2006.04.03, Автор: Игорь Кистенев3593 прочтений

Гибкий подход к твёрдому переплёту

Теги: Последняя страница Publish

Книга - произведение веками оттачиваемого полиграфического искусства, неизменный спутник, учитель, друг и советчик, чья сфера компетентности безгранична.

Игорь Кистенев
Книга — произведение веками оттачиваемого полиграфического искусства, неизменный спутник, учитель, друг и советчик, чья сфера компетентности безгранична. Дорогой фолиант с тиснением и золотым обрезом, подарочная книга, карманные «покет-буки» — все виды выпускаемых типографиями изданий имеют общие корни, ибо изготавливаются на специализированном оборудовании. Именно о нём шла речь на Форуме по твёрдому переплёту, организованном Muller Martini для специалистов типографий и журналистов в середине марта на территории завода VBF Buchtechnologie (Бад Мергентхайм, Германия).

Казалось бы, обычная поездка на обычное официальное мероприятие. Несколько презентаций, выступления счастливых клиентов, лаконичный показ производства с призывом к журналистам воздержаться от фотографирования…

Встретивший гостей на пороге завода менеджер VBF по Восточной Европе Игорь Раппих был слегка огорчён: микроавтобус выехал из гостиницы на полчаса позже, времени на запланированные демонстрации может не хватить… Зародившаяся ирония быстро исчезла, уступив место удивлению, переросшему в желание на 100% использовать редкую возможность осмотреть работающую технику «изнутри», задать каверзные вопросы разработчикам.

Предваряя обещанные «практические занятия», Раппих рассказал, что вошедшее в 1998 г. в состав Muller Martini предприятие специализируется на оборудовании для изготовления книг в твёрдом переплёте. Здесь выпускают ниткошвейные, заклеечно-окантовочные, книго-вставочные линии, устройства для вставки книжных блоков в суперобложку. Планируемое в этом году расширение площадей значительно расширит объём производства.

Цель приглашения на завод не скрывалась: менеджеры по продажам отлично осведомлены, что большой спрос на малотиражные издания и желание вступить в конкуренцию с западными типографиями, отобрать у них «родные заказы», всё чаще заставляет руководителей отечественных полиграфических предприятий задумываться о приобретении оборудования для изготовления книг, отвечающих современным требованиям к качеству.

После короткой презентации началось главное — тесное знакомство с работающей техникой, ставшее, по сути, техническим тренингом, после прохождения которого впору выдавать свидетельство сертифицированного специалиста по продажам.

В демонстрационном зале — набор техники полного цикла книжного производства (во время демонстрации изготавливалась 150-страничная книга форматом 115х155 мм) — от подборки тетрадей и шитья до штриховки и опрессовки книжного блока. В центре внимания — выпускаемая на рынок автоматизированная линия Diamant 30 (продаётся с 3 кв. 2005 г., но её официальное представление запланировано на IPEX-2006) для изготовления книг в твёрдом переплёте. Особенность — вдвое сниженная, по сравнению с Diamant 60, скорость — 30 цикл./мин. Однако, подчеркнул Раппих, линия в любой момент дооснащается до уровня более скоростной предшественницы. Конкуренты такой опции не предлагают.

В сборочном цеху — машина Vesta (3900 цикл./ч, макс. плотность бумаги 60–250 г/см?) для вставки книжного блока в суперобложку

Рядом — интеллектуальная система подборки и транспортировки тетрадных блоков VenturaConnect (9 цикл./мин): линия подборки тетрадей 1573 (8000 цикл./ч); укладчик и роботизированный транспортёр, передающий блоки на три ниткошвейные машины одновременно; ниткошвейная Ventura (200 цикл./мин, макс. формат блока 320х510 мм); заклеечно-окантовочная Collibri (4200 цикл./ч, макс. ширина блока 320 мм, макс. длина корешка 510 мм); VEA 520 от Hunkeler для приклейки форзацев; крышкоделательная BDM Compact (390х660 мм, 45 шт./мин) от Hoerauf; трёхножевая резальная Esprit (2000 цикл./ч); машина для вставки в книжный блок ляссе Ribbon 60 (3900 цикл./ч, 2 ленты одновременно).

