2006.07.10, Автор: В. Н. Румянцев4691 прочтений

Как избежать сюрпризов при смене бумаги *

Теги: Печать Publish

Часть 1...

Часть 1

Введение

Типографии с рулонным оборудованием (с устройствами сушки и без) узнают из этого руководства, как повысить эффективность техпроцесса. Опыт участвующих в проекте компаний, составляющих взаимосвязанную производственную цепочку, поможет качественно улучшить работу предприятия и позволит:

  • избежать типичных ошибок;
  • правильно работать с материалами и оборудованием;
  • системно оценить проблемы и успешно их устранить.

Полиграфия всбё больше тяготеет к частой смене вида, массы 1 мб? бумаги и типа ебё обработки (покрытия). Каждая бумага выдвигает свои технологические требования к допечатной подготовке, печати и послепечатной обработке, влияя на общий уровень затрат. Во многих издательствах, рекламных агентствах и типографиях смена вида бумаги снижает производительность, но есть и оптимизировавшие техпроцесс за счбёт тесного сотрудничества с поставщиками. На примере трбёх видов бумаги (легкомелованной, суперкаландрированной и улучшенной газетной) мы продемонстрируем технологические тенденции и способы повысить эффективность производства. Экономические модели и результаты исследований подчбёркивают важность переменных в полиграфическом процессе, но не стоит их абсолютизировать, поскольку рулонная офсетная печать многогранна, а ассортимент расходников обширен. Лучше отслеживать характеристики собственного производства и делать выводы на основании конкретных показателей.

Оптимизация печати

С изменениями в технологиях и расходных материалах растбёт роль допечатной подготовки в получении качественной полиграфической продукции. Важнейшим фактором, влияющим и на затраты, и на качество, становится соответствие допечатных процессов бумаге и печатной машине. Для интеграции цифровых процессов, построения ICC-профилей и эффективной работы CTP-систем важно использовать эталонные макеты для «печати по цифрам». Другие существенные моменты – техобслуживание, настройка печатной машины, климатические условия в печатном цехе, правильный подбор расходных материалов с учбётом особенностей печатной машины.

ВАЖНО

Общий характер настоящего руководства не позволил учесть специфику всех решений, поэтому используйте его как дополнение к информации поставщиков (в особенности оборудования), ориентируясь в первую очередь на их инструкции по технике безопасности, работе и техобслуживанию.

Руководство предназначено для полиграфистов всего мира, поэтому возможны региональные отличия в терминологии, материалах и специфике техпроцесса.

Словарь терминов

Виды бумаги для рулонного офсета

Термины по бумаге

Глянец (Gloss) – характеризует внешний вид бумаги и блеск поверхности.

Непрозрачность (Opacity) – свойство бумаги препятствовать прохождению света. Часто упоминают в контексте «просвечивания» изображения, которое не следует путать с «пробиванием», когда содержащееся в краске масло снижает непрозрачность бумаги.

Плотность (Density) – показывает, насколько сжата бумага (антоним «пухлости»).

Поглощающая способность (Absorption) – поглощаемый бумагой обюбём воды или растворителя, определяющийся ебё пористостью и особенностями обработки поверхности. Скорость впитывания зависит и от специфики краски.

Пыление (Linting, Dusting) – первый термин относится к бумажным волокнам на офсетном полотне, второй – к пигментным частицам на нбём же. Оба типа пыления приводят к скоплению на полотне остатков краски и бумажной пыли.

Рулон (Roll) – единица учбёта бумаги.

Упаковка рулона (Wrapper) – внешняя защита рулона от повреждений.

Шероховатость, гладкость (Roughness, Smoothness) – характеризуют поверхность бумаги как ровную (гладкую) или неровную (шероховатую), в большой степени определяют уровень ебё глянца.

Яркость (Brightness) – измеряется по нескольким системам: ISO, UV, D65, CIE.

Термины по печатным машинам и технологии

Вычитание из-под чбёрного (UCR, Under Colour Removal) – удаление лишних цветов в тбёмных и нейтральных тонах макета с заменой их на чбёрный. Применяется только к тбёмным, ахроматичным зонам изображения.

Добавление к чбёрному (UCA, Under Colour Addition) – добавление хроматических цветов до нужного уровня суммарной красочной плбёнки в глубоких тенях.

Контраст печати оттиска (Print contrast) – вычисляется сравнением оптической плотности цвета для растра 75% и плашки (100%). Хороший контраст означает, что точки в тенях не сливаются даже при высокой плотности красочного слоя.

Кривая цветоделения (Separation curve) – тон и контраст готового оттиска определяются кумулятивным эффектом всех этапов техпроцесса. Именно от взаимодействия между ними зависит воспроизведение точных оттенков серого. Самый высокий контраст у оттисков на мелованной бумаге, чуть ниже – на немелованной, самый низкий – на газетной.

