в «термале» за все годы выглядит ещё более внушительно – 75%, при более чем двухкратном перевесе продаж первой марки — 117 против 43.

Оплотами фиолетового лагеря остаются ECRM (25) и Fujifilm (11), сумма продаж остальных шести марок — 12 единиц.

Состоялась ожидаемая премьера внедрения альтернативной технологии экспонирования обычных пластин от Luescher — нам известно по крайней мере об одной инсталляции показанной на «ПолиграфИнтер» машины серии Xpose! UV. А вот инсталляционная база BasysPrint не растёт.

Александр Кушнаренко (HGS): Анализ продаж по технологиям среди поставщиков выявляет удивительный факт: анонсированная ещё весной 2005 г. стратегия Agfa по разделению двух дистрибьюторов («Терем» получил фиолетовые системы, «ВИП-Системы» — термальные) не выдержала испытания жизнью. Все поставки машин Agfa пришлись на «Терем». Совсем не удивляет приверженность клиентов «Гейдельберг-СНГ» термальной серии Suprasetter — здесь сыграл роль и фактор отложенного спроса. В середине года «Нисса Центрум» прекратила прямую дистрибьюцию ECRM, но уже на «ПолиграфИнтер» компания показала машину под маркой Kodak на фиолетовом лазере — плоды глобального OEM-соглашения с ECRM. Очевидно, по итогам 2008 г. в графе «фиолетовые» у «Нисса Центрум» должен быть не нулевой результат. Термальный лагерь в России также прирос ещё одним поставщиком и производителем — «Комлайн» установила первую машину от Presstek. А все три термальные инсталляции «ЯМ Интернешнл» пришлись на Luescher.

Интересно, что Screen и Fujifilm имеют в арсенале устройства на обеих технологиях, но российские поставщики этих производителей предпочитают продавать только оборудование одного типа.

Отметим успех «Нисса Центрум» в поставках беспроцессных решений: компания отрапортовала сразу о 6-ти инсталляциях. CTP от Presstek для пластин, свободных от химии, запустила «Комлайн». А первую подобную инсталляцию CTP Agfa записала на свой счёт «Терем». Лёд тронулся!

Игорь Терентьев (Publish): Подсчёт по типам пластин в прошлом году не проводился, поэтому лишь констатируем: больше всего инсталляций сделано для термальных пластин — 86 (из них 6 для беспроцессных и 2 для свободных от химии), далее следуют 39 для фотополимерных, но доля машин для экспонирования серебросодержащих пластин всё ещё значительна (9 — 6,7%).

Что касается форматов, то не оправдал надежды 2-полосный сектор — роста не было. На 17,6% выросли продажи 4-полосных машин, на 36,7% — 6-полосных, на 35% — 8-полосных, а сектор VLF потерял — с 5 до 3 машин. Самые массовые сектора — 8- (46), 6- (41) и 4-полосный (40). Соотношение продаж по форматам представлено на диаграмме.

Первые тройки в каждом из секторов выглядят так: в 2-полосном лидерство делят «Терем» и «Гейдельберг-СНГ» (по 2), далее следуют «Полиграфические системы» (1); в 4-полосном — «Гейдельберг-СНГ» и «Нисса Центрум» (по 9), далее — HGS (6) и «ЯМ Интернешнл» (5); в 6-полосном лидирует «Терем» (21), за ним следует «Нисса Центрум» (17), замыкает тройку HGS (2); 8-полосных машин больше всех поставила «Нисса Центрум» (10), в спину дышат «ЯМ Интернешнл» (9), «Терем» и «Полиграфические системы» (по 8 машин). По VLF статистика короткая — две инсталляции у «Терем» и одна у HGS.

Рис. 6. Продажи CTP по типам пластин в 2007 г.

Рис. 7. Продажи CTP по форматам в 2007 г.

Типографии

Больше всего инсталляций сделано в коммерческих типографиях (по сравнению с 2006 г. плюс 7,3%), соответственно, уменьшились доли газетных и смешанных.

Территориальное распределение продаж мы оценили впервые (см. рис. 8). Центральный округ, где деловая активность наиболее высока, победил с большим отрывом (43,3%), по 12,7% пришлось на Северо-Западный и Южный.

Рис. 8. Продажи CTP по округам в 2007 г.

Инсталляции

Мы попросили участников круглого стола рассказать о наиболее интересных, с их точки зрения, инсталляциях.

