101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Цветопроба, которой верят <i><A HREF="#vr"><SUP>*</SUP></A></i>

  • Хэл Хиндерлитер
  • 5 февраля 2007 г.
  • 4718
По устоявшейся десятилетиями традиции многие типографии готовы принять в качестве контрактной цветопробы только вещественный оттиск.

Плёнка выходит из моды, чего не скажешь о цифровой цветопробе. Пока вокруг достоинств и надёжности экранных решений продолжаются ожесточённые споры, тиражи утверждаются преимущественно по твёрдым цветопробным копиям. Затраты на вывод и отправку печатных копий существенны по сравнению с виртуальной альтернативой, но, если речь идёт о подписи ключевого клиента, типографии предпочитают этот вариант.

Рынок растровой цветопробы давно сформировался и предлагает широкие возможности. Отметив 15-летний юбилей, по-прежнему уверенно чувствует себя решение Kodak Approval — первая цифровая цветопроба контрактного уровня с имитацией растра высокого разрешения. Теперь к ассортименту Kodak Graphic Communications Group (новое объединение KPG, Creo, Encad, NexPress и Versamark) добавилась модель Approval NX — лазерное устройство высокого разрешения, работающее с реальными тиражными материалами по принципу ламинации. Устройство укомплектовано отмеченным наградами ПО Rapid Recipe Color и, помимо системы Pantone Hexachrome, воспроизводит металлизированные оттенки, кроющую белую краску и практически любой смесевой цвет.

Pantone выпустила 125 новых специальных оттенков — 97 металлизированных и 28 пастельных. Пигментные премиум-чернила ColorVantage теперь доступны и для принтеров Epson K3, включая Stylus Pro 4800, 7800 и 9800. Три оттенка чёрного улучшают печать на глянцевой и матовой бумаге.

Kodak GCG также предлагает цветопробную цифровую растровую систему Matchprint из автономного ламинатора (постэкспонирование), донорских листов с красящими пигментами и промежуточного транспортного материала для переноса готовой цветопробы на носители Kodak или любые другие. Помимо CMYK, есть 8 пользовательских цветов, а листы с пониженным глянцем (опция) подходят для имитации матовых и полуматовых материалов. Популярная у владельцев CTP-устройств Creo Trendsetter Spectrum — цифровая растровая цветопроба — экспонируется на некоторых термальных CTP, в т. ч. Kodak Lotem.

С 1999 г. Latran (бывшая Polaroid Graphic Imaging) предлагает серию цветопробных растровых устройств Prediction (получивших известность как PolaProof), работающих по принципу термальной абляции. Интегрирующиеся в любой техпроцесс, системы вывода Prediction растрировали 1-битные файлы TIFF с помощью термального лазера и пигментированных донорских листов, давая стабильный, предсказуемый результат. Prediction 4600 с автоматизированной обработкой цветопроб формата до 56х77 см программируется на подачу определённых комбинаций пигментированных листов и носителей из 10-ти лотков.

 

Вотум недоверия?

«Клиенты стали осознавать ограничения струйной печати и отказываются от неё в пользу растровой цветопробы, — делится впечатлениями директор по маркетингу Latran Ричард Деру. — Наши решения — это полная свобода в выборе материала, растровые элементы, аналогичные имеющимся на печатной форме, а также точное воспроизведение смесевых оттенков (кроющая белая, золотая и серебряная металлизированные краски), чего не может обеспечить струйная печать». Недавнее соглашение Latran и Esko на дистрибуцию цветопробных устройств Prediction с контроллером печати Esko FlexRIP добавило к этому списку ламинацию стандартных материалов для флексографской печати (прозрачный пластик, клеевые этикетки, фольга, плёночные пакеты, картон).

Популярность металлических оттенков означает необходимость их воспроизведения на цветопробе. Решение Fuji FinalProof GxT (слева) сертифицировано на передачу оттенков по системе MetalFX (вверху)

Решение FinalProof компания Fujifilm анонсировала ещё на Drupa-2000. Недавно вышла новая версия FinalProof GxT — устройство высокого разрешения с внешним барабаном для вывода растровых цветопроб до 82х55 см. Разработанная Fujifilm технология тонкослойного термопереноса (Thin Layer Thermal Transfer), доступная в цветах SWOP, европейской и японской триады, а также белом, серебристом металлике, оранжевом, зелёном, красном и голубом, объединена с автономным ламинатором. Система FinalProof GxT получила сертификат MetalFX: пигментированные триадные цвета FinalProof в комбинации с серебряными донорными носителями MetalFX точно воспроизводят тысячи металлизированных оттенков.

