2005.06.07, Автор: Я. Близнец7573 прочтений

Считаем расходы на печать

Теги: Печать Publish

Поход в типографию сродни посещению ресторана. Блюда в меню везде называются одинаково, а стоят по-разному, и в тарелке каждый раз оказывается что-то новое. Добро пожаловать на офсетную полиграфическую кухню!

Поход в типографию сродни посещению ресторана. Блюда в меню везде называются одинаково, а стоят по-разному, и в тарелке каждый раз оказывается что-то новое. Добро пожаловать на офсетную полиграфическую кухню!

В первую очередь статья адресована заказчикам печатных услуг, желающим поближе познакомиться с ценообразованием. Их задача — в рамках выделенного бюджета получить продукцию, максимально отвечающую потребностям фирмы. Чего ожидать за эти деньги, сколько потребуется средств на каждом этапе выполнения заказа, на чём можно разумно экономить, а где лучше не проявлять излишней «жадности»?

Сперва уделим внимание вопросам, на первый взгляд не имеющим отношения к печати. Наверное, людям, далёким от полиграфического производства, это поможет избежать ошибок и разговаривать с типографиями на одном языке.

Как работать с заказом?

Принципиальный вопрос. Выбор зависит от того, насколько глубоко вы готовы погрузиться в производственные тонкости и участвовать в выполнении заказа.

Вариант 1. Отдать заказ в организацию полного цикла, которая сделает всё: от разработки макета до печати тиража. Приносите оригиналы и тексты, а получаете готовый заказ. Вам не надо вникать в производственные тонкости, и вся ответственность за качество исполнения заказа оказывается в одних руках. Требования к квалификации заказчика минимальны — главное, более-менее чётко представлять, что вы хотите получить «на выходе». Экономится время: вас только попросят предоставить все исходные материалы (т. е. подготовить тексты и подобрать или заказать иллюстрации) и утвердить макет издания. Ложка дёгтя: вы можете заплатить «лишнее», поскольку трудно ожидать, чтобы одна компания могла оптимизировать расходы на каждом этапе, — обычно что-то обходится дороже, что-то дешевле среднерыночной цены. Фирма полного цикла часто выполняет часть работ «на стороне», т. е. оказывается посредником между вами и своим партнёром.

Вариант 2. Самостоятельно подготовить макет и сдать в типографию. Компьютеры и сканеры сейчас есть у всех, и людей, умеющих с ними грамотно работать, тоже хватает. Вы экономите на дизайне и, частично, допечатной подготовке, но все оплошности доморощенного дизайнера (сомнительного качества сканирование или цветокоррекция; неправильное цветоделение; ошибки в подготовке файлов; незнание или непонимание технологических требований последующих этапов и т. д.) и всё, что они повлекут за собой, — ваша личная головная боль. Придётся разобраться и в производстве: узнать требования репроцентра к файлам, с которых будут выводиться фотоформы, требования типографии к фотоформам, возможно, получить в типографии спусковой макет (если речь идёт о многополосном издании) или файл штампа для высечки папки. Такие слова, как «линиатура растра», «растискивание», «зеркальный позитив», «свой оборот», перестанут быть чем-то далёким.

Вариант 3. Сделать всё (дизайн, фотоформы, печать) в разных местах. Это обеспечит максимальную финансовую гибкость, поскольку позволит подобрать для каждого этапа организацию с оптимальным для данного заказа соотношением цена/качество. Именно по такой схеме обычно работают посредники, занимающиеся дизайном с последующим размещением заказов в типографиях. Подразумеваются достаточные знания исполнителя для обеспечения грамотной стыковки разных стадий производства и контроль качества выполнения каждой операции. Ответственность за результат полностью лежит на вас: дизайнер будет отвечать только за дизайн, репроцентр — за качество фотоформ (а не за их содержание или спуск полос), типография — за печать (какие фотоформы принесёте, то вам и напечатают; пропустите ошибку репроцентра или дизайнеров — придётся перепечатывать за свои кровные).

Плиты, котлы, продукты…

Теперь непосредственно о полиграфической кухне: прохождении заказа в производстве и составляющих его стоимости. Работа над любым заказом включает следующие стадии.

