101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Каждый охотник желает знать...

  • Алексей Клецель
  • 5 мая 2005 г.
  • 5365
Что влияет на сочетаемость цветов, на чем основывается их восприятие?

Портрет Жанны Самари

Я впервые увидел портрет Жанны Самари на лекции по истории искусств. В нём, говорил лектор, Ренуару удалось совместить обычно несовместимые краски: красную и зелёную — розовый фон и изумрудное платье. Вот этой квадратурой круга, совместимостью несовместимого запомнился мне портрет драматической актрисы Comedie-Franaise.

О. Ренуар. Портрет Жанны Самари. 1877. ГМИИ им. Пушкина, Москва

Первый секрет Ренуара: контраст

Как не бывает безопасного оружия (бывают тихие люди), так нет и несовместимых цветов. Вопрос лишь в том, как пользоваться...

Цветовой круг

Искусство — отражение жизни общества. Чем насыщеннее и противоречивее жизнь, тем драматичнее искусство. Человека в искусстве всегда привлекает драма, а она всегда проистекает из столкновения противоположностей. Это мы и называем контрастом.

Пары противоположных в цветовом круге

Типов контраста больше, чем типов дождя во Вьетнаме, по классификации Фореста Гампа: цветовой контраст (фиолетовый и жёлтый, например), тоновый (чёрный и белый), социальный (дворцы и трущобы), движение и статика, плохой и хороший, восточный и западный, горький и сладкий, новый и старый. Список бесконечен. Разберём первые два, поскольку именно они влияют на колорит в изобразительном искусстве. С тоном всё ясно, но где столкновение в цветовом? Считается, что цвета, противостоящие в цветовом круге, являются контрастными.

Пары противоположных в оттенках серого

Мы говорим о субтрактивной системе цветов (получаемых отражением от поверхности, а не излучением), или обычной, той, на которой основывался тот же Ренуар и которую разучивают в первом классе художественной школы речёвкой «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Здесь красный, жёлтый и синий — основные цвета; оранжевый, зелёный, фиолетовый — дополнительные, получаемые смешением двух соседних.

Исходя из этого получаем контрастные пары: синий-оранжевый, фиолетовый-жёлтый, красный-зелёный.

Если цвета сделать монохромными, мы увидим, что оттенок серого, в который превратился оранжевый, будет светлее, чем серый оттенок синего. Жёлтый — светлее фиолетового. А вот красный и зелёный — почти одинаково серые.

Как решал задачу совмещения несовместимого Ренуар? На портрете фон нежно-розовый (т. е. светлый), зато платье — насыщенного изумрудного цвета. Они сочетаются, поскольку между ними есть контраст — тоновый.

Иллюстрации, показывающие ряд областей применения технологии радиочастотной идентификации на базе химических маркеров израильской компании CrossID. Здесь салатовый и песочный цвета дополняют друг друга, как красный и бордовый в контрасте с первой группой

Где сидит фазан?

Почему человек воспринимает цвета так, а не иначе? Психоанализ ищет ключ к поведению взрослого в его детстве, а истоки восприятия человеком цветов следует искать в далёком, доисторическом прошлом. Наиболее приятны человеческому глазу стали зелёный и голубой из привычки видеть растительность, небо и воду. Глаз и мозг приспособились к преобладающим цветам.

Брошюра в два сгиба компании ЦСП. Используются два основных цвета (синий и красный) и два вспомогательных (песочный и белый). Оба сильных основных цвета почти нигде не соприкасаются, поэтому дополняют друг друга, а не конкурируют

В доисторические времена красный цвет олицетворял активность: кровь лилась на охоте, в бою, в чрезвычайных обстоятельствах. Поэтому красный — цвет силы, энергии, власти. В западной культуре (имеется в виду совокупность связанных друг с другом европейских традиций от Ирана до Америки) значение красного как цвета власти усилилось из-за дефицита красной краски в античности. Красный пигмент в древности добывался из моллюсков со дна моря — из каждой ракушки по капле. Красная краска была очень дорога и доступна лишь состоятельным людям. Очень скоро красный превратился в цвет власти. Красные плащи носили в Риме только императоры, у патрициев красной была лишь перевязь на тоге.

