2006.05.08, Автор: Сергей Фомин6732 прочтений

Не торопитесь калибровать!

Теги: Допечатные процессы Допечатные процессы Publish

Организация рабочего места цветокорректора...

Организация рабочего места цветокорректора

Многие специалисты по цветокоррекции приступают к калибровке видеосистемы, не задумываясь об организации рабочего места. Это может сильно повлиять на результаты калибровки, привести к ошибкам цветовосприятия и даже к полной неудаче при оценке цвета на мониторе. Для грамотной организации рабочего места необходимо учитывать механизмы адаптации (приспособление к окружающим условиям освещения) человеческого зрения, влияющие на цветовосприятие. Есть несколько видов адаптации, самые важные ? цветовая и по контрасту.

Цветовая адаптация

Человеческое зрение ?убирает? любую постоянную примесь цвета, адаптируясь к условиям освещения. В электромагнитном спектре ламп накаливания преобладает красно-жёлтый диапазон, а у пасмурного дневного света ? синий, что должно вызывать серьёзные цветовые смещения при оценке цвета окружающих нас объектов. Но интенсивность этих оттенков компенсируется. В нашей памяти заложены характеристики ?известных? (памятных) цветов: бумаги, кожи человека, листвы и т. д. Мозг компенсирует цветовую вуаль, пересчитывая значения всех цветов и используя ?известные? в качестве эталона. Ориентация, в основном, идёт на нейтральные, ахроматические предметы. Если лист бумаги при комнатном освещении кажется жёлтым, но мы точно знаем, что бумага белая, мозг автоматически вычтет нужную долю жёлтого спектра для правильного восприятия. Компенсация не стопроцентная (мы всё же видим бумагу желтоватой), но весьма велика. Естественно, если глаз убирает из спектра жёлтую примесь, это отражается и на цвете остальных объектов.

Хотите интересный тест? Выведите одно изображение на двух мониторах с разными значениями цветовой температуры белой точки, но чтобы они одновременно не находились в поле зрения. Перейдите от одного к другому: в первый момент кажется, что цветовое смещение есть, а через пару минут происходит цветовая адаптация. Если же мониторы установить рядом и рассматривать одновременно, то цветовое различие в изображениях будет восприниматься неизменным.

Серьёзная проблема при организации рабочего места цветокорректора ? естественный дневной свет в помещении. Цветовая адаптация будет непрерывно меняться вместе с его цветовой температурой. Но у белой точки монитора она постоянна, её невозможно постоянно подстраивать под текущее освещение. Цветовосприятие изображения на экране окажется нестабильным, что приведёт к ошибкам цветокоррекции (см. рис. 1).

Цветовая адаптация при естественном дневном свете в помещении непрерывно меняется вместе с его цветовой температурой

Точная калибровка монитора в помещении, где присутствует естественный дневной свет, увы, обречена на неудачу. Если нельзя изолировать помещение от дневного света, надо воспользоваться козырьком для монитора. Это частично ослабит изменение цветовой адаптации, но может изменить адаптацию по контрасту за счёт образования густых теней под козырьком.

Адаптация по контрасту

Энергетический контраст сцены ? разность между минимальным и максимальным уровнями световой энергии в сцене. В результате автоматической перестройки чувствительности рецепторов глаза, самый энергетически яркий участок сцены принимается нашим зрением за точку белого, а участок с наименьшей энергией ? за точку чёрного (чтобы воспринимался максимальный динамический диапазон). Независимо от реального энергетического контраста сцены наше зрение стремится сохранить неизменным восприятие общего контраста, причём адаптация действует в широком диапазоне энергетических контрастов. Она может оказать серьёзное влияние на цветовосприятие в зависимости от наличия различных объектов в поле зрения человека (от уровней световых энергий объектов, их спектрального состава, относительных размеров). Адаптация по контрасту действует в зависимости от относительной площади самого яркого (тёмного) предмета. Их минимально необходимая относительная площадь должна быть в пределах 1/200?1/200 от всего поля зрения. Объекты с меньшей площадью воспринимаются как блики или чёрные пятна, не влияющие на адаптацию по контрасту.

Если монитор разместить перед плотно зашторенным окном, а затем отдёрнуть шторы, изображение на мониторе резко потеряет контраст, т. к. появление яркого объекта большой площади моментально приведёт к смене адаптации по контрасту (а скорее всего, и к смене цветовой адаптации)

Если на рабочем месте в окружении монитора найдётся объект с большим уровнем световой энергии, чем белая точка монитора, то он и определит адаптацию зрения по контрасту.

