101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

В гармонии с CMS

  • Александр Миловский
  • 2 августа 2004 г.
  • 7305
Системы управления цветом, как земное притяжение, существуют независимо от того, согласны вы с ними или нет.

Введение

Лет 6-10 назад было модно говорить о перспективах систем управления цветом. Журналы наперебой писали о неоспоримых преимуществах профилирования устройств и сквозной калибровке. Это было время невежественных восторгов и невероятных заблуждений. Особую остроту обсуждениям в отечественной периодике придавало отсутствие проверенных источников; недостаточное знание английского с лихвой окупалось богатой фантазией авторов. Затем на рынок хлынули многочисленные, причём практически несовместимые продукты, которые исказили и без того слабое понимание вопроса.

Но что странно, как только системы управления цветом стали доступны большинству пользователей, эта тема незаметно сошла со страниц специализированных журналов. Потребители не поняли новой технологии и, как это обычно бывает, расстроились. В профессиональной среде сначала робко, а затем громогласно принялись критиковать управление цветом и всё с ним связанное. И почему-то стало неприлично даже задавать вопросы по теме. Это тем более странно, что функции управления цветом существуют практически во всех приложениях и постоянно совершенствуются. Что ж, попытаемся восполнить пробел и для начала определимся с объектом изучения.

Система управления цветом (color management system, CMS) — комплекс программно-аппаратных средств и мероприятий по обеспечению предсказуемой цветопередачи.

Как управлять цветом

Какие возможности управления цветом в принципе существуют? Очевидно, что следует учитывать те части компьютерной системы, которые осуществляют передачу, пересчёт и отображение цветовой информации, т. е. все звенья цепочки, через которые проходит информация о цвете. Возможности управления цветопередачей имеются на уровне приложения, ОС, драйвера и самого устройства.

На уровне устройства цветом управляют за счёт аппаратных настроек, непосредственного движения регуляторов. Возьмём, например, монитор. Мы можем воздействовать на его цветопередачу, варьируя яркость, контраст и цветовую температуру. При этом происходит перенастройка физических параметров ЭЛТ, что радикально сказывается на результате. Неудивительно, что все процедуры настройки цветопередачи системы начинаются с аппаратной калибровки.

Следующий — уровень драйвера. Особая гордость производителей аппаратного обеспечения — качество драйверов, поставляемых в комплекте с оборудованием. Многие имеют массу дополнительных, зачастую абсолютно ненужных и запутанных настроек. И всё бы ничего, но по иронии судьбы среди нескольких десятков опций может оказаться включённой (или выключенной) та заветная, без которой качественная цветопередача невозможна в принципе. На фоне плодящихся производителей устройств эта проблема разрастается до масштабов вселенского зла. Но с ней приходится мириться, ибо управление цветом на уровне драйвера позволяет максимально эффективно использовать оборудование.

Уровень операционной системы (ОС) на первый взгляд кажется вообще лишним, но ведь без её ведома не происходит ни одно обращение ни к какому устройству. Это свойство позволяет сделать ОС своего рода регулировщиком любых цветовых отношений в компьютерной системе. Обратите внимание, что функции цветовых преобразований и передачи информации о цвете изначально не были свойственны ОС, а появились сравнительно недавно и именно в виде системы управления цветом, но об этом чуть позже.

Последний уровень управления цветом — уровень приложения: контроль цветопередачи его собственными, независимыми средствами. Например, приложение может специально вносить некоторые цветовые искажения, чтобы впоследствии скомпенсировать недостатки конкретного оборудования. На этапах становления CMS так и было. Серьёзные трудности вызывали учёт разнообразных устройств и их взаимодействия. Попытка вынести общие для таких приложений функции в самостоятельную библиотеку (фактически, ввести промежуточный уровень библиотеки) частично оправдала себя, т. к. впоследствии именно программные библиотеки определили функциональность современных систем управления цветом.

На каком же уровне следует управлять цветом? На каждом есть некоторые переменные, влияющие на цветопередачу. Полностью контролировать процесс означает, как минимум, контролировать все его входные параметры, т. е. проверять АБСОЛЮТНО ВСЕ настройки на всех уровнях. Управление цветом — это тотальный контроль на всех этапах передачи информации о цвете. Выпустите одно звено и получите непредсказуемый результат. Впрочем, как будет показано дальше, многие проблемы решаются и в отсутствие полной информации — главное, чтобы это не было неожиданным.

