2006.10.02, Автор: В. Н. Румянцев2670 прочтений

Как избежать сюрпризов при смене бумаги *

Теги: Печать Печать и послепечать Publish

Часть 3 (начало в № 6)....

Часть 3 (начало в ? 6).

Научный редактор перевода — В. Н. Румянцев

Печать «по цифрам»

Восприятие цвета субъективно и зависит от возраста, наследственности и даже настроения человека. Поэтому для наилучшего результата печатать нужно «по цифрам».

Во многих отраслях нормами давно стали реализуемое автономно и «в линию» статистическое управление (Statistical Process Controls, SPC), стандарты и контроль качества, позволяющие сократить производственные затраты, внедрить измеряемое качество и диагностику техпроцесса. Подобный подход целиком оправдан и в рулонной печати, где применяются:

  • построение корректных допечатных профилей для всех видов бумаги (оптическая плотность краски, масса 1 м?, баланс по серому, контрастность оттиска и пр.);
  • размещение на печатных формах цветовых и серых контрольных шкал и плашек;
  • систематизированное использование инструментов контроля качества (денситометров, колориметров, измерителей глянца и т. д.);
  • корректность в настройке, применении и техническом обслуживании оборудования и расходных материалов.

Тенденцию к печати «по цифрам» подталкивают требования клиентов к надёжности контроля качества, растущая популярность CTP, переход на ICC-профили, глобализация и использование удалённой полиграфической базы на основе полученных допечатных данных с цифровыми контрольными значениями.

Перемещение данных при печати «по цифрам»: данные по печати поступают от заказчика. Система контроля цвета в печатной машине записывает полученные (эталонные) значения оптической плотности. Собранные при печати значения передаются заказчику и используются для корректировки им допечатных параметров

Реализация упомянутых задач невозможна без эффективного применения устройств контроля качества, но пока во многих типографиях предпочитают обходиться без денситометров или работают с ними неэффективно. (Их применение постепенно ширится там, где печатники повышают квалификацию, знакомясь с денситометрами и их возможностями.)

Измерение различных параметров (оптической плотности красочной плашки, контрастности оттиска, растискивания, высоких светов и треппинга) позволяет оператору лучше контролировать печать, добиваясь оптимальных результатов и даже прогнозируя потенциальные проблемы с машиной и качеством. Замеры одной характеристики ничего не дадут — анализировать нужно картину в целом. Измерение и контроль помогут настроить оборудование и оценить результат, но без финальных корректировок вручную всё же не обойтись.

  • При допечатной подготовке учитывается вид бумаги, а печатники получают данные по плотности, контрастности и растискиванию. На все печатные формы добавлены цветовые шкалы и элементы, а в идеальном варианте у операторов есть цветопробные отпечатки, подготовленные с учётом способа печати и выбранной бумаги.
  • Необходимо внедрить и наладить систематическое техобслуживание устройств контроля качества.
Экран системы контроля цвета «в линию» с 4-мя красочными зонами. Сверху показана оптическая плотность красочных плашек и параметры растискивания, внизу находятся шестиугольники с общим цветовым балансом

Входные и выходные профили для различных видов бумаги *

(Таблица)

Для каждого вида бумаги есть рекомендованные допечатные значения параметров, максимально раскрывающие потенциал материала при печати. Эти профили — определяющий фактор для оптимальной печати. Изменение даже одной переменной отрицательно скажется на результате.

Принятые в индустрии эталонные значения критичны для интеграции цифровых техпроцессов, эффективной эксплуатации CTP и создания ICC-профилей для систем управления цветом, с которыми работает всё больше типографий по всему миру.

Но универсальных характеристик или стандартов для профилей печатных машин не существует. Наиболее совершенным считается стандарт для рулонной печати без сушки (ISO 12647-3): только он включает колориметрические значения ICC и базируется на общепризнанных характеристиках газетной печати, разработанных IFRA. Американский стандарт SNAP совместим с ISO. Что касается рулонной печати с сушкой, то американские типографии работают преимущественно по рекомендациям SWOP и GRACoL, но единого европейского эквивалента пока нет. Частные компании разрабатывают альтернативные спецификации. Например, System Brunner создала комплексные стандарты EuroStandard and GlobalStandard для измерения и оценки 30-ти полиграфических переменных, которыми пользуются во многих странах. Оптимальный подход — 100% совместимая с ICC система управления техпроцессом через полиграфическую цепочку с абсолютно линейными профилями ICC-приложений (для машины, красок, бумаги, печатных форм).

