2005.05.05, Автор: Алексей Клецель2705 прочтений

Каждый охотник желает знать...

Теги: Рабочий цех Publish

Что влияет на сочетаемость цветов, на чем основывается их восприятие?

Что влияет на сочетаемость цветов, на чем основывается их восприятие?

Портрет Жанны Самари

Я впервые увидел портрет Жанны Самари на лекции по истории искусств. В нём, говорил лектор, Ренуару удалось совместить обычно несовместимые краски: красную и зелёную — розовый фон и изумрудное платье. Вот этой квадратурой круга, совместимостью несовместимого запомнился мне портрет драматической актрисы Comedie-Franaise.

О. Ренуар. Портрет Жанны Самари. 1877. ГМИИ им. Пушкина, Москва

Первый секрет Ренуара: контраст

Как не бывает безопасного оружия (бывают тихие люди), так нет и несовместимых цветов. Вопрос лишь в том, как пользоваться...

Цветовой круг

Искусство — отражение жизни общества. Чем насыщеннее и противоречивее жизнь, тем драматичнее искусство. Человека в искусстве всегда привлекает драма, а она всегда проистекает из столкновения противоположностей. Это мы и называем контрастом.

Пары противоположных в цветовом круге

Типов контраста больше, чем типов дождя во Вьетнаме, по классификации Фореста Гампа: цветовой контраст (фиолетовый и жёлтый, например), тоновый (чёрный и белый), социальный (дворцы и трущобы), движение и статика, плохой и хороший, восточный и западный, горький и сладкий, новый и старый. Список бесконечен. Разберём первые два, поскольку именно они влияют на колорит в изобразительном искусстве. С тоном всё ясно, но где столкновение в цветовом? Считается, что цвета, противостоящие в цветовом круге, являются контрастными.

Пары противоположных в оттенках серого

Мы говорим о субтрактивной системе цветов (получаемых отражением от поверхности, а не излучением), или обычной, той, на которой основывался тот же Ренуар и которую разучивают в первом классе художественной школы речёвкой «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Здесь красный, жёлтый и синий — основные цвета; оранжевый, зелёный, фиолетовый — дополнительные, получаемые смешением двух соседних.

Исходя из этого получаем контрастные пары: синий-оранжевый, фиолетовый-жёлтый, красный-зелёный.

Если цвета сделать монохромными, мы увидим, что оттенок серого, в который превратился оранжевый, будет светлее, чем серый оттенок синего. Жёлтый — светлее фиолетового. А вот красный и зелёный — почти одинаково серые.

Как решал задачу совмещения несовместимого Ренуар? На портрете фон нежно-розовый (т. е. светлый), зато платье — насыщенного изумрудного цвета. Они сочетаются, поскольку между ними есть контраст — тоновый.

Иллюстрации, показывающие ряд областей применения технологии радиочастотной идентификации на базе химических маркеров израильской компании CrossID. Здесь салатовый и песочный цвета дополняют друг друга, как красный и бордовый в контрасте с первой группой

Где сидит фазан?

Почему человек воспринимает цвета так, а не иначе? Психоанализ ищет ключ к поведению взрослого в его детстве, а истоки восприятия человеком цветов следует искать в далёком, доисторическом прошлом. Наиболее приятны человеческому глазу стали зелёный и голубой из привычки видеть растительность, небо и воду. Глаз и мозг приспособились к преобладающим цветам.

Брошюра в два сгиба компании ЦСП. Используются два основных цвета (синий и красный) и два вспомогательных (песочный и белый). Оба сильных основных цвета почти нигде не соприкасаются, поэтому дополняют друг друга, а не конкурируют

В доисторические времена красный цвет олицетворял активность: кровь лилась на охоте, в бою, в чрезвычайных обстоятельствах. Поэтому красный — цвет силы, энергии, власти. В западной культуре (имеется в виду совокупность связанных друг с другом европейских традиций от Ирана до Америки) значение красного как цвета власти усилилось из-за дефицита красной краски в античности. Красный пигмент в древности добывался из моллюсков со дна моря — из каждой ракушки по капле. Красная краска была очень дорога и доступна лишь состоятельным людям. Очень скоро красный превратился в цвет власти. Красные плащи носили в Риме только императоры, у патрициев красной была лишь перевязь на тоге.

Чёрный и белый имеют особое положение. Они редки в природе в абсолютно чистом виде, поэтому, возможно, получили наиболее схематизированное, абстрактное значение. Главное тому свидетельство — противоположный смысл чёрного и белого в западной и дальневосточной культурах. Так, китайской невесте не всегда психологически легко надеть белое платье и фату, поскольку в китайской культуре белый — цвет смерти.

Второй секрет Ренуара: ведущие и вспомогательные цвета

Как могут сочетаться два цвета (в фирменном стиле, например), ясно. Они должны быть контрастными по цвету или тону, или по обоим критериям. А как быть с сочетаниями в три и более цветов?

Обратимся снова к портрету Жанны Самари. Мы видим, что изумрудный цвет платья не везде насыщенный, на свету он разбелённый, а фон книзу становится почти красным. Как же они сочетаются? Да ведь они почти не соприкасаются — разделены обширными светлыми участками, показывающими кожу актрисы. Таким образом, разъединяя два одинаково сильных цвета нейтральным слабым, можно использовать вместе любые цвета.

