2005.02.14, Автор: Леа Генуарио8152 прочтений

Термоусадочные плёнки*

Теги: Расходные материалы Плёнки Флексографская FSP

За последние годы в индустрии термоусадочных плёнок произошли значительные изменения, причины которых - развитие рынка упаковки, новые технологии и возросший спрос на этот материал.

За последние годы в индустрии термоусадочных плёнок произошли значительные изменения, причины которых — развитие рынка упаковки, новые технологии и возросший спрос на этот материал.

На сайте AriZona Beverage есть раздел с фотографиями и письмами клиентов. Один делится впечатлениями о том, как из бутылок AriZona делал лампы. Художница рассказывает, что пишет бутылку AriZona с букетом роз. Третий прислал собственную фотографию в окружении 240 банок AriZona, 147 бутылок, двух ёмкостей и картонной коробки. Компании удалось сделать так, что люди влюбляются в её упаковку. И вполне возможно, одна из составляющих покупательской привязанности кроется в термоусадочных рукавных этикетках.

«Впервые термоусадочную этикетку мы использовали в 1995 г. для Piсa Colada, — рассказывает Майкл Кутнер, вице-президент по операциям компании, расположенной, несмотря на своё название, в штате Нью-Йорк. — Для яркого напитка нужна была соответствующая этикетка. С первого дня работы с термоусадочной рукавной продукцией наши продажи неуклонно растут».

Термоусадочная плёнка стремительно завоёвывает позиции в секторе прохладительных напитков и останавливаться не собирается. Плёнки уже распространились во многих сегментах (от защитных наклеек в фармацевтике до термоусадочных этикеток с броским дизайном на соусе Ragu), хотя фаворитом по-прежнему остаётся рукавная этикетка.

«Этот современный продукт отличают яркие, насыщенные цвета и фиксация по форме бутылки с возможностью полного запечатывания всей площади. Такая этикетка всегда гармонирует с ёмкостью, придаёт ей законченный, отшлифованный вид. С термоусадочными материалами можно многого добиться», — считает Шерон Лобел, президент и исполнительный директор компании Seal-It.

Применение в узкорулонной печати

Хотя сейчас всё внимание приковано к рукавным этикеткам, это не единственная область применения термоусадочной плёнки. В узкорулонной печати можно выделить четыре прикладных сегмента: этикетки рукавные, круговые, с защитой от вскрытия и групповая упаковка.

Рукавные термоусадочные этикетки. Самый распространённый вариант для термоусадочных плёнок благодаря круговому дизайну и повторению контуров самой необычной упаковки.

«Для их производства в основном используют поперечно-ориентированную плёнку из трёх полимеров — PVC (поливинилхлорид, ПВХ), PETG (сополимер полиэтилентерефталата гликоля) и OPS (ориентированный полистирол). Иногда применяют ПЭТ-плёнки», — поясняет Гари Гейтс, генеральный директор Garron Group.

Круговые этикетки. Наносятся иным способом и, в отличие от рукавных, поставляются в рулонах. На концы этикетки наносят клеящий состав или спаивают их при помощи растворителя, а затем ужимают при повышенной температуре.

Для данной продукции применяют продольно-ориентированную плёнку, причём в основном полипропилен, что накладывает свои ограничения. «Для круговых этикеток усадка в 23% — уже хорошо. Они рекомендуются для бутылок относительно простой формы», — рассказывает Мери Эллен Райс, дипломированный специалист по упаковке компании Packnology.

Групповая термоусадочная упаковка. Хотя групповая плёночная упаковка — прерогатива широкорулонной печати, её выпуск для небольших комплектов возможен и на узкорулонных машинах.

С помощью плёнки можно вместе упаковать, например, шампунь и кондиционер или несколько мячей для гольфа. К такому способу часто прибегают во время рекламных акций, причём сложность макета различна. «Бывает — 10 красок, иногда — плёнка или печать в один-два цвета», — говорит Лобел. В узкорулонной печати предпочитают ПВХ.

