2005.08.31, Автор: Денис Самсонов2188 прочтений

Исследования J-фактора в полевых условиях

Теги: Последняя страница Publish

Несколько лет назад министерство промышленности и торговли Японии начало поиски J-фактора. Японские товары хорошо продаются по всему миру. Почему? Они технически совершенны, надёжны и предлагаются по разумной цене? Да, но есть что-то ещё.

Денис Самсонов

Несколько лет назад министерство промышленности и торговли Японии начало поиски J-фактора. Японские товары хорошо продаются по всему миру. Почему? Они технически совершенны, надёжны и предлагаются по разумной цене? Да, но есть что-то ещё. Фактор Японии — J-фактор. Нечто, присущее только сделанному в этой стране. За большое «J» потребители от Оклахомы до Рязани готовы выкладывать дополнительный доллар. Его нужно найти и скорее — пока этого не сделали конкуренты. Это не дежурная журналистская байка — они ищут, и очень серьёзно, к поискам привлечены Toyota, Sony, другие гиганты.

И в этом, кажется, единственный смысл для Screen, Horizon и Ryobi (и, разумеется, их дистрибьютора в России — Apostrof Print) везти журналистов и директоров типографий десять часов на самолете. Министерство промышленности и торговли Японии ещё не нашло J-фактор, но японские полиграфисты уверены, что в их машинах он есть и его нетрудно заметить — нужно только подойти поближе.

Dainippon Screen

Screen — большая компания, основной её оборот приходится на полупроводники и измерительное оборудование. Теневые маски, которыми оснащаются трубки телевизоров и мониторов, — их продукция. Интересующее нас подразделение Media Technology — не самое большое в компании и может полагаться на ресурсы и технологии материнской структуры. Screen Media Technology выпускает системы CTP, ФНА, сканеры, цифровые печатные машины и ПО. Основной оборот приходится на CTP, и доля его непрерывно растёт. Оказывается, по чуть-чуть растёт и количество произведённых Screen сканеров. По-видимому, компания занимает место уходящих с рынка игроков.

Завод в Киото, который мы посетили, выпускает CTP и цифровые печатные машины. Организация производства Screen уникальна, самое большое «J», обнаруженное нами в Японии, находится именно там. Сотрудники Screen не делают ничего, если под словом «делать» иметь в виду производство чего-либо своими руками.

Все компоненты систем заказываются на стороне. Сборка происходит в цехах Screen, но рабочие — не сотрудники компании, а предоставлены фирмой, арендующей рабочую силу. Только окончательно собранная и откалиброванная система попадает в руки инженеров Screen для финального тестирования (на фабрике аппараты проверяются на совместимость с пластинами всех производителей, но стандартные тестовые образцы — Fuji и Kodak). По гибкости и скорости реакции на изменения рынка и технологий производство Screen не имеет равных. Отказавшись от физического производства, специалисты компании полностью сосредоточились на самой сильной их стороне — разработке и контроле качества.

За прошлый год компания произвела около 2000 систем CTP. Как под собственной торговой маркой, так и в рамках OEM-соглашений. Почти все используют термальные пластины. УФ-лазер устанавливается только в младших моделях формата B3. На наш вопрос, с чем это связано и планирует ли компания выпуск больших УФ-систем, инженеры ответили:

а) термальные CTP наиболее распространены на приоритетных для них азиатском и американском рынках;
б) есть много производителей приводов для термальных CTP, что облегчает выбор поставщика;
в) в разумной перспективе обе технологии будут сосуществовать, и тема создания больших УФ-систем не закрыта.

Horizon

Инженеры Screen приступают к работе, когда система уже практически готова

Horizon — семейное предприятие, это важно понимать. Больше 50 лет назад компанию организовал г-н Хори-старший. Говорят, что он до сих пор регулярно появляется на заводе, которым теперь управляет его сын, уже немолодой г-н Хори-младший. Это их бизнес. За ними нет акционеров и совета директоров, диктующих, что делать. Они организуют производство так, как считают нужным, а не как советуют специалисты по эффективности. Ведь ни один из них такого посоветовать не мог — на заводе для своих машин делают всё: от печатных плат до упаковки.

Фирменная черта всех систем Horizon, отличающая их от продукции конкурентов – высокая степень автоматизации. Фальцаппарат или листоподборки, или резальные машины Horizon почти всегда оснащены компьютерным интерфейсом. Наиболее яркий представитель этой тенденции – комплекс StitchLiner 5500 для производства брошюр с проволочным скреплением. Никаких ручных настроек. После того, как оператор ввёл с центрального пульта параметры тиража, вся дальнейшая подготовка к работе идёт автоматически. К концепции «печати по запросу» все уже успели привыкнуть, StitchLiner 5500 – одно из первых решений в классе «финиш по запросу». Комплекс эффективен на широком диапазоне тиражей – от несколько сотен до нескольких тысяч экземпляров. Так выглядит будущее финишного оборудования. На заводе Horizon «будущее» выпускают с 2003 г.

Г-н Хори хочет добиваться максимального качества и считает, что достичь его можно, только когда контролируешь все этапы производства. Производство своих машин (Horizon выпускает широчайший спектр финишного оборудования) г-н Хори начинает с травления электронных печатных плат. Мы видели цеха, в которых это происходит. В других гигантские металлорежущие станки обрабатывают станины, работает робот сварщик. Вероятно, руководители Screen сочли бы такое производство неэффективным и заказывали бы все детали у сторонних производителей. Но успехи продукции Horizon на всех мировых рынках доказывают: своя правда и свой J-фактор у господ Хори есть.

Завод Horizon — это тяжёлое машиностроение

Типография ? 1

В Японии мы видели две типографии. Отличаются они сильнее, чем Horizon от Screen. Токийская по размерам относится к средним.