Алексей Разумовский («Нисса Центрум») отметил установку пятой, полностью автоматической (с проявкой и обжигом «в линию»; 40 форм/ч) системы в ПК «Пушкинская площадь» (Москва). Это пока рекорд для России по количеству CTP в одной типографии. Одновременно существенно модернизирована система Prinergy Connect (одна из крупнейших в Европе). Многосерверная система управляет всеми CTP, пятью плоттерами и системами цветопробы; имеет интерфейс «веб—печать».

В «Типографии Михайлова» (Смоленск), занимающейся не только газетной печатью, установлено две системы. Одна суперскоростная Trendsetter News 150 (с кассетной автозагрузкой, обжигом и перфоратором/загибщиком «в линию» — для вывода газетных форм) до этого показывалась на «ПолиграфИнтер»; Trendsetter News 70 Commercial (для коммерческих форм). Здесь впервые используются газетные пластины Thermal News Gold.

Знаковая инсталляция произошла на Северо-Западе — система экспонирования беспроцессных пластин Thermal Direct в «Техмаркет» (Санкт-Петербург). Интересно, что это небольшая типография с ограниченными площадями, но и для неё удалось реализовать подходящее решение. Михаил Кувшинов («Нисса Центрум») заметил: «Площади там настолько ограничены, что стеккер для готовых форм частично перекрывает подоконник. При этом руководство типографии считает необходимым добиться максимальной автоматизации — в комплекте с CTP есть многокассетный загрузчик и перфорация форм».

Александр Кушнаренко (HGS) выделил две высокоавтоматизированные инсталляции с мультикассетными загрузчиками из серии Screen PlateRite — 4300s и 16000s (4-полосная в типографии Digital Express; VLF в типографии «Готэк»). Благодаря тому, что машина автоматизирована, задача оператора из Digital Express — утром поместить пластины в автозагрузчик, а печатники лишь забирают готовые формы.

Михаил Шпилькин (Михаил Шпилькин («Терем») в первую очередь отметил продолжение сотрудничества с группой A-Pressen. В её типографии установлено уже более десятка устройств, по два-три в каждой. В типографии «ПрофМедиаПринт» запущена уже третья система СТР плюс линия пробивки/загибки на три устройства.

Начата программа trade-in — в этом году забрали первый аппарат у клиента, а взамен установили новый. Интересный проект реализован в компании, занимающейся печатью по металлу: на установленной там VLF-машине используется растрирование Sublima с линиатурой до 240 lpi.

Запущена первая в России AGFA Delano в типографии «МедиаПресса» — система обеспечения коммуникации типографии с клиентами. Она позволяет удалённо загружать задания на вывод и отслеживать прохождение по цепочке техпроцесса.

Запущена вторая система формата VLF на Тверском полиграфкомбинате. А в одной из коммерческих типографий одновременно запущено сразу две системы СТР.

Дмитрий Волосков (Дмитрий Волосков («Полиграфические системы») рассказал о продолжении сотрудничества с типографией «Кубаньпечать»: в дополнение к модели 6600 установлена вторая СТР Screen PlateRite 8300s. Одна машина теперь выделена только под газетную, другая — под коммерческую печать. Эксплуатировавшуюся там систему Cobalt демонтировали, а затем установили и запустили в другой типографии. И случаев замены оборудования на более мощное становится всё больше — это одна из тенденций рынка.

В типографии «50 копеек» сделана замена на более скоростную CTP Screen Plate-Rite 8800E (первая модель нового поколения в России) при сохранении всех опций автоматизации. Интересна установка в Дмитровской офсетной типографии № 2 первой Screen PlateRite 8200 Niagara, успешно обслуживающей значительный парк печатного оборудования.

Антон Добросоцкий (Антон Добросоцкий («Иприс») отметил сам факт выхода на этот рынок его компании, продвигающей «фиолетовые» CTP HighWater. Первая машина была показана на «Полиграф-Интер» и после выставки продана клиенту.

Олег Михеев («Комлайн») рассказал о первой установке в московской типографии термальной системы CTP Presstek Dimension 450, работающей с пластинами Presstek Anthem Pro, свободными от химии. Планируемый объём вывода — 3000 пластин в месяц, после экспонирования они просто промываются водой в очень дешёвом процессоре. В компании считают это направление гораздо перспективнее, чем продажу «обычных» CTP с фиолетовым лазером от Xante.

