101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Настоящее осмысливает прошлое и структурирует будущее

  • Стефан Стефанов
  • 3 февраля 2005 г.
  • 4093
Точно предсказать будущее полиграфии невозможно. Но, как и прогресс всего человечества, оно опирается на технологии: прочно забытые ждёт второе рождение, а принципиально новые коренным образом изменят наше представление о печатной продукции. Вы готовы заглянуть в будущее?!

Невидимое мы узрели
И неделимое разъяли.
Но так же дождь стучит в апреле,
Как при Софокле и Дедале.
Ещё мы смертны, слава Богу,
Ещё смеемся мы и плачем.
А то, что кажется Итогом,
Лишь только правило к задаче.
В. Шефнер

Человек, изобретая технологии, выжил и создал цивилизацию

Термин «технология» удобно рассматривать в аспекте сопряжённых пространств — объектного (физического) и информационного (умозримого).

Они связаны символистическими, языковыми и математическими операциями, под которыми мы будем понимать создание информационного слепка объекта, процесса, системы или чего бы то ни было и проектирование, позволяющее по информативной структуре получать материальную модель природных объектов.

Иными словами, технология — специфический способ взаимодействия носителей разума с окружающей средой.

Цивилизация включает и то, к чему общество стремилось, и то, чего никто не замышлял. Довольно часто технологию порождал случай (искали философский камень, а открыли фосфор и фарфор). Но роль намерения, сознательно поставленной цели растёт по мере углубления знания.

Сумма технологий

Дело рук — топор и плуг,
Но рукам не сделать рук.
У. Блейк

Многие изобретения человека связаны с огнём: на уровне молекул (горение-окисление, источники света) и на уровне атомов (ядерный и термоядерный синтез в реакторах и атомных бомбах). Попробуем классифицировать технологии, разделив их на четыре группы.

  1. Анализ, очищение и выделение чистого природного продукта, его изменение и синтез нового вещества (в полиграфии — красители, пигменты и краски).
  2. Выделение, хранение, перенос энергии и её использование (искусственные источники света, важные для оценки цвета).
  3. Создание, обработка, хранение и передача информации (анализ и синтез цвета — универсального средства коммуникации в обществе и связующего элемента в истории цивилизации).
  4. Экологические — дополняющие промышленные и восстанавливающие равновесие в природе.

Первые три группы — разрушительные для структуры природы. Человек создал свой искусственный мир, отгородился от природы, противопоставив ей себя. Экологические технологии нельзя назвать созидательными, но они решают задачу единения Человека с Природой. Искусство (изобразительное, кино, фото), полиграфия и промышленные отрасли, связанные с цветом (строительство, дизайн, реклама, красочно-лаковая и текстильная), задействуют все группы. Но базовыми являются информационные — преобразование, распространение и хранение информации.

Всё живое на Земле оставляет след на камне, песке, дереве и глине. Человечество оставляет след, используя цвет. Вначале были рисунки и буквы, потом появилась полиграфия. Первый этап её развития связан с книгопечатанием, но многие материалы (бумага, краска) и прототипы изданий (свитки, рукописные книги) существовали и раньше. Даже печатные формы были изобретены в незапамятные времена — перстни-печатки и печатные доски, сохранившиеся и поныне (с их помощью делают тульские печатные пряники).

Можно констатировать — информационные технологии прошли четыре этапа развития, связанные с изобретениями:

  • живописи (создание изображений);
  • письменности (создание шрифта и текстов);
  • книгопечатания (размножение изображений и текстов);
  • электронных цифровых технологий (создание, размножение и хранение изображений и текста в цифровой форме).

Очевидно, что все этапы связаны с полиграфией и объединены в ней: живопись — это цвет и иллюзия объёма на плоскости; письменность — шрифты; книгопечатание — набор текста и обработка изображений; электронные цифровые технологии — цифровая печать, видоизменившая основной принцип полиграфии — идентичность всех экземпляров в тираже издания. Сегодня все экземпляры в тираже могут фрагментарно отличаться за счёт технологии персонализации. Технологии цифровой печати свели печатную машину к уровню периферийного устройства больших компьютерных систем.