Смена адаптации произойдёт, если в поле зрения цветокорректора расположить крупный чёрный объект с меньшей энергетической яркостью, чем чёрная точка монитора. Точку чёрного в адаптации цветокорректора теперь определит этот объект, а контраст изображения на экране понизится (чёрное на экране перестанет быть чёрным и будет восприниматься как тёмно-серое)

Практические советы по организации рабочего места

Учитывая механизмы адаптации человеческого зрения, дадим несколько советов.

  1. Постарайтесь полностью изолировать помещение от дневного света. Желательно, чтобы оно вообще не имело оконных проемов, или наглухо закройте их, установив жалюзи или шторы.
  2. Энергетическая яркость белой точки монитора должна обладать максимальной световой энергией среди предметов, находящихся в поле зрения цветокорректора. Уберите любые открытые источники освещения (стандартные настольные лампы).
  3. Чёрная точка монитора должна обладать минимальной световой энергией в поле зрения цветокорректора. Уберите подальше крупные чёрные предметы. Оттеняющие козырьки на дисплеях могут дать глубокие тени и смещение адаптации по контрасту. Козырёк нужен, если не реализовано первое условие.
  4. Окраска объектов и поверхностей в помещении должна быть нейтрально серой. Стены окрашены в нейтральный серый цвет, а рабочий стол покрыт серым ламинатом. Цветные объекты большой площади (стена или шторы) изменят цветовую температуру окружающего освещения и цветовую адаптацию зрения.
  5. Освещение подбирайте так, чтобы яркость поверхностей в поле зрения цветокорректора по ощущению светлоты лежала примерно посередине между белой и чёрной точками монитора. Фоновое освещение - чтобы источники света не были видны с рабочего места и обеспечивали рассеянное освещение. Обязательны несколько выключателей, чтобы легче настроить необходимую освещённость.
  6. Цветовая температура освещения должна быть равна (по крайней мере, близка) к цветовой температуре белой точки монитора.

Для эффективной работы цветокорректоров устраивайте их рабочее место в помещении с полной изоляцией от естественного (дневного) освещения и определённым уровнем фоновой освещённости, не вызывающим искажения адаптации зрения.

Для просмотрового места обязательны высококачественный рассеивающий отражатель и козырёк, прикрывающий лампу

Просмотровое место

Цветокорректорам часто приходится сравнивать изображения на экране с оригиналами или печатными оттисками. Любое сравнение и согласование цветов зависит от условий освещения. Стандартное фоновое не подходит, т. к. не удовлетворяет по величине освещённости и равномерности электромагнитного спектра. Для этого нужно просмотровое место ? специальный участок помещения или переносное устройство, обеспечивающие строго контролируемые условия просмотра оригиналов изображения и оттисков. Оно должно быть оборудовано высококачественным и ярким источником света.

Желательно расположить просмотровое место рядом с монитором, тогда можно визуально уравнять опорный белый свет лампы и белую точку монитора, регулируя интенсивность основных RGB-цветов монитора. Важно, чтобы источник освещения просмотрового места позволял изменять яркость.

Важные параметры просмотрового места ? пределы настраиваемой освещённости и поддерживаемая цветовая температура по D-стандарту (D50). Не менее важно качество источника освещения, которое характеризуется двумя параметрами: Color Rendering Index (CRI) и Metamerism Index.

CRI ? индекс цветового соответствия, индекс цветопередачи. Характеризует точность цветовосприятия стандартным наблюдателем эталонного цвета с известными цветовыми координатами при D-источнике освещения. CRI определяется по шкале от 1 до 100. Источники высокого качества имеют CRI не ниже 90, среднего ? 80?90, низкого ? 50?79. Чем равномернее спектр осветлителя, чем меньше в нём ?выбросов? и ?провалов?, тем выше CRI. С помощью спектрофотометра Eye One Photo (GretagMacbeth) и программы iShare можно инструментально оценить CRI источника.

Metamerism Index ? показатель того, насколько хорошо источник освещения удерживает неизменность цветового ощущения от двух объектов, которые при теоретическом рассматривании в свете эталонного D-источника имеют метамерные спектральные кривые. Индекс метамеризма ниже 4 считается показателем высокого качества источника, 4?8 ? среднего, выше 8 ? низкого.

Характерные спектральные кривые в сравнении с кривой эталонного D50 источника (серая): на верхнем рисунке ? высококачественной люминесцентной лампы (CRI>90, Metamerism Index<4, зелёная), пригодной для освещения просмотровых мест; на нижнем ? дешёвой люминесцентной (CRI<90, Metamerism Index>4, красная)

Стандарт ISO на организацию рабочего места цветокорректора

Перечисленные пожелания можно подтвердить и дополнить рекомендациями стандарта ISO 12646, описывающего требования к калибровке мониторов и организации рабочего места для работы с изображениями, предназначенными к печати (см. табл. 1).