Этикетки с защитой от вскрытия. Для узкорулонной полиграфии США — непрофильный рынок. «Бесшовная термоусадочная упаковка в основном подразумевает ленты на горлышко и аналогичные элементы с минимумом печати. Изображение на тубы наносят флексографским способом, преимущественно в одну краску с элементарным дизайном. Значительная часть упаковки поставляется из Тайваня и Китая, что объясняется низкими ценами», — комментирует Гейтс. Некоторые полиграфисты добавляют ленты для защиты от вскрытия к усадочным рукавным этикеткам.

Изменения на рынке

Сейчас рынок термоусадочных плёнок претерпевает изменения: одни вызваны тенденциями в упаковочной сфере, другие — сменой потребительских настроений. Растущая популярность ёмкостей необычной формы стимулирует высокую активность производителей плёнок. «Многие поставщики товаров массового потребления переходят на оригинальные патентованные бутылки. Единственный способ нанести на них информацию — использовать рукавную термоусадочную этикетку», — поясняет Райс, компания Packnology.

Стремясь идти в ногу со спросом на фигурные бутылки, производители работают над плёнкой для круговых этикеток с более высокими усадочными характеристиками. Поскольку полипропилен даёт всего несколько процентов усадки, круговые этикетки пока наносят только на цилиндрическую упаковку. С появлением новых высокоусадочных материалов ситуация может измениться. «Сейчас для круговых этикеток применяют полипропилен с низкой, по сравнению с рукавными этикетками, усадкой. Мы уже близки к внедрению высокоусадочных круговых этикеток», — рассказывает Роджер Брайн, менеджер сектора термоусадочных плёнок Plastic Suppliers. Новый продукт будет изготавливаться на основе полистирола.

Над плёнками для круговых термоусадочных этикеток работают и другие фирмы. «Мы разрабатываем продольно-ориентированные плёнки с усадкой до 50% и сосредоточили усилия на полиолефинах, поскольку, по нашему мнению, будущее за ними», — поясняет Сандер Раян, менеджер отдела разработок специальных плёнок компании Avery Dennison.

Параллельно маркетологи ищут новые способы выделить свою продукцию на магазинной полке. В частности, прогрессивные технологии декоративного оформления товара. Например, полиграфическая компания Seal-It объявила о внедрении термохромных красок для термоусадочных рукавных этикеток, меняющих цвет при воздействии холода или тепла. Продукция предназначена для рекламных акций, интерактивных игр и скоропортящихся продуктов питания. Можно ли считать это новым перспективным направлением в секторе термоусадочных этикеток? «Думаю, да, — говорит Лобел. — Любой менеджер по маркетингу мечтает заполучить нечто новое и необычное раньше других».

Многие типографии откликаются на новоявленные тенденции. Компания Century Marketing нашла свои выгоды в сокращении тиражей. «Производителям всегда было сложно отпечатать качественные рукавные этикетки небольшим тиражом — для презентации, выставки или тестирования», — поясняет Грег Роджерс, вице-президент по новым технологиям. Специализация Century Marketing — короткие тиражи рукавных этикеток. «Мы чувствуем, наши услуги востребованы. Средний тираж — от 500 до 3000 оттисков. Иногда это специальные группы заказов, каждый насчитывает 50 и менее экземпляров», — рассказывает директор по производству Майкл Манаген. Под группой заказов подразумеваются этикетки одного формата, но разных дизайна и тиражности.

Экология корректирует курс

Кроме необходимости выделить продукт из общей массы, на индустрию термоусадочных плёнок влияют и вопросы экологии. ПВХ, который преимущественно используют в США для рукавных этикеток, непопулярен среди сторонников охраны окружающей среды. «При сжигании ПВХ в атмосферу выделяется газообразный хлор. Современные мусоросжигательные печи оборудованы газоочистителями, устраняющими проблему, но настороженного отношения потребителей и экологов это не снимает. В Азии поэтому ПВХ не применяют вообще», — рассказывает Тим Николсон, главный директор по развитию Fort Dearborn.