Давайте поразмышляем, что же будет дальше...

Способы печатания

Суть полиграфии определяется одной фра-зой — перенос красящего вещества с печатающих элементов на поверхность запечатываемого материала. Всё остальное — антураж: подготовка к печати и отделка запечатанного материала (отпечатка, оттиска, тетрадей, переплётов и книжных блоков). Основных способов печати четыре: высокий, плоский, глубокий и трафаретный. На их базе созданы все технологии, применяемые в полиграфии до сего дня. А завтра?

Новые многослойные фотополимерные формные материалы создали предпосылки для возрождения высокой печати. Ныне технологии традиционной высокой печати восстанавливают былое величие, существенно тесня флексографию в производстве издательской продукции, упаковки и этикетки. Вскоре малые и средние тиражи газет, журналов и книг снова будут печататься этим способом: он лучше других воспроизводит тонкие штрихи изображений и текста, а отсутствие воды в техпроцессе существенно облегчает печать и снижает требования к материалам (краскам, формам, бумаге). Самая слабая сторона высокой печати (использование металлов, особенно свинца) — в прошлом, благодаря многослойным фотополимерам в печатных формах: разные по твёрдости и эластичности слои исключают приправку перед печатью тиража, что существенно снижает время подготовки машины и способствует повышению качества печати (нет обратного рельефа на оттиске). Уже заметно снижение темпов роста флексографии...

Традиционные офсетные технологии, задействующие плоскую печать с увлажнением, также будут вынуждены потесниться под натиском технологий высокого и глубокого способов. Самое вероятное развитие офсетных технологий — печать без увлажнения («сухой» офсет) на базе физико-химического разделения поверхности формы на печатные и пробельные элементы. Другие направления: цифровые офсетные технологии на основе электрографических печатных форм с использованием тонеров или жидких красок; новые технологии с офсетным полотном и печатной формой в виде непрерывной цилиндрической поверхности (sleeve-offset) или бесконечной ленты.

На традиционные офсетные возрастёт давление технологий цифровых и высокой печати в малых и средних тиражах. Большие и сверхбольшие тиражи захватит глубокая печать, особенно в области упаковки, массовых иллюстрированных журналов и продукции без разрыва печатного сюжета (обои, декоративные бумажные оттиски для каширования картона, гофрокартона, дерева и других материалов в строительстве и мебельной промышленности).

Струйная печать и сегодня незаменима при печати единичных (несколько десятков) экземпляров плакатов большого и очень большого форматов шириной более двух метров. У струйной печати огромный потенциал. Пока он реализуется только в печати на новых материалах с новыми красками. Схема построения печатного оборудования остаётся без изменений: общая схема принтеров и плоттеров сильно отличается от построения печатных устройств и машин других способов печати. Здесь можно ожидать прорыва. Струйная печать не является основным способом печати. Это разновидность трафарета, но и типичный представитель цифровых технологий. Уточним, что единственный отличительный признак цифровой печати — переменная печатная форма, создаваемая заново для каждого цикла печати. Иногда в литературе возникает путаница: некоторые авторы причисляют к ЦПМ машины, использующие технологию прямого экспонирования форм (DI — direct imaging или digital imaging). К ним относятся офсетные DI-машины и системы, работающие по принципу ризографии. Фактически же, речь идёт о цифровых допечатных технологиях и цифровом управлении машиной и техпроцессом допечати, а сама печать аналоговая, т. к. применяется постоянная печатная форма для всего тиража. Печатная форма изготавливается на отдельном формном материале, крепящемся на формный цилиндр, или на слое, который нанесён (наносится) на поверхность формного цилиндра. Это непринципиально: важно, что печатная форма остаётся неизменной при печати тиража — в этом отличие цифровой и аналоговой технологий. Несущественно и то, как наносилось изображение — в цифровой или аналоговой форме.

