2008.02.03, Автор: Михаил Борисов3791 прочтений

Цифровые помощники фотографов

Теги: Специальный обзор Publish

Обзор каталогизаторов изображений начального уровня

Одно из величайших преимуществ цифрового фотоаппарата перед плёночным — возможность без колебаний сделать множество разноплановых снимков объекта, чтобы после перебора оставить лишь удачные. Обычно потом рука не поднимается удалить ненужные кадры, и очень скоро на диске накапливается масса снимков, среди которых нужный найти непросто.

Решений по каталогизации и поиску изображений достаточно, мы подробно остановимся на двух наиболее удачных и ориентированных на разные целевые группы. Программы отслеживают новые файлы в заданных пользователем папках и создают базы данных их эскизов. Папки сканируются разово (для работы с неизменяемыми библиотеками) либо постоянно (для часто модифицируемых), что позволяет оптимизировать время запуска программ.

GOOGLE PICASA

Сделав ставку на поисковый сервис, Google совершила головокружительную карьеру, в результате чего её акции на NASDAQ взлетели в цене за 1,5 года в 5 раз — с 85 до 460 долл. за штуку, а рыночная капитализация превысила фантастические 140 млрд
долл. (графический гигант Adobe стоит «всего» 22 млрд долл., причём шёл к этому долгих 10 лет). Не в последнюю очередь успех связан с грамотным расширением предлагаемых сервисов, ради чего компании пришлось купить 15 разработчиков, среди крупнейших — @Last Software, Android, Applied Semantics, Dodgeball.com, Kaltrix Corp, Neven Vision, Picasa, Reqwireless, Upstartle. Продвигая свои решения на некоммерческой основе (т. е. даром), компания постепенно трансформируется в крупнейшего контент-провайдера, способного выложить 1,65 млрд долл. (одна из последних сделок) за популярный видеосервис youtube.com, не разругавшись с китами видеоиндустрии.

Наше внимание привлекает Picasa — продукт поглощённой компании, создавшей ПО для просмотра, каталогизации изображений с возможностью пересылки его в блоги, распечатки через Интернет и создания веб-альбомов. Picasa выгодно отличается от корифеев продуманностью интерфейса, расширенной функциональностью, сервисом и компактностью (дистрибутив по современным меркам просто крошечный — около 4 Мбайт), что обусловило высокое быстродействие. Распознаются все распространённые форматы: TIFF (в т. ч. CMYK), GIF, JPEG, PNG, RAW и даже фильмы (при наличии соответствующих декодеров, в т. ч. MOV и WMV). PSD читается на уровне хранящейся в файле сведённой копии макета со слоями, поэтому для последующего отображения в Picasa опция сохранения с максимальной совместимостью в Photoshop должна быть включена.

Функции Picasa делятся на три группы:

1) каталогизация (физический/логический уровни);
2) коррекция изображений (тоновая и цветовая);
3) сервис (повышение чёткости, художественные фильтры, презентационные возможности).

Каталогизация | Позволяет объединять снимки по общим признакам, используя внутренний механизм (через структуру файла, на базе метаданных IPTC) и внешний (данные хранятся в отдельном ini-файле, расположенном в каждом каталоге, отслеживаемом программой).

Уровней сортировки изображений два — логический и физический. Первый включает использование коллекций, ярлыков и ключевых слов. Коллекция — это подборка из папок на диске, объединённых по одному признаку, каждая принадлежит только одной коллекции. Ярлыки (альтернатива ключевым словам, но только явно видимые в программе) дают большую гибкость: каждое фото может иметь свой или даже несколько. Такая логическая структура записывается во внутреннем формате Picasa, основанном на XML, и другому ПО недоступна.

От этого недостатка свободен универсальный способ каталогизации — через ключевые слова, которые записываются как поля формата IPTC. Явно они не видны, но программа их подсказывает, основываясь на первых вводимых буквах, что значительно облегчает работу с объёмными библиотеками и не приводит к размытию категорий синонимами. Каждую фотографию (как и папку) можно снабдить сопровождающей надписью, дабы создать полноценный цифровой фотоальбом.