Насколько обосновано предубеждение против ПВХ? «Стороны приводят массу аргументов в защиту поливинилхлорида и против него. Всё это весьма спорно», — считает Пол Вингейт, менеджер по продажам Bonset America.

Дискуссии вокруг ПВХ привели к распространению альтернативных материалов — PETG, стирола (OPS, ориентированный полистирол; SBS, стирол-бутадиен-стирол) и ПЭТ. Эти полимеры не только соответствуют требованиям экологов, но и имеют ряд преимуществ.

Усадка ПВХ достигает 60%. Для определённой упаковки вполне достаточно, но бутылки с длинным горлышком требуют большего — такие характеристики обеспечивает полиэфир (ПЭТ) и некоторые типы стирола.

У OPS свои плюсы. «Кривая усадки у него плавнее, что означает работу с ёмкостями необычной формы», — объясняет Браун.

Несмотря на аргументы в пользу альтернативных ПВХ вариантов, некоторые указывают и на недостатки: ПЭТ дороже ПВХ, а стирол не всегда стабилен при комнатных температурах. Отдельный вопрос — стирол-бутадиен-стирол. «Конкуренции SBS с ПВХ и PETG препятствует масса проблем с усадкой при комнатной температуре. Кроме того, нельзя работать со стандартными красочными системами, поскольку материал чувствителен к растворителям», — комментирует Вингейт.

Проблемы печати на термоусадочных материалах

Печать на термоусадочных плёнках связана со сложностями, нетипичными для работы с бумагой. Во-первых, готовая этикетка выглядит не так, как на бутылке, — после усадки она будет точно повторять контуры ёмкости. Следовательно, для получения качественной продукции необходимо точно рассчитать масштабный коэффициент, а это процесс трудоёмкий. «Обычно на плёнку наносят сетку с шагом 3 мм, формируют рукав, надевают на ёмкость и пропускают через усадочное устройство или нагревают тепловой пушкой. Готовую этикетку срезают и замеряют. Затем макет корректируют на компьютере и печатают тираж. Никакой автоматизации — вы сами надеваете рукав на бутылку, усаживаете плёнку и проверяете, чтобы макет был точным», — рассказывает Браун.

Усадка плёнки оказывает влияние и на краску. «Главное, чтобы красочная плёнка оставалась достаточно гибкой, иначе после усадки появятся разрывы, трещины, тёмные полосы в местах скопления пигмента, — поясняет Гейтс. — Практически все производители качественных красок преодолели эти проблемы, но не стоит рассчитывать на те же краски, что и для самоклейки».

Работающие с красками на водной основе сталкиваются с другой проблемой. Основная масса таких заказов традиционно выполнялась на машинах глубокой печати, но сейчас всё больше флексографских типографий предлагает печать красками на водной основе. «Работая в Bonset, я бывал в типографиях узкорулонной печати, которые для изготовления рукавных этикеток применяют водные краски. Когда же готовую этикетку фиксируют в паровой туннельной сушке, краска может снова набрать влагу», — делится впечатлениями Вингейт.

Термоусадочные плёнки своенравны по сравнению с другими этикеточными материалами, особенно когда дело доходит до тепловой обработки. «Плёнка требует особого подхода при запечатывании, поскольку полиграфическое оборудование выделяет тепло. В печатной машине нужно обязательно проверять материал на предмет усадки, — замечает Браун. — Одного процента вполне достаточно, чтобы рукавная этикетка не «легла» на бутылку. Необходимо тщательно контролировать температурный режим и выделение тепла при печати».

Круговые этикетки и стыки

В ходе исследовательских работ по увеличению процентной усадки плёнок для круговых этикеток, разработчики столкнулись с препятствием — адгезионными составами.

«Клеи для круговых этикеток не выдерживают усадки больше чем на 20%, — объясняет Николсон. — Пока не будет найден решающий проблему клеевой состав, способности запечатываемого материала к усадке ничего не дадут».

«Сложность с усадкой большой площади в том, что клей практически не сжимается, в отличие от плёнки. Она смещается с точки крепления к ёмкости, открывая клеевой слой», — комментирует Райан.