1. Подготовка исходных материалов. Несмотря на кажущуюся простоту, это весьма ответственная работа. Никто лучше вас не сможет разобраться и классифицировать тексты и иллюстрации. Исполнители в дизайн-студии или типографии — хорошие специалисты в своей области, но никак не в сноубордах, стройматериалах, одежде и других вещах, о которых они разрабатывают макеты и печатают журналы. Поэтому тщательно проверяйте техническую корректность текстов, соответствие иллюстраций, правильность подписей на схемах и т. п. Если издание подразумевает разбиение на разделы или рубрики, подготовьте принципиальную схему издания — количество разделов, последовательность (если это важно). Тщательное планирование поможет определиться с параметрами будущего издания, следовательно, точнее просчитать его стоимость. Возможно, вы предполагаете печатать листовку формата А4, но фактически материал еле-еле входит на 4 полосы формата А4 (т. е. на листовку А3), или, наоборот, вместо 16-ти полос в буклете достаточно сделать 12.

Качество и количество исходных материалов определяют объём технической работы по подготовке издания и существенно влияют на то, что вы увидите в готовом виде. Финансовые неприятности этапа «печать издания в типографии» часто уходят корнями именно в качество оригиналов и допечатную подготовку, а следствием экономии на этих этапах становятся несравнимо большие затраты денег и нервов на последующих.

Все оригиналы, которые предстоит подготовить, делятся на три категории: тексты, векторные иллюстрации (логотипы, фирменная символика, разного рода схемы, графики и т. п.) и полутоновые иллюстрации (фотографии, рисунки).

Тексты лучше приносить в электронном виде. Конечно, их можно написать от руки или принести старые буклеты, но тогда придётся платить за набор текста или сканирование либо сканирование и распознавание. Логотипы, фирменные знаки, схемы — нарисованными в программах векторной графики (например, Adobe Illustrator). Если в электронном виде их нет, приготовьтесь заплатить за отрисовку логотипа (в зависимости от сложности — от 10 долл.).

Теперь о полутоновых иллюстрациях. У вас уже есть обработанные иллюстрации в цифровом виде? Прекрасно. Если нет, в качестве полутоновых оригиналов лучше всего подойдут слайды или фотографии профессионального качества, напечатанные на глянцевой бумаге. В последнее время клиенты всё чаще приносят файлы с цифровых камер — вариант приемлем, если качество фотографий не вызывает нареканий. Нежелательно использовать фотографии, сделанные мыльницами (плёночными и цифровыми), и растрированные оригиналы (полиграфические оттиски).

Цены на сканирование кусаются не сильно, поэтому вместо того, чтобы «вытягивать» плохо отсканированный оригинал, лучше заказать новый скан. В среднем сканирование без цветокоррекции на формат А5 стоит 2–3 долл., А4 — 3–4 долл., А3 — 5–7 долл., А2 — 7–15 долл., А1 — 12–20 долл., А0 — 20–40 долл.

Исходные оригиналы — фундамент заказа: чем лучше их качество, тем лучше будет буклет или листовка. Поэтому прислушайтесь к мнению специалиста в дизайн-студии, принимающего оригиналы. Возможно, он посоветует что-то заменить или совсем не использовать, заново отсканировать, дополнительно сфотографировать и т. п. Решение принимать вам, его дело только предупредить о последствиях.

2. Создание макета: нет предела совершенству и финансовым затратам. Это самая творческая и наименее предсказуемая по стоимости часть работы: создать макет, придумать слоган, может быть, даже разработать фирменный стиль — разброс цен на эти услуги очень велик. Всё зависит от того, что вы захотите: сделанную аккуратно и грамотно работу без особых творческих изысков или «что-нибудь эдакое», необычное и оригинальное.

Обговорите заранее, что по окончании работ вам всё запишут на диск и отдадут, иначе в следующий раз опять придётся платить за отрисовку логотипа или сканировать картинки с собственного буклета. Кроме того, забрав всю работу в электронном виде, вы всегда сможете напечатать её ещё раз, внести правку и т. п., не вовлекая в процесс дизайн-студию.