Линиатура растра (Screen lpi /lines per inch или lpc / lines per centimetre) – количество линий на дюйм (lpi) или сантиметр (lpc). Для каждой бумаги есть своя оптимальная линиатура.

Липкость (Tack) – относительное значение когезии красочной плбёнки, от которого зависит стойкость к расщеплению между двумя быстро отделяемыми поверхностями.

Масса 1 мб? (gsm) – в метрической системе масса 1 мб? бумаги или красочной плбёнки в граммах (в США в фунтах).

Насыщение (Bottom) – полное заполнение краской пор бумаги с гладкой, однородной заливкой.

Относительная влажность (RH – Relative Humidity) б– количество влаги в воздухе в % от необходимого для насыщения атмосферы при данной температуре.

Отсыхание (Dry back) – химический эффект, проявляющийся через 3-5 дней после печати, когда изображение становится тусклым и безжизненным. Причины – завышенное значение суммарной красочной плбёнки, неверные параметры растискивания, ненормальная температура в печатной машине.

Охлаждающие цилиндры (Chill rolls) – охлаждаемые цилиндры, располагаемые после устройства сушки; закрепляют красочные смолы и снижают температуру бумаги до температуры окружающей среды.

Печатный процесс без сушки (Coldset); рулонная офсетная печать без сушки (CSWO – Cold Set Web Offset) – печатный процесс, при котором краска высыхает естественным путбём испарения или впитывания (абсорбции).

Печатный процесс с сушкой (Heatset); рулонная офсетная печать с сушкой (HSWO – Heat Set Web Offset) – печатный процесс, при котором краска высыхает c помощью горячего воздуха в сушильном устройстве (краска впитывается в бумагу за счбёт абсорбции лишь частично).

Плотность красочной плашки (solid ink density, SID) – количество дополнительного света (основной фильтр), поглощаемого плашкой цветовой контрольной шкалы при замере денситометром на отражение.

Пузырение (Blistering) – нагревание и расширение влаги (или образование паров. – Прим. тех. ред.) в середине мелованной бумаги, приводящее к расслаиванию поверхности.

Растискивание (Dot gain) – увеличение растровых точек в процессе переноса изображения на запечатываемый материал. Причины – впитывание краски бумагой (механическое растискивание) и рассеивание света вокруг точек (оптическое растискивание). Комбинация обоих факторов изменяет тоновое значение при печати (Total Dot Gain или Tone Value Increase, TVI в США). См. ISO 12647-1.

Слипание (Blocking) отпечатанных копий в стопе из-за неполной просушки и/или особенностей красочной плбёнки.

Увлажняющий раствор (Dampening solution) – вода с различными добавками; предотвращает попадание краски на зоны печатной формы, не участвующие в формировании изображения.

Стохастический растр (Stochastic / FM screening) – цифровая технология растрирования, формирующая изображение из скоплений мелких, хаотично расположенных точек (вместо традиционных растровых).

Суммарное красочное покрытие (total area coverage, TAC) – процентное выражение тональных значений триадных печатных красок, сумма величин растровых точек в самых тбёмных областях электронного макета. Теоретически, лучший чбёрный цвет даст наложение плашек всех триадных красок (TAC = 400%), но на практике это приводит к нестабильности цвета. Величина TAC вычисляется на базе исходного файла и контролируется при подготовке изображения. Суммарную красочную плбёнку замеряют на самой тбёмной области плбёнки или файла и проверяют в той же точке для каждого цвета на цветоделбённой плбёнке или файле CTP.

Сушка, печь (Dryer, oven) – оборудование для испарения воды и красочных растворителей из бумаги при рулонной печати.

Добавочный увлажняющий раствор (Fountain Solution, Font) – раствор химикатов, добавляемых в увлажняющий раствор.

Удаление серого компонента (Gray component removal, GCR) – техника замены триадной краски с ахроматическим эффектом на чбёрную.

Эмульгирование (Emulsification) – дисперсия воды в краске.

CIP (Co-operation for Integration of Pre-press, Press and Post-press) – данные допечатной подготовки для предварительной настройки красочных зон (CIP3); данные по специфике печатной работы для печатного и послепечатного оборудования (CIP4).

CMYK (Cyan, Magenta, Yellow, BlacK) – последовательность нанесения триадных цветов в рулонной печати с сушкой. При рулонной печати без сушки порядок наложения красок варьируется.

Б‚¬– валюта евро.

ICC (International Colour Consortium, Международный консорциум цвета) – международная организация, занимающаяся отраслевым профилированием файлов допечатных форматов, бумаги и печатных машин в рамках систем управления цветом (подробнее на http://www.color.org).

IFRA – международная ассоциация, предоставляющая техническую информацию газетным типографиям и поставщикам.

