2006.10.02, Автор: В. Н. Румянцев3463 прочтений
Научный редактор перевода — В. Н. Румянцев
Восприятие цвета субъективно и зависит от возраста, наследственности и даже настроения человека. Поэтому для наилучшего результата печатать нужно «по цифрам».
Во многих отраслях нормами давно стали реализуемое автономно и «в линию» статистическое управление (Statistical Process Controls, SPC), стандарты и контроль качества, позволяющие сократить производственные затраты, внедрить измеряемое качество и диагностику техпроцесса. Подобный подход целиком оправдан и в рулонной печати, где применяются:
Тенденцию к печати «по цифрам» подталкивают требования клиентов к надёжности контроля качества, растущая популярность CTP, переход на ICC-профили, глобализация и использование удалённой полиграфической базы на основе полученных допечатных данных с цифровыми контрольными значениями.
![]() |
Перемещение данных при печати «по цифрам»: данные по печати поступают от заказчика. Система контроля цвета в печатной машине записывает полученные (эталонные) значения оптической плотности. Собранные при печати значения передаются заказчику и используются для корректировки им допечатных параметров |
Реализация упомянутых задач невозможна без эффективного применения устройств контроля качества, но пока во многих типографиях предпочитают обходиться без денситометров или работают с ними неэффективно. (Их применение постепенно ширится там, где печатники повышают квалификацию, знакомясь с денситометрами и их возможностями.)
Измерение различных параметров (оптической плотности красочной плашки, контрастности оттиска, растискивания, высоких светов и треппинга) позволяет оператору лучше контролировать печать, добиваясь оптимальных результатов и даже прогнозируя потенциальные проблемы с машиной и качеством. Замеры одной характеристики ничего не дадут — анализировать нужно картину в целом. Измерение и контроль помогут настроить оборудование и оценить результат, но без финальных корректировок вручную всё же не обойтись.
![]() |
Экран системы контроля цвета «в линию» с 4-мя красочными зонами. Сверху показана оптическая плотность красочных плашек и параметры растискивания, внизу находятся шестиугольники с общим цветовым балансом |
(Таблица)
Для каждого вида бумаги есть рекомендованные допечатные значения параметров, максимально раскрывающие потенциал материала при печати. Эти профили — определяющий фактор для оптимальной печати. Изменение даже одной переменной отрицательно скажется на результате.
Принятые в индустрии эталонные значения критичны для интеграции цифровых техпроцессов, эффективной эксплуатации CTP и создания ICC-профилей для систем управления цветом, с которыми работает всё больше типографий по всему миру.
Но универсальных характеристик или стандартов для профилей печатных машин не существует. Наиболее совершенным считается стандарт для рулонной печати без сушки (ISO 12647-3): только он включает колориметрические значения ICC и базируется на общепризнанных характеристиках газетной печати, разработанных IFRA. Американский стандарт SNAP совместим с ISO. Что касается рулонной печати с сушкой, то американские типографии работают преимущественно по рекомендациям SWOP и GRACoL, но единого европейского эквивалента пока нет. Частные компании разрабатывают альтернативные спецификации. Например, System Brunner создала комплексные стандарты EuroStandard and GlobalStandard для измерения и оценки 30-ти полиграфических переменных, которыми пользуются во многих странах. Оптимальный подход — 100% совместимая с ICC система управления техпроцессом через полиграфическую цепочку с абсолютно линейными профилями ICC-приложений (для машины, красок, бумаги, печатных форм).
Рекомендации GRACoL (вверху) прекрасно иллюстрируют взаимосвязь входных переменных бумаги и характеристик готового оттиска. При работе с ними за пределами Северной Америки нужно учитывать возможные отличия по насыщенности красок, методам денситометрии, линиатурам растра (в Европе они выше) и особенностям изготовления печатных форм (в США в основном работают с негативными пластинами, когда при переэкспонировании элемент растра увеличивается, а при работе с позитивными пластинами уменьшается).
