101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Вёрстка: идеи, советы, приёмы

  • Михаил Иванюшин
  • 3 февраля 2005 г.
  • 4795
У всех есть свои методы, находки, способы сделать какую-то операцию быстро, изящно. Поделитесь идеями! Вёрстка — дело интересное и захватывающее. Расскажите, какими приёмами вы пользуетесь. И не важно, сами вы их придумали или узнали от кого-то. Если поймаете кураж и найдёте смелость рассказать о них миру, обязательно кому-то эти рекомендации будут интересны, как когда-то они стали интересными для вас. Присылайте советы по адресу m_ivanyushin@hotmail.com. За каждый опубликованный совет журнал Publish будет выплачивать вознаграждение.

О типографике диагональных дробей

Разработчики латинских шрифтов предусмотрели в гарнитурах несколько символов дробей (рис. 1А). Обратите внимание, что в этих символах наклон и высота наклонной черты дроби и линии в знаке процента одинаковые.

Но на практике требуются и другие значения дробей. Можно, конечно, значения числителя и знаменателя отделять одно от другого косой чертой (способ остался со времён машинописного набора), но такие дроби плохо смотрятся. Чтобы в программе QuarkXPress делать дроби, похожие на рис. 1А, для неё разработано расширение Type Tricks. Оно добавляет в меню StyleёType Style команду Make Fraction. На рис. 1Б показано действие этого расширения.

Очевидно, что полученные дроби смотрятся менее красиво. Причина — на клавиатуре машин, работающих под Windows, есть знак наклонной черты (его название Solidus, Alt-код — 0047, шестнадцатеричный — 2F), но он не гармонирует с наклонной линией знака процента. На рис. 1Б видно, что линия начинается ниже линии шрифта, это также смотрится плохо. Поскольку лучше уж иметь такие дроби, чем просто отделять цифры числителя и знаменателя косой чертой, разработчики расширения Type Tricks закрыли глаза на эту дисгармонию.

Но можно быстро сделать все дроби после работы Type Tricks такими же аккуратными, как и на рис. 1А. Для этого надо заменить текущий знак наклонной черты на знак наклонной линии дроби +0164 (шестнадцатеричный код 0х64) из гарнитуры Symbol (рис. 1В). Функция Find/Change без галочки в поле Ignore Attribute позволяет выполнить в дробях эту замену по всему макету.

Для программы InDesign также есть подобное расширение для шрифтов TrueType и PostScript. Его можно скачать с www.danrodney.com. Разработчик скрипта исходил из того, что во всех латинских гарнитурах есть как клавиатурный знак наклонной черты, так и знак дроби Fraction Bar (U+2044), отсутствующий на клавиатуре. В процессе работы утилиты Solidus заменяется на Fraction Bar. К сожалению, в русских гарнитурах нет символа Fraction Bar, и с нашим языком эта программа не работает. А знакоместо с кодом (U+2044) в раскладках русских шрифтов пустое, и, если в нём поместить знак дроби, скрипт будет полезен и для русского языка.

Подсказка вида шрифта

Если при просмотре в панели измерений списка установленных шрифтов в программе QuarkXPress удерживать нажатой , название каждой гарнитуры будет отображаться символами этого шрифта. Это верно и для просмотра шрифтов в меню StyleёFont. Но есть более совершенный способ выбора шрифта: выделите текст в полосе набора и начните перебирать гарнитуры в панели измерений при нажатых клавишах и — написание выделенных слов будет меняться. Если при этом удерживается ещё и , то и имя гарнитуры в панели измерений отображается выбранным шрифтом. Это очень удобно, и в 6-й версии фирма пошла дальше: теперь вид выделенного текста всегда изменяется при переборе названий шрифтов в полосе измерений, удерживать и больше не нужно.

Забытый параметр вёрстки

В 80-х годах в двух московских типографиях использовалась исчезнувшая ныне американская программа книжной вёрстки Magna Page. Фирма Berthold продавала её под названием Syntax. Она работала под MS-DOS, а результат вёрстки выводился на фотоавтомат.

В современных пакетах есть те же установки, которые в Magna Page определяли вид вёрстки, — число идущих подряд переносов, вид буквицы и пр. В InDesign появилась и существовавшая в той программе возможность сдвигать кавычки, знаки переноса, запятые за пределы полосы набора — теперь это называется оптическим выравниванием знаков. Но один параметр оказался забыт — в Magna Page можно было запретить разрывать переносом последнее слово в последней строке страницы. В этой установке есть смысл — разрыв знаком переноса слова на последней строке нечётной страницы несколько замедляет чтение.

Поскольку наша рубрика — это не только советы, но и идеи, то, может, кто-нибудь из знатоков Apple-Script напишет программу, реализующую эту идею… На мой взгляд, в InDesign такая возможность есть.