Что нужно знать

Калибрационизм и субъективизм

Есть два подхода, две стратегии управления цветом: колориметрически точное цветовоспроизведение («калибрационизм») и субъективно верное воспроизведение («субъективизм»).

Калибрационизм отрицает роль оператора в управлении цветом, чаще его придерживаются продавцы оборудования, ПО, компьютеров, ОС. Их главный аргумент — теория цвета, в частности, колориметрия. Калибрационизм не способен объяснить некоторые феномены восприятия цвета.

Субъективизм на первое место ставит восприятие человека (в первую очередь, оператора-цветокорректора), поэтому свойственен тем, кто предлагает услуги и занимается допечатной подготовкой. Важнейшая особенность субъективистов — умение в ситуации почти полной неопределённости решать поставленную задачу. Практически все специалисты по цветокоррекции тяготеют к субъективизму. Например, известный эксперт в этой области Дэн Маргулис — типичный «субъективист» и, как следствие, критик CMS.

Суть противостояния двух школ: калибрационисты считают, что все операции с цветом можно делать одним щелчком (и в этом они явно ориентируются на массовый рынок), а субъективисты утверждают, что всегда добьются лучших результатов, чем их оппоненты.

Абсолютный и относительный цвет

Для описания цвета придуманы различные цветовые модели. Наиболее используемые делятся на три больших класса: аппаратно-зависимые (описывающие цвет применительно к конкретному устройству цветовоспроизведения, например, монитору, — RGB, CMYK), аппаратно-независимые (для однозначного описания информации о цвете — XYZ, Lab) и психологические (основывающиеся на особенностях человеческого восприятия — HSB, HSV, HSL).

Рис. 1. Иерархия цветовых моделей

Стрелки показывают своего рода историю появления моделей. Так, модель LCh определяется через Lab, а та через XYZ. Любопытно, что психологические модели HSB и её производные показаны как аппаратно-зависимые, ведь в современных приложениях компьютерной графики они получаются примитивным пересчётом из модели RGB. Неудивительно, что они так отличаются в разных приложениях.

Модели XYZ, Lab и МКО (более известная как «локус цветов», модель CIE или xyY) однозначно определяют цвет по его координатам, поэтому мы будем называть такие модели абсолютными. Модели, не обладающие таким свойством (например, аппаратно-зависимые модели RGB и CMYK), назовём относительными.

В отличие от абсолютных систем, относительные координаты однозначно интерпретируются, только если полностью известны характеристики рабочего цветового пространства, т. е. выполнена привязка к абсолютному цвету.

Цветовое пространство

Цветовое пространство (color space) — трёхмерное пространство для изображения цвета. Каждому соответствует точка пространства, а ей — единственный цвет, т. е. установлено взаимнооднозначное соответствие. Таким образом, это геометрическая интерпретация возможных координат цвета. Можно сказать, что цветовое пространство — описание цветопередачи некоторого гипотетического устройства. Цветовое RGB-пространство представимо как некоторый идеальный монитор, не меняющий характеристик с течением времени: для любого цвета, заданного составляющими красного, зелёного и синего, в этом пространстве однозначно определим абсолютный цвет. Именно цветовое пространство даёт интерпретацию RGB-данным документа.

То же самое с CMYK-файлами, но, строго говоря, при работе в модели CMYK мы имеем не цветовое пространство, а описание цветопередачи, т. к. не выполняется важное требование однозначности задания цветов.

Рабочее цветовое пространство

Рабочее цветовое пространство (working color space) — важнейшее понятие CMS, пространство, в котором ведётся обработка данных (в приложениях Adobe, например, каждый файл может иметь собственное цветовое пространство).

Его необходимо контролировать:

  1. при открытии файла;
  2. во время создания и работы с файлом;
  3. во время цветоделения;
  4. при отправке на печать.

Рабочее цветовое пространство позволяет интерпретировать цветовые координаты не применительно к некоторому монитору, как это делалось ранее, а в абсолютной привязке к идеальному устройству отображения. Так удалось добиться независимости задания цветовых координат от конкретного оборудования воспроизведения.

Заметим, что для различных задач имело смысл стандартизовать несколько цветовых пространств, что и было сделано. Так на свет появились sRGB для Web, AdobeRGB (1998) для коммерческой печати и др. (для телевидения и т. д.).