ISO (International Standards Organisation) – международная организация стандартов (полиграфия: 12647-1 общая, 12647-2 коммерческая, 12647-3 газетная).

Зачем менять бумагу?

Качество полиграфической продукции преимущественно определяется используемой бумагой. Издательства, рекламодатели, типографии и заказчики печатной продукции, как правило, выбирают материал, ориентируясь на два критерия: пригодность для данной продукции и стоимость.

Пригодность бумаги для продукции

  • Желаемое качество бумаги и печати.
  • Брошюрование или спецобработка (чем выше пухлость, тем хуже бумага поддабётся обработке).
  • Соответствие готовой продукции целевой аудитории.
  • Жизненный цикл готовой продукции (газета, рекламный каталог, журнал, книга).
  • Экологические аспекты (переработка, отбеливание, лесозаготовки и т. д.).
  • Метод распространения: почта (выше масса - выше затраты), вкладка в периодические издания.

Выбор бумаги всегда связан с полуобюективной оценкой ебё качеств (яркости, мелования, глянца, плотности, светопрочности), имеющих отношение к типу готовой продукции и применению. Искомая комбинация должна точно соответствовать поставленным задачам – получению высококачественного модного журнала или массовой газеты. Второй аспект – способ печати. Иногда при подборе бумаги на первый план выходят особенности распространения – возможность вставки в газету или журнал, напрямую зависящие от массы изделия и почтовых расходов. Но не стоит отдавать предпочтение более лбёгким видам бумаги в ущерб непрозрачности.

Общие затраты

  1. Бумага и краска.
  2. Печать и брошюрование.
  3. Распространение.

При закупке бумаги особое внимание уделяется ебё стоимости (виду, массе 1 мб?, цене). Соответствие бумаги типу продукции определяется совокупностью ебё характеристик. При смене вида бумаги (или способа печати: глубокая–офсетная, рулонная с сушкой–рулонная без небё) переменные становятся иными, что может привести к неожиданным проблемам с:

  • обслуживанием;
  • печатными характеристиками;
  • совокупными затратами.

Особенной осторожности требует переход на бумагу низкого качества (например, с легкомелованной на суперкаландрированную или газетную), поскольку дешбёвая бумага часто удорожает обработку, сокращая выгоду от перехода. Лбёгкую бумагу сложнее контролировать при печати и отделке: падает производительность, растут отходы.

Качество бумаги напрямую зависит от ебё вида. На рулонных машинах с сушкой допустимо запечатывать все виды бумаги, на машинах без сушки – только немелованную, некоторые виды с пигментированием и матовым мелованием (MFP, MFC), но специальными красками, которые дают повышенную яркость и чбёткость точки при меньшем уровне глянца

Нынешний ассортимент бумаги призван удовлетворить любые требованиям по цене, качеству и печатным характеристикам. Оптические свойства определяются яркостью (белизной), оттенком и непрозрачностью бумаги. Характеристики существенно варьируются даже в пределах одного вида. Характеристики вида (или типа) бумаги в полной мере не описывают итоговые печатные характеристики материала. Его поведение в машинах одной модели варьируется в зависимости от условий техпроцесса (настроек цилиндров, типа офсетного полотна, упаковки, влажности, температуры и т. д.)

Типичные проблемы при смене бумаги (или вида печати)

Принципиальные отличия трёх основных видов бумаги для рулонного офсета (см. термины).
Для издательств и рекламных агентств
  • Меняется восприятие цвета, поскольку цветовой охват напрямую зависит от вида бумаги (чем хуже бумага, тем он ниже).
  • Может измениться восприятие качества продукции, поскольку дешбёвая бумага по-иному ведбёт себя при печати - волокна больше сжимаются, глянец снижается.
  • Дизайн и допечатная подготовка не учитывают особенностей бумаги и способа печати (машина с сушкой или без, бумага мелованная или немелованная). Для выбранной бумаги не подходят допечатные профили (например, характеристики для глубокой печати применительно к офсетной, профили для легкомелованной бумаги применительно к суперкаландрированной или газетной).
  • Лишние затраты при печати тиража: скорость печати и сушки ниже на суперкаландрированной бумаге, немелованных материалах и бумаге с массой более 100 г/мб?. Показатели зависят от устройства сушки и фальцаппарата, но в любом случае время выполнения заказа и затраты на него растут. При смене бумаги на более дешбёвую почти всегда увеличивается потребление краски.
  • Сорванные сроки: общее время печати и брошюрования тиража может внезапно оказаться больше планируемого.
Для типографий
  • Допечатная подготовка: разные типы бумаги требуют адаптированных под них профилей и характеристик плотности для машин, на которых будет выполняться тираж.
  • Поведение при печати: изменения в комбинации "бумага-краска-сушка" влияют на скорость печати, расход краски, смывку офсетных полотен, влагосодержание, потребление энергии при сушке, уровень статического электричества, надрывы при фальцовке, "расползание" места склейки бумажного полотна, его натяжение, запылённость и качество очистки.
  • Качество печати: глянец, цвет, насыщенность, непрозрачность, полошение, сложности с сушкой, изменения в оптических характеристиках.
  • Послепечатная обработка: стойкость к истиранию, уровень статического электричества, слипание при фальцовке и транспортировке, качество лакирования.
  • Лишние затраты при печати тиража и сорванные сроки.