Освещённость означает количество света, падающего на освещаемую сцену. Она определяется в виде количества светового потока, приходящегося на единицу площади, и измеряется в люксах. Типичная лампочка на 100 Вт создаёт освещённость 1000 люксов. Освещённость в общественных местах ? 300-400 люксов, в полнолуние ? 0,4 люкса.

Энергетическая яркость ? светоотдача источника света в виде излучающей или освещённой поверхности, а не точки. Яркость определяется силой света, приходящейся на единицу площади излучающей поверхности, измеряется в канделах на квадратный метр (кд/м?).

Об авторе: Сергей Фомин (fomins@specialist.ru), специалист по допечатным технологиям. Преподаёт авторский курс ?Допечатная подготовка макетов для типографской и цифровой печати? в центре ?Специалист?.


Они тоже это делают

Цифровые камеры, подобно человеческому зрению, тоже компенсируют преобладание цветового диапазона в спектре и в автоматическом, и в ручном режимах. Это происходит за счёт регулировки цветовой температуры, которая изменяет чувствительность цифровой матрицы к различным цветовым диапазонам видимого спектра.


Как проверить свет?

Для контроля освещения на просмотровом месте можно использовать шкалы, содержащие два образца цвета, совпадающие при освещении источником D50, но воспроизводящие разные цвета при освещении другими источниками. Пример ? GAFT/THEM Light Checker. Если на такой шкале не видны полосы, значит, освещение пригодно для сопоставления цветов. А иначе условия освещения требуется улучшить.


Таблица 1

Параметры настройкиРекомендации по ISO 12646
Внешнее освещениеполная светоизоляция
Окраска поверхностей окружения (стены, столы)нейтрально серые
Белая точка монитораCIE D50
Энергетическая яркость белой точки монитора80-120 кд/м?
Эталонное освещениеCIE D50
D50 Color Rendering Indexвыше 90
D50 Metamerism Indexменее 4
Цветовая температура окружающего освещенияв пределах 5000 K
Освещённость окруженияв пределах 32 люкс
Освещённость просмотрового места1500-2500 люкс
Бытовая освещённость печатной продукции375-625 люкс

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • CorelDRAW Graphics Suite 2018

    Заключение: вы можете не согласиться с утверждением разработчиков о «самом радикальном обновлении в истории пакета», зато спорить с тем, что он стал ещё более полезен и незаменим, не приходится. А ещё вы можете купить его любым удобным способом — по подписной модели или обычным образом навсегда, заплатив только один раз.

     

  • Мир графических открытий–2018

    Самый подробный обзор новых возможностей популярнейшего графического пакета CorelDRAW Graphics Suite 2018 и множество полезным советов по его освоению.

     

     

  • Apple iPad Pro 2017

    iPad Pro 2017, Pencil

    Заключение: хотя по производительности новый планшет iPad Pro может конкурировать с ноутбуками, полностью заменить рабочие станции планшетами в издательском деле пока не получится. Однако появление полнофункциональных приложений для создания и обработки изображений позволяет дизайнерам, иллюстраторам и фотографам уже сейчас сделать своим основным рабочим инструментом iPad Pro с Apple Pencil. Главные недостатки планшета — традиционно высокая цена и всё ещё недостаточное внимание к нему со стороны разработчиков приложений.

     

  • Вывод офсетных форм как услуга 3.0

    Ситуация в секторе коммерческого вывода форм за последние годы стала сложнее: офсетный полиграфический рынок находится явно не на подъёме, типографии стараются экономить каждый рубль, а собственные мощности для вывода форм у некоторых компаний даже выросли. Закономерно повысилась конкуренция.

     

  • Какую выгоду даёт внедрение АСУП?

    Занимаясь плотно темой автоматизации типографий, заметил интересный феномен: почти все руководители типографий думают и хотят двигаться в этом направлении, но мало кто делает практические шаги. В некоторых типографиях издавна и безрезультатно пишут своей софт, кто-то приобрёл лицензионный продукт и годами мучается с его внедрением и адаптацией под техпроцессы своего предприятия.

     

  • Мультипаспорт

    Региональный менеджер по продажам и технологиям GMG в странах EMEA Стивен Акку с инженером по печати отдела технического развития Анастасией Власовой во время выставки Printech 2017 объяснили нам, почему разработанные их компанией новейшие технологии мультикрасочного профилирования могут стать для типографий универсальным пропуском в мир гарантированно точного воспроизведения цветов.

     

    На фото — Стивен Акку и Анастасия Власова на стенде GMG на drupа 2016

     


comments powered by Disqus