Набор оборудования в демонстрационном зале ориентирован на малотиражную продукцию: в числе опций, например, операция вставки книжного блока в простую интегральную крышку и интегральную с клапанами. Налицо все достоинства оперативной полиграфии — модульность, удобство обслуживания, высокий уровень автоматизации (основные параметры задаются с центрального пульта управления), сервоприводы базовых секций, хранение настроек работ в памяти «бортового компьютера».

Первый акцент — на «ниткошвейке», сшивающей автоматически подобранные тетради в книжный блок. Хотя нити в иголки всё ещё надо заправлять вручную, машина программируется с сенсорного дисплея, одна из опций — дисковод для загрузки параметров заказа с дискеты.

Важная особенность Ventura — быстрая обработка блоков с малым количеством тетрадей, благодаря отсутствию холостых стежков. Интересна реализация: холостой ход иглы ликвидируется за счёт образования ниточной петли сжатым воздухом. Воздушные сопла справа и слева от швейной иглы «сдувают» нить, введённую сквозь предварительно сделанные в сгибе тетради проколы. Образуемая петля подхватывается крючковой иглой (шаг стежка 14 мм) и выводится сквозь сгиб тетради наверх, в фиксирующий узел. Направление раздува выбирается на пульте управления: налево для простого стежка и, попеременно, вправо-влево для смещённого.

Оптимальный вариант — нити с пластиковым ядром, поскольку завершает шитьё их термическое заваривание. Никаких «возражений» у машины не вызовут и обычные нити.

Для закрепления нитей в книжном блоке на машине Ventura термоэлементы заваривают узелки на концах – холостой стежок больше не делается

Заклеечно-окантовочная Collibri выполняет следующую операцию технологического цикла — проклейку сшитого корешка окантовочным материалом. Делается она в два прохода: сначала водным дисперсионным клеем, затем термоклеем. Как рассказал Раппих, это объединяет преимущества обеих методик: эластичность дисперсии с прочностью термоклея. В чём мы наглядно убедились, развернув уже проклеенный книжный блок. Можно использовать и один вид клея. К тому же, оговорился Раппих, особенности применяемых в России материалов таковы, что всё-таки лучше полагаться на термоклей.

Подача с рулона и обрезка окантовочного материала — перпендикулярно блоку, что, по уверениям разработчиков, экономит его расход, в отличие от практикуемой конкурентами продольной подачи. Одна из особенностей малотиражной версии линии — автоматический останов окантовочного модуля при отсутствии на транспортёре книжного блока. Что имеет свои плюсы: как пояснил Раппих, нож затупится не так быстро, как в скоростных вариантах машины, где режет материал даже при отсутствии блока. Кстати, при работе с таковыми появляется смысл в установке в одну линию с Collibri машины для приклейки форзацев.

Следующий элемент технологической цепочки — обжимной пресс RPM, три пары роликов которого последовательно выпрямляют с боков уже проклеенный блок.

Важный элемент книжного производства — крышкоделательная машина. Она изготавливается Hoerauf, партнёром Muller Martini. Агрегат BDM Compact предусматривает модернизацию до скорости 60 цикл./мин (версия BDM Universal). Машина производит впечатление. Сверху — вкруговую перемещающийся в любую точку вокруг неё пульт управления. Каждая из трёх секций сдвигается в сторону по радиусным направляющим, открывая свободный доступ к элементам конструкции.

Первая секция — трёхпозиционный самонаклад для картонных сторонок и твёрдого отстава (для изготовления книг с прямым твёрдым корешком). Сбоку — подающий рулон для подачи гибкого отстава, сверху — самонаклад для листов покровного материала. Два проклеивающих ролика (вторая секция) обеспечивают минимальный расход горячего желатинового клея для фиксации закрывающего крышку покровного материала — очень тонкий клеевой слой предотвращает разбухание сторонок.

