2004.06.141153 прочтений

НАЗАД... В БУДУЩЕЕ полиграфии

Теги: Последняя страница Publish

Проблемы и перспективы карьеры в издательско-полиграфической отрасли мы обсуждаем с президентом Межрегиональной ассоциации полиграфистов (МАП) Борисом Александровичем Кузьминым.

Проблемы и перспективы карьеры в издательско-полиграфической отрасли мы обсуждаем с президентом Межрегиональной ассоциации полиграфистов (МАП) Борисом Александровичем Кузьминым.
Борис Кузьмин

Испокон веков самыми сильными карьерными стимулами считались деньги и власть. Вы работаете в отрасли ещё с советских времён, когда желание сделать карьеру не поощрялось (таких людей обзывали «карьеристами»), не говоря уж о стремлении к власти и деньгам. Что изменилось с тех пор?

Теперь всё просто — люди стремятся к власти, чтобы заработать денег. Беда в том, что нечистоплотные люди, оказавшись у руля, скажем, государственной типографии, приватизируют её в свой карман. То есть обогащение происходит за государственный счёт незаконными методами. Увы, это очень распространённое явление, но одобрить подобный «карьеризм» нельзя.

Но достаточно и положительных примеров, когда люди, в т. ч. пришедшие в полиграфию из смежных отраслей, всего за несколько лет практически с нуля создают масштабные предприятия, оснащённые передовой техникой. Это успешная бизнес-карьера, цели и задачи роста здесь другие, чем у технических специалистов и менеджеров.

В чём же отличия?

Владелец полиграфического бизнеса рано или поздно сосредотачивается на главном — обеспечении максимальной прибыльности. Нужно правильно оценивать рыночные ниши, разрабатывать и проводить в жизнь маркетинговые программы, стратегию развития предприятия. Показатель успешной карьеры в бизнесе — его рост.

Любой неглупый хозяин стремится подобрать для себя лучших исполнителей узких задач — рабочих, инженеров и управленцев. Их нынешние карьерные цели иные — повышая квалификацию, продавать свои способности и опыт как можно дороже.

А в Советском Союзе было не так?

При той системе была система. Конечно, рост зависел от способностей, но не меньшее значение имели и другие факторы. Например, политическая лояльность, моральная устойчивость, связи. А система состояла в том, что работник, поднявшийся до определённого уровня (скажем, начальника цеха), тут же попадал в поле зрения кадровых органов министерства. Информация собиралась централизованно и, при появлении вакансии, недостатка в кандидатах, рекомендованных к выдвижению, не было.

Естественно, с выполнением всех принятых тогда ритуалов. Помните стандартную сцену из фильма советских времён на производственную тематику? Умудрённый жизнью секретарь парткома (обязательно с лицом честным и открытым) формулирует: «Есть мнение назначить вас…» Кандидату вначале полагалось скромно отказаться. Мол, недостоин, опыта маловато. Но его быстро убеждали, приговаривая: «Мы верим, справишься. Ничего, поможем».

Плюс той системы — в бесперебойном снабжении отрасли необходимыми кадрами, но не обязательно лучшими, поскольку опыт и квалификация не были единственными определяющими факторами.

Сейчас никакой централизации нет, и каждый работник предоставлен сам себе. Если он талантлив и квалифицирован, рост или повышение зарплаты внутри компании ему обеспечены. Но искать более выгодное место в другой типографии за него никто не будет. А типографии мучаются, не зная, где взять нужного специалиста, переманивают друг у друга. В основном работают личные связи, обычно ограничивающиеся рамками одного района или небольшого города.

Для раскрытия темы номера — «Карьера» — подготовлены две большие статьи о профильном обучении. Не преувеличиваем ли мы роль обучения для успешной карьеры в полиграфии?