3. Изготовление фотоформ. Этот этап может пройти для вас незаметно, а может потребовать непосредственного участия. Если отдали заказ в организацию полного цикла, все промежуточные производственные стадии, включая эту, останутся невидимыми. Вам просто скажут цену фотоформ и цветопробы, и торговаться будет бессмысленно (сколько написано в прейскуранте, столько и заплатите).

Фотоформы может вывести и дизайн-студия, делавшая допечатные работы. Тогда вам не придётся разбираться в файлах, сделанных другими людьми (это весьма неприятно, особенно когда приходится что-то править уже в репроцентре), а останется только узнать требования к фотоформам типографии, где вы собираетесь печатать. Многие типографии принимают заказы в электронном виде, беря на себя изготовление фотоформ. Тут надо уточнить в типографии требования к файлам. Но если в дизайн-студии или типографии нет оборудования для изготовления фотоформ, вы, скорее всего, заплатите за «дополнительные хлопоты» по выводу фотоформ (ведь ваши файлы, как минимум, надо отвезти в репроцентр, привезти обратно готовые фотоформы, да ещё и проверить их).

Если же вы всё-таки решили сами заняться фотоформами, здесь всё вполне предсказуемо по цене. Вывод комплекта фотоформ формата А4 из программы вёрстки обойдётся в среднем по 5 долл., из PostScript-файла — 4 долл. Остальные форматы считаются пропорционально базовой цене комплекта А4, т. е. комплект фотоформ формата А3 будет стоить 10 долл., А2 — 20 и т. д.

Предельно внимательно проверяйте фотоформы — не стоит относиться к этому легкомысленно. Всегда проще и дешевле переделывать фотоформы, чем расхлёбывать неприятности во время печати тиража. А если совсем уж неохота заниматься проверкой, посчитайте, во сколько обойдётся царапина на одной из фотоформ комплекта или пара букв, превратившаяся на фотоформе в «крокозяблы». Приготовьтесь оплатить: переделку печатных форм, бумагу (если заметили этот дефект, когда уже отпечатали много оттисков), повторную печать, простой машины (если типография остановила печать и дожидалась вашего приезда или новых фотоформ), повторный вывод фотоформ (поверьте, это будут копейки по сравнению со всем остальным). Кстати, здесь не упоминаются сроки сдачи тиража, срыв которых тоже может облегчить ваш кошелёк. В договоре частенько присутствует пункт примерно такого содержания: «За невыполнение сроков исполнитель выплачивает по Х% за каждый день просрочки, но не более 10% от общей стоимости заказа».

4. Изготовление цветопробы. В некотором смысле, аналоговая цветопроба (цветопроба с фотоформ) — залог спокойствия всех участников процесса. Одни типографии сразу предупреждают, что не попадут «один в один», другие спрашивают «в случае возникновения спорных ситуаций как печатать — по шкалам или по пробе?», третьи воспринимают цветопробу в качестве эталона цвета, тогда в тираже вы видите то, что было на пробе. Лучше всё-таки пробу делать, особенно если есть «фирменные» цвета, фотографии сомнительного качества (например, отсканированные с оттисков, и вы опасаетесь муара) или нет уверенности в качестве цветокоррекции в целом.

Аналоговая цветопроба стоит в среднем 20 долл. за формат А4, 40 — за А3, 80 — за А2. Пробу можно делать выборочно с определённых комплектов тиражных фотоформ или же собрать в отдельном файле все сомнительные иллюстрации и вывести комплект фотоформ специально для цветопробы с теми же параметрами, что и тиражные. Например, вместо того, чтобы делать пробу с четырёх полос буклета формата А4 (4x20 = 80 долл.), разместите все интересующие иллюстрации на формате А4 и сделайте с него пробу: 5+20=25 долл. (комплект фотоформ плюс проба).

С цифровой пробой сложнее. Как правило, к ней относятся с недоверием, даже после заверений, что устройство прекрасно откалибровано. Такая проба, скорее, ориентир, чем эталон, хотя многие делают её и уверяют, что типография печатает по ней, и всё получается «тютелька в тютельку». Цифровая проба дешевле аналоговой: формат А4 — 12–15 долл., А3 — 20–30.

