101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Проверка высшая форма доверия

  • Я. Близнец
  • 2 октября 2006 г.
  • 6208
Вспомните, кто больше всего боялся экзаменов в школе или институте? Тот, кто не доучил, неуверенный в своих знаниях человек. Студент с хорошей подготовкой может волноваться, но вряд ли станет бояться. Такое же отношение и к проверкам на производстве. Их боятся только те, у кого рыльце в пушку, остальные считают ещё одной возможностью подтвердить свой уровень, а заодно и проверить себя.

Сдача-приёмка фотоформ

Проверку фотоформ можно разделить на две части: проверка дефектов самих фотоформ и на соответствие макету. Сначала о видах, не требующих никакого измерительного оборудования. Достаточно обычной лупы, которую можно найти на просмотровых столах или носить с собой.

  1. Независимо от того, заказчик вы или исполнитель, проверьте комплектность фотоформ - сосчитайте их. Результат должен совпадать с количеством красок при печати. Стандартная 4-красочная печать CMYK требует 4 фотоформы.
  2. На каждой фотоформе должны стоять все необходимые метки и контрольные элементы: надписи красок, метки обрезки, фальцовки, корешковые, шкалы контроля печатного процесса, приводочные кресты и т. д. Что из перечисленного должно присутствовать на фотоформах, зависит от заказчика. Он может сам поставить все метки (тогда исполнителю ничего делать не нужно) или попросить исполнителя. Часто заказчик приносит в репроцентр файл своей шкалы контроля печатного процесса, приводочных крестов, указывает, как подписать спуски и т. п. Исполнитель должен внимательно проверить, чтобы все указанные заказчиком элементы присутствовали на фотоформах. А заказчик потом проверит, всё ли на месте.
  3. Следующий шаг - проверка на механические повреждения: заломы, царапины. Контроль опять будут проводить обе стороны: сначала исполнитель, потом заказчик. Если заказчик находит на фотоформах царапины или заломы на изображении, остаётся выяснить причину их появления. Если это неаккуратность исполнителя или неполадки оборудования, фотоформы переделают за счёт исполнителя (например, репроцентра); если неаккуратность заказчика или его неумение обращаться с фотоформами, платить придётся ему.
  4. Стоит проверить углы поворота растра на фотоформах. И хотя вероятность того, что исполнитель выведет все 4 фотоформы комплекта с одним углом, невелика, лучше убедиться, что всё в порядке. Для этого на просмотровом столе взгляните в лупу на изображение - периодическая решётка растра должна быть повернута на разные углы (в офсетной печати CMYK стандартные углы 0?, 15?, 45?, 75?).
  5. Проверка зеркальности (читаемые/нечитаемые) и полярности (негатив/позитив) фотоформ. Исполнитель проверяет, соответствуют ли параметры тому, что указано в бланке заказа. Заказчик делает то же самое. Отличие в том, что, если при оформлении заказчик ошибся и поставил галочку не там, а исполнитель сделал всё в точности, как написано, перевывод осуществляется на средства заказчика. И никакие отговорки не помогут - материал и время уже потрачены! Поэтому любому заказчику (даже постоянному) стоит заполнять бланк заказа и внимательно проверять, что отмечает.
  6. Проверка на соответствие макету включает в себя сверку фотоформ и макета. Самый простой способ: сначала подложить распечатку с чёрно-белого принтера (естественно, в масштабе 100%) под фотоформу чёрной краски и проверить, совпадают ли они. Это позволяет эффективно отслеживать ошибки вывода шрифтов. Если текст "слетел", вы это обязательно заметите. Потом совместите фотоформы комплекта и сравните с распечаткой, проверив, все ли элементы полосы присутствуют. Посмотрите на иллюстрации - в большинстве случаев они должны присутствовать на всех 4-х плёнках комплекта (для CMYK). Если увидели, что изображение какой-то иллюстрации присутствует только на фотоформе чёрной краски, уточните, действительно ли она чёрно-белая. Иногда причиной такого "исчезновения" цвета становится банальное несоблюдение технологических требований.