 

Механизмы струйной печати

За какие-то 10 лет из низкокачественных офисных устройств струйные принтеры превратились в рабочих лошадок цифровой цветопробы. Уменьшенный размер капли, повышенное разрешение, улучшенные чернила и средства управления цветом существенно повысили качество изображений. Прибавьте к этому невысокую стоимость расходных материалов и поймёте, почему струйная цветопроба стала столь популярной среди заказчиков полиграфической продукции, за исключением разве что самых придирчивых.

В ассортименте Agfa несколько струйных цветопробных устройств, в т. ч. Sherpa 24m (31 см) и 44m (112 см) с 7-красочными пьезоструйными механизмами. Для типографий с крупноформатным оборудованием Agfa предлагает струйные модели Grand Sherpa 127 см и 163 см, а Grand SherpaMatic распечатывает двусторонние спуски полос и контрактные пробы шириной до 120 см.

 

Новая волна

Новый струйный принтер Canon Pixma iP5000 с ультрамалыми каплями в 1 пиколитр и физическим разрешением 2400 dpi даёт представление о следующем поколении цветопробных решений — индустрии только предстоит знакомство с этой инновационной технологией. Пока в арсенале компании новое решение imagePrograf W8400D: капля 4 пиколитра и разрешение 1200 dpi.

К струйной линейке Dupont из Cromalin AQ, b-серии и Largo добавилась новинка Cromalin Blue — класса high end для типографий с повышенными требованиями к качеству. Это качество и контроль плюс автоматическая калибровка с помощью ПО iCertification от Dupont.

Система цветокалибровки с обратной связью, реализованная в последних принтерах HP, приблизит рекламные и дизайнерские агентства к контрактному качеству без лишних сложностей. HP Designjet 130 работает с бумагой в рулонах и листах, опционально комплектуется калибратором X-Rite EyeOne.

Цветопробный струйный принтер непрерывной печати Veris — результат слияния Creo и Kodak. В отличие от вездесущих систем «капля по требованию», на которых базируются все струйные цветопробные решения, Veris — потомок легендарной струйной линейки Iris от Scitex. В сегменте предложений «капля по требованию» Kodak сменила Integris и Matchprint ProofPro на устройства Matchprint Inkjet 400 и 800 с ПО Kodak Proofing Software.

 

RIP с функцией управления цветом

По мере совершенствования аппаратной составляющей всё больше внимания уделяется чернилам и бумаге, а также RIP, которые готовят данные и отвечают за воспроизведение цвета. Все компоненты совершенствуют для оптимизации визуальных характеристик.

CGS Publishing Technologies International объявила о выходе ПО Oris Color Tuner версии 5.2. Комбинируя калибровку принтера и экранную цветопробу с PostScript RIP с функцией управления цветом, Oris предусматривает избирательную цветокоррекцию для максимально качественного воспроизведения. Типографии и препресс-бюро оценят реализованную в Color Tuner поддер-жку технологии Device-link и альтернативные наборы триадных цветов плюс обмен настройками и параметрами техпроцесса с пользователями Oris Personal Edition.

X-Proof RIP от ColorBurst Systems интегрируется с цветопробными устройствами от Epson, Dupont и VUTEk. Преобразователь Global Graphics в RIP PostScript 3 с функцией управления цветом для платформ Mac OS X и Windows управляет принтерами шириной до 183 см. Проблемы с перегрузкой допечатного отдела решаются посредством оперативной IP-печати плюс 50 очередей и автоматизированная функция «best fit» для изображений произвольного размера.

Приобретя в 2002 г. Best, EFI представила существенно доработанную версию Colorproof XF. Теперь это модульное решение: конфигурируемые опции включают формат принтера (M, XL и XXL), приём 1-битных файлов TIFF, экспорт PDF и TIFF, инструменты управления цветом и имитацию растровой точки. Colorproof XL интегрируется с RIP цифровых принтеров EFI Fiery, давая «универсальные печатные пулы», одновременно поддерживающие тонерные и струйные устройства.

ColorProof от GMG с новым приложением ColorServer — образец уникального подхода к управлению цветом. Помимо стандартных ICC-профилей, поддерживается собственный цветовой профиль GMG. Президент GMG Americas Джим Саммерс уверен, что нестандартный подход полностью отвечает потребностям клиентов компании:

«Мы понимаем важность стандартов, но типографии всегда хотят выглядеть "стандартнее", чтобы выделиться на рынке. Задача — найти баланс между стандартами, сохранив уникальность интерпретации». GMG обеспечивает «уникальность интерпретации» с помощью нового ПО для верификации цвета в готовых цветопробах. В каждой присутствует цветная контрольная полоса, проверяемая ручным спектрофотометром. При соответствии данных указанным пользователем допускам программа присваивает цветопробе ярлык «Pass».