5. Печать тиража. Разброс цен на печать большой — это понимает каждый после обзвона 5-10 типографий. Обычно быстро вырисовывается средний уровень, при котором качество и цена находятся в оптимальном соотношении. Потом начинается мучительный выбор: где, сколько и на чём печатать — это первые вопросы, остальные (более мелкие, но не менее важные) всплывают по ходу дела. Просчитываются варианты, и тут-то начинаются подводные камни — перестаёт работать нормальная логика, так, во всяком случае, может показаться поначалу. В действительности вступают в дело тонкости полиграфической кухни…

Чтобы понять, на чём можно сэкономить, сначала надо понять, из чего складывается цена тиража (заказа) в типографии. В общем случае, это сумма стоимостей работы и расходных материалов.

Цена расходных материалов зависит от поставщиков, а не от типографии, то есть эта часть цены обжалованию почти не подлежит (почему «почти», подробно рассмотрим в следующем номере). Скидку с работы типография дать может. Но для этого должны быть какие-то основания, прийти в первый раз и сразу просить скидку несерьёзно: «А за что?»

Поводом для скидки могут стать:

  1. Большой объём работ. Постоянный клиент всегда может обсудить с типографией финансовую сторону вопроса.
  2. Периодическое издание (журнал, ежемесячный каталог товаров, серия книг или брошюр). Разовые заказы — это хорошо, но именно постоянные создают тот самый ручеёк, который будет питать типографию во время «великой засухи». Чем больше таких периодических изданий, тем меньше типография зависит от посленовогоднего затишья, летних каникул и т. п.
  3. Время года. Для полиграфии характерна сезонная загрузка. Есть пора «сенокоса», когда «зелень» косят с утра до вечера. В такое время мало шансов получить скидку: клиентов хоть отбавляй, заказов на две недели вперёд. А вот летом, когда все отдыхают, скидку получить легче из соображений «лучше за дёшево работать, чем за дорого простаивать». Но это — не во всех типографиях и не каждый год. Всё зависит от постоянных заказчиков: если упаковка-этикетка, то сезонности вовсе нет; календари-ежедневники — в ноябре-декабре полная загрузка; много периодических изданий — нагрузка более-менее равномерная.
  4. Форма оплаты. Скользкая тема из разряда — все знают, но молчат. Цена в прейскуранте, как правило, указана в долларах, а внизу страницы стоит подпись «оплата в рублях по курсу ЦБ + 3%». Нюансов много: наличные/безналичные, внутренний курс типографии и т. д.

А теперь непосредственно о стоимости печати. Она складывается из стоимостей приладки и одного листопрогона, умноженного на тираж.

Цена печати = кол-во приладок x (цена приладки + цена листопрогона x кол-во листопрогонов).

Приладка печатных форм — подготовительный процесс перед печатанием, включающий подготовку печатных форм и отдельных узлов печатной машины, а также установку в ней печатных форм; обеспечивает совмещение изображений при многокрасочной печати и точность фальцовки. Приладка заканчивается получением подписного оттиска.

Листопрогон — каждое прохождение листа запечатываемого материала через печатную машину.

Первый аспект — формат печатной машины, установленной в типографии. Схема, по которой рассчитывается стоимость печати, не зависит от формата машины, а цена приладки зависит. На 4-красочной машине формата А3 приладка стоит от 60-70 долл., А2 — от 80-120 долл., А1 — от 180-200 долл.* Соответственно, если просчитать заказ на машинах разного формата, цена тоже будет отличаться.

Например, надо напечатать 2000 листовок формата А4. На листе формата А3 можно разместить две, т. е. запечатать с двух сторон 1000 бумажных листов А3 (2000 листопрогонов), соответственно, печать («свой оборот», приладка только одна) будет стоить 70 + 0,02 x 2000= 110 долл. или 0,055 долл./шт. На листе формата А2 таких листовок поместится 4, листопрогонов будет 1000, а стоимость печати («свой оборот») 120 + 0,02 x 1000 = 140 долл. (0,07 долл./шт.). На листе формата А1 листовок будет 8, листопрогонов — 500, стоимость печати («свой оборот») 180 + 0,02 x 500 = 190 долл. (0,095 долл./шт.) — почти вдвое больше, чем на формате А3. Расчёт показывает, что такой заказ надо нести в типографию с машинами А3, а на А1 листовки станут прямо-таки золотыми.