Необходимо выяснить оптимальные характеристики бумаги, организовав встречу представителей издательства/рекламного агентства, дизайнера, менеджера по допечатной подготовке, поставщика бумаги, типографии и дистрибьютора. Это гарантирует прозрачность всех связанных со сменой бумаги последствий и оптимизацию каждого звена в производственной цепочке под максимально качественный результат. Итогом встречи должна стать письменная характеристика с допечатными профилями.

Научный редактор перевода – В. Н. Румянцев


* В части пособия «Предотвращение и диагностика разрывов полотна» (Roll to Web Converting) собраны эффективные прибёмы работы и организации труда для типографий рулонной офсетной печати. Опубликовано Web Offset Champion Group (WOCG).
б© 1998 & 2002. Все права защищены.

Группа WOCG сформирована в 1998 г. для пропаганды эффективного опыта работы в индустрии рулонной офсетной печати, позволяющего повысить производительность, качество, безопасность труда и добиться настоящих «чемпионских» результатов. WOCG – совместный проект международных компаний, сотрудничающих с ведущими специалистами отрасли, типографиями и ассоциациями по всему миру. Члены группы являются ведущими поставщиками технологии, материалов и оборудования для всех этапов технологического процесса – допечатного, печатного и послепечатного: Aylesford Newsprint, Kodak Polychrome Graphics, MacDermid Printing Solutions, MAN Roland, MEGTEC Systems, Muller Martini, Nitto-Permacel, QuadTech, SCA и Sun Chemical.


Специальные символы, которыми в пособии выделяются важнейшие моменты:

Ь - диаметр
> - больше
< - меньше
м/с - метров в секунду
м/мин - метров в минуту
PSA (Pressure Sensitive Adhesive) - двусторонние самоклеящиеся ленты для склейки
Склейка движущихся лент и неподвижных лент:
При описании общих моментов для двух технологий используются термины "сращивание" или "склейка" лент. Если речь идбёт о конкретном устройстве, употребляется полное название: "устройство склейки движущихся лент" или "устройство склейки неподвижных лент".

Рекомендуется
Не рекомендуется
Негативные последствия: лишние затраты (отходы, время и т. д.)
Безопасность

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Календарный сезон 2019: быть не похожими на остальных

    Неумолимо приближаются новогодние праздники. И мы по традиции считаем квартальные календари с 3-мя пружинами.

     

  • Самая трудная задача: ответить сразу на все вопросы клиента

    Мы помогаем очередному благотворительному проекту найти типографию для печати.

     

  • Когда один заказ превращается в три

    В прошлом номере (Publish № 7/8, стр. 64) мы помогали благотворительному проекту «Тёплые стихи» найти типографию. Речь шла о книге для детей, попавших в больницу. Оказалось, что организатор сама пишет и издаёт детские книги. И, помимо «Тёплых стихов», у неё есть ещё несколько книг, которые надо напечатать.

     

  • «Вашим заказом занимаются все!» А это значит, что «никто»…

    На просторах Instagram мне встретился благотворительный проект «Тёплые стихи». Его организаторы создали книгу для детей, попавших в больницу. Мы решили предложить свои услуги и помочь с выбором типографии по оптимальной цене. Считаем: книга в твёрдом переплёте, формат — 210x297 мм, 48 полос + обложка, обложка — 4+0 матовая ламинация, форзацы — офсет 140–160 г/м2, печать 1+0 (пантон, плашка), блок — 4+4, мелованная матовая, плотность по рекомендации типографии, чтобы сделать твёрдый переплёт. Тираж — 200, 500 и 1000 экз.

     

  • Упаковка без остановок: дорогой цифровизации

    В Heidelberg уверены — в обозримой перспективе в типографиях, выпускающих картонную упаковку, найдётся место и для офсетной, и для цифровой технологий печати. Главное, чтобы производство было эффективным и соответствовало требованиям цифровой эпохи.

     

  • Надо ли объяснять заказчику различия?

    В этот раз у нас, казалось бы, не сложный запрос. Интересовала стоимость печати плаката: форматА2, 4+0, ВД-лак, бумага — 150 г/м2, мел. глянцевая, тираж — 100 и 500 экз.

     


comments powered by Disqus