Третий секрет Ренуара и его коллег: оптическое смешение цветов

Одним из известных приёмов импрессионистов был так называемый мазок-запятая. Чтобы схватить впечатление, писать надо быстро. В таких условиях нет времени смешивать краску. Ренуар, Моне и другие завсегдатаи кафе «Афины» и не смешивали — тонкой кистью накладывали рядом мазки-запятые разных красок. Если отойти на некоторое расстояние, мазки визуально смешиваются, и получается необходимый оттенок. Тем не менее, мы продолжаем различать отдельные мазки, и они придают живость, характерную фактуру работе, передают дрожание воздуха и света, обогащают колорит.

На примере импрессионистов можно заметить, что близкие по тону, но разные по цвету оттенки могут удачно дополнять друг друга.

Но красный и зелёный — всё-таки исключение, поскольку очень яркие и всегда стараются доминировать. Однако это не означает, что их сочетание никогда нельзя использовать. Когда нет противопоставления тона и недостаточен контраст цвета, выявляются и другие типы контраста.

Например, контраст в разнице площади, занимаемой цветом (контраст массы). Редкие красные вкрапления на зелёном фоне смотрятся интереснее, чем красно-зелёная клетка.

Счастливая Аркадия

Контрастность — базовое понятие в искусстве, оно играет ведущую роль в сочетаемости цветов. Типов контрастов — как рыб в море: пока их достаточно, рыбаки никогда не останутся голодными. Но — всё в меру, говорили древние. Они ценили Аркадию, потому что там было тихо, когда во всей Элладе шла война.

Алексей Клецель (info@kletsel.com), независимый дизайнер из Тель-Авива (Израиль).

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Управление цветом в Adobe Creative Cloud без секретов

     

     

    Подробное руководство по настройке параметров управления цветом в программах Adobe.

    Без модуля управления цветом — Color Management Module (CMM) — и цветовых профилей ICC предсказать на экране монитора результат печати невозможно. Даже при выборе опции Don`t color manage (Не управлять цветом, Отменить управление цветом) * CMM и цветовые профили всегда задействуются в Adobe Photoshop, хотя и не оптимальным образом.

     

  • Фигурный текст и CorelDRAW (ч. 2) *

    Всё, что вы хотели знать о фигурном тексте, но боялись спросить.

    Импорт–экспорт текста

    Редактировать и корректировать фигурный текст можно непосредственно на рабочем листе документа или в специальном окне редактирования. Добавить фрагмент текста в активный текстовый блок или вставить текст в документ легко, импортировав текст из офисных приложений. Для этого есть команды «Импортировать текст» окна редактирования или «Специальная вставка» меню «Правка», либо можно просто вставить текст из буфера обмена.

     

  • Фигурный текст и CorelDRAW

    Всё, что вы хотели знать о фигурном тексте, но боялись спросить.

    Как невозможно познать всю Вселенную (она же всё время расширяется), так в каждой новой версии CorelDRAW каждый раз ты открываешь для себя новые возможности, приёмы и хитрости. Конечно, эта программа не для вёрстки больших, насыщенных текстами книг, брошюр, журналов, но возможности CorelDRAW для работы с текстами позволяют сверстать и подготовить к печати многостраничный промышленный каталог, с чертежами, схемами, векторными рисунками, фотографиями. И, конечно, текстовые фрагменты обязательно есть и в визитке, и в банере, и в рекламном проспекте. А если применять к тексту кое-какие трюки и эффекты, то можно создать настоящие шедевры дизайна и типографики… Конечно, многим пользователям хорошо известны инструменты и методы работы с фигурным текстом. Этот цикл статей — попытка систематизировать основные приёмы.

     

  • Раскрывая возможности белых чернил *
     

    Как дополнительные белые чернила помогают создавать новые применения широкоформатной печати.

    Сегодня ряд моделей широкоформатных и сверхширокоформатных принтеров могут печатать чернилами дополнительного цвета — белого, что создаёт новые возможности применения этих устройств. Но в принтерах могут быть реализованы различные технологии печати белыми чернилами, и у разных технологий — свои возможности и ограничения.

     

  • Маленькие хитрости большого Corel
    Полезные советы для пользователей CorelDRAW и Corel Photo-Paint.
  • InDesign осваивает ePub

    Приёмы построения ePub в Adobe InDesign CC. Советы издательствам, как без лишних хлопот готовить книги для LitRes или Bookmate.

    Девятый вал

    Старый мир огромных издательств и одиозных акул книжного бизнеса, бросающих крохи авторам, уходит в историю. Люди перестают читать книги. Тиражи падают, бумажная книга испытывает конкуренцию за внимание аудитории со стороны других многочисленных источников. Теперь не человек ищет, что почитать, а различные медиа-источники борются за его внимание. Цунами информации обесценивает её для потребителя. В борьбе за внимание аудитории авторы и правообладатели часто готовы раздавать свой материал бесплатно. В такой ситуации читатель часто не хочет платить, читает по вершкам, предпочитает дайджесты многостраничным описаниям парижских крыш. Как следствие, качество материала падает, объём книг и статей сокращается, снижаются продажи, а издатели лишаются доходов.

     


comments powered by Disqus