А далее речь пойдёт о проверке, для которой потребуется измерительное оборудование, т. е. об инструментальном контроле качества фотоформ. Итак, что следует контролировать?

1. Максимальную оптическую плотность. В разных способах печати требования к Dmax отличаются. Для плоской офсетной печати величина должна быть не менее 3,6D, для флексографии ? 4,2D.

Если исполнитель работает для определённого производства (например, выводит фотоформы для ?своей? типографии в рамках одного полиграфического комплекса и не принимает сторонние заказы), то следует его требованиям. Репроцентр, обслуживающий разных заказчиков и выводящий фотоформы для офсетной печати, флексографии, изготовления штампов и т. д., должен держать Dmax по самому жёсткому требованию, то есть больше 4,2D.

2. Минимальную оптическую плотность. Также прописана в ОСТах, для офсетной печати не должна превышать 0,15D.

3. Правильность воспроизведения градаций. Исполнитель должен периодически это контролировать и своевременно вносить коррективы, иначе у заказчиков могут возникнуть проблемы с цветопередачей при печати, в частности, нарушение баланса ?по серому?. Процедура называется линеаризацией выводного устройства.

4. Свойства рабочих растворов и режимов обработки плёнки.

В каком-то смысле из разряда ?само собой разумеется?. Контроль позволяет избежать белого налёта на фотоформах, исчезновения мелких элементов, затянутости между элементами на фотоформах, ореольности элементов, мягкой растровой точки на фотоформах и т. п.

5. Чистоту и правильность работы оборудования. Комплекс мероприятий (в т. ч. плановые мойки проявочного процессора и профилактические процедуры) позволит избежать дефектов ?по неаккуратности? (царапин, следов грязи и т. п.).

Обычно заказчик ?по умолчанию? считает, что исполнитель соблюдает все технологические нормы, принятые в отрасли, проводит инструментальный контроль фотоформ, оборудования, подбирает персонал соответствующей квалификации? То есть доверяет исполнителю. Но если заказчик захочет измерить оптическую плотность на своих фотоформах, он всегда может попросить исполнителя померить интересующие поля на шкале.

Вместо заключения по разделу ?фотоформы? хотелось бы ещё раз обратиться к тем, кто выступает в роли заказчика: не стоит легкомысленно относиться к проверке фотоформ. Всегда проще и дешевле переделать их, чем устранять неприятности во время печати тиража. А если вам недосуг проверять тщательно, посчитайте, во сколько обойдётся царапина на одной из фотоформ комплекта или пара букв, превратившаяся в ?зюквы?? Придётся: переделывать печатные формы, заново закупать бумагу (если дефект заметили, когда уже отпечатали много экземпляров), проводить повторную печать. Если заказчик принёс такие дефектные фотоформы в типографию и заметил оплошность только на печати, придётся платить за всё, включая простой машины (если типография остановила печать и дожидалась вашего приезда или новых фотоформ) и повторный вывод фотоформ (поверьте, это копейки по сравнению со всем остальным). Кстати, здесь не упоминаются сроки сдачи тиража, срыв которых тоже может облегчить кошелёк. А во сколько вы оцениваете потраченные нервные клетки, которые, как известно, не восстанавливаются?

Сдача-приёмка тиража

Правильнее сказать, что приёмка-сдача тиража ? финишная прямая на марафонской дистанции под названием ?печатные и послепечатные работы?. Хотя, если следовать спортивной терминологии, процесс скорее напоминает эстафету, где каждое подразделение пробегает свой отрезок и передаёт палочку следующему. Заказчик может либо следить за забегом на всей дистанции, либо подъехать к финишу и убедиться, что ему принесли именно то, чего он ожидал.