Появление новых технологий, например, глубокой печати от MAN Roland (на выставке Drupa-95) и элкографии (на Drupa-2000) говорит о возрождении глубокой печати на новом этапе — в качестве базы для цифровых технологий печати. Первая пока развития не получила, а элкография кажется автору очень перспективной.

Сильная сторона технологий на основе глубокой печати — воспроизведение на оттиске полутонов изображения за счёт варьирования количества наносимой краски, в форме изменения толщины красочного слоя. Всё, как в природе: толще слой — больше красящего вещества, соответственно, насыщеннее цвет (тон). Другие способы печати создают «псевдополутона» за счёт изменения площади одинакового по толщине красочного слоя. В сущности, изображения на оттиске высокого, плоского (офсетного) и трафаретного (шелкографии) способов печати — это микроштриховые изображения, воспринимаемые визуально на определённом расстоянии как полутоновые. Именно разная толщина красочного слоя на оттиске — самая сильная сторона глубокой печати, потенциал, который, в сочетании с цифровыми технологиями, обеспечит её конкурентоспособность.

Пока же мы видим нежные ростки — элкографию. Какой вариант на базе способа глубокой печати действительно «выстрелит», сегодня предсказать трудно. Но в грядущем лидерстве в полиграфии технологий из этой группы сомнений нет. Качество полутоновых изображений на оттиске глубокой печати соперничает с фотографическим, а проблемы воспроизведения тонких штрихов и текста с засечками будут решены с помощью цифровых технологий.

Допечатные процессы

Основная проблема допечатных цифровых технологий — несоответствие цветов и оттенков на экране монитора и печатном оттиске. Причина не только в природе пигментов цвета и условиях восприятия, она глубже и фундаментальнее. Синтез цвета разный: на мониторе — аддитивный, на оттиске — субтрактивный в глубокой печати и автотипный (смешанный аддитивно-субтрактивный) в высокой, плоской и шёлкотрафаретной печати. Проблему пытаются решить, и «на бумаге» уже давно решили средствами калибровки и профилирования. Но авторы сих утверждений выдают желаемое за действительность или просто вводят людей в заблуждение.

Повторюсь: проблема имеет фундаментальный характер. И может быть решена принципиально только при создании мониторов (экранов), работающих в отражённом свете с автотипным или субтрактивным синтезом цвета, как и на оттиске. Сегодня все мониторы работают с источниками излучений синего, зелёного и красного света, используя аддитивный синтез цвета — суммирование световых потоков излучения. А субтрактивный — вычитание отражённых световых потоков с частичным поглощением. И они никогда не сойдутся в гармонии и единстве.

Проблема приобрела особую остроту с внедрением компьютерных систем в допечатную подготовку и настойчиво требует решения. А оно — не только в области калибровки систем, но и в создании принципиально новых мониторов, работающих и синтезирующих цвет в отражённом свете, как на оттиске. В научной литературе уже упоминалось о подобных работах, решение не за горами.

Некоторые «революционно» настроенные читатели подумают: скоро и полиграфии может не быть, о каких ещё мониторах мы здесь рассуждаем? Уверен — «революционеры» ошибаются. Мониторы, работающие в отражённом свете, решают и множество проблем, не имеющих отношение к допечатной подготовке: мерцание экрана, изменение цвета в зависимости от угла восприятия, потребление энергии, жёсткость экрана и пр.