![]() |
Пример фирменной системы для оптимизации печатного техпроцесса и контроля за профилями |
Отклонения в значениях. Приведённые значения оптической плотности красочных плашек, растискивания и контрастности являются средними. В реальных условиях цифры могут варьироваться. В таблице приводятся достижимые значения, которые можно использовать в качестве эталонных. Допустимые отклонения от средних величин составляют:
Гораздо важнее абсолютных значений баланс значений триадных цветов. Так, для поддержания баланса по серому разница в растискивании для трёх красок по рекомендациям SWOP не должна превышать 4% от эталонного значения.
![]() |
Эффект от меняющегося растискивания при печати с одинаковой плотностью красочных плашек особенно заметен в средних тонах (телесные оттенки на фото) |
Линиатура растра должна соответствовать виду бумаги.
Суммарное красочное покрытие (total area coverage, TAC) — контролируется при подготовке изображения с помощью техники вычитания из-под чёрного (UCR, Under Colour Removal). Некоторые типографии рекомендуют при печати на суперкаландрированной бумаге сокращать его на 15% (с 270-280 до 230-240).
Оптическая плотность красочной плашки (solid ink density, SID) — измеряется работающим на отражение денситометром, анализирующим плашку цветовой шкалы. По GRACoL сухая краска замеряется денситометром Status T (без поляризационных фильтров), при этом учитывается вероятность отсыхания. Масса 1 м? бумаги не фиксируется.
Основная задача — предотвратить увеличение массы красочной плёнки при печати.
Растискивание — ключевая переменная. В зависимости от печатной машины, технологии, бумаги, количества наносимой краски и её вязкости, составляет 15-35%. Чем ниже качество бумаги, тем выше растискивание.
Контраст печати (Print contrast) — отсутствие сливания точек в тенях даже при высокой насыщенности плашек (оптической плотности).
Растискивание обычно замеряется на 50% элементах растра, контраст — на 75%. Атрибуты взаимосвязаны: при падении контраста растискивание увеличивается. На оптической плотности плашек это может и не сказаться, но на оттиске будет выглядеть как отклонение по цвету.
Корректный профиль печатной формы, соответствующий выбранной бумаге, определяется правильностью подготовки файлов макета на начальных этапах.
Физическое и оптическое растискивание непосредственно зависит от поверхности запечатываемой бумаги. Это ключевой для профиля контролируемый фактор. Важная для растискивания переменная — линиатура растра: при переходе с 52 на 69 лин./см (со 133 на 175 lpi) растискивание обязательно увеличится. При переходе с мелованной бумаги на немелованную разница будет ещё заметнее.
![]() |
Растискивание обычно измеряют на 50% элемента растра с компенсацией +3% для негативных форм и -3% для позитивных, для CTP — 0% |
В Европе предпочитают работать с позитивными пластинами, в США — с негативными. Единственное отличие в характеристиках — линиатура растра. Печатные формы, полученные с позитивных плёнок, чётче из-за естественного сжатия точек при экспонировании. При переэкспонировании негативной плёнки неизбежно увеличение растровых элементов.
![]() |
В рулонном офсете растискивание составляет 15–35% в зависимости от вида бумаги и количества нанесённой краски. На диаграмме показан эффект растискивания для линиатуры 52 лин./см (133 lpi). Данные откорректированы и не зависят от типа растра |
Описанные ниже методики помогают повысить качество печати, улучшить тиражестойкость форм, сократить потребление краски. Они незаменимы при печати на бумаге с пониженной массой 1 м? и пониженного качества.
Удаление серого компонента (Gray component removal, GCR) — вместо триадной краски с ахроматическим эффектом используется чёрная. Обрабатываться может любой участок макета. (Не путать с техникой добавления к чёрному, сокращающей количество триадных красок в глубоких и нейтральных тонах с заменой на чёрный.) Важно добавить дополнительную краску под чёрную, чтобы сохранить глянец и плотность (с помощью техники UCA).