Характеризация и калибровка. Профили

Для цветовых преобразований, корректного ввода/вывода и отображения ОС требуется знать всё об устройствах и особенностях их цветопередачи. Но откуда взять эту информацию? Очевидно, требуется стандартный способ описания. Почти независимо производители быстро пришли к тому, что сейчас является основным понятием систем управления цветом — профилю (profile). Но понадобилось несколько лет, чтобы стандартизовать его формат.

Профиль устройства — файл описания характеристик его цветопередачи.

Составление профиля называется характеризацией устройства (characterization), иногда применяется термин профилирование (profiling). Характеризацию часто путают с калибровкой. Калибровка — целенаправленная настройка оборудования с целью привести его характеристики (цвето- и тонопередачу) к заданным величинам. Разница огромна — при характеризации мы только фиксируем особенности оборудования, а при калибровке пытаемся исправить отклонения от нормы.

Все профили устройств для удобства использования сохраняются ОС в специальной папке.

Встроенный профиль

Чтобы сохранить информацию о цветовом пространстве, в котором готовился документ, был предложен механизм встраиваемых профилей. Встроенный профиль (embedded profile) — исчерпывающее описание цветового пространства, в котором подготовлен документ, сохраняемое в составе графического файла. Благодаря этой информации система однозначно интерпретирует цветовые координаты, т. е. осуществляет привязку к абсолютному цвету.

С точки зрения идеологии CMS, каждый файл должен содержать встроенный профиль. Это верно для RGB-документов (исключение — изображения для Web). Но внедрение профилей в CMYK-файлы потенциально опасно, поэтому на практике CMYK-документы часто не содержат цветовые профили.

Идеология работы с цветом

Основная идея работы с цветом — в каждый момент времени документу сопоставлен профиль, однозначно определяющий цвета документа. На рис. 2 характерный способ обработки графической информации с использованием CMS. Обратите внимание, какую важную роль играют цветовые профили.

Рис. 2. Общая картина управления цветом с точки зрения CMS

Всё начинается с того, что данным со сканера (или цифрового фотоаппарата) сразу же даётся интерпретация за счёт назначения профиля. Далее, во избежание недоразумений, драйверы некоторых устройств приводят результат к стандартному цветовому пространству. Заметьте, что идеологически процедуры автоматической коррекции здесь не применяются. Поскольку ошибка на этапе получения данных крайне опасна, в табл. 1 указаны часто встречающиеся варианты и даны соответствующие рекомендации.

Далее следует стадия обработки полученного RGB-документа. Единственный вопрос — выбор рабочего цветового пространства в приложении. И хотя на схеме показан лишь один вариант с конвертацией, не менее интересно сохранение профиля. Подробнее об этом ниже.

Корректное отображение на экране калиброванного монитора — одно из самых больших достижений CMS. В нормально настроенной системе монитор становится максимально «прозрачным» для пользователя, поскольку система знает все недостатки устройства и компенсирует их до цветов рабочего цветового пространства.

Иное дело с экранной цветопробой. Приложение выполняет её, что называется, на лету, применяя двойную конвертацию (рис. 2). Точность цветопробы зависит от качества построения профиля печатного устройства.

Цветоделение через профили

Цветоделение с точки зрения CMS — простая конвертация с использованием профилей исходного цветового пространства и устройства, для которого выполняется цветоделение. Но для одних условий печати можно предложить множество вариантов этой операции, например, за счёт разного уровня генерации чёрного. Учитывая, что для каждого сочетания машины, бумаги, красок (и даже печатника) нужно иметь отдельный файл, процесс недостаточно гибок. Поэтому в Adobe Photoshop есть специальный модуль, формирующий профиль по заданным параметрам цветоделения. Так получается своего рода гибридный вариант, хорошо себя зарекомендовавший.

Применение CMS

Для успешного применения CMS следует:

  1. откалибровать и профилировать монитор;
  2. найти и сопоставить всем устройствам цветовые профили;
  3. выбрать рабочее цветовое пространство RGB;
  4. установить настройки цветоделения (CMYK);
  5. настроить политику управления цветом.

Как настроить монитор?