«ЯМ Интернешнл» осуществила запуск и успешную эксплуатацию двух «фиолетовых» автоматических систем Fujifilm (4-полосного и 8-полосного форматов) с новой оптикой (HD) на выставке «Полиграфинтер-2007». Системы были проверены в «боевых» условиях (при температуре от +16 градусов в павильоне до открытия выставки). За время выставки было изготовлено более 700 пластин, все из которых «прошли» через печатные машины. Эксплуатация подтвердила стабильность заявленных параметров по разрешающей способности и равномерности растрового поля на пластинах и на печатных оттисках (в том числе с использованием стохастического и высоколиниатурного растров). С декабря одна из этих систем (Fujifilm Luxel V8HD) эксплуатируется в московской типографии «Новости». Также необходимо отметить установку двух термальные систем сверхвысокого разрешения (5080 dpi) Luescher Simultan XPose!.

Тенденции и перспективы

В заключение участники обсудили тенденции и перспективы рынка.

А. Разумовский («Нисса») отметил: «Мы предполагали, что год будет “термальным” — таким он и стал. Отчасти это связано со следующим витком развития технологий и рынка — появлением беспроцессных и свободных от химии решений, которые представлены только на термальной платформе. Пока другие говорят, мы уже сделали несколько инсталляций беспроцессных систем». М. Кувшинов добавил: «Рынок всё расставил по местам, а технологии заняли свои ниши — характерное для всего мира соотношение продаж термальных и «фиолетовых» машин 2 к 1 теперь стало реальностью и для России. Что касается нашей компании, то хорошие продажи — результат нашей активности. А в будущем нам поможет и появление в нашем продуктовом ряду нового бренда в секторе листового офсета — Ryobi. Это упростит ситуацию, поскольку традиционно, когда речь шла о комплексных поставках для типографий, мы конкурировали с коллегами по рынку в неравных условиях». Другая тенденция — переход на CTP стал нормальным явлением в малых и средних типографиях. Именно работа по CTP со средним и малым бизнесом (4-полосные и, в меньшей степени, 2- и 6-полосные машины) станет доминантным направлением для «Нисса Центрум» в следующем году. Ожидается и существенный рост в поставках для газетных типографий. Прогноз же по рынку — рост около 15%.

С этими оценками перспектив согласны и представители «Комлайн», начавшие работу в термальном секторе с установки CTP для работы с пластинами, свободными от химии.

А. Кушнаренко (HGS) надеется, что в следующем году продолжатся тенденции конца 2007 г.: «Мы всё чаще слышим, что заказчики хотят максимальной автоматизации, даже в тех типографиях, где на других этапах техпроцесса преобладает ручной труд». В перспективе он ожидает появления новых решений на основе фиолетового лазера для работы с обычными (аналоговыми) пластинами. Скорее всего, это будут компании, пластины не выпускающие. Поэтому определённая перспектива у решений, которые большинство поставщиков считают нишевыми или даже тупиковыми, есть. Пока у владельцев подобных машин наблюдается существенная экономия на пластинах, однако есть опасность существенного роста цен на них.

Прогноз роста рынка по CTP — стабилизация или даже снижение (из-за ухода части полиграфических заказов за границу). Собственные планы HGS — увеличить продажи на 15-20%.

В. Генов («Терем») выделил три тенденции. Первая наметилась ещё в 2006 г. — большая часть продаж пришлась на регионы (Южный, Урал и Сибирь). Вторая — и здесь он согласен с оценками HGS — клиенты стали больше внимания уделять автоматизации (это касается не только оборудования, но и ПО для автоматизации техпроцессов). Третья — рост интереса к беспроцессным и свободным от химии решениям переместился в практическую плоскость. Что касается перспектив, скорее всего, по оборудованию существенного роста не будет, рынок должен стабилизироваться, оставшись на текущем уровне. А рынок пластин вырастет примерно на 30%, и в 2008 г. предполагается превышение продаж цифровых пластин над аналоговыми.

Представители «Полиграфических систем» также отметили рост интереса именно к термальным системам, в перспективе ожидая хорошего спроса на 8- и 4-полосные машины Screen, оптимальные по соотношению цена/качество. Прогноз собственных продаж на год — 14-15 машин, план выйти на рынок флексо-CTP с устройством от Screen.

«Иприс» только начала работу с CTP и планирует развивать это направление. Среди тенденций А. Добросоцкий выделил повышение интереса к CTP для работы с аналоговыми пластинами, возможное появление на рынке китайских CTP. Собственные планы по CTP — продать не менее трёх машин, увеличить продажи пластин.

В процессе общения выявилась ещё одна тенденция — появление на российском рынке б/у CTP. Поставщики отметили, что не считают это перспективным бизнесом (если речь не о машинах, установленных в рамках программ trade-in), да и инсталляции пока единичны. В итоговую таблицу мы включили только новые машины.