Нас везли на метро. Сойдя с поезда на нужной станции, мы вошли в лифт и спустились вниз ещё на три этажа, в помещение, по очертаниям напоминающее бомбоубежище. Средняя по японским масштабам типография насчитывает 500 сотрудников (80 — продавцы) и бесконечный парк оборудования: 6 систем CTP (Screen), 2 ФНА, системы цветной и ч/б цифровой печати, на отдельном этаже ряд офсетных печатных машин. Основа типографии — машины Heidelberg, в дополнение к которым недавно были приобретены две Ryobi. В углах цеха ютятся 1-2-красочные машины малого формата (сколько, и не сосчитаешь).

Складывается впечатление, что в типографии собран весь возможный парк печатных машин за исключением рулонных. Под любой заказ здесь подберут самый эффективный производственный процесс. Заказы короткие — на приёмном лотке 8-красочного c переворотом SpeedMaster лежали подобранными заказы не больше пары сотен листов. По словам хозяев, на каждой машине выполняют 20–40 приладок за смену. Особая гордость — система подачи краски. Краска на все (!) машины подаётся централизованно по трубам. Бочки с краской рядом со складом готовой продукции. Мы видели подобное в России, но это была очень большая типография с рулонной и полноформатной техникой. Здесь же «красконосными сосудами» охвачен весь парк машин, включая малоформатные. J-фактор.

Типография ? 2

Поля в 80 км от ближайшего крупного города, разбитые на рисовые чеки. Посреди поля строение, которое только уважение к нашим хозяевам не позволяет назвать сараем. Цех. В километре второй, почти такой же. Местная типография занимается только финишем. Формально, это даже не типография, а переплётно-брошюровочная фирма. «Финишные» производства есть и в России, но у нас их рынок — сложные заказы, за которые не берутся обычные типографии. А здесь делают самые банальные процедуры: подборку, обрезку, брошюрование. Используется исключительно оборудование Horizon, на глаз, примерно на 1 млн долл. Рабочие тиражи начитаются с 10-ти книг. И сколько бы книг ни заказали (1000 или 10), типография за свой счёт забирает листы и доставляет готовую продукцию.

Директор типографии ? 2 за работой

J-фактор

Если бы мы смогли словами описать J-фактор, то немедленно обратились бы в министерство. Но пока не можем. Тем не менее, убеждены, что видели частички большого «J», разбросанные по типографиям и производствам. Там, где Screen до предела сокращает участие в производстве систем для препресса, оставаясь одним из самых успешных и эффективных его производителей, совершенно точно есть «J». И на заводе Horizon, где, вопреки всяким расчётам и логике, делают для своих машин всё, вплоть до коробок, без «J» не обошлось. Как и в токийской типографии, которая для всё более и более коротких тиражей покупает всё более мощные машины. И в «цехе», затерявшемся в полях посреди супериндустриальной страны. Это видели журналисты и директора типографий. Они привезут это знание (и печатные машины) домой. Подумают. И мы им ещё покажем R-фактор, от которого та же Япония вздрогнет!

P. S. Мы сознательно вынесли за скобки посещение завода Ryobi. Рассказ о нём — в следующем номере Publish.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Календарный сезон 2019: быть не похожими на остальных

    Неумолимо приближаются новогодние праздники. И мы по традиции считаем квартальные календари с 3-мя пружинами.

     

  • Выставка и форум в эпоху персональных коммуникаций

    Изменение времени проведения главной российской полиграфической выставки с осени на лето создало некоторый вакуум больших событий для полиграфистов в разгар сезона. Многие задумались над возможными альтернативами, беря в расчёт и более глобальные перемены во взаимодействии с полиграфистами и их заказчиками. Типографии, долгое время считавшие своей главной задачей «стрельбу по площадям» — массовую печать, всё чаще занимаются штучной работой: от выпуска продукции по требованию до персонализированной. И многие научились на этом неплохо зарабатывать…

    Integrity в день официального открытия. Пожалуй, многие были приятно удивлены общим оформлением экспозиции в едином стиле — для нашей индустрии подобное в новинку…

     

  • Самая трудная задача: ответить сразу на все вопросы клиента

    Мы помогаем очередному благотворительному проекту найти типографию для печати.

     

  • Когда один заказ превращается в три

    В прошлом номере (Publish № 7/8, стр. 64) мы помогали благотворительному проекту «Тёплые стихи» найти типографию. Речь шла о книге для детей, попавших в больницу. Оказалось, что организатор сама пишет и издаёт детские книги. И, помимо «Тёплых стихов», у неё есть ещё несколько книг, которые надо напечатать.

     

  • «Вашим заказом занимаются все!» А это значит, что «никто»…

    На просторах Instagram мне встретился благотворительный проект «Тёплые стихи». Его организаторы создали книгу для детей, попавших в больницу. Мы решили предложить свои услуги и помочь с выбором типографии по оптимальной цене. Считаем: книга в твёрдом переплёте, формат — 210x297 мм, 48 полос + обложка, обложка — 4+0 матовая ламинация, форзацы — офсет 140–160 г/м2, печать 1+0 (пантон, плашка), блок — 4+4, мелованная матовая, плотность по рекомендации типографии, чтобы сделать твёрдый переплёт. Тираж — 200, 500 и 1000 экз.

     

  • Надо ли объяснять заказчику различия?

    В этот раз у нас, казалось бы, не сложный запрос. Интересовала стоимость печати плаката: форматА2, 4+0, ВД-лак, бумага — 150 г/м2, мел. глянцевая, тираж — 100 и 500 экз.

     


comments powered by Disqus