В обоих случаях исполнитель и заказчик контролируют одно и то же, просто на разных этапах и по-разному. Исполнитель лучше оснащён технически и для получения хорошего результата должен постоянно следить за всем сразу: за соблюдением технологических норм, оборудованием, качеством расходных материалов. Заказчик же смотрит и оценивает результат в целом или на какой-то стадии, не вдаваясь в подробности процесса.

Но для заказчика принципиальная разница между двумя вариантами всё-таки есть. Получив готовое издание, вы оцениваете его ?на глазок?: контрольных шкал и меток уже нет (за исключением случаев, когда фрагменты шкал используются в качестве оформительских элементов). Тогда как в первом случае контроль может осуществляться на всех или некоторых этапах не только субъективно, но и по контрольным элементам.

Второй вариант проще, поэтому с него и начнём.

Получите, распишитесь Исполни-тель выполняет всё необходимое и сдаёт заказчику готовое издание. Чтобы избежать неприятных ситуаций, требуется соблюдать стандарты. Тогда заказчик, скорее всего, останется доволен. А если его не удовлетворит качественно выполненная работа, исполнителю не придётся переделывать заказ за свои деньги.

Итак, исполнитель готов сдавать тираж: работы завершены, продукция упакована и по качеству соответствует общеотраслевым требованиям и пожеланиям заказчика. На что принимающей стороне обратить внимание?

Посмотрите, соответствует ли то, что у вас в руках, тому, что вы заказывали. Как бы глупо и странно это не звучало, но иногда полного соответствия можно и не обнаружить. В такую курьёзную ситуацию попадал хоть раз, наверное, любой заказчик: ?забыли? отлакировать обложку журнала, заламинировали не матовой плёнкой, а глянцевой, перепутали местами вклейки в блоке, в квартальном календаре перепутали месяцы?

Оцените общий внешний вид и аккуратность исполнения. На готовом издании не должно быть механических повреждений и ?следов производства?, например, подтёков клея, повреждений или следов от упаковочной ленты, продавов от прижимной балки бумагорезальной машины, ?толстого-толстого слоя? противоотмарывающего порошка?

Если издание многополосное, имеет вклейки, вставки, нестандартные фальцовки или комплектовки, внимательно проверьте последовательность страниц (особенно если они не пронумерованы), правильность фальцовки и т. п.

Обратите внимание на цвет (в широком понимании этого слова) ? на воспроизведение фирменных и памятных цветов, иллюстраций. Что касается фото в целом, оценивать их воспроизведение следует не сравнением с неким идеалом (трава ? зелёная, небо ? голубое, лица ? телесного цвета), а с учётом качества предоставленных вами исходных материалов (если принесли готовые файлы, а ваш дизайнер ?промахнулся? с цветом, не требуйте от типографии чуда). Затем возьмите несколько экземпляров из разных пачек и проверьте, нет ли разнооттеночности в тираже. Если есть какие-то элементы, переходящие со страницы на страницу (иллюстрации, заголовки на разворот, заливки и плашки), посмотрите, насколько они совпадают по цвету на стыке страниц. Если издание содержит повторяющиеся цвета (заголовки одного цвета, название рубрик каталога на заливках определённого цвета), проверьте, чтобы они тоже не отличались в тираже. Если издание печатается не в первый раз и изменений не было (этикетки, упаковки, открытки), сравните свежий экземпляр с предыдущим тиражом или с экземпляром, принятым за эталон.

А вот и он, больной зуб? Вы приехали забирать тираж и вдруг обнаружили нечто? Что делать?

Прежде всего, оцените масштабы катастрофы. Выясните, повторяется ли дефект на всех изделиях тиража, только на некоторых экземплярах или является единичным. Если на всех, придётся решать ? забирать тираж ?как есть? или переделывать, чтобы стало ?как должно быть?. Независимо от причины и виновника дефекта, вопрос может решить только заказчик, руководствуясь своим пониманием, что для него является критичным. Иногда тираж принимают даже с дефектами только потому, что нет времени переделывать. Если дефект тяжёлый, но появляется только на части изделий, спасёт сортировка. Вопрос о том, за чей счёт будет переделываться тираж или допечатываться его часть, решается после установления причины дефекта.