Сказанное справедливо при работе с термоклеями, но, похоже, новые технологии способны устранить проблему разъединения стыков. В рукавных этикетках для спайки краёв традиционно применяют сольвентные составы. Сейчас, когда на рынок круговых этикеток выводят новые материалы, появляется возможность задействовать сольвентные решения и здесь.

Изготовление этикеток в типографии Fort Dearborn

«В современных ролевых этикетировочных системах на основе растворителей используют механизм скрепляющего фитиля. Роль нарезается на этикетки нужной формы. Обычно на ёмкость наносят две капли термоклея или холодного клея с очень высокой липкостью, чтобы закрепить этикетку. Бутылка с этикеткой разворачивается к точке нанесения войлочным фитилём растворителя на конец этикетки, после чего пресс прижимает второй конец этикетки к уже смазанной части», — рассказывает Брюс Макледер, президент Flexcraft Industries.

У этой альтернативы адгезионным составам есть существенный недостаток: сольвентные системы несовместимы с полипропиленом. «Его можно скреплять только повышением температуры, термоклеем или пока экзотическими составами УФ-отверждения, причём с разным результатом», — говорит Макледер.

Пока рынок круговых этикеток занял выжидательную позицию, наблюдая за внедрением новых материалов вроде OPS и полиолефинов. По мере технологического усовершенствования плёнок, клеящих составов и сольвентных систем этот сегмент узкорулонной печати будет наращивать обороты. Заинтересованным в развитии круговых этикеток не стоит забывать о необходимости объединять усилия. «Сектор ролевой печати этикеток продолжает развиваться, и ни один из участников рынка не должен работать в изоляции. Требуется тесное сотрудничество с потребителями, поставщиками оборудования и производителями плёнок», — уверен Райан.

То же можно сказать и об остальных типах термоусадочных этикеток, поскольку перспективы у индустрии действительно огромные. За несколько лет термоусадочные технологии стали совершеннее во многих аспектах — от более высокой скорости нанесения рукавных этикеток до увеличения объёмов производства плёнок. Как и в любой другой молодой отрасли, ключом к успеху становится коллективная работа. «Полиграфистам не справиться с этой задачей в одиночку. Им нужна помощь производителей красок, плёнок, оборудования. Всё меняется, и, надеюсь, эти перемены будут для нас прибыльными», — заключает Браун.


Рынок термоусадочных плёнок находится на стадии становления, и его активный рост будет продолжаться в течение 5-10 лет. Стимул — создание новых материалов для упаковки. В своё время именно этот фактор привёл к созданию прогрессивных способов этикетирования и отказу от бумажных клеевых и самоклеющихся этикеток. Наибольшей популярностью среди российских производителей продуктов питания пользуются рукавные термоусадочные и круговые этикетки. Сегодня эту продукцию и оборудование к ней предлагают в основном иностранные производители по высокой цене. Российские разработки пока редкость, что связано со сложным конструктивным исполнением, особенно для высокопроизводительной техники. Не менее важный фактор, влияющий на динамику рынка, — постоянно растущие требования к дизайну и качеству упаковки. Наша компания производит этикетировочные полуавтоматические и автоматические машины для бутылок, банок, коробок произвольной формы. В условиях роста рынка есть возможность удовлетворить большинство требований заказчика при выборе формы тары и вида термоусадочной этикетки.

Борис Агафонов, ведущий специалист отдела продаж пищевого оборудования компании «Борпак».


Сегодня по рукавной термоусадочной плёнке на рынке доминирует глубокая печать красками на летучих растворителях. Но затраты на гравировку цилиндров и установку рекуперации, а также высокая стоимость печатных машин делают этот способ заметно дороже, чем флексография. С разработкой флексографских УФ-красок и радикального механизма отверждения для печати на рукавной термоусадочной плёнке, по сравнению с глубокой печатью, удалось улучшить качество оттисков, светонепроницаемость белого цвета, экономичность, характеристики усадки, повысить скорость производства, увеличить степень безопасности для окружающей среды.