Второй фактор — красочность. Уточните, какая машина стоит в типографии: 1-, 2- или 4-красочная. Если работа чёрно-белая — размещайте заказ на 1-красочной, если полноцветная (4+4) — на 4-красочной, если кроме CMYK используется дополнительный цвет (например, Pantone, серебро или золото), ищите 5-красочную машину. Если печатать заказ 1+1 на 4-красочной машине, приладка будет стоить дороже, чем на 1-красочной такого же формата.

Наконец, тираж. Услышав цену печати заказа и поняв, что денег не хватает, вы неминуемо зададитесь вопросом: «Как её уменьшить?» Первое, что приходит в голову, — сократить тираж. Не всегда это правильный путь: заказчик (особенно его бухгалтер) мыслит штуками, а типография — приладками.

Если запечатывать лист бумаги формата А2 с одной стороны в 4 краски (одна приладка), при цене приладки 120 долл., цене листопрогона 0,02 долл. и тираже 4000, печать будет стоить 1 x (120 + 0,02 x 4000) = 200 долл., при тираже 2000 шт. — 1 x (120 + 0,02 x 2000) = 160 долл. Получается, что уменьшение тиража в два раза не приводит к двукратному уменьшению стоимости печати (рис. 2). Закономерность справедлива для тех случаев, когда стоимость приладки больше или сравнима со стоимостью листопрогонов, по мере увеличения тиража она играет всё меньшую роль в формировании цены (см. рис. 3). Соотношение стоимости печати 2000 и 1000 листов 160 : 140 = 1,14; 10 000 и 5000 листов — 320 : 220 = 1,45, а при 20 000 и 10 000 листов — 520 : 320 = 1,625. Это вызвано как раз тем, что в первом случае цена приладки в несколько раз больше цены листопрогонов, во втором они примерно равны (120 долл. и 5000 x 0,02 = 100 долл.), а в третьем цена приладки в 3 с лишним раза меньше (120 долл. и 20 000 x 0,02 = 400 долл.).

Вывод из всего вышесказанного: если тираж маленький, дешевле напечатать его в типографии, где меньше стоимость приладки; если большой — приладка уже не играет такой роли. Чем больше тираж, тем меньше стоит единица продукции. Если вы знаете, что через месяц надо будет его повторять, лучше напечатайте сразу больше.

Цена ошибок

При чём тут ошибки? Считая бюджет на печать и т. п., никто не добавляет в смету отдельной строкой: «Плата за ошибки — … у. е. + … млн нервных клеток», надеясь, что уж его это не коснётся. А зря.

Ошибки могут возникать на любом этапе работы с заказом. Одна вызывает цепную реакцию и приводит к мини-катастрофе, другая счастливо доживает до сдачи отпечатанного заказа клиенту, который её и обнаруживает (или не обнаруживает).

Ошибки могут быть:

  1. «Случайные», или по невнимательности. Их может сделать любой. От них можно застраховаться только многократными проверками — везде, где это можно и рекомендуется.
  2. Технические, вызванные недостаточной квалификацией исполнителей (плохая цветокоррекция, файлы не того формата или разрешения, не та цветовая модель и т. п.).
  3. Технологические, вызванные некорректным подбором материалов или нарушением технологии. Думаете, это относится только к исполнителям? Напрасно! Иногда заказчик не понимает последствий своих желаний и упорствует, а типография предупреждает о результате, но, в конце концов, сдаётся: «Хорошо, будь по-вашему. Наш девиз — любой каприз за ваши деньги». Результаты такого «взаимопонимания» см. на рис. 4 и 5.
Рис. 4. На блок выбрана слишком толстая для такого объёма бумага, из-за чего в корешке образовалась «петля» Рис. 5. Из-за недостатка времени типографии пришлось раньше начать послепечатные операции. Оттиски не успели высохнуть, результат — перетискивание при резке, очень заметное по краям буклета

Частенько и заказчик, и типография хорошо понимают, к чему всё приведёт, но… делают: время поджимает, лучше хоть как-то, чем ничего вообще.

Вместо заключения

Заказы бывают разные, в одних стоимость работы в несколько раз превышает стоимость материалов, в других — наоборот, в третьих — примерно равны. В следующей части статьи будет рассмотрена роль бумаги в цене заказа.