Начинать нужно именно с обучения. Нынешний уровень профильных учебных заведений (вузов, колледжей и училищ) не удовлетворяет растущие потребности издательско-полиграфической отрасли ни качественно, ни количественно. Специалистов не хватает. Но сколько и каких — никто не знает…

Особенно сложное положение в системе начального и среднего профобразования — число подготавливаемых рабочих полиграфических специальностей за последние годы сократилось на 40%. Уровень оснащения и преподавательского состава училищ и колледжей, испытывающих острую нехватку денег, очень слаб — о чём говорить, если иногда ребят обучает вчерашний выпускник, не имеющий практического опыта?! Мы должны обернуться назад, в 20-30-е годы, и вспомнить, что в СССР была создана и отлично работала система начального и среднего профобразования. Будущих рабочих обучали лучшие мастера с действующих производств. Увы, всё это в прошлом.

Именно поэтому в марте 2004 г. в рамках выставки «Полиграфтех-2004» МАП при поддержке MVK подготовила и провела первое Всероссийское собрание социальных партнёров в области профессиональной подготовки кадров для полиграфии. В нём приняли участие представители министерств и ведомств, администраций регионов, общественных организаций, руководители и собственники отраслевых предприятий. Собравшиеся были единодушны: сложившаяся в системе профобразования ситуация мешает нормальному развитию отрасли. Пришло время делом решать накопившиеся проблемы.

Наверное, отдельных мер будет недостаточно, взамен утраченной нужна новая система?

Поэтому мы совместно с участниками Собрания определили ряд приоритетов. В первую очередь нужна отраслевая методика мониторинга рынков труда и образовательных услуг — чтобы удовлетворять кадровые потребности, их нужно знать. Далее: необходимы новые отраслевые профессиональные и образовательные стандарты. На их базе — организовать систему независимой оценки квалификации кадров, в которой принимали бы участие заинтересованные заказчики. Также нужна система непрерывного профобразования по подготовке рабочих повышенного уровня квалификации и специалистов высшего звена.

Без помощи отрасли проблему нехватки преподавательских кадров не решить — нужно содействовать укомплектованию учреждений начального и среднего профобразования педагогами и мастерами производственного обучения. Ещё один приоритет — присвоение Московскому государственному университету печати статуса ведущего вуза по направлению.

Собрание также поддержало инициативы Минобразования России по совершенствованию нормативно-правовой базы социального партнёрства и инвестиционной деятельности работодателей.

А как эти приоритеты будут воплощаться в жизнь?

Собрание выработало комплекс рекомендаций. Работодателям предложено развивать внутрифирменное обучение, расширять программы целевого направления молодёжи в профессиональные учебные заведения. Хотя многие типографии, особенно региональные, жалуются на отсутствие соответствующей правовой базы: отправляя кого-то учиться в столицу за счёт предприятия, руководитель не может быть уверен, что по окончании учёбы специалист вернётся в родные пенаты. Ещё одна рекомендация — создавать условия для производственной практики. Опыт показывает, что это полезно и самим типографиям: хорошо проявившие себя на практике студенты после окончания учёбы легко адаптируются в уже знакомых коллективе и технологическом процессе.

Образовательным профильным учреждениям рекомендовано активизировать работу по расширению социального партнёрства с компаниями отрасли и содействовать организации Советов взаимодействий (попечительских) на уровнях учебного заведения, региона, отрасли.

МГУП как ведущему вузу предложено разработать план открытия специальности «Профтехобразование» для подготовки мастеров и преподавателей для начального профобразования, организовать на своей базе курсы повышения квалификации, разработать и реализовать целевую программу выпуска учебной литературы для всех специальностей и уровней обучения.

На мой взгляд, полезно организовать центры обучения, оснащённые современной техникой, открытые для групп из различных учебных заведений по определённому графику. Но здесь без помощи компаний-поставщиков и крупнейших типографий не обойтись.

Вы считаете, всё это осуществимо?