Взгляд на интерфейс Picasa

В Picasa можно упорядочить снимки и на физическом уровне — переносом между папками на диске, а при совпадении имён программа предложит автоматическое переименование (в т. ч. для группы файлов). При необходимости прямо из программы на диске создаётся новая папка (командой «Разделить папку здесь»). К сожалению, иерархическую структуру каталогов Picasa не отображает: для привыкших к типичным каталогизаторам это неудобно, зато упрощает навигацию, поскольку не надо постоянно открывать/закрывать вложенные элементы — все папки постоянно под рукой. Среди сервисных функций — временное скрытие изображений и физическое стирание файлов с компьютера.

Поскольку каталогизация обширных библиотек требует значительных усилий, удобно выполнять её в два этапа. На подготовительном, в режиме просмотра миниатюр, необходимые изображения отбираются (операция «Отобрать»). На втором («Просмотр» и «Изменение») они в крупном масштабе оцениваются тщательнее и, при необходимости, признак избранности снимается. Получается подборка из прошедших двойной контроль изображений, с которыми можно проводить любые операции без ограничений. Метод незаменим при работе с несколькими папками (Picasa выделяет изображения только из одной, при переходе в другую текущее выделение снимается).

Набор операций невелик, но покрывает типичные задачи владельца цифровой камерыАльтернативный вариант занесения в каталог — режим слайд-шоу: с экрана убираются все лишние окна, мешающие объективному восприятию фото. Исчезающая полоса с минимальным количеством органов управления позволяет выполнять популярные операции — ставить метки, подписывать, поворачивать. По возвращении в обычный режим помеченное легко найти через опцию «Искать помеченные».

Возможности поиска максимальные: он проходит по всей доступной информации — среди названий коллекций, ярлыков, ключевых слов, подписей и даже названий файлов. При вводе каждого нового символа диапазон поиска сужается. Удобно, что изображения дополнительно можно сортировать по дате.

Обработка | Кроме каталогизации, в Picasa заложены наиболее востребованные фотографами регулировки изображения: кадрирование, выравнивание, удаление эффекта красных глаз, коррекция цвета и контраста, выравнивающее осветление, повышение чёткости и спецэффекты. Для большинства операций настроек нет, но степень однократного воздействия низка: нужный эффект достигается повторением (как правило, и разовой коррекции вполне достаточно).

Одна из самых популярных операций — «Выравнивающее осветление» (аналог функции Highlights/Shadows из Photoshop) — «вытягивает» пересвеченные или проваленные в тенях снимки (дефект возникает из-за различия в восприятии света человеческим глазом и ПЗС-матрицей: глаз приспосабливается, динамически расширяя видимый диапазон; у матрицы он фиксированный, а потому существенно уже). Плюс регулировка отдельно тёмных и светлых зон («Освещение» и «Осветление»), цветовой температуры (смещение цветового тона к холодным или тёплым оттенкам), автоматический подбор базовых характеристик изображения (название в духе Google: «Мне повезет!»). Для людей опытных — поканальная гистограмма, позволяющая следить за сохранением качества изображений (правда, CMYK отображается как RGB).

Художественные эффекты играют вспомогательную роль, хотя среди них есть и серьёзные инструменты: «Чёткость», «Мягкий фокус» (эффект малой глубины резкости), «Сияние», «Чёрно-белый фильтр» (переводит изображение в ч/б, сохраняя максимум выразительности, выбирая в качестве точки чёрного разные цвета), «Насыщенность». Применённые эффекты переносятся между фото и группами (Изменить/Копировать все эффекты•Изменить/Вставить). Инструмента «История» как такового нет, но можно пошагово отменить предыдущие операции.

Все операции, проводимые над изображением, неразрушающие — т. е. оригинал остаётся в неприкосновенности, а все действия записываются в служебном файле. Конечный вариант формируется только при выводе изображения на экран в крупном масштабе. И хотя подобный подход требует значительных вычислительных ресурсов (особенно если было несколько коррекций), высокая скорость обработки дискомфорта не создаёт.

Утилиты | Среди дополнительных функций Picasa — создание коллажа, выбор заставки на экран, создание фильма на основе фотографий из выбранной папки, экспорт папки в виде веб-страницы и создание презентационного слайд-шоу с записью на компакт-диск в родном формате для сохранения функциональности базы данных. Оформление и навигация на профессиональном уровне, к PowerPoint или Flash прибегать не придётся.