Выясните, можно ли устранить дефект в готовом издании. Иногда проблема решается малой кровью, например, удаётся оттереть перетиснувшееся на незапечатанный участок бумаги изображение.

В любом случае надо выяснить причину возникновения дефекта, что позволит установить ответственность сторон и варианты решения: переделывать или нет, за чей счёт и т. п.

Доверяй, но проверяй Из всего, что происходит с заказом на пути от фотоформ до готового издания, самым важным можно считать этап печати. В отличие от предыдущих, стоимость расходных материалов и самой работы уже диктует предельную ответственность. А если во время печати будет допущен брак, придётся не только перепечатывать тираж, но и повторять все последующие операции. И чем позднее обнаружится брак, тем больше придётся переделывать. Поэтому заказчик нередко просит вызвать его на печать.

А последовательность операций там такова: приладка, получение подписного оттиска, печать тиража. Во время приладки печатник настраивает машину под данную работу: толщину запечатываемого материала, подачу краски, увлажняющего раствора (в плоской офсетной печати), устраняет мелкие дефекты печатных форм (оттирает ?минус?-карандашом лишние печатающие элементы ? пылинки, волоски), добивается совмещения изображений красок (если речь идёт о многокрасочной печати), совмещения лица и оборота на бумажном листе при двусторонней печати. То есть доводит оттиск до надлежащего качества и оценивает результат по контрольным шкалам, используя все необходимые приборы (обычную или измерительную лупу, денситометр или спектрофотометр). Затем подключается заказчик. Результатом их совместной работы должен стать подписанный в печать оттиск. Это и есть эталон для печатника.

В идеальном случае на приладку со стороны заказчика лучше всего посылать человека, который знает печатный процесс, может оценить качество оттиска не только интуитивно, но и по контрольным элементам, знает, где и что надо смотреть, и будет общаться с исполнителем (печатником или технологом типографии) на одном языке, осознавая возможности не только печатного процесса в целом, но и данного конкретного производства с установленным на нём оборудованием. Но так бывает далеко не всегда. Иногда на приладку приезжает человек, который чуть ли не в первый раз видит печатную машину, шкала контроля печатного процесса для него ? набор разноцветных квадратиков, а такие слова, как ?оптическая плотность?, ?баланс по серому? и ?растискивание?, повергают в ужас. В обоих случаях исполнителю стоит не пренебрегать правилами и заручиться подписью заказчика.

Что же надо иметь при себе на приладке?

Во-первых, макет издания. Он будет в равной степени полезен всем. При сдаче заказа в типографию, вместе с фотоформами заказчик сдаёт и макет издания ? распечатку на чёрно-белом (цветном) принтере, соответствующую будущему изданию. На печати тиража она очень пригодится, особенно, если в издании присутствуют повторяющиеся элементы ? оформления полосы (орнаменты, линии, пиктограммы), подложки, логотипы фирмы или иные элементы фирменного стиля. Не стоит надеяться, что печатник или технолог (мастер) в цехе будут в подробностях изучать ваш макет и держать в уме все изыски дизайнеров, ведь через их руки проходят десятки работ, и даже самый внимательный человек при таком потоке может что-нибудь недоглядеть. Если в издании будут повторяться элементы или задействованы несколько фирменных цветов, лучше обратить на них внимание печатника и сказать, что этот, например, синий квадратик будет повторяться на каждой странице. Часто ещё при сдаче заказа можно попросить менеджера написать в технической карте, на что обратить внимание при печати. В худшем случае заказчик рискует увидеть в готовом издании несколько оттенков своего синего квадратика.