Полиграфические издания будущего

Печать этикетки и упаковки не только сохранит, но расширит и укрепит свои позиции. Будет расти не количество книг высокого качества в твёрдом переплёте, а их разнообразие. Книжные подарочные издания останутся хорошим подарком и… сувенирным бизнесом для издателей. Пример уже есть — книжки-миниатюры. Ценные, юбилейные и нарядные по оформлению издания сохранят свою нишу. Справочные и учебные — вряд ли, но часть учебников останется. Самообразование и чтение художественной литературы — процессы творческие, требующие уединения, размышления и комфорта. Создание альтернативы книгам — гибких, компактных экранов отражённого света — приведёт к сокращению выпуска бумажных изданий (и сохранению лесов), но в обозримом будущем полностью их не вытеснит.

Печатная реклама, оперативная листовка, афиша и плакат потенциала ещё не исчерпали. Они появились до полиграфии в виде информационного, рекламного, политического, социального и художественного продукта и, может быть, даже переживут полиграфию как отдельную отрасль промышленности… Ведь со временем большая часть устройств печати превратится в периферию мощных компьютерных систем.

Полиграфия развивается, обслуживая новые направления развития общества — печать книг по требованию, этикетки и упаковки для CD. Внедряется в другие отрасли: в телевизионную и компьютерную (печать инструкций и упаковки), в банковское дело и торговлю (печать кредитных карточек).

Новые материалы

Прогресс порождает новые материалы и продукты, на которых полиграфистам приходится печатать. Для этого изобретают новые технологии печати и краски. Целлофан в середине ХХ века потребовал новой технологии печати — была изобретена флексография (анилиновая печать).

Новые вещества и приборы (часы, осветительные приборы, ручки) фактически создали тампопечать; потребность в единичных экземплярах многокрасочных плакатов больших форматов способствовала развитию технологии струйной печати на плоттерах. Искусственные материалы требуют принципиально новых лаков и красок. И они были созданы, и за ними будущее — лаки и краски дисперсионные, ультрафиолетового отверждения (УФ-лаки и УФ-краски).

Симбиоз лазерных и цифровых технологий породил голографическую фольгу и голограммы в отражённом свете. В последнее время они находят широкое применение при оформлении издательской, упаковочной и рекламной печатной продукции. Голограммы всё чаще используются как оружие в борьбе с подделками, а лазер — для изготовления печатных форм с очень тонкими печатающими элементами, филигранной просечки и перфорирования. Лазерная перфорация уже применяется при выпуске рублёвых банкнот. Очевидно, лазерно-цифровые технологии сегодня находятся на пороге головокружительного взлёта.

Стремлением выделиться на рынке, используя печатную рекламу, упаковку и этикетку, будут возрождены и некоторые полузабытые технологии: фототипия, анаглифическая печать (объёмные изображения на оттиске), термопечать (термоподъём).

Последний уже востребован. Новые термопорошки с блёстками, цветопереливами и яркими цветами задействованы в печати визиток, открыток и рекламной продукции. Изображения, хотя и штриховые, привлекают внимание рельефностью, нарядностью и красочностью.

Полиграфическое оборудование

Новые технологии, в свою очередь, потребуют нового оборудования и материалов. Так было и будет.

Оборудование становится производительнее не только за счёт скорости, красочности и формата, но и — быстрой переналадки, настройки и управления.

Цифровые технологии и ПО будут определяющими факторами. Ничто так не стимулирует развитие технического прогресса, как потребности общества и рынка. Конкуренция и проблемы общества создают и преодолевают личности, в нём живущие. А самые талантливые не только решают общественные проблемы, но и стимулируют развитие социума в целом.

Идеи как катализаторы технического развития

Любая, даже самая гениальная, идея не работает, если не затребована уровнем развития социума. Примеров в истории немало. Идеи Леонардо да Винчи при жизни воспринимались как чудачество, а сейчас — как пророчество. Гёте для современников и потомков — гениальный поэт, но сам он куда выше ценил свои работы о цвете и морфологии растений и животных. И только в конце ХХ века с развитием дизайнерских технологий была дана новая оценка трёхтомной работе «О цвете», в которой он ведёт страстную полемику с Ньютоном.