Рекомендации GRACoL (вверху) прекрасно иллюстрируют взаимосвязь входных переменных бумаги и характеристик готового оттиска. При работе с ними за пределами Северной Америки нужно учитывать возможные отличия по насыщенности красок, методам денситометрии, линиатурам растра (в Европе они выше) и особенностям изготовления печатных форм (в США в основном работают с негативными пластинами, когда при переэкспонировании элемент растра увеличивается, а при работе с позитивными пластинами уменьшается).

Пример фирменной системы для оптимизации печатного техпроцесса и контроля за профилями

Отклонения в значениях. Приведённые значения оптической плотности красочных плашек, растискивания и контрастности являются средними. В реальных условиях цифры могут варьироваться. В таблице приводятся достижимые значения, которые можно использовать в качестве эталонных. Допустимые отклонения от средних величин составляют:

  • для оптической плотности красочных плашек ±0,10;
  • для растискивания ±3%;
  • для контрастности ±5%.

Гораздо важнее абсолютных значений баланс значений триадных цветов. Так, для поддержания баланса по серому разница в растискивании для трёх красок по рекомендациям SWOP не должна превышать 4% от эталонного значения.

Эффект от меняющегося растискивания при печати с одинаковой плотностью красочных плашек особенно заметен в средних тонах (телесные оттенки на фото)
Линиатура растра. Ошибочно считают, что с повышением линиатуры растёт качество печати. Как правило, эффект оказывается обратным, поскольку для каждого вида бумаги есть своё оптимальное значение линиатуры. На шероховатых материалах результаты будут лучше с низкими линиатурами, поскольку высокие значения линиатуры увеличивают растискивание.

Линиатура растра должна соответствовать виду бумаги.

Суммарное красочное покрытие (total area coverage, TAC) — контролируется при подготовке изображения с помощью техники вычитания из-под чёрного (UCR, Under Colour Removal). Некоторые типографии рекомендуют при печати на суперкаландрированной бумаге сокращать его на 15% (с 270-280 до 230-240).

Оптическая плотность красочной плашки (solid ink density, SID) — измеряется работающим на отражение денситометром, анализирующим плашку цветовой шкалы. По GRACoL сухая краска замеряется денситометром Status T (без поляризационных фильтров), при этом учитывается вероятность отсыхания. Масса 1 м? бумаги не фиксируется.

Основная задача — предотвратить увеличение массы красочной плёнки при печати.

Растискивание — ключевая переменная. В зависимости от печатной машины, технологии, бумаги, количества наносимой краски и её вязкости, составляет 15-35%. Чем ниже качество бумаги, тем выше растискивание.

  • Стабильность и баланс важнее абсолютных значений.
  • Растискивание зависит от типа печатной машины и офсетного полотна. Правильный выбор компенсирует отклонения при растискивании для разных видов бумаги.

Контраст печати (Print contrast) — отсутствие сливания точек в тенях даже при высокой насыщенности плашек (оптической плотности).

Растискивание обычно замеряется на 50% элементах растра, контраст — на 75%. Атрибуты взаимосвязаны: при падении контраста растискивание увеличивается. На оптической плотности плашек это может и не сказаться, но на оттиске будет выглядеть как отклонение по цвету.

Допечатная подготовка

Корректный профиль печатной формы, соответствующий выбранной бумаге, определяется правильностью подготовки файлов макета на начальных этапах.

Величина растискивания

Физическое и оптическое растискивание непосредственно зависит от поверхности запечатываемой бумаги. Это ключевой для профиля контролируемый фактор. Важная для растискивания переменная — линиатура растра: при переходе с 52 на 69 лин./см (со 133 на 175 lpi) растискивание обязательно увеличится. При переходе с мелованной бумаги на немелованную разница будет ещё заметнее.