Я. Близнец (twin17@mail.ru), полиграфист-технолог.


О великий и могучий… корректор

Макет готов, но нести файлы в репроцентр или типографию рано. Сначала уточните, смотрел ли корректор ваши распечатки, если нет — попросите эту услугу в дизайн-студии или отнесите окончательную распечатку корректору сами. Многие заказчики почему-то этим пренебрегают и пытаются вычитывать текст сами. Есть ли в этом смысл? С точки зрения экономии средств — абсолютно никакого. Стоимость услуг корректора просто меркнет по сравнению с тем, что вы уже заплатили за сканирование и обработку иллюстраций, создание макета, вёрстку, и тем более с тем, что ещё предстоит заплатить за печать.

Например, за допечатные работы по листовке формата А4 в среднем набегает около 100-150 долл., плюс за полноцветную печать (4+4) на бумаге 150 г/м2 при тираже 1000 шт. ещё 150-180 долл., итого — 250-330 долл. Корректор, услугами которого я постоянно пользуюсь (очень внимательная и ответственная женщина), за такую листовку возьмёт максимум 150 руб. (около 2% общей стоимости заказа). А теперь задумайтесь, во сколько вы оцениваете отсутствие ошибок в слогане, заголовках, телефоне и адресе — уж их-то большинство прочитают наверняка, даже если не станут просматривать остальной текст.

Как и везде, многое зависит от квалификации специалиста; а иногда ошибаются и корректоры. Но, согласитесь, даже самый внимательный и грамотный сотрудник вряд ли сравнится с профессионалом, глубоко знающим русский язык и натренированным на поиск ошибок.


* Числа ориентировочные, но абсолютно реальные — по ним работают в нескольких московских типографиях.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Простые секреты «Артес»: машины, люди и диверсификация

    11 апреля 2018 г. мне по приглашению директора «Терра Системы» Стефана Валуйского удалось побывать на дне открытых дверей в екатеринбургской типографии «Артес», которую знаю уже почти два десятилетия.

     

  • Что в имени тебе моём?

    В этот раз считаем распространённый заказ — буклеты А4 формата в готовом формате, 6 полос. Запрос такой: Буклет 21x30 см в готовом виде, 63x30 см в развороте, 4+4, бумага — мелованная, 200 г/м2, 2 параллельных сгиба до формата 21x30 см. Тираж — 200 и 500 экз. Просьба указать сроки и способ печати.

     

  • Варианты будущего для типографий

    Передовые полиграфические технологии Komori и Brausse — теория и практика для представителей российских типографий. Без секретов.

     

  • Конкурентный офсет

    Ко мне обратился знакомый художник. Он хочет напечатать небольшой каталог своих работ. Параметров получилось много: 2 вида бумаги и 3 тиража. Клиент далёк от полиграфии и сразу определить точные данные ему сложно. Считаем: Каталог 21x21 см, 24 полосы, 4+4, бумага 2 варианта: все на 170 г/м2 и все на 200 г/м2, 2 скобы, тираж 100 экз., 200 экз. и 500 экз. Будут готовые макеты.

     

  • Времена не выбирают

    Сказать, что московская компания «Ситипринт» никогда не сталкивалась с серьёзными проблемами, было бы неправдой. Этой типографии не раз приходилось преодолевать трудности, и всякий раз она выходила из очередного кризиса более сильной. Рецепт успеха «Ситипринт»: «Если что-то делаешь — делай хорошо». *

     

  • Сложная сумма простых слагаемых

    На этот раз мы решили посчитать готовый промонабор. Точно такой же, как найденный недавно главным редактором в его почтовом ящике. Набор включал три продукта: 1) конверт евро 4+0, без окон; 2) буклет А4, 4+4, матовая меловка 150 г/м2, фальцовка типа гармошка, карточка на двухстороннем скотче; 3) карта пластиковая, стандартная, 85х55 мм, 4+4, нумерация 4 знака на лице, вид нумерации на усмотрение производителя. Отгрузка: конверт отдельно, буклет с вклеенной картой. Тираж 200, 500 или 1000 экз. Будут готовые макеты.

     


comments powered by Disqus