Судьбы идей не менее удивительны, чем судьбы людей. Иногда они переплетаются в чудный узор, меняющий очертания, но не меркнущий с течением времени. Каждое поколение читает его по-новому, находит новые мотивы и черпает вдохновение, преклоняясь перед мудростью древних.

Известный физик Луи де Бройль, один из создателей квантовой механики, оценивая идеи и «ошибки» великих учёных прошлого, призывал относиться с осторожностью к кажущимся «заблуждениям». Он предостерегал и советовал: «Всегда полезно поразмыслить над ошибками, сделанными великими умами, поскольку они часто имели серьёзные основания для того, чтобы их сделать, и поскольку эти Великие Умы всегда обладают проникновенной интуицией. Возможно, что их утверждения, сегодня рассматриваемые как ошибочные, завтра окажутся истинными». Это написано по поводу наследия Анри Пуанкаре, но относится к любой идее, высказанной в любое время и когда-то могущей изменить курс человечества.

Отдельному индивидууму трудно оценить глобальные идеи. Наше назначение — способствовать в меру сил и возможностей развитию социума. Только время (история) реально оценивает и даёт уроки. Я осознал, что прошлое — всего лишь сон, а будущее — иллюзия, и существуют они только в настоящем… Особую роль в этом играет ощущение единого потока зарождения и развития идей. И воспринимать себя участником этого действа, значит, осознавать ответственность перед настоящим, осмысливая прошлое, и жить мечтой о будущем — суть единства текущего момента. p

Об авторе: Стефан Стефанов, к. т. н., профессор МосГУ, технический директор компании «Полиграфические системы».


Computer-to-Ink

Элкография — способ печати, при котором разделение поверхности печатной формы на печатающие и пробельные элементы происходит за счёт изменения физических свойств печатной краски, нанесённой на поверхность формного цилиндра. Под воздействием энергии экспонирующей головки краска меняет физические свойства. В основе этого лежит эффект электрокоагуляции — превращение жидкой краски в гель под действием электрического импульса. Толщина слоя краски, превращённой в гель, зависит от величины импульса, который определяется яркостью участка воспроизводимого изображения. Это новое направление на базе идеи глубокой печати — создания тона за счёт изменения количества краски на оттиске. В элкографии реализуется изменением структуры самой печатной краски. Здесь, как и в струйной печати, нет аналоговых технологий, — она изобретена канадским химиком Андреем Кастенье в середине ХХ века как чисто цифровая. В. Погорелым предложен термин —Computer-to-Ink.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Больше порядка

Ежедневники выпускают специализированные компании, книжные издательства, блогеры и даже музеи.

Текстильная печать: итоги, тренды, планы

В начале нового года принято подводить итоги прошедшего и строить планы на будущее. Publish решил узнать, как прошёл 2023 год и какие планы на 2024-й у руководителей компаний, занимающихся цифровой текстильной печатью, и задал им несколько вопросов.

Выставка UPAKEXPO

Международная специализированная выставка упаковочного оборудования и готовых упаковочных решений под этим названием проводится впервые, хотя это всё та же знакомая нам upakovka. Ключевая идея UPAKEXPO — обмен профессиональным опытом и информацией по основным темам упаковочной отрасли. Ниже вы найдёте список экспонентов, которых мы отобрали как наиболее интересных для наших читателей.

Как дела у РПК?

Рекламно-производственные компании в 2023 году и анализ результатов их деятельности.

Дизайнерская бумага: рыночные вызовы и тренды

Фактически два года российская экономика находится в условиях беспрецедентно жёстких экономических санкций, которые затронули каждую сферу производства, в том числе такую, казалось бы, малозначимую область, как печать рекламной продукции на дизайнерской бумаге. Для некоторого числа типографий сокращение объёмов импорта материалов вызвало определённые проблемы, но прошёл значительный отрезок времени, и ситуация стала проясняться.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 22