Программа подкупает тщательной продуманностью и эффективностью всех корректирующих операций — хотя в ней нет и намёка на серьёзный инструментарий Photoshop, зато результат в подавляющем большинстве случаев вполне качественный, дополнительное ПО не потребуется. Популярные корректировки выполняются в одно-два нажатия, что после работы с Photoshop воспринимается как чудо. Среди минусов — невозможность сравнения на экране исходного и конечного вариантов (что позволяет не переусердствовать с коррекцией), соответственно, отсутствие синхронизации областей просмотра выбранных изображений (актуально при поиске более качественного изображения из всей фотосессии). Отсутствие механизма ретуширования мелких дефектов (пыль, царапины и т. п.) типично для подобного рода ПО.

ADOBE Photoshop LIGHTROOM

Программа должна заменить нынешний браузер Bridge в следующей коллекции Creative Suite, причём функциональность новичка значительно шире, чем у типичных каталогизаторов, — под стать остальным редакторам из профессионального пакета.

После первого взгляда на интерфейс немного теряешься: весь экран загромождён панелями, элементами управления, пиктограммами, полосами прокрутки. Причём он выдержан в ином стиле, чем остальные продукты Creative Suite, что вносит некоторую сумятицу. Основных режимов два — Library, Develop, дополнительные — Slideshow, Print, Web.

Интерфейс Lightroom явно выбивается из привычного стиля Сreative SuiteПоддерживаемые форматы стандартны: JPEG, TIF, GIF. PSD как таковой не поддерживается (если миниатюра сведённого изображения в файле есть, Lightroom его прочтёт, иначе — нет). Для заполнения полей IPTС (копирайт, заголовки и др.) поддерживаются шаблоны, что позволяет применить их при импорте или групповой обработке фото. Содержимое заготовок может дополнять или заменять существующие метаданные.

Каталогизация | Library — инструмент каталогизации. Все возможности, существующие в Picasa, есть и здесь, отличия только в названиях да нескольких мелких дополнениях, не влияющих на удобство пользования. Поддерживаются два типа БД: открытый (отслеживаются связи с файлами на диске) либо закрытый (изображения инкапсулированы в саму БД). Второй способ даёт большую производительность, но требует дополнительного места. Опционально на стадии создания базы можно конвертировать RAW-изображения в универсальный DNG-формат (см. врезку).

Группа инструментов Basic Develop: чтобы поместить на экран все настройки, пришлось выполнить их в виде сворачивающихся свитковShoots (фотосессия) — аналог «Коллекции» в Picasa, но точно отображающий внутреннюю структуру папок на диске. Collections соответствует «Ярлыкам», а вот список ключевых слов Keywords можно просмотреть на наличие синонимов (нет в Picasa). Поиск через модуль Filters, в котором собраны возможности отбора фото с учётом давности, рейтинга, по ключевым словам и названиям файлов — типичный набор, разве что рейтинга, как в Picasa, нет (предлагается устанавливать «Пометки»).

Обработка | Если Bridge позиционировался исключительно как каталогизатор, то Lightroom кардинально изменил образ утилиты: в него добавлены широкие возможности цветокоррекции (режим Develop). Нельзя сказать, что они слабее, чем у мэтра, они — другие, и иногда удобнее из-за ориентации именно на фотографа, а не на специалиста по препрессу. Несомненный плюс — наглядность: все настройки сосредоточены в одном окне, в Photoshop же нужно знать технологию обработки, чтобы, по отдельности регулируя несколько параметров каждый в своём окне, в конце концов добиться требуемого результата. Большинство корректирующих функций реализованы «в лоб»: если нужно изменить тональность, в Lightroom есть настройка, которая так и называется: White Balance с движком Cooler/Warmer. Одно движение — и результат получен, вместо множества инструментов Photoshop, очень мощных, универсальных, но эффективных только при совместном использовании.

Режима Develop два — Quick и Basic. В первом собраны самые используемые функции: исправление цветового баланса (White Balance, есть предопределённые настройки для популярных вариантов) и упрощённая цветовая коррекция. При выборе точки белого на экран выводится увеличенная копия участка изображения, в результате вы будете застрахованы от сюрпризов, которые случаются на мелком масштабе, когда случайно захватываются шумовые пиксели. В режиме быстрой коррекции диапазон яркости делится на три фиксированных поддиапазона (Recovery — света, Exposure — средняя часть, ~70% всего диапазона, Fill light — тени), в которых яркость меняется независимо. Для общей коррекции есть Brightness и Vibration (аналог насыщенности).