Чем бы вы ни занимались, начать стоит с настройки монитора, ибо без адекватного отображения нельзя судить о цвете. Точнее, не только монитора, а всей видеосистемы в целом, ведь основные изменения при калибровке достигаются перепрограммированием таблицы соответствия цветов (look-up table, LUT) видеоадаптера. Варианты настройки монитора, а также их преимущества и недостатки подробно изложены в табл. 2.

Идеологически, системе управления цветом АБСОЛЮТНО всё равно, как настроен монитор, если ему сопоставлен профиль, адекватно описывающий его цветопередачу.

Тезис кажется невероятным. Но подумайте: как бы ни был плох монитор, если система знает о его недостатках, то скомпенсирует отображение, чтобы вывести требуемый цвет максимально точно. Именно так CMS удаётся отображать разные рабочие цветовые пространства без перекалибровки.

Точность экранного отображения RGB-пространств — пожалуй, самое серьёзное достижение CMS. Так, при успешно проведённой аппаратной калибровке пользователь может полностью положиться на экранные цвета (но только при работе с RGB!). Видеосистема становится «прозрачной», и в дальнейшем её погрешностью можно пренебречь, т. к. остальные компоненты грешат много крат больше.

Какую точку белого выбрать?

Настройку цветовой температуры имеет практически каждый монитор, но какое же значение выбрать? 5000K? 6500К? D65?

Выбирайте соответствующую параметрам рабочего цветового пространства. Обычно это 6500К. Почему? Да чтобы CMS не приходилось потом компенсировать её до другого значения.

Заметим, что выбор точки белого 5000К при рабочем цветовом пространстве sRGB или AdobeRGB бессмыслен и даже вреден, т. к. в этих пространствах базовый белый принят как 6500К.

Какую гамму выбрать при калибровке?

Часто спрашивают: какой показатель гаммы выбрать при калибровке, особенно визуальной. Выбирайте любой, т. к. CMS абсолютно всё равно. Но если всё-таки хотите конкретных рекомендаций, то для допечатной подготовки выбирайте значение, которое указано в настройках рабочего цветового пространства.

Для веб-работ выбирайте 2.2 или больше, поскольку у большинства пользователей мониторы не калиброваны и часто настроены слишком тёмными, т. е. имеют более высокий показатель гаммы. Если будете работать с меньшими значениями гаммы, ваш макет на них будет трудно разобрать в тенях.

Какое рабочее цветовое пространство выбрать?

С точки зрения идеологии CMS, рабочее цветовое пространство может быть любым, поскольку оно в любом случае даёт привязку к абсолютному цвету. Рекомендуем следующие варианты.

sRGB — т. н. «стандартное» RGB-пространство, воспроизводимое практически всеми мониторами. Многие устройства подразумевают его по умолчанию (цифровые фотоаппараты, сканеры, принтеры). Для офисного и домашнего применений это наиболее надёжный вариант. Единственный недостаток — сравнительно узкий цветовой охват, не позволяющий описать некоторые печатные цвета (например, некоторые градации голубого в диапазоне 80–100%).

AdobeRGB — цветовое пространство, предложенное Adobe в 1998 г. для допечатной подготовки. Главное преимущество пространства — описание всех цветов, воспроизводимых в классической офсетной печати. Тем же определяется и недостаток: слишком широкий цветовой охват не позволяет воспроизвести его в полном объёме на экране большинства мониторов.

MonitorRGB — цветовое пространство монитора из действующего профиля. Единственный способ увидеть на экране в Adobe Photoshop то же, что в браузере (если вы делаете сайты). Для допечатной подготовки плохо тем, что слишком индивидуально. Исключение — когда выполнена аппаратная калибровка под стандартное RGB-пространство, скажем, sRGB (но это экзотика). Таким образом, MonitorRGB следует выбирать, только если это необходимо для веб-работ, и ни в коем случае не использовать для допечатной подготовки.

Повторимся: выбор цветового пространства при правильном использовании CMS не должен существенно влиять на результат. Если не знаете, какое пространство предпочесть, или только начинаете осваивать CMS, выбирайте sRGB. Главная причина — меньшая вероятность ошибки по недосмотру или незнанию.

Как проверить себя?

Итак, цветоделение выполнено, наступает самый тревожный момент. Как убедиться в правильности результата?

Возьмите подготовленный к выводу файл PostScript (или PDF) и откройте его в Photoshop. Разрешение растрирования выберите минимально достаточным, чтобы можно было проверить цвет интересующих деталей. Разумеется, многостраничные документы не столь удобны, как одностраничные. А теперь просто убедитесь, что цвета соответствуют вашим ожиданиям.

