2004.12.06, Автор: Максим Гоголь2494 прочтений

Красиво и надолго

Теги: Publish

Изображения, напечатанные струйным способом водными или пигментными чернилами, легко портятся под влиянием влажности, УФ-излучения и пр.

Изображения, напечатанные струйным способом водными или пигментными чернилами, легко портятся под влиянием влажности, УФ-излучения и пр. Надёжная защита невозможна без специализированных финишных материалов, сориентироваться в многообразии которых непросто, особенно если вы заказчик или начинающий «печатник».

Плёнки для ламинирования

Специальные гели не только защищают изображение, но и имитируют фактуру настоящей картины

Основной метод защиты изображений, напечатанных на ровной, не имеющей рельефа поверхности бумаги и других носителей. Ламинирующие плёнки делятся на «горячие» и «холодные».

«Холодные», при той же плотности, дороже «горячих», они прикатываются на материал при помощи ламинатора, не имеющего нагревательного вала. Процесс идёт при обычной комнатной температуре. При покупке плёнки желательно выяснить у продавца рекомендуемую температуру ламинирования — обычно указывается минимальная температура, пригодная для работы. Клеевой слой у «холодных» плёнок активируется под давлением, поэтому прикаточные валы ламинатора должны иметь необходимый равномерный прижим по всей площади прикатки. Плюсы холодной технологии — ламинирование практически сразу после печати; защита изображений, напечатанных на тонких плёнках, «боящихся» высоких температур; дешевизна ламинатора.

У «горячих» плёнок клеевой слой активируется под давлением при температуре 70–130 °С. На практике все температурные и скоростные режимы надо подбирать под каждый материал индивидуально. Плёнка может не приставать к материалу из-за высокой скорости, клей не успевает активироваться — или давление слишком мало, или температура слишком низкая. А при высокой температуре и низкой скорости возможно разжижение клеевого слоя: клей «плывёт» — на выходе волнистая поверхность и низкая адгезия плёнки. Также при высоких температурах возможно вскипание чернил, находящихся внутри запечатанного материала. Тогда после ламинации возникает эффект «пузырьков» — это участки, где плёнка не приклеилась к основе из-за мелких пузырьков воздуха, поднимающихся при испарении из материала.

Плюсы «горячей» ламинации — доступность и широкий выбор плёнок; инкапсулирование (герметичное запаивание изображения между двух плёнок).

Мы используем оба вида плёнок, в зависимости от задачи. Наше мнение: термоклеевой слой «горячей» ламинации лучше держится на основе при перепадах температур и скручивании изображения в рулон. Например, панно для мобильных стендов необходимо часто сворачивать в рулон для монтажа и перевозки, да и хранится после выставки оно, как правило, свёрнутым. Как следствие, тяжёлые толстые плёнки 200 микрон и толще могут «сползти» с изображения, если ламинация была выполнена «холодным» способом, «горячий» же метод позволяет, в буквальном смысле, «приварить» плёнку к основе. Даже «холодные» плёнки мы рекомендуем разогревать до 35 °С на горячем ламинаторе — так клеевой слой лучше реагирует с изображением и ровней ложится на поверхность. Для ламинирования любым способом отпечатку лучше дать полежать в развёрнутом состоянии несколько часов (до суток). Тогда будет уверенность, что ламинированное изображение не будет «фалдить» (края не загнутся к центру). Особенно это касается изображений для мобильных стендов, где требуется идеальная подгонка полотен.

Для уличной графики необходима дополнительная защита — от прямых солнечных лучей. Под воздействием ультрафиолета красители обычных водорастворимых чернил выгорают быстро, несколько дольше им сопротивляются чернила на основе пигментных твёрдых красителей. Для обоих типов ламинации предлагаются плёнки, содержащие защитный УФ-фильтр; естественно, они дороже обычных. Мы стараемся использовать плёнку с УФ-блоком и для выставочных работ: нещадный свет выставочных экспозиций работает ничуть не слабее солнечного, а выставка может длиться не один месяц.

Значим для изображения выбор фактуры ламинирующей плёнки. Мы выработали несколько «правил». Матовые плёнки почти не дают бликов, поэтому их можно смело рекомендовать клиенту, если изображение будет выставляться под точечный или направленный свет. Здесь есть один минус: цвета под матовой ламинацией чуть-чуть «проседают», теряется насыщенность. У глянцевых плёнок, наоборот, насыщенность отличная, отпечаток выглядит «дороже», цвета сочные, но световые блики мешают воспринимать мелкие детали, к примеру, информационный текст. Хорошая альтернатива — «текстурные плёнки». Выбор текстур огромен, но мы предпочитаем «мелкий песок» для панно выставочных стендов и крупную фактуру «рогожки» или «кожи» для напольной графики. В последнем случае дам совет: клеящий слой ламинирующей плёнки имеет лучшую адгезию с незапечатанной основой, нежели с участком материала, на котором уже легли чернила. Поэтому, чтобы изображение на полу служило долго и выдерживало максимальные нагрузки, оставьте незапечатанное поле 3-5 мм по периметру изображения и ламинируйте с этой окантовкой, чтобы ламинирующая плёнка герметично проклеила изображение по всему периметру. В дальнейшем влага на полу не проникнет между плёнкой и основой и не позволит изображению расслоиться.