В меню TypeёInsert Special Cha-racter выбор позиции Discretionary Hyphen ставит в текущей позиции курсора мягкий перенос. Если он стоит в начале слова, оно переносами не разбивается. Если бы скрипт находил последнее слово на странице и ставил перед ним знак мягкого переноса, переносов в последних строках не было бы. Но мягкий перенос может ставиться и при вёрстке в пространстве полосы, а при внесении правки слова, стоявшие в последней полосе, могут сдвинуться и даже оказаться в других строках. Как отличить мягкий перенос, поставленный ранее перед последним словом на странице, от такого же знака, поставленного по иным соображениям? Просто. Указателем последнего слова в строке должен быть не один, а два подряд идущих мягких переноса. Скрипт запускается после каждой правки текста. Сначала он пробегает по тексту и уничтожает все двойные знаки мягких переносов. Затем ищутся последние слова в строках, и перед ними ставятся два этих знака.

Работа с бланками

Иногда необходимо сделать по образцу бланки с большим числом клеток и линеек. Но как ни вымеряй, перенося измерения в программу, всё же хочется наложить результат вёрстки на оригинал, чтобы убедиться в правильности выполненной работы. Имеющаяся в программах QuarkXPress и InDesign возможность работы со слоями позволяет легко в процессе работы сравнивать вёрстку и оригинал. Отсканируйте переданный на вёрстку бумажный документ и поместите результат в слой. Макетируйте бланк в другом слое — теперь повторить его несложно.

Слои позволяют работать с бланками и по-другому: хранить в одном слое, а заполнять поля в другом, объединяя слои перед выводом на печать.

Картинка рядом с текстом

В QuarkXPress есть возможность помещать картинку как символ в вёрстку: сначала в режиме Item Tool скопируйте иллюстрацию в буфер, затем в режиме Content Tool поместите содержимое буфера в строку текста. Если интерлиньяж текста не автоматический, он не изменится после помещения картинки, и она накроет верхние строки. В режиме Auto строки раздвинутся на высоту помещённой иллюстрации.

Оказывается, эта замечательная возможность позволяет помещать иллюстрации не только в тексте, но и рядом с ним. Можно размещать на полях картинки, сноски, текстовые комментарии. Примерно так, как это сделано на рисунке.

Вот как этого добиться. Допустим, текст набран с абзацным отступом 3 мм, ширина иллюстрации 20 мм, расстояние между ней и текстом должно быть 10 мм. Рисуем на полях бокс шириной 20 мм, помещаем в него картинку, масштабируем, затем увеличиваем ширину этого бокса на сумму абзацного отступа и расстояния между картинкой и текстом. В нашем случае ширина бокса станет 33 мм. Копируем этот бокс в буфер и помещаем в начало абзаца. Чтобы сместить иллюстрацию влево за пределы текстового бокса, выделите его и на вкладке Runaround окна Modify (ItemёRunaround… Ctrl+T) в окне Left введите со знаком минус ширину бокса с картинкой в миллиметрах. За счёт отрицательного значения сдвига картинка ушла из текста. Важно, чтобы текстовый и иллюстрационный боксы пересекались, поэтому метод хорошо работает, когда в тексте есть абзацный отступ.

Точно так же можно поступить и с текстовым боксом. На рисунке в него помещена сноска. Ширина бокса задаётся, как и для иллюстрационного, а правый отступ для текста (StyleёFormats…, поле Right Indent) в нашем случае должен быть 10 + 3 = 13 мм.

Чтобы боксы с картинкой или текстовым комментарием были рядом с тем абзацем, к которому они относятся, привязывать надо к началу следующего абзаца. На рис. 2 картинка привязана к началу абзаца «Допустим, текст…», а текстовый бокс — к последнему знаку параграфа.

Привязанные к тексту боксы за пределами текстовой полосы
Когда боксы привязаны таким способом, при внесении правки в текст XPress иногда забывает обновить отображение картинок на экране — поможет вкл./выкл. направляющих клавишей .

 

Ведущий рубрики: Михаил Иванюшин (m_ivanyushin@hotmail.ru)

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Тире без отступа

Году в 2008-м в комментариях тогда ещё «Живого журнала» случился прелюбопытнейший спор об оформлении абзацного отступа: ведь правый край текстового фрейма даже при множестве переносов и с отключённой оптической компенсацией всегда выглядит сносно, а вот левый по умолчанию страдает — от красных строк и реплик; как с этим быть?

RGB-workflow в печати: почему «цифра», а не традиционный офсет

У дизайнеров есть мечта: получать в печати на бумаге нечто близкое по насыщенности к RGB-охватам, нежели тот маленький цветовой охват, что традиционно позволяют получить печатные краски европейской, да и любой другой триады CMYK.

Иллюстрируем мобильно

Приложения векторной графики для графического планшета Apple iPad почти готовы стать настоящими рабочими инструментами для профессионалов, ценящих мобильность. Предлагаем вам первую часть обзора таких приложений.

Допечатные эксцессы или 6 «детских» ошибок

Рейтинг самых частых ошибок в макетах печатной продукции по опыту типографии FastPrint, принимающей заказы через автоматизированную систему онлайн-проверки.

Лак и фольгирование со скоростью «цифры»

Подготовка макетов для цифрового облагораживания: выборочного УФ-лакирования и фольгирования.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 22