Очень часто в каталогах и журналах ставят на разворот иллюстрации, которые после спуска полос оказываются в разных частях печатного листа или вообще на разных печатных листах. И тут нелишне сказать печатнику, что ?продолжение? картинки последует на таком-то печатном листе.

В отличие от макета, который обязательно потребуют при оформлении заказа, цветопроба не является обязательной, поэтому её изготовление полностью остаётся на усмотрение заказчика. Исполнитель может сказать, что она была бы отнюдь не лишней, но настаивать, скорее всего, не будет. Для заказчика цветопроба (особенно аналоговая) ? ещё один шанс проверить перед печатью качество иллюстраций. Если в издании их много, а бюджет не предусматривает достаточных средств на цветопробу со всех ?проблемных? страниц, можно обратиться к компромиссному варианту. Соберите все интересующие вас иллюстрации (в том же масштабе, в котором они будут в издании), логотипы, образцы цветов в одном файле, выведите один ?лишний? комплект фотоформ и сделайте с него аналоговую цветопробу. Такая ?сборная? цветопроба не обременит бюджет, но позволит проконтролировать все нужные цвета. Однако, принося такую пробу в типографию, заказчик должен понимать, что без него в таком винегрете из иллюстраций печатник вряд ли сориентируется.

Печатник закончил приладку и предлагает заказчику подписать оттиск. Наступает этап совместной работы ? внимание и ещё раз внимание! После того, как ваша подпись окажется на оттиске, ответственность за всё, что на нём есть, целиком и полностью ложится на вас. Прежде всего, обратите внимание на цвет. Алгоритм контроля тот же: фирменные, памятные и повторяющиеся цвета, элементы переходящие со страницы на страницу. Около печатной машины всегда располагается стол с лампами дневного света, на который печатник кладёт оттиски с машины. Оценивайте и сравнивайте цвета именно здесь, под калиброванным светом. Под обычными люминесцентными лампами вы увидите цвета по-другому, и ни о какой оценке и речи быть не может. Если вас всё устраивает, подписывайте оттиск. Если что-то не нравится, а печатник говорит, что ничего не может сделать, или предлагает неприемлемое для вас решение, обратитесь к технологу. Не стоит спорить или пытаться командовать печатником, в данной ситуации он ? ваш коллега, а не подчинённый. И уж тем более в его обязанности не входит оперативный ликбез всех заказчиков. Если печатник неправ, технолог разберётся, что предпринять. Если заказчик требует невозможного (увы, это не редкость), технолог предложит варианты решения, и вы вместе найдёте компромисс.

Чем мех дороже, тем он лучше

На протяжении всей статьи постоянно фигурирует слово ?качество?. Но учтите, что при выборе исполнителя, будь то типография, репроцентр или дизайн-студия, заказчик выбирает не только уровень качества. Как правило, это выбор разумного для данного заказа соотношения цена/качество. Цены в разных организациях отличаются в зависимости от масштабов производства, известности, уровня оборудования, квалификации персонала, позиций на рынке услуг и ещё многих факторов. Есть некий средний уровень, но обязательно где-нибудь цена окажется гораздо выше или ниже. Выбирая исполнителя, заказчик в каком-то смысле соглашается с уровнем качества предоставляемых ему услуг. Иными словами, покупая самую дешёвую колбасу, не стоит рассчитывать, что в ней будет много мяса. Как правило, в аномально дешёвых местах, работники сами знают, что их продукция далека от идеала, а для большинства клиентов главное ? не качество исполнения, а цена. Решайте сразу: сэкономить в ущерб качеству, напечатать всё равно как, лишь бы быстро, или заплатить за удовольствие видеть качественную печатную продукцию.

Аксиома ?n+1?