Растискивание обычно измеряют на 50% элемента растра с компенсацией +3% для негативных форм и -3% для позитивных, для CTP — 0%

Влияние на растискивание позитивных и негативных оригиналов

В Европе предпочитают работать с позитивными пластинами, в США — с негативными. Единственное отличие в характеристиках — линиатура растра. Печатные формы, полученные с позитивных плёнок, чётче из-за естественного сжатия точек при экспонировании. При переэкспонировании негативной плёнки неизбежно увеличение растровых элементов.

  • Экспонирование печатных форм с негативов гарантирует точное (или близкое к этому) воспроизведение в высоких светах с минимальным элементом растра в 0,5%. В средних тонах (50%) прирост, в среднем, на 3%, что может привести к смещению цветов (из-за растискивания при печати и специфики растра) в сторону критических телесных тонов.
  • Минимальный элемент растра для форм с позитивных плёнок - 2%, но переэкспонирование может сократить его площадь до 1% и менее. Уменьшая размеры элементов за счёт переэкспонирования, рулонные типографии борются с избыточным растискиванием, в т. ч. при переходе с легкомелованных на суперкаландрированные виды бумаги. При экспонировании с негативов это невозможно: сокращение времени обработки снижает тиражестойкость печатной формы.
В рулонном офсете растискивание составляет 15–35% в зависимости от вида бумаги и количества нанесённой краски. На диаграмме показан эффект растискивания для линиатуры 52 лин./см (133 lpi). Данные откорректированы и не зависят от типа растра

Основные приёмы допечатной подготовки

Описанные ниже методики помогают повысить качество печати, улучшить тиражестойкость форм, сократить потребление краски. Они незаменимы при печати на бумаге с пониженной массой 1 м? и пониженного качества.

Удаление серого компонента (Gray component removal, GCR) — вместо триадной краски с ахроматическим эффектом используется чёрная. Обрабатываться может любой участок макета. (Не путать с техникой добавления к чёрному, сокращающей количество триадных красок в глубоких и нейтральных тонах с заменой на чёрный.) Важно добавить дополнительную краску под чёрную, чтобы сохранить глянец и плотность (с помощью техники UCA).

Добавление к чёрному (UCA, Under Colour Addition) — добавление хроматических цветов до нужного уровня плотности и глянца в тенях. В комбинации с GCR и UCR гарантирует приемлемую плотность и глянец чёрных плашек без избыточной подачи краски, проблем с сушкой и слипанием.

Вычитание из-под чёрного (UCR, Under Colour Removal) — удаление лишних триадных красок в тёмных и нейтральных тонах макета с заменой на чёрный. При правильной работе тоновые отклонения в нейтральных зонах изображения отсутствуют (даже при уменьшенном количестве голубого, пурпурного и жёлтого). Применяется только к тёмным, ахроматичным участкам макета.

  • Обработка изображения на ранних этапах практически не влияет на стоимость заказа.
  • Допечатная подготовка предотвращает массу проблем с печатью текста. Не стоит помещать текст в одну краску на фон и использовать выворотку мельче 6 пунктов. Обратите внимание: треппинг текста вывороткой для позитивной формы может не подойти для негативной из-за большего увеличения элементов при негативном техпроцессе.

Стохастический растр (Stochastic screening) — становится всё популярнее среди американских типографий рулонной печати, поскольку позволяет повысить качество рекламных объявлений и журнальных обложек. Считается, что уменьшенный элемент растра сокращает пыление. Стохастический растр облегчает получение на CTP-системах стабильного элемента растра высокого разрешения в первом поколении. Для работы с ним понадобятся новые эталонные значения оптической плотности и растискивания (более высокие). Из-за очень маленького размера элемента тиражестойкость печатных форм снижается, поэтому они требуют обжига.

Кривые цветоделения (Separation curves) — тон и контраст готового оттиска определяются кумулятивным эффектом всех этапов техпроцесса. Именно от их взаимодействия зависит воспроизведение точных оттенков серого. Самый высокий контраст у оттисков на мелованной бумаге, чуть ниже — на немелованной, самый низкий — на газетной.

Практически во всех современных коммерческих RIP предусматривается назначение профилей печатной машины и сохранение отдельных комбинаций машина–бумага с помощью следующей процедуры.