Типовые сценарии

Можно долго рассказывать, как устроена CMS внутри, но людям нужно решить некоторую задачу, зачастую не вникая глубоко в суть происходящего. Удивительно, но принципиально разных сценариев использования CMS не так много:

  1. печать тиража (классическая задача допечатной подготовки);
  2. вывод на офисном оборудовании (в т. ч. печать на фотопринтере);
  3. вывод цветопробного отпечатка;
  4. манипуляции с профилями.

Печать тиража

Допечатная подготовка для традиционного офсета вполне соответствует рабочему процессу на рис. 2.

Необходимо:

  1. откалибровать монитор;
  2. по возможности построить профиль печатного устройства (в крайнем случае, использовать стандартный с типографским значением растискивания);
  3. использовать экранную цветопробу для предварительной оценки;
  4. выполнить цветоделение с использованием любых технологий.

Вывод в домашних условиях (офисное оборудование)

В эту категорию попадают две классические задачи:

* вывод фотографий (реже других материалов) на домашний принтер;
* цифровая цветопроба на офисном (читай, дешёвом) оборудовании.

С точки зрения настройки CMS, это одно и то же. От приведённой схемы они отличаются тем, что здесь нет необходимости переходить в модель CMYK, т. к. офисное печатное оборудование принимает данные для вывода в модели RGB.

Цифровая и струйная широкоформатная печать

Считаю, этот пункт нужно объединить с предыдущим, хотя бы потому, что современные устройства, используемые в этих задачах, — по сути, высокопроизводительные принтеры. Но жизнь подбрасывает нам интересный парадокс: хотя устройства цифровой (и струйной широкоформатной) печати в большинстве своём относятся к группе RGB, в требованиях к макету большими буквами будет написано «все данные подавать только в CMYK». Просто цифровые типографии устали объяснять заказчикам, что «гениальные» ядовито-зелёный и чернильно-синий невозможно напечатать, и так перестраховываются.

Для нас это означает только одно: после подготовки макета его следует перевести в CMYK с настройками, скажем, SWOP и… расслабиться. Многие приёмы финальной цветокоррекции здесь будут просто бесполезны, ибо цветоделением будет заниматься недосягаемый и неконтролируемый драйвер.

Цветопроба

Во избежание дорогостоящих ошибок печати для контроля цвета уже много лет эффективно применяется цветопроба (proof). Её суть — максимальное соответствие цветопробного оттиска (или экранного отображения) отпечатку моделируемого устройства. Она требует специального оборудования и ПО. Тема эта столь велика, что заслуживает отдельного разговора, здесь же мы отметим лишь главную особенность таких систем: они основываются на процедуре конвертации цветовой информации из профиля моделируемого устройства в профиль устройства цветопробы. А результат будет зависеть от стабильности цветопробного оборудования и качества профилей.

Экранная цветопроба

Экранная цветопроба (soft-proofing) — метод визуального контроля и оценки цветов печатного оттиска на экране монитора.

Но изображение на экране монитора и печатном оттиске воспринимаются по-разному хотя бы потому, что одно светится, а другое отражает свет. Поэтому они никогда не будут идентичны. Смысл управления в том, чтобы помочь пользователю предсказать результат, а не уравнять цвета, как многие думают.

Сама постановка вопроса: «настроить монитор, чтобы видеть цвета как на оттиске» в корне неверна с точки зрения CMS. Монитор калибруется и характеризуется независимо от устройства вывода. Адекватное отображение достигается выбором соответствующего профиля печатного устройства. Если цвета на экране калиброванного монитора сильно отличаются от печатных, монитор здесь не при чём.

Для экранной цветопробы необходимы: калиброванный монитор (или хотя бы профилированный) и профиль печатного процесса.

Точность экранной цветопробы зависит от точности: отображения цвета монитором (качество калибровки и характеризации) и построения профиля выводного устройства. Если первая задача успешно решается, то вторая сложна и противоречива, и её обсуждение выходит за рамки статьи.

Управление профилями

Управление профилями — последняя, но самая объёмная задача CMS. Доступная функциональность при этом естественно зависит от приложения. Для демонстрации соответствующих операций здесь и далее будем использовать Adobe Photoshop CS, поскольку этот флагманский продукт, пожалуй, имеет наиболее проработанный блок управления цветом.