К сожалению, все ошибки, опечатки и недочёты своевременно исправить или устранить удаётся далеко не всегда. Соблюсти на высшем уровне все технологические требования, идеально отладить производство, создать коллектив из ответственных, квалифицированных и исполнительных работников тоже почти невозможно. Даже если вам кажется, что издание близко к совершенству, будьте уверены, что кто-нибудь привередливый и глазастый всё равно что-то да обнаружит. Поэтому вместо заключения приведу одну производственную мудрость, которую довелось услышать от коллеги: ?В любом заказе n+1 ошибка. N ошибок можно найти и устранить, но всегда останется та самая ошибка, которую отследить и исправить не удастся?.

Об авторе: Я. Близнец (twin17@mail.ru), полиграфист-технолог.


Типография ? не изба-читальня

Должна ли типография (монтажист, печатник) сообщать об обнаруженных в издании ошибках?

Часто бывает, что во время монтажа фотоформ, изготовления печатных форм или уже во время печати всплывают орфографические ляпы. Хуже, если ошибки технологического характера (например, отсутствуют припуски на обрезку, слишком маленькие поля, не учтены особенности фальцовки, перепутаны страницы на спуске). В первом случае всё просто. Надо выяснить, на каком этапе они появились: в исходных материалах заказчика или привнесены работниками типографии. Если ошибки были в файлах или фотоформах, типография может спать спокойно ? это не её головная боль. Лучше сообщить неприятную весть заказчику (мастеру в цехе, менеджеру по заказам ? в зависимости от структуры организации). А уж дальше ? дело хозяйское. Если заказчик решит исправлять ошибку, перевыводить фотоформы, переделывать печатные формы, перепечатывать лист издания будут за его счёт. Если заказчик сам обнаруживает ошибку в тексте, бывшую в исходных материалах и не замеченную типографией, претензии предъявлять бесполезно. Возмущённые возгласы вроде: ?А вы что, не видели, что печатали?!? неуместны: здесь не изба-читальня, а печатный цех, не надо было экономить на корректоре.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Тире без отступа

Году в 2008-м в комментариях тогда ещё «Живого журнала» случился прелюбопытнейший спор об оформлении абзацного отступа: ведь правый край текстового фрейма даже при множестве переносов и с отключённой оптической компенсацией всегда выглядит сносно, а вот левый по умолчанию страдает — от красных строк и реплик; как с этим быть?

RGB-workflow в печати: почему «цифра», а не традиционный офсет

У дизайнеров есть мечта: получать в печати на бумаге нечто близкое по насыщенности к RGB-охватам, нежели тот маленький цветовой охват, что традиционно позволяют получить печатные краски европейской, да и любой другой триады CMYK.

Иллюстрируем мобильно

Приложения векторной графики для графического планшета Apple iPad почти готовы стать настоящими рабочими инструментами для профессионалов, ценящих мобильность. Предлагаем вам первую часть обзора таких приложений.

Допечатные эксцессы или 6 «детских» ошибок

Рейтинг самых частых ошибок в макетах печатной продукции по опыту типографии FastPrint, принимающей заказы через автоматизированную систему онлайн-проверки.

Лак и фольгирование со скоростью «цифры»

Подготовка макетов для цифрового облагораживания: выборочного УФ-лакирования и фольгирования.



Новый номер

Тема номера: Производительность труда в типографиях. Очередная модель в этикеточной линейке DARUI. LABEL SOURCE YTP-F6-370-10C. УФ-гибриды DOCAN. Прошлое и будущее G!DIGITAL. Путеводитель по миру UV DTF-принтеров 2024. «Новое всё» на PRINTECH 2024.



Что вы делаете для пожарной безопасности у себя на предприятии?
регулярные пожарные учения с сотрудниками
33%
33 %
проверка огнетушителей
67%
67 %
отделение склада бумаги и продукции от производства
17%
17 %
обучение персонала
33%
33 %
регулярное техническое обслуживание оборудования
50%
50 %
регулярный инструктаж персонала
50%
50 %
борьба с захламлением в цехах
75%
75 %
проведение внешнего аудита
25%
25 %
установка пожарной сигнализации
75%
75 %
использование огнестойких материалов
25%
25 %
Проголосовало: 12