Но у таких красок есть недостатки. Вследствие высокой реакционной способности, полимеризация проходит очень быстро, процесс закрепления охватывает все компоненты. Это создаёт значительные нагрузки на термоусадочную плёнку: под воздействием небольших тепловых потоков от УФ-ламп она может деформироваться. Сильная усадка — одна из причин недостаточной гибкости красочного слоя: при тепловой обработке краска может не сократиться в той же степени, что и основа. Вследствие быстроты процесса и природы механизма, усадка для некоторых традиционных красок радикальной полимеризации может доходить до 15%.

Zeller-Gmelin разработала новый метод применения УФ-красок радикального механизма закрепления высокого разрешения при работе с термоусадочной плёнкой: использовать краски с низкой степенью усадки красочного слоя и большим градиентом гибкости. Полная усадка, которой удалось достигнуть с помощью технологии радикальной полимеризации, составляет 75% в сочетании с плёнками из ПЭТГ (полиэтилентерефталат-гликоля), имеющими наибольшую усадочную способность. Метод пригоден для любого термоусадочного рукавного материала (ОПС, К-смола, ПВХ, ПЭТГ, полиолефины и т. д.) в сочетании с обработкой коронным разрядом для удаления пластификатора с поверхности плёнки.

Работа с термоусадочной плёнкой — сложное, но прибыльное предприятие для типографий, оснащённых машинами, работающими с УФ-красками. Технологии продолжают развиваться, а краски и системы отверждения с каждым днём становятся всё сложнее и специализированнее.

Елена Ларкина, руководитель отдела печатных красок компании «Дубль В».


* Печатается с разрешения журнала Label & Narrow Web, www.labelandnarrowweb.com

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Путеводитель по FESPA 2018: расходные материалы

    Мы собрали и систематизировали для вас информацию о готовящихся к показу на главной выставке года расходных материалах для широкого формата, а также для трафаретной, тампонной и других спецвидов печати.

     

  • От листов к применениям

    В январе 2018 г. Ирина Романенко назначена исполняющей обязанности директора департамента дистрибуции бумаги и расходных материалов «Xerox Евразия». Тогда же департамент подвёл итоги 2017 г.: вырос объём продаж на всех ключевых направлениях, компания заняла более трети российского рынка материалов для цифровой печати.

     

  • Чернильный «баттл»: Marabu против Veika

    Поставщики часто проводят внутренние тесты конкурентных продуктов, но обычно не распространяются о результатах широко. Поэтому хотя проведённый «Русском Графикс» чернильный «баттл» нельзя назвать независимым тестом, он был весьма интересным и даже уникальным — ведь организаторы не только приложили все усилия, чтобы создать равные условия для конкурентных чернил, но и сделали всё это открыто — в присутствии клиентов и представителей прессы.

     

  • Форум 2.0: будущее полиграфии — в автоматизации

    Полиграфисты собрались 9 февраля в парк-отеле Tulip Inn Sofrino, расположенном в одном из самых красивых мест Подмосковья, на Второй всероссийский полиграфический форум, чтобы обсудить, какой будет полиграфия будущего.

     

  • CARTON EXCELLENCE AWARD 2017: ПОБЕДИТЕЛИ

    Экспонаты, представленные на 21-й конкурс упаковки European Carton Excellence Awards, отличались оригинальными решениями и экологичностью. Призы вручены победителям на церемонии награждения, организованной 21 сентября, во время конгресса Европейской ассоциации производителей картонной упаковки (ECMA), в элегантном здании Резиденции архиепископа в Зальцбурге, на которой присутствовали руководители компаний отрасли.

     

     

     

  • ТЕСТ: Насколько хорошо вы разбираетесь в бумаге?

    Редакция Publish совместно с партнёром — MONDI PRINT CLUB — разработала тест, в котором мы предлагаем проверить ваши знания в области бумаги и подготовиться к вступлению в закрытый Клуб полиграфистов.


comments powered by Disqus