Во время визита на одну из немецких типографий удалось познакомиться с трёхножевой резальной машиной Orbit (7200 цикл./ч); официальная премьера планируется на IPEX-2006

Большинство настроек — на экране дисплея, нанесение клея — посредством закрепляемой на двусторонний скотч резины. Как рассказал представитель Hoerauf Фрэнсис Бахелин, агрегат выбран специалистами Muller Martini для включения в линию с Diamant 30, учитывая требования к производительности, простоте обслуживания и компактности. При необходимости изготовления переплётных крышек с толщиной сторонок свыше 2 мм и крышек с закруглёнными уголками он посоветовал обратить внимание на машины BDM 20R и BDM 20 SRII. Для работы с кожей лучше всего подойдёт BDM Universal.

Здесь же присутствовали специалисты итальянской MEC Saroglia, демонстрировавшие работу тигельного пресса Combi (2400 цикл./ч) для дизайнерского оформления переплётных крышек. Он оснащён оригинальной системой верхнего захвата листов с печатного стола, но работает с бумагой плотностью 80–1800 г/м?. Среди возможностей — фигурная высечка, печать выпуклого брайлевского шрифта для незрячих, блинтовое и горячее тиснение, опционально — позиционированное нанесение голограмм. Установка 4 шаговых двигателей позволяет выполнять тиснение 4-мя видами фольги.

«На сладкое» перешли к автоматической линии Diamant 30, в которую по конвейеру, из трёхножевой машины Esprit, поступали обрезанные, проклеенные и обжатые блоки (в т. ч. с приклеенными в Automat VEA 520 форзацами). Между всеми машинами в демозале можно было установить конвейеры для транспортировки заготовок.

Сначала — знакомство с «внутренностями», для чего инженер открыл перед нами все защитные кожухи. Первый на очереди — модуль предварительного подогрева корешка книжного блока. Затем станции кругления корешка (это улучшает раскрываемость книжного блока); его опрессовки и каширования; приклейки каптала. Далее на сформированный блок наносится термоклей на линию будущей штриховки (обеспечивает формирование высококачественной штриховки для книг с обложками из практически любых материалов), выполняется вставка блока в переплётную крышку; опрессовка и штриховка книжного блока. Наконец, машина автоматического подбора и выклада BLSD 650.

В одну линию с Diamant 30 — трёхножевая резальная машина Esprit

На каждом этапе свои нюансы, требующие индивидуальной, порой интуитивной настройки. На вопрос одного из директоров типографий «Как задавать температуру нагрева корешка?» последовал успокаивающий ответ: «Когда будет слишком горячо, вам сразу станет понятно». Профессионализм приходит с опытом: по словам работающего в демоцентре оператора, в брак при настройке машины уходит не более 4-5 книжных блоков.

После прогрева корешка — кругление и 4-кратное каширование; параметры оператор вводит с сенсорного пульта. Для проклейки каптала — быстро сохнущий горячий (60 °С) желатиновый клей, температура и вязкость которого автоматически контролируются. Цветная окантовка (в машине три подающих рулона — два с окантовочным материалом и один с капталом) приклеивается на каптал с помощью ПВА. После подачи крышки с самонаклада операция каландрирования: выгибания её сторонок «наизнанку» на заданный угол (привычных «крыльев» у книги после высыхания клея мы не увидели). В конце линии — 4-позиционный аппарат для штриховки и обжима готового книжного блока.

Проведённый по нашей просьбе эксперимент, целью которого была оценка времени переналадки линии в составе Collibri, Esprit и Diamant 30 (не заменялись лишь бобины с капталом), дал отличный результат — 10 минут.

Второе направление деятельности, о котором зашла речь на второй день Форума, — машины для клеевого бесшвейного скрепления (КБС), выпускаемые входящей в состав Muller Martini фирмой Buchbinde-Systeme. Одна из новинок (также показываемая на IPEX) — автоматизированная машина для бесшвейного скрепления Pantera (4500 цикл./ч), работающая и с полиуретановым клеем.