Пока крупнейшие предприятия отрасли не обзаведутся хозяевами — нет. Надеюсь, процесс приватизации завершится до конца года, только тогда можно ждать реальных подвижек. Большинство предложенных мер неосуществимо без реальной помощи предприятий отрасли и организации, их объединяющей, — заметной поддержки от государства ждать не приходится.

Вы нарисовали грустную картину. Так что же, молодым людям не стоит думать о карьере в полиграфии ввиду её бесперспективности?

Наоборот — если бы отрасль не развивалась такими темпами, то и проблема с подготовкой кадров не стояла бы столь остро. Не случайно число людей, пришедших в полиграфию из смежных отраслей, не уменьшается — это ли не доказательство отличных перспектив для профессионального и карьерного роста? Но если мы сейчас не позаботимся об улучшении системы профобразования, сработает обратная связь, и будущие перспективы рассеются, как мираж в пустыне.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Что в имени тебе моём?

    В этот раз считаем распространённый заказ — буклеты А4 формата в готовом формате, 6 полос. Запрос такой: Буклет 21x30 см в готовом виде, 63x30 см в развороте, 4+4, бумага — мелованная, 200 г/м2, 2 параллельных сгиба до формата 21x30 см. Тираж — 200 и 500 экз. Просьба указать сроки и способ печати.

     

  • Конкурентный офсет

    Ко мне обратился знакомый художник. Он хочет напечатать небольшой каталог своих работ. Параметров получилось много: 2 вида бумаги и 3 тиража. Клиент далёк от полиграфии и сразу определить точные данные ему сложно. Считаем: Каталог 21x21 см, 24 полосы, 4+4, бумага 2 варианта: все на 170 г/м2 и все на 200 г/м2, 2 скобы, тираж 100 экз., 200 экз. и 500 экз. Будут готовые макеты.

     

  • Сложная сумма простых слагаемых

    На этот раз мы решили посчитать готовый промонабор. Точно такой же, как найденный недавно главным редактором в его почтовом ящике. Набор включал три продукта: 1) конверт евро 4+0, без окон; 2) буклет А4, 4+4, матовая меловка 150 г/м2, фальцовка типа гармошка, карточка на двухстороннем скотче; 3) карта пластиковая, стандартная, 85х55 мм, 4+4, нумерация 4 знака на лице, вид нумерации на усмотрение производителя. Отгрузка: конверт отдельно, буклет с вклеенной картой. Тираж 200, 500 или 1000 экз. Будут готовые макеты.

     

  • Предвыборный набор

    18 марта 2018 г. состоятся выборы Президента России. Это хороший повод, чтобы посчитать печать предвыборного набора:

    1) Афиша А3, 115 гр/м2, 4+0, 1000 экз.

    2) Листовка А4, офсет 80 гр, 4+4, 5000 экз.

    3) Брошюра А5, 16 полос, 4+4, 115 гр/м2, 5000 экз.

     

  • Переплёт всё доступнее

    Как меняется ситуация с печатью ч/б книг в твёрдом переплёте? Повторяем запрос (Publish № 4, 2016 г.; https://www.publish.ru/articles/201604_20013556): книга в твёрдом переплёте, формат А5, 192 полосы + обложка, блок 1+1 (чёрный), офсет 80 г/м2, обложка 4+0+глянцевая ламинация, форзацы без печати, тираж 100 и 500 экз. Есть готовый макет.

     

  • На память о главном: готовимся к Новому году

    Перед самым главным праздником — Новым годом — мы решили ещё раз повторить запрос на открытки (Publish № 12, 2016, http://www.publish.ru/articles/201612_20013659), но решили сделать это на месяц раньше. Разве типографии не мечтают о заказчиках, которые делают всё загодя? Итак, наш запрос: открытка евроформата со сгибом, 20×20 см в развороте, 20×10 см в готовом виде, 1 биг, печать — 4+4, бумага — мелованная матовая 300 г/м2, тиражи — 300 и 500 экз.

     


comments powered by Disqus