Более серьёзные функции обработки сосредоточены в Basic Develop. Тоновый диапазон в нём дополнен поддиапазоном Black (глубокие тени) и операцией Contrast. Фоном «Тоновой кривой» (Tone curve) выступает гистограмма, что позволяет проводить коррекцию на профессиональном уровне, следя за сохранением деталей в изображении. Форма кривой корректируется путём избирательного воздействия на поддиапазоны (Shadows, Darks, Lights и Highlights), а изменение ширины каждого повышает эффективность. При выборе поддиапазона отображается диапазон возможных корректировок, что позволяет оценить действенность коррекции на выбранном участке. При выходе за пределы допустимых значений (clipping) программа сигнализирует подобно Color Gamut в Photoshop.

Есть режим одновременного показа исходного и конечного снимков с синхронизацией в увеличенном виде точки просмотра (View/Compare). Остальное типично: выравнивание (Crop and Straighten), цветокоррекция (Color Adjustments) и повышение чёткости (Detail). Уникальны: Split Toning (изменение насыщенности и оттенка независимо в светах и тенях), компенсация оптических искажений (Lens Corrections) и Camera Calibration (компенсация дефектов матрицы камеры за счёт принудительной коррекции значений из светочувствительных ячеек).

Утилиты | Среди дополнительных функций — кадрирование изображения, применение внесённых корректировок к другим фото, создание слайд-шоу, обширные возможности по распечатке, экспорт в виде альбомов.

Выводы

Picasa — лёгкий и тщательно продуманный каталогизатор, решающий большинство задач владельца цифрового фотоаппарата. Необходимый минимум корректирующих функций дополнен спецэффектами; хотя они не обременены лишними элементами управления, результаты очень приличны. Рекомендую пакет всем энтузиастам цифрового фото, дизайнерам-фрилансерам и небольшим дизайн-студиям.

Lightroom предназначен для профессионалов: мощные возможности сортировки изображений и исправления практически любых дефектов (ретушь не поддерживается, но, скорее, это маркетинговый ход) делают его самодостаточным продуктом, нацеленным на тех, кому Photoshop кажется излишне громоздким из-за своей универсальности. p

Об авторе: Михаил Борисов (mikeb@ukr.net), независимый автор, пишет для Publish полезные советы и обзоры ПО.


Самые известные

ACDSee. Ветеран на рынке браузеров. Стремление разработчика сделать из компактной и шустрой утилиты универсальный комбайн сыграло с ним злую шутку — он превратился в монстра с тяжёлым и запутанным интерфейсом.

IrfanView. Бесплатный, быстрый, с хорошо продуманным интерфейсом. Пользуется заслуженным уважением, но пока не вырос из детского возраста — для энтузиастов операций маловато.


Термины

Метаданные (Metadata) — любая служебная информация, хранящаяся в самом файле (будь то изображение, документ Word или что-нибудь ещё). Значение метаданных существенно выросло в последнее время, когда пользователям понадобился способ записи в файл сопроводительной информации к изображению, не теряющейся при переносе между компьютерами. Один из типов метаданных — информация об условиях съёмки, которую записывает в файл сама камера.

IPTC (International Press Telecommunications Council) — стандарт, разработанный в 70-х годах для обмена информацией между новостными агентствами. Универсален, т. к. данные хранятся непосредственно в файле и доступны другим редакторам. Из-за возможности внедрения метаданных IPTC через Photoshop получил распространение в фотоагентствах и издательском бизнесе, с новостями не связанном.

EXIF (Exchangeable Image File Format) — метаданные, записываемые в файл самой камерой в момент съёмки (использование вспышки, значения диафрагмы и выдержки, режим фокусировки, чувствительность ISO, установки освещения, дата съёмки и др.). Большинство графических программ отображает эту информацию, не позволяя её менять.

XMP (Extensible Metadata Platform) — основанный на XML формат разработан Adobe в 2001 г., развитие IPTC. Открытость способствует активному использованию формата сторонними разработчиками ПО. Метаданные XMP могут быть внедрены в различные форматы файлов, в частности, JPEG и TIFF.