 

Носители для цветопробы

Новые комплекты чернил и улучшенные принтеры перевернули мир цветопробы, а вот в сфере носителей инноваций на удивление мало. Практически все поставщики принтеров продают бумагу под собственными торговыми марками, но фабрик, выпускающих и наносящих на материалы специальные покрытия, гораздо меньше. За последние годы сократился выбор бумаги по видам покрытия, цвету и толщине.

Струйная цветопроба популярна уже несколько лет, но типографиям до сих пор не предлагают ни «коммерческие», ни «полиграфические» варианты. Вместо этого крупные производители носителей для струйной печати концентрируются на коллекциях ярко-белых глянцевых сортов для любительской фотопечати и рекомендуют эмулировать нужный материал с помощью ICC-профилей.

Но как эмулировать белизну бумаги? Понадобится высококачественный спектрофотометр, сложная программа построения профилей, постоянная калибровка принтера, вырастет расход чернил.

Пробел стремятся восполнить поставщики специальных видов бумаги, заказывающие у фабрик небольшие партии. Для газет, журнальных и книжных типографий и всех, кто работает практически с однотипными сортами, аналогичные тиражным материалам носители для цветопробы — огромный плюс: упрощается управление цветом, исключаются фоновые отклонения по цвету.

Онлайн небольшое количество бумаги не закажешь — поставщики специальных материалов для струйной печати типа SOS Inkjet Media размещают заказы на крупные партии. Основатель компании Кевин О’Лири в курсе интересов клиентов: «Начав с допечатной подготовки, мы нашли свою нишу. Если кто-то хочет вывести цветопробу на носителе, идентичном мешочной крафт-бумаге, почему бы и нет? Мы всегда идём навстречу клиентам. Толщина стандартной бумаги для рулонной струйной печати выросла с 0,12–0,17 мм до 0,2 и даже 0,25 мм — превосходно для печати фотографий из отпуска, но слишком много для имитации тиражного материала. Заказчиков интересуют материалы без лишнего глянца и оптических отбеливателей. 80% заказов — рулонная бумага с сатинированной отделкой, напоминающей офсет в листах».

 

Новости

В сегменте цветопробы дела обстоят лучше некуда — это подтверждают и эксперты. Председатель Школы менеджмента графических комуникаций Heidelberg при Университете Ryerson Абей Шарма возглавляет ежегодное исследование Proofing RoundUP, проводимое Международной допечатной ассоциацией (International Prepress Association, www.ipa.org). По его словам, в прошлом году точность цветопередачи большинства конкурирующих систем оказалась выше границ, различимых невооружённым глазом. Похоже, в этом году результаты будут ещё выше (Техническая конференция IPA пройдёт 6–8 июня в Чикаго).

«Мы рады, что исследования IPA интересны полиграфистам, — замечает Шарма. — Список компаний, предоставивших для оценки цветопробные решения, стал ещё длиннее, а результаты — точнее». В этом году скрупулёзно проверялись не только визуальная и колориметрическая точность — добавился новый оперативный тест на пробопечать и работа с данными конечного пользователя. Замеры проводились по новой цветовой шкале IT8.7/4 (доступна на www.npes.org), включающей действующие параметры IT8.7/3 и последнюю разработку ECI2002, защищённую уникальным шифром.

Хотя работать с цветопробой некоторые предпочитают при мягком мерцании монитора, уровень стандартов твёрдых цифровых цветопробных копий продолжает расти — производители представляют всё новые инновационные разработки. Похоже, в будущем нас ждут повышенные скорости и падение цен. Твёрдая позиция в вопросах цветопробы выигрышна как никогда.


* Журнал Graphic Arts Monthly, апрель 2006. Copyright © 2006, Reed Business Information, a Division of Reed Elsevier Inc. All rights reserved.


 

Цветопробные технологии для «цифры»

14 печатных головок Spectra 256 в рулонной/планшетной цифровой печатной системе Cromaprint 22UV от DuPont (209 см) обеспечивают разрешение 800х600 dpi и цветовую гамму из 6-ти красок плюс белая с цветовым сервером Cromanet CS. «Мы интегрировали все высокотехнологичные опции работы с цветом нашего цветопробного ПО, — рассказывает менеджер направления Билл Кинг. — Независимо от техпроцесса, система даёт предсказуемый цвет для широкоформатной струйной печати, а цвета на пробном отпечатке совпадают с результатами цифрового оборудования».