Добавление к чёрному (UCA, Under Colour Addition) — добавление хроматических цветов до нужного уровня плотности и глянца в тенях. В комбинации с GCR и UCR гарантирует приемлемую плотность и глянец чёрных плашек без избыточной подачи краски, проблем с сушкой и слипанием.
Вычитание из-под чёрного (UCR, Under Colour Removal) — удаление лишних триадных красок в тёмных и нейтральных тонах макета с заменой на чёрный. При правильной работе тоновые отклонения в нейтральных зонах изображения отсутствуют (даже при уменьшенном количестве голубого, пурпурного и жёлтого). Применяется только к тёмным, ахроматичным участкам макета.
Стохастический растр (Stochastic screening) — становится всё популярнее среди американских типографий рулонной печати, поскольку позволяет повысить качество рекламных объявлений и журнальных обложек. Считается, что уменьшенный элемент растра сокращает пыление. Стохастический растр облегчает получение на CTP-системах стабильного элемента растра высокого разрешения в первом поколении. Для работы с ним понадобятся новые эталонные значения оптической плотности и растискивания (более высокие). Из-за очень маленького размера элемента тиражестойкость печатных форм снижается, поэтому они требуют обжига.
Кривые цветоделения (Separation curves) — тон и контраст готового оттиска определяются кумулятивным эффектом всех этапов техпроцесса. Именно от их взаимодействия зависит воспроизведение точных оттенков серого. Самый высокий контраст у оттисков на мелованной бумаге, чуть ниже — на немелованной, самый низкий — на газетной.
Практически во всех современных коммерческих RIP предусматривается назначение профилей печатной машины и сохранение отдельных комбинаций машина–бумага с помощью следующей процедуры.
При переходе с традиционной технологии изготовления печатных форм на CTP кривую воспроизведения придётся откорректировать. По европейским нормам печать на лёгкомелованной бумаге — это 20% растискивание при линиатуре 52 лин./см (133 lpi) (в США 25% из-за иной технологии изготовления печатных форм).
Фотополимерная технология (Photopolymer) — воспроизводится негатив изображения. Величина элемента растра зависит от условий экспонирования. Как и при любой работе с негативами, чем дольше экспонирование — тем крупнее элемент. Фотополимерные пластины держат очень мелкие точки в высоких светах, но отличаются значительным растискиванием в средних тонах и тенях.
Серебросодержащая технология (Silver) — воспроизведение позитивного изображения. Площадь элементов растра сокращается меньше, но в высоких светах отдельные элементы теряются.
Термальная технология (Thermal) — при надлежащем контроле воспроизведение линейно. Элементы растра невозможно уменьшить в процессе экспонирования, поэтому необходимо корректно готовить файл.
УФ-чувствительная технология (UV-light sensitive) — оптимальная для низкого и среднего разрешения диазо-технология подходит для позитивных и негативных пластин. Обычные обрабатываются в экспонирующей раме в комбинации с системой «компьютер–плёнка» (CTFilm). Система «компьютер–обычная пластина» (CTcP) напрямую экспонирует формы с помощью цифрового источника света.
Уменьшение точек на серебросодержащих пластинах и увеличение на фотополимерных можно компенсировать за счёт калибровочных кривых. В большинстве устройств экспонирования результат корректируется двумя способами:
Особые моменты:
Условия экспонирования и обработки должны соответствовать линейному воспроизведению на тестовой форме, а кривая — учитывать конкретный вид бумаги и компенсацию уменьшения элемента растра, отображая требования заказчика.
Примечание: если выбора нет, можно сократить кривые передачи растровых элементов растра, чтобы оттиск не получился грязным и/или неконтрастным. Это поможет извлечь максимум из запечатываемого материала.