RAW — формат, в котором хранится необработанная (полученная непосредственно с ПЗС-матрицы) информация. Название «сырой» связано с тем, что данные до этого не претерпевали никаких преобразований. Чтобы с RAW можно было работать, требуется специализированное ПО для конвертирования его в RGB (либо в TIFF/JPEG).

Практически все цифровые камеры могут конвертировать сигнал с матриц в JPEG. При этом они учитывают баланс белого, насыщенность, контраст и чёткость, выставленные в настройках камеры. Поддерживающие формат RAW камеры эти данные не используют, но в файл записывают. Преимущества:

  • использование более точных настроек, чем существующие в большинстве камер «Дневное освещение» или «Лампа накаливания» для установки точки белого;
  • выбор наилучшего из вариантов, отличающихся параметрами съёмки. При обработке же самой камерой параметры установлены заранее, и в случае сбоя (особенно касается установки баланса белого) цветовые искажения очень тяжело корректировать;
  • более высокое качество снимка. При использовании JPEG возможны потери чёткости: из-за блочной структуры каналов (8╢8 пикселей для цветности и 4╢4 на яркость) и слабой глубины (8 бит/канал яркости). RAW позволяет менять яркость практически в каждом пикселе, что даёт более точный вариант; шире у него и динамический диапазон (12-14 бит/канал), что хорошо заметно при пейзажной съёмке с еле заметными цветовыми переходами, когда нюансы просто теряются.

Единого RAW-формата не существует, каждый производитель камер применяет свой вариант. Расширения: .raf (Fuji), .crw, .cr2 (Canon), .kdc (Kodak), .mrw (Minolta), .nef (Nikon), .orf (Olympus), .dng (Adobe), .ptx, .pef (Pentax), .arw (Sony), .x3f (Sigma).

DNG (Digial Negative) — разработанный Adobe формат RAW-данных, основан на TIFF/EP. Предназначен для унификации вариантов предоставления RAW-данных (каждый производитель по-своему записывает информацию с ячеек ПЗС).

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Мир графических открытий–2018

    Самый подробный обзор новых возможностей популярнейшего графического пакета CorelDRAW Graphics Suite 2018 и множество полезным советов по его освоению.

     

     

  • Карточные «игры» для полиграфистов

    Решения для производства пластиковых карт малыми и средними тиражами.

    Со стороны может показаться, что выпуск пластиковых карт — не такое уж мудрёное дело и изготовить их можно чуть ли не подручными средствами. На самом деле в этой нише полиграфистам приходится выполнять весьма специфические операции, для которых требуется специальное оборудование.

     

  • «Малышки» на все руки

    Выбираем универсальное устройство для послепечатной обработки: резки, биговки, перфорации, фальцовки.

    Разумеется, высокоспециализированное и производительное послепечатное оборудование — это хорошо. Но, чтобы оно окупалось, необходимы соответствующие объёмы. А как быть малым типографиям и начинающим предприятиям? Для них имеет смысл рассмотреть вариант универсальных машин, способных выполнять несколько операций.

     

  • Лак лично в руки
    Печатная продукция со сплошным и выборочным лакированием, а также текстурированной поверхностью оказывает на потребителя воздействие, на которое не способны электронные средства коммуникации. А цифровые технологии делают возможными даже персонализированные сообщения… лаком.
  • Опасные «игрушки»
    Пока полиграфисты жалуются на кризис, всё большая доля корпоративной печати выполняется их клиентами (в т. ч. бывшими) самостоятельно: эксплуатация цветных МФУ формата А3 становится проще и дешевле. Нередко их выбирают и начинающие полиграфисты — в условиях небольшой загрузки на старте бизнеса более доступные МФУ бывают предпочтительнее ЦПМ. Не лишние они и для уже устоявшего полиграфического бизнеса — не всякими работами есть смысл загружать «тяжёлую» технику.
  • Лак по требованию
    Цифровые оттиски нередко нуждаются в лакировании, но делать это с помощью аналоговых способов не всегда разумно, особенно если тираж невелик, а хочется каких-то креативных изысков. Поэтому до последнего времени цифровые типографии были ограничены в способ

comments powered by Disqus