Чёрный и белый имеют особое положение. Они редки в природе в абсолютно чистом виде, поэтому, возможно, получили наиболее схематизированное, абстрактное значение. Главное тому свидетельство — противоположный смысл чёрного и белого в западной и дальневосточной культурах. Так, китайской невесте не всегда психологически легко надеть белое платье и фату, поскольку в китайской культуре белый — цвет смерти.

Второй секрет Ренуара: ведущие и вспомогательные цвета

Как могут сочетаться два цвета (в фирменном стиле, например), ясно. Они должны быть контрастными по цвету или тону, или по обоим критериям. А как быть с сочетаниями в три и более цветов?

Обратимся снова к портрету Жанны Самари. Мы видим, что изумрудный цвет платья не везде насыщенный, на свету он разбелённый, а фон книзу становится почти красным. Как же они сочетаются? Да ведь они почти не соприкасаются — разделены обширными светлыми участками, показывающими кожу актрисы. Таким образом, разъединяя два одинаково сильных цвета нейтральным слабым, можно использовать вместе любые цвета.

Третий секрет Ренуара и его коллег: оптическое смешение цветов

Одним из известных приёмов импрессионистов был так называемый мазок-запятая. Чтобы схватить впечатление, писать надо быстро. В таких условиях нет времени смешивать краску. Ренуар, Моне и другие завсегдатаи кафе «Афины» и не смешивали — тонкой кистью накладывали рядом мазки-запятые разных красок. Если отойти на некоторое расстояние, мазки визуально смешиваются, и получается необходимый оттенок. Тем не менее, мы продолжаем различать отдельные мазки, и они придают живость, характерную фактуру работе, передают дрожание воздуха и света, обогащают колорит.

На примере импрессионистов можно заметить, что близкие по тону, но разные по цвету оттенки могут удачно дополнять друг друга.

Но красный и зелёный — всё-таки исключение, поскольку очень яркие и всегда стараются доминировать. Однако это не означает, что их сочетание никогда нельзя использовать. Когда нет противопоставления тона и недостаточен контраст цвета, выявляются и другие типы контраста.

Например, контраст в разнице площади, занимаемой цветом (контраст массы). Редкие красные вкрапления на зелёном фоне смотрятся интереснее, чем красно-зелёная клетка.

Счастливая Аркадия

Контрастность — базовое понятие в искусстве, оно играет ведущую роль в сочетаемости цветов. Типов контрастов — как рыб в море: пока их достаточно, рыбаки никогда не останутся голодными. Но — всё в меру, говорили древние. Они ценили Аркадию, потому что там было тихо, когда во всей Элладе шла война.

Алексей Клецель (info@kletsel.com), независимый дизайнер из Тель-Авива (Израиль).
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Тире без отступа

Году в 2008-м в комментариях тогда ещё «Живого журнала» случился прелюбопытнейший спор об оформлении абзацного отступа: ведь правый край текстового фрейма даже при множестве переносов и с отключённой оптической компенсацией всегда выглядит сносно, а вот левый по умолчанию страдает — от красных строк и реплик; как с этим быть?

RGB-workflow в печати: почему «цифра», а не традиционный офсет

У дизайнеров есть мечта: получать в печати на бумаге нечто близкое по насыщенности к RGB-охватам, нежели тот маленький цветовой охват, что традиционно позволяют получить печатные краски европейской, да и любой другой триады CMYK.

Иллюстрируем мобильно

Приложения векторной графики для графического планшета Apple iPad почти готовы стать настоящими рабочими инструментами для профессионалов, ценящих мобильность. Предлагаем вам первую часть обзора таких приложений.

Допечатные эксцессы или 6 «детских» ошибок

Рейтинг самых частых ошибок в макетах печатной продукции по опыту типографии FastPrint, принимающей заказы через автоматизированную систему онлайн-проверки.

Лак и фольгирование со скоростью «цифры»

Подготовка макетов для цифрового облагораживания: выборочного УФ-лакирования и фольгирования.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 20