Все манипуляции с профилями можно свести к двум операциям: назначения профиля и конвертации.

Назначение профиля (assign profile) — операция, при которой координаты цвета остаются неизменными, а меняется (назначается) цветовое пространство, в котором они интерпретируются. В результате цвета меняются. Явным образом может быть применена командой Image, Mode, Assign Profile (рис. 3).

Конвертация профилей (convert profile) — такое преобразование между двумя относительными цветовыми пространствами, при котором сохраняется абсолютный цвет, но из-за смены цветового пространства меняются цветовые координаты. Рис. 4 поясняет разницу между назначением и конвертацией.

Идентификация профиля (и просмотр информации)

Самый простой способ определить цветовое пространство открытого документа — взглянуть в строку состояния (рис. 5), воспользовавшись специальной опцией.

Детальную информацию можно посмотреть Edit > Color Settings… В выпадающем списке (рис. 6) следует выбрать Custom RGB (естественно, это только для RGB-файлов).

Параметры рабочего цветового пространства можно посмотреть, как было указано, а для просмотра параметров встроенного профиля придётся воспользоваться специальными утилитами.

Проблема отсутствия профиля

Во время работы специалистом по допечатной подготовке автор примерно два раза в неделю сталкивался со следующей проблемой: на цветоделение подавался макет, содержащий одно или несколько изображений в модели CMYK без малейшего намека на профиль и параметры, с которыми он был поделён. Бесконечные звонки в поисках автора, заготовившего такой документ, чаще всего заканчивались следующими фразами:

  1. Дизайнер в отпуске (напился/уволился/нехороший человек). Короче, мы не в курсе.
  2. Макет был подготовлен для печати в … (наименование журнала, газеты, вид наружной рекламы, этикетка и т. д.). Сделайте, что сможете.
  3. А у нас сканер (принтер/пылесос) сохраняет в CMYK.
  4. Не может быть! Мы ничего не делили… А что это за настройки?

Знакомо, не так ли? Тут нужно решить только одну проблему — привязаться к абсолютным координатам. Сделать это нетрудно, особенно если макет печатался классическим офсетом или квалификация автора шедевра была невысока.

Итак, если файл в модели CMYK, и про него ничего неизвестно, логично предположить в нём классический SWOP и сопоставить его файлу. Если при этом на экране картинка выглядит нормально — это вполне приемлемый результат. Конвертируйте его в Lab, а затем делите с вашими настройками цветоделения.

Таблица 3. Опции операции назначения профиля

Если неизвестный файл в модели RGB, смело сопоставляйте ему sRGB. Если картинка при этом выглядит слишком блёклой, есть вероятность, что это был AdobeRGB (тогда его и нужно сопоставить файлу). Впрочем, если есть сомнения, лучше остаться в sRGB.

А коли собираетесь выполнять цветокоррекцию… можете открывать файл в любой модели, т. к. финальная доводка в CMYK нивелирует разницу начальной обработки в sRGB и AdobeRGB (в этом смысле субъективисты менее зависимы от CMS).

Несоответствие профиля

Диалог несоответствия профиля возникает в момент открытия документа (рис. 7).

Рис.7. Диалоговое окно несоответствия встроенного профиля и рабочего цветного пространства приложения

Он свидетельствует, что внедрённый профиль не совпадает с настройками рабочего цветового пространства. Как указано в табл. 4, наиболее удачное решение — работа в цветовом пространстве встроенного профиля, а отбрасывание профиля — довольно опасная операция.

Таблица 4. Варианты решения проблемы несоответствия профилей

Подавление профиля

Как ни странно, но иногда возникает и такая задача. Например, для внедрения фотоизображения в программу, с блоком управления цвета которой вы не смогли совладать (как правило, это пакеты векторной графики и вёрстки).

Впрочем, бывают и редкие случаи. Иногда заказчик после выполнения цветоделения требует конечный файл. В определённой ситуации отдать профиль — оказаться без работы, ибо с его помощью квалифицированный специалист без труда выполнит качественное цветоделение. Вот тут-то и приходится исключать профиль из документа. Оставим в покое морально-этическую сторону вопроса и сосредоточимся на главном — это действительно нужно уметь делать: при сохранении/открытии документа и работе с файлом. Для подавления профиля при сохранении File, Save As следует просто снять флажок (рис. 8).