 

Пигментные чернила задают тон

В первых решениях цифровой цветопробы изображение формировалось чернилами на основе красителей. При неверной калибровке системы концентрированные составы давали перенасыщенный отпечаток, не соответствующий оттиску печатной машины, а под воздействием солнечного света выцветали, причём с разной скоростью, поэтому баланс серого в цветопробе постепенно смещался. Появившиеся чернила на основе пигментов отличались улучшенной стойкостью к выцветанию, но суженным цветовым охватом, впрочем, точнее отображающим возможности печатной машины.

Первыми пигментными чернилами, завоевавшими популярность среди полиграфистов, стали Ultrachrome от Epson. Новое поколение отличается пониженным расходом чернил, стабильным балансом серого и улучшенной передачей деталей в высоких светах. Чернила Ultrachrome K3 — это три оттенка чёрного (стандартный, светлый и светло-светлый), по два оттенка пурпурного и голубого, а также жёлтый.

Недавно собственные пигментированные чернила 8-ми цветов анонсировала Hewlett Packard — вместе со струйным принтером Photosmart Pro B9180, который выйдет на рынок в июне. В наборе чернил HP Vivera также три оттенка чёрного: один для глянцевой бумаги с содержащим смолы мелованным слоем, два для матовой фотобумаги. Они отличаются повышенной стойкостью к воде и влажности, по словам разработчика, сохраняют цвет в течение 200 лет. На фото выше — расширенный комплект чернил для Agfa.


 

( Наши

В феврале 2004 г. в компании «Выражайтесь печатно» был введён в эксплуатацию цифровой цветопробный комплекс на базе широкоформатного шестицветного струйного принтера Agfa Grand Sherpa 50. ПО включает Agfa Apogee Proofer RIP, программы контроля качества (Quality Management System) и управления цветопередачей (ColorTune Pro 4.2). Неотъемлемая часть комплекса — сканирующий спектрофотометр X-Rite DTP 41. Перед приобретением цветопробного устройства мы в первую очередь обратили внимание на период 15-20 мин, необходимый для полного высыхания пробы, а также на требования к освещению для просмотра. Были и непредвиденные расходы – пришлось устанавливать увлажнители, так как влияние влажности на качество пробы нами было недооценено. Несмотря на то, что выбранная технология не позволяет имитировать полиграфический растр, цветопроба востребована в силу предсказуемой передачи цвета и оперативности. А использование ICC-профилей позволяет имитировать широкий диапазон условий печати.

Опыт препресс-бюро «Выражайтесь печатно» показывает, что в нашей стране, в отличие от США, мода на аналоговую цветопробу до сих пор не прошла. Количество аналоговых цветопроб DuPont Cromalin, изготовленных нашей компанией в 2006 г., на 15% больше, чем в 2005 г., и достигло рекордного количества — услугой воспользовались 360 клиентов (345 – в 2005 г.). Так что о потере интереса к аналоговой пробе говорить пока рано. Однако рост количества цифровых цветопроб ещё выше – в 2006 г. их было заказано у нас на 25% больше. Количество клиентов достигло 280 – не намного меньше, чем заказчиков на аналоговые цветопробы, что говорит о перспективности «цифры». — Николай Артемьев, технический директор; Ольга Балан, директор (препресс-бюро «Выражайтесь печатно»)

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
#неТакойКакВсе

С 10 по 14 апреля 2024 года в Сочи пройдёт ежегодное мероприятие для производителей рекламы «#неФОРУМ для РПК».

Женский взгляд на цвет

В преддверии международного женского дня прилично вспомнить о вкладе прекрасной половины человечества в историю цвета. И мы поговорим о женщинах, которые написали прекрасные книги, посвящённые цвету, которые по каким-то причинам до сих пор не переведены на русский язык. Взглянем на цвет и его историю с позиции историка-прозаика, практика работы с цветом, исследователя цвета в моде и химика.

«Притяжение» будет

19 апреля 2024 года в Сочи состоится очередной слёт полиграфистов «Притяжение». О том, какие темы будут самыми актуальными на весенней встрече профессионального сообщества, мы поговорили с руководителем проекта AXIOM и организатором слёта Яной Ивановой и директором екатеринбургской типографии «Профиль» Алексеем Гончаровым.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 30