Региональный менеджер Ральф Зангерле уделил этой технологии особое внимание, ведь среди преимуществ клея — отсутствие реакции к краске и термостойкость. Суть процесса — полимеризация вещества, заставляющая приступать к круглению корешка лишь через 4 часа после проклейки. Устраняют недостаток вновь разрабатываемые УФ-клеи, готовые к обработке уже через 15 минут после нанесения. Но, как и в первом случае, окончательное «схватывание» происходит через 20 часов, а потом повторное кругление невозможно.

Безусловно, технология дорогая (полиуретан примерно втрое дороже термоклея), но компенсируемая малым расходом и более тонким слоем клея (0,3 вместо 0,7 мм). По оценкам специалистов, итоговое удорожание — не более 15-20%.

По словам Зангерле, работу с полиуретаном поддерживают все выпускаемые машины для бесшвейного скрепления — Acoro, Bolero и Corona. Эффективность технологии подтвердили и специалисты типографии Kosel, посещение которой было в программе.

Завершая встречу, Раппих заверил, что сервисное обслуживание техники VBF не вызовет нареканий у российских печатников, ибо поступившие в первой половине дня запросы на запчасти будут удовлетворены в течение суток.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Выставка и форум в эпоху персональных коммуникаций

    Изменение времени проведения главной российской полиграфической выставки с осени на лето создало некоторый вакуум больших событий для полиграфистов в разгар сезона. Многие задумались над возможными альтернативами, беря в расчёт и более глобальные перемены во взаимодействии с полиграфистами и их заказчиками. Типографии, долгое время считавшие своей главной задачей «стрельбу по площадям» — массовую печать, всё чаще занимаются штучной работой: от выпуска продукции по требованию до персонализированной. И многие научились на этом неплохо зарабатывать…

    Integrity в день официального открытия. Пожалуй, многие были приятно удивлены общим оформлением экспозиции в едином стиле — для нашей индустрии подобное в новинку…

     

  • Самая трудная задача: ответить сразу на все вопросы клиента

    Мы помогаем очередному благотворительному проекту найти типографию для печати.

     

  • Когда один заказ превращается в три

    В прошлом номере (Publish № 7/8, стр. 64) мы помогали благотворительному проекту «Тёплые стихи» найти типографию. Речь шла о книге для детей, попавших в больницу. Оказалось, что организатор сама пишет и издаёт детские книги. И, помимо «Тёплых стихов», у неё есть ещё несколько книг, которые надо напечатать.

     

  • «Вашим заказом занимаются все!» А это значит, что «никто»…

    На просторах Instagram мне встретился благотворительный проект «Тёплые стихи». Его организаторы создали книгу для детей, попавших в больницу. Мы решили предложить свои услуги и помочь с выбором типографии по оптимальной цене. Считаем: книга в твёрдом переплёте, формат — 210x297 мм, 48 полос + обложка, обложка — 4+0 матовая ламинация, форзацы — офсет 140–160 г/м2, печать 1+0 (пантон, плашка), блок — 4+4, мелованная матовая, плотность по рекомендации типографии, чтобы сделать твёрдый переплёт. Тираж — 200, 500 и 1000 экз.

     

  • Надо ли объяснять заказчику различия?

    В этот раз у нас, казалось бы, не сложный запрос. Интересовала стоимость печати плаката: форматА2, 4+0, ВД-лак, бумага — 150 г/м2, мел. глянцевая, тираж — 100 и 500 экз.

     

  • Что в имени тебе моём?

    В этот раз считаем распространённый заказ — буклеты А4 формата в готовом формате, 6 полос. Запрос такой: Буклет 21x30 см в готовом виде, 63x30 см в развороте, 4+4, бумага — мелованная, 200 г/м2, 2 параллельных сгиба до формата 21x30 см. Тираж — 200 и 500 экз. Просьба указать сроки и способ печати.

     


comments powered by Disqus