Тиражестойкость CTP-форм. 100–200 тыс. отт. без обжига при нормальном содержании спирта. После обжига форма выдерживает несколько миллионов оттисков, становится более стойкой к повреждениям и открывает широкие возможности для выбора расходных материалов. Для больших тиражей рулонной печати с сушкой позитивные и термальные формы рекомендуется обжигать.
![]() |
|
С внедрением CTP предсказуемость офсетной печати стала выше за счёт чётких краёв точки первого поколения, что сокращает дефекты нанесения краски | ![]() |
* © 2000 Graphic Communications Association. Все права защищены.
* В части пособия «Как избежать сюрпризов при смене бумаги» (How to avoid surprises when changing paper grades) собраны эффективные приёмы работы и организации труда для типографий рулонной офсетной печати. Опубликовано Web Offset Champion Group (WOCG).
© 1998 & 2002. Все права защищены.
Группа WOCG сформирована в 1998 г. для пропаганды эффективного опыта работы в индустрии рулонной офсетной печати, позволяющего повысить производительность, качество, безопасность труда и добиться настоящих «чемпионских» результатов. WOCG — совместный проект международных компаний, сотрудничающих с ведущими специалистами отрасли, типографиями и ассоциациями по всему миру. Члены группы являются ведущими поставщиками технологии, материалов и оборудования для всех этапов технологического процесса — допечатного, печатного и послепечатного: Aylesford Newsprint, Kodak Polychrome Graphics, MacDermid Printing Solutions, MAN Roland, MEGTEC Systems, Muller Martini, Nitto-Permacel, QuadTech, SCA и Sun Chemical.
Чтобы цвета при печати соответствовали цветопробе, она должна как можно точнее отображать готовый оттиск и тогда станет инструментом контроля цвета для заказчика, допечатного отдела и печатников. Добиться абсолютного соответствия цветопробе невозможно, а несовпадение материала для цветопробы и печати по оттенку и отсутствие растровых розеток для оценки растискивания осложняют задачу.
Не соответствующие этим требованиям цветопробные системы не позволяют давать предварительную оценку качества печати, что затягивает приладку, повышает отходы и может разочаровать заказчика.
Архив журналов в свободном доступе.
Мы решили начать подготовку к новому году чуть раньше, хотя это не свойственно большинству заказчиков типографий. Считаем квартальные календари с 3 пружинами. Шапка — 297х210 мм, блоки — 297х200 мм, печать — 4+0, бумага — меловка, 300 г/м2 или картон.
Я пишу о точках контакта типографий с клиентами уже третий год*. Теории достаточно. Хочу сегодня рассказать реальные истории — о реальные заказах и типографиях. Увы, критики будет больше, чем позитива. Но ведь лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?
В этот раз изучаем стоимость книги с интегральным переплётом. Его еще называют «голландским переплётом», «гибкой» или даже «псевдотвёрдой обложкой». Согласно «Википедии»: «Голла,ндский, или интегральный, переплёт — это разновидность твёрдого переплёта, в котором крышка изготавливается из цельного куска ламинированного картона.
В этот раз у нас очень реальный запрос — официальная газета выставки Printech 2019, которую готовит редакция Publish. Интересовала стоимость печати следующего заказа: брошюра формата А4, 4+4 со своей обложкой, скрепление — на скобу, тираж — 3000 экз., бумага — мелованная, матовая, 120 г/м2. Вариантов для просчёта два — 24 и 32 полосы.
Третий Всероссийский форум полиграфистов прошёл под лозунгом «Полиграфия будущего». Но будущего не бывает без прошлого и настоящего, поэтому анализ происходящих не только в индустрии, но и в обществе процессов позволяет лучше подготовиться к вызовам завтрашнего дня.
Повторяем запрос на плакаты, уменьшив формат до B2 в надежде, что, наконец, откликнутся владельцы HP Indigo 12000/10000. Запрашиваем: печать плаката 50x70 см, 4+0+ВД-лак, бумага — 150 г/м2, мелованная глянцевая, тираж — 100 и 500 экз.