  1. Выведите плёнку или печатную форму с тестовым файлом, замерьте форму денситометром.
  2. Откорректируйте % элемента растра, выведите новую форму и проверьте линейность.
  3. Если всё в порядке, выведите полный комплект форм с тестового файла с линейной калибровкой.
  4. Выполните печать на разных видах бумаги, измерьте результаты и постройте профили.

CTP-фактор

При переходе с традиционной технологии изготовления печатных форм на CTP кривую воспроизведения придётся откорректировать. По европейским нормам печать на лёгкомелованной бумаге — это 20% растискивание при линиатуре 52 лин./см (133 lpi) (в США 25% из-за иной технологии изготовления печатных форм).

Фотополимерная технология (Photopolymer) — воспроизводится негатив изображения. Величина элемента растра зависит от условий экспонирования. Как и при любой работе с негативами, чем дольше экспонирование — тем крупнее элемент. Фотополимерные пластины держат очень мелкие точки в высоких светах, но отличаются значительным растискиванием в средних тонах и тенях.

Серебросодержащая технология (Silver) — воспроизведение позитивного изображения. Площадь элементов растра сокращается меньше, но в высоких светах отдельные элементы теряются.

Термальная технология (Thermal) — при надлежащем контроле воспроизведение линейно. Элементы растра невозможно уменьшить в процессе экспонирования, поэтому необходимо корректно готовить файл.

УФ-чувствительная технология (UV-light sensitive) — оптимальная для низкого и среднего разрешения диазо-технология подходит для позитивных и негативных пластин. Обычные обрабатываются в экспонирующей раме в комбинации с системой «компьютер–плёнка» (CTFilm). Система «компьютер–обычная пластина» (CTcP) напрямую экспонирует формы с помощью цифрового источника света.

  • CTP-технологии отличаются по характеристикам воспроизведения. Важно, чтобы калибровочные кривые для устройства экспонирования обеспечивали линейность, особенно если печатные формы с одной и той же работой выводятся разными способами на нескольких предприятиях.
  • Протестируйте несколько видов бумаги и постройте калибровочные кривые для каждого вида.

Калибровочные кривые для CTP

Уменьшение точек на серебросодержащих пластинах и увеличение на фотополимерных можно компенсировать за счёт калибровочных кривых. В большинстве устройств экспонирования результат корректируется двумя способами:

  • линейный вывод (или соответствие предыдущим выведенным позитивным формам), который ещё называют "формной калибровкой" или "X-кривой";
  • изменение параметров вывода в соответствии с характеристиками печатной машины - "машинный профиль"; нужны разные файлы в зависимости от вида бумаги.

Особые моменты:

  1. Осторожнее с векторными элементами (текст вывороткой и текстовые блоки на плашках) - калибровка к ним неприменима.
  2. Значения увеличения и уменьшения, заданные дизайнером для позитивных пластин, не подходят для фотополимерных - текст окажется сжатым. Корректировать эту проблему в устройстве экспонирования невозможно - только в файле.
  3. Благодаря линейности термальных пластин вывод для них тоже будет линейным. Внимательнее согласовывайте растискивание с заказчиком при использовании позитивных пластин: растискивание в средних тонах будет выше, если не компенсировать его в формной калибровочной кривой.
  • Не вносите компенсаций в полученные файлы, поскольку меняется кривая воспроизведения при выводе форм, что влечёт за собой сжатие данных, потерю деталей и воспроизведение меньшего количества тонов.
  • Не рекомендуется управлять размером элемента растра с помощью параметров экспонирования в CTP-системе, поскольку это может негативно сказаться на других характеристиках воспроизведения.

Условия экспонирования и обработки должны соответствовать линейному воспроизведению на тестовой форме, а кривая — учитывать конкретный вид бумаги и компенсацию уменьшения элемента растра, отображая требования заказчика.

Примечание: если выбора нет, можно сократить кривые передачи растровых элементов растра, чтобы оттиск не получился грязным и/или неконтрастным. Это поможет извлечь максимум из запечатываемого материала.