Лаки

Состарить отпечатанную репродукцию поможет спецгель «кракелюр»

Для холста тоже необходима защита. Какой лак выбрать из огромной гаммы? Надо чётко понимать задачи, с которыми лак должен справиться. Мы определили следующие требования.

  1. Лак должен быть пластичным и не растрескиваться при натяжке холста на подрамник. В дальнейшем изображение перетягивается, если натяжка ослабеет.
  2. Абсолютно прозрачным, не иметь оттенков — иначе неизбежны искажения напечатанного цвета.
  3. Быстро сохнуть при комнатной температуре.
  4. Не должен реагировать с финишными материалами, наносимыми поверх изображения. Мы используем декоративные гели на основе акрила. Холст, на котором печатается картинка, имеет грунт на акриловой основе. Если не защитить изображение, гель начнёт растворять основу печати, и изображение «поплывёт».
  5. Стремиться к тому, чтобы лак не давал блеска.
  6. Желательно наличие в лаке вещества, блокирующего ультрафиолетовый свет. После долгих исследований, проведённых в сотрудничестве с компанией «Финкраска», мы остановились на использовании лака на ацетатно-алкидной основе для защиты паркета. Финскими химиками компании Kilto для нас была изготовлена специальная матирующая добавка, которая гасит глянец лака и содержит вещество, блокирующее ультрафиолет. Со всеми задачами лак справляется отлично.

Небольшие рекомендации по лакированию. Лак можно наносить обычной кистью, равномерно по всей площади и желательно в два слоя, в разных направлениях: первый — по вертикали, второй — по горизонтали. Потребуется опыт, чтобы на высохшем отпечатке не было видно следов направления кисти. Второй метод — нанесение пульверизатором, он лучше с точки зрения тонкости наносимого слоя и равномерности покрытия, но нужно отдельное помещение с хорошей мощной вытяжкой. После лакировки изображение должно высохнуть, чтобы можно было класть финишные материалы, текстурные гели, гель «кракелюр», масляные краски…

Стекло

Постеры в рамах защищаются обычным силикатным стеклом, мы используем обычное и антибликовое. Толщина 2 мм оптимальна для большинства изображений, но — если изображение больше 1 м2, а багет достаточно тонкий и не очень прочный, лучше взять оргстекло, оно значительно легче. Для больших изображений есть правило — чем жёстче багет, тем лучше. Алюминий или «твёрдое» дерево будут держать изображение прочнее, нежели пластиковый или деревянный «мягкий» багет.

Надеюсь, наши советы помогут сориентироваться в обилии существующих способов защиты широкоформатных изображений. Успехов!

Об авторе: Максим Гоголь (maxgogol@magicprint.ru), директор компании MagicPrint.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Что сдерживает переход на цифровую печать упаковки и этикетки?

    Как и прежде, основную причину участники опроса на сайте видят не в технических проблемах цифровой печати, а в финансовых моментах. Например, директор по производству Copy General (Москва) Вячеслав Юдаев рассказал, что компания регулярно получает заказы на цифровую этикетку — в основном от производителей косметики, а также заказы на наклейки для оборудования и проведения различных конференций.

     

  • Как заработать на «оцифровке» упаковки и этикетки?

    Таким был лейтмотив конференции Publish, посвящённой цифровым инновациям в упаковке и этикетке. Типографии поделились опытом, а поставщики пообещали, что дальше будет лучше — нужно только правильно выбирать решения.

     

  • Ricoh Ri 100

    Заключение: «минималистский» вариант компактного футболочного принтера — небольшого формата и без белил — будет хорош для небольших печатных салонов и типографий, которые только пробуют себя в этом секторе рынка, а также для оснащения розничных точек.

     

  • Будущее широкоформатной печати (часть 3)

    Итоги круглого стола между экспертами рынка, посвящённого тенденциям и перспективам широкоформатной печати. И, конечно, в первую очередь речь идёт о доминирующей струйной технологии.

     

  • Рассмотреть будущее

    Третий Всероссийский форум полиграфистов прошёл под лозунгом «Полиграфия будущего». Но будущего не бывает без прошлого и настоящего, поэтому анализ происходящих не только в индустрии, но и в обществе процессов позволяет лучше подготовиться к вызовам завтрашнего дня.

     

  • Плакаты: «А вы с какой целью интересуетесь?»

    Повторяем запрос на плакаты, уменьшив формат до B2 в надежде, что, наконец, откликнутся владельцы HP Indigo 12000/10000. Запрашиваем: печать плаката 50x70 см, 4+0+ВД-лак, бумага — 150 г/м2, мелованная глянцевая, тираж — 100 и 500 экз.

     


comments powered by Disqus