Рис. 8. Сохранение без встраивания цветового профиля

При открытии файла подавление достигается выбором опции Discard в диалоговом окне несоответствия профилей. А для уже открытого файла можно просто воспользоваться командой назначения профиля Assign profile и выбрать опцию Don’t Color Manage (рис. 7). Но помните: даже если цветовой профиль не назначен или не сохранён, цифровые значения всё равно интерпретируются в соответствии с настройками рабочего цветового пространства.

Для полноты картины следует сказать, что подавление профиля при сохранении CMYK-файлов — распространённая практика, поскольку позволяет избежать непредвиденных конвертаций цветовых данных при работе в приложениях с запутанными или плохо изученными блоками управления цветом.

Главный недостаток такого подхода — через некоторое время без дополнительных сведений невозможно будет установить, где и как выводился/цветоделился документ.

Заключение

Специалисты справедливо отмечают, что для успешного внедрения систем управления цветом в технологический процесс необходима культура их использования. И до тех пор, пока мы не будем воспринимать CMS как нечто само собой разумеющееся, этому нужно учиться. К сожалению, в нашей стране долгое время было принято экономить на консультациях и обучении персонала; мы считали себя слишком умными, чтобы пригласить специалистов или хотя бы прочитать инструкцию. За рубежом давно существуют компании, занимающиеся исключительно внедрением и поддержкой программно-аппаратных решений, обеспечивающих качественную цветопередачу. Управление цветом — непростой, но разрешимый вопрос.

Конечно, в статье нет ответов и готовых рецептов на все случаи жизни, но автор надеется, что она даст понимание общих вопросов, необходимых для самостоятельного изучения.

Об авторе: Александр Миловский (alexm@avalon.ru), преподаватель второго высшего образования по специальности «Дизайн» факультета переподготовки специалистов Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, сертифицированный эксперт Adobe.


Происхождение видов

Всех пользователей CMS можно разделить на три группы: оптимисты, пессимисты и практики. Оптимисты считают что, CMS управления цветом способны решить все проблемы цветовоспроизведения. Причём полные оптимисты считают, что уже сейчас, умеренные — в ближайшем будущем, принципиальные — можно в принципе, и всё равно, что не сейчас.

Как распознать оптимиста

  1. Он очень интересуется контрольно-измерительными приборами.
  2. В речи часто упоминает модель Lab и активно оперирует термином «дельта Е». С особым смаком рассуждает о преимуществах модели LCh.
  3. Считает цветоделение простой технической операцией.
  4. Считает ошибки при эксплуатации CMS только следствием неточности (количества) измерений.
  5. Уверен, что все, кроме него, делают всё неправильно.

Пессимисты — соответственно, наоборот, считают CMS детской игрой.

Как распознать пессимиста

  1. Он отключает управление цветом во всех приложениях, доверяя только контрольно-калибровочному оттиску и CMYK-значениям файла.
  2. Считает цветоделение интеллектуальной операцией, с которой «железная кастрюля» справиться не в состоянии.
  3. Всегда знает страшную историю из «чужой практики» про CMS.

Отдельная категория — практики цвета, считающие, что управление цветом возможно, но применяют его лишь при условии подтверждения практикой (часто собственной). Обычно это:

  1. Бывшие оптимисты, «набившие достаточно шишек».
  2. Пессимисты, понимающие неотвратимость процесса.
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
#неТакойКакВсе

С 10 по 14 апреля 2024 года в Сочи пройдёт ежегодное мероприятие для производителей рекламы «#неФОРУМ для РПК».

Женский взгляд на цвет

В преддверии международного женского дня прилично вспомнить о вкладе прекрасной половины человечества в историю цвета. И мы поговорим о женщинах, которые написали прекрасные книги, посвящённые цвету, которые по каким-то причинам до сих пор не переведены на русский язык. Взглянем на цвет и его историю с позиции историка-прозаика, практика работы с цветом, исследователя цвета в моде и химика.

«Притяжение» будет

19 апреля 2024 года в Сочи состоится очередной слёт полиграфистов «Притяжение». О том, какие темы будут самыми актуальными на весенней встрече профессионального сообщества, мы поговорили с руководителем проекта AXIOM и организатором слёта Яной Ивановой и директором екатеринбургской типографии «Профиль» Алексеем Гончаровым.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 20