Тиражестойкость CTP-форм. 100–200 тыс. отт. без обжига при нормальном содержании спирта. После обжига форма выдерживает несколько миллионов оттисков, становится более стойкой к повреждениям и открывает широкие возможности для выбора расходных материалов. Для больших тиражей рулонной печати с сушкой позитивные и термальные формы рекомендуется обжигать.

С внедрением CTP предсказуемость офсетной печати стала выше за счёт чётких краёв точки первого поколения, что сокращает дефекты нанесения краски

* © 2000 Graphic Communications Association. Все права защищены.


* В части пособия «Как избежать сюрпризов при смене бумаги» (How to avoid surprises when changing paper grades) собраны эффективные приёмы работы и организации труда для типографий рулонной офсетной печати. Опубликовано Web Offset Champion Group (WOCG).

© 1998 & 2002. Все права защищены.

Группа WOCG сформирована в 1998 г. для пропаганды эффективного опыта работы в индустрии рулонной офсетной печати, позволяющего повысить производительность, качество, безопасность труда и добиться настоящих «чемпионских» результатов. WOCG — совместный проект международных компаний, сотрудничающих с ведущими специалистами отрасли, типографиями и ассоциациями по всему миру. Члены группы являются ведущими поставщиками технологии, материалов и оборудования для всех этапов технологического процесса — допечатного, печатного и послепечатного: Aylesford Newsprint, Kodak Polychrome Graphics, MacDermid Printing Solutions, MAN Roland, MEGTEC Systems, Muller Martini, Nitto-Permacel, QuadTech, SCA и Sun Chemical.


Чтобы цвета при печати соответствовали цветопробе, она должна как можно точнее отображать готовый оттиск и тогда станет инструментом контроля цвета для заказчика, допечатного отдела и печатников. Добиться абсолютного соответствия цветопробе невозможно, а несовпадение материала для цветопробы и печати по оттенку и отсутствие растровых розеток для оценки растискивания осложняют задачу.

  • Пробный оттиск должен печататься на той же бумаге, что и тираж.
  • Не забудьте о контрольных цветовых шкалах.
  • Предпочтительнее цветопробные системы с калиброванным воспроизведением растра и эмуляцией растискивания.

Не соответствующие этим требованиям цветопробные системы не позволяют давать предварительную оценку качества печати, что затягивает приладку, повышает отходы и может разочаровать заказчика.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Упаковка без остановок: дорогой цифровизации

    В Heidelberg уверены — в обозримой перспективе в типографиях, выпускающих картонную упаковку, найдётся место и для офсетной, и для цифровой технологий печати. Главное, чтобы производство было эффективным и соответствовало требованиям цифровой эпохи.

     

  • Надо ли объяснять заказчику различия?

    В этот раз у нас, казалось бы, не сложный запрос. Интересовала стоимость печати плаката: форматА2, 4+0, ВД-лак, бумага — 150 г/м2, мел. глянцевая, тираж — 100 и 500 экз.

     

  • Простые секреты «Артес»: машины, люди и диверсификация

    11 апреля 2018 г. мне по приглашению директора «Терра Системы» Стефана Валуйского удалось побывать на дне открытых дверей в екатеринбургской типографии «Артес», которую знаю уже почти два десятилетия.

     

  • Что в имени тебе моём?

    В этот раз считаем распространённый заказ — буклеты А4 формата в готовом формате, 6 полос. Запрос такой: Буклет 21x30 см в готовом виде, 63x30 см в развороте, 4+4, бумага — мелованная, 200 г/м2, 2 параллельных сгиба до формата 21x30 см. Тираж — 200 и 500 экз. Просьба указать сроки и способ печати.

     

  • Варианты будущего для типографий

    Передовые полиграфические технологии Komori и Brausse — теория и практика для представителей российских типографий. Без секретов.

     

  • Конкурентный офсет

    Ко мне обратился знакомый художник. Он хочет напечатать небольшой каталог своих работ. Параметров получилось много: 2 вида бумаги и 3 тиража. Клиент далёк от полиграфии и сразу определить точные данные ему сложно. Считаем: Каталог 21x21 см, 24 полосы, 4+4, бумага 2 варианта: все на 170 г/м2 и все на 200 г/м2, 2 скобы, тираж 100 экз., 200 экз. и 500 экз. Будут готовые макеты.

     


comments powered by Disqus