Среди поставщиков далеко не всем удалось показать рост — некоторые успешные игроки прошлого года существенно снизили результаты (см. рис. 1), и это тоже тенденция…

Чего ждать от 2008 года?

Он пройдёт под знаком Drupa-2008, поэтому в его первую половину часть потенциальных покупателей предпочтут подождать новинок с выставки. Но должна проявиться и тенденция роста по итогам успешной выставки «ПолиграфИнтер-2008». Очевидно, и в этом согласны все поставщики, наступает стабилизация. При этом можно не сомневаться, что в 2008 г. будет преодолён рубеж 500 инсталляций…

На рынке пластин для CTP заметный прирост в термальном секторе увеличит продажи соответствующих пластин, а наибольших темпов роста можно ждать в беспроцессном и свободном от химии секторах. Просто потому, что при относительно небольших начальных цифрах 2-3 следующих года обычно наблюдается многократное умножение объёмов. Окажут ли влияние на ситуацию свободные от химии «фиолетовые» пластины, зависит от того, сдержит ли обещание Fujifilm, заявившая о начале коммерческих поставок продукта до конца II квартала.


Рынок пластин

К сожалению, и в этом году цифры по рынку пластин для CTP удалось получить не от всех заметных игроков, хотя участников было больше, чем в прошлом. Объявили о продажах «Полиграфические Системы», «Терем», «Нисса», «ЯМ Интернешнл», «Иприс», «Гейдельберг-СНГ», «МакЦентр» и «Реалайн». Данные приводятся в таблице, а общая сумма составила около 4 млн 438 тыс. м2, что превысило самые смелые оценки поставщиков. Даже если взять наиболее оптимистичную оценку объёмов продаж 2006 г. — 2,6 млн м2, рост составил 70%. Получается, рынок пластин для CTP растёт почти втрое быстрее рынка самих CTP.

Среди поставщиков с явным отрывом лидирует «ЯМ Интернешнл» — около трети рынка, затем идут «Терем» (0,9 млн) и «Нисса» (0,89 млн). Что касается показателей роста, то представитель «Иприс» заявил о более чем двукратном увеличении объёма продаж после перехода на новый бренд IPAGSA. Начав работу в 2006 г., «Полиграфические системы» увеличили продажи почти в 5 раз — с 30 до 140 тыс. м2. Виталий Генов («Терем») заявил о перевыполнении плана — рост более 50%, отметив первые продажи свободных от химии пластин AGFA :Azura. Алексей Разумовский («Нисса Центрум») констатировал ещё больший рост у «Нисса Центрум» — с 500 до 890 тыс. м2.

Продажи пластин по технологиям: термальных — 2,572 млн, фотополимерных на миллион меньше — 1,441 млн, серебросодержащих — 0,403 млн. И пока совсем невелико потребление беспроцессных термальных — 20 тыс. м2, а свободных от химии и того меньше — 3000 м2.

В процессе обсуждения были затронуты китайские пластинн для CTP. Опыт тестирования уже есть, и некоторые поставщики не исключили их появления в своём ассортименте в 2008 г.

Таблица. Продажи пластин для СТР в 2007 г.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Текстильная печать: итоги, тренды, планы

В начале нового года принято подводить итоги прошедшего и строить планы на будущее. Publish решил узнать, как прошёл 2023 год и какие планы на 2024-й у руководителей компаний, занимающихся цифровой текстильной печатью, и задал им несколько вопросов.

Выставка UPAKEXPO

Международная специализированная выставка упаковочного оборудования и готовых упаковочных решений под этим названием проводится впервые, хотя это всё та же знакомая нам upakovka. Ключевая идея UPAKEXPO — обмен профессиональным опытом и информацией по основным темам упаковочной отрасли. Ниже вы найдёте список экспонентов, которых мы отобрали как наиболее интересных для наших читателей.

Как дела у РПК?

Рекламно-производственные компании в 2023 году и анализ результатов их деятельности.

Дизайнерская бумага: рыночные вызовы и тренды

Фактически два года российская экономика находится в условиях беспрецедентно жёстких экономических санкций, которые затронули каждую сферу производства, в том числе такую, казалось бы, малозначимую область, как печать рекламной продукции на дизайнерской бумаге. Для некоторого числа типографий сокращение объёмов импорта материалов вызвало определённые проблемы, но прошёл значительный отрезок времени, и ситуация стала проясняться.



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 106