2004.04.153620 прочтений

Nikon Coolscan V ED

Теги: Publish

С чем ассоциируется слово "сканер"? Со всеволновым приёмником или устройством проверки отпечатков пальцев? Вряд ли, поскольку вы читаете журнал Publish.

С чем ассоциируется слово «сканер»? Со всеволновым приёмником или устройством проверки отпечатков пальцев? Вряд ли, поскольку вы читаете журнал Publish. Но и сканеры для полиграфии кардинально отличаются: обычный ручной монохромный или аналоговый барабанный цветоделитель, занимающий целую комнату и не работающий без кондиционера даже зимой.

Nikon Coolscan V ED (предоставлен официальным дистрибьютором Nikon — компанией «Графитек») ломает сложившееся у автора представление о большой коробке с крышкой, под которую входит оригинал формата A3+. Тем интереснее определить его место в иерархии сканеров, а не сравнивать с ближайшими конкурентами и предыдущей версией.

Внешне это прямоугольный параллелепипед, на лицевой стороне одна кнопка (выключатель питания), светодиодный индикатор состояния и отверстие для оригиналов. Давненько не встречал столь простого в работе устройства. Бытовая микроволновка после него кажется чем-то космическим. В комплекте два адаптера: для отрезков плёнки (от двух до шести кадров) и обрамлённых слайдов. Последним я не пользовался (в полиграфии такие оригиналы встречаются редко), а с первым дело иметь легко и приятно (особенно если сравнивать с «монтажом» негативов скотчем на стекло планшетника). Просто подталкиваешь отрезок плёнки в щель приёмника, и он с приятным жужжанием уезжает внутрь. На этом грубая механическая работа заканчивается: возвращаемся к монитору и приступаем к главному делу в жизни — водим мышью по столу и «кликаем»…

Общий вид рабочего поля. Справа — та самая «анкета»

Софт, как и «железо», прост (в хорошем смысле), понятен и логичен. Для пользователя Photoshop инструментарий узнаваем, но логика несколько иная. Photoshop — это ящик, в относительном порядке хранящий массу полезных инструментов. Какие из них использовать и в какой очерёдности — решаем сами, сообразно опыту и манере работы. Так же устроено и большинство программ сканирования высшего класса. А Coolscan V ED похож на анкету с фиксированным набором вопросов: правильно ответишь — получишь нужный результат. Здесь есть пункты, обязательные для заполнения, желательные и те, что иногда лучше пропустить. Что это значит? Если инструмент применяется непосредственно при сканировании, его установки игнорировать без потери качества нельзя. Все же действия ПО после окончания процесса обычно можно со спокойной совестью отключить — всё равно в Photoshop выйдет лучше.

Сканирование с установками «по умолчанию». Все шаги по оптимизации изображения отключены. Справа — увеличенный фрагмент

Прежде всего нас волнуют установки, влияющие не просто на аппаратную, а на аналоговую часть сканера, начиная с Analog Gain. Цветоделение (в RGB) в сканерах Nikon — просвечивание оригинала тремя цветными источниками света (красным, зелёным и синим). Баланс белого и экспозиция определяются автоматически, но и подправить их бывает нелишне (автоматика не в состоянии отреагировать на все нюансы оригинала). Analog Gain регулирует яркость свечения каждого источника света. Увеличив общую яркость, можно вытянуть тени, сливающиеся при сканировании по умолчанию. Только не забывайте следить за светами! Общий цветовой баланс изображения точнее настраивается изменением яркости отдельных цветов.

Следующий пункт «анкеты» — Digital ICE (Image Correction Enhancement, дополнение по исправлению изображения) — средство удаления царапин, пыли и пр. Понятно, что операция цифровая, но требует дополнительного (инфракрасного) источника освещения, так что соглашаться на неё придётся до начала сканирования. Очень похоже на применение фильтра Dust&Scratches в Photoshop, но гораздо лучше. Изображению наносится меньший ущерб, а дефекты удаляются куда эффективнее. При сканировании с помощью четвёртого ИК-источника создаётся «отпечаток» (или «маска», пользуясь терминологией Photoshop) дефектов изображения. ИК-свет легко проходит через плёнку с неповреждённой эмульсией вне зависимости от того, что на ней изображено, но задерживается пылью, царапинами и т. д. Затем основное изображение интерполируется, чтобы заполнить полученные границы дефектных областей. Результаты поразительны! Настолько, что возникает мысль — может быть, на исходном изображении дефекты уж слишком заметны?

Digital ICE с установкой Normal Digital ICE с установкой Fine
Digital ICE с установкой Fine плюс Image Enhancer Digital ROC плюс Digital GEM
Результаты сканирования с установками «по умолчанию» (сначала верхний, потом нижний ряд слева направо) и дополнительными опциями (фрагмент).
Sharp (параметры нерезкого маскирования намеренно выбраны чрезмерными)

К сожалению, это так. Источники света здесь — цветные светодиоды, близкие по параметрам к точечным. В отличие от рассеянных, они обеспечивают лучшую резкость и детализацию изображения, но сильно выявляют дефекты. Выходит, что включать Digital ICE необходимо (иначе придётся выполнить непомерную работу по ретуши), хотя качество и страдает — изображение слегка «замыливается», ведь маска не идеальна. К тому же процесс никак не регулируется — есть лишь варианты Normal и Fine.

Ничего подобного Digital ICE в планшетниках высшего класса нет, как и особой в этом нужды. Источник рассеянного белого света проявляет дефекты не так сильно. Если перевести субъективную оценку в цифры, получится следующее — видно лишь 50% дефектов, различимых при сканировании на Nikon без Digital ICE, причём они в два раза бледнее. Но любому сканеру не помешало, чтобы маска, полученная при ИК-сканировании, записывалась в отдельный альфа-канал — для использования оператором по своему усмотрению. Это будет настоящий прорыв! Тем паче, что реализовать функцию несложно.

При включении опции Digital ICE предлагаются и другие автоматические «улучшатели» изображения.

Digital ROC (Reconstruction Of Color, восстановление цвета) — предназначен для восстановления и исправления цвета поблёкших оригиналов. Результаты видны на рисунке (изображение заметно краснит, а Digital ROC сильно сдвигает цветовой баланс в сторону голубого). Я бы не стал злоупотреблять опцией, как и любой автоматической функцией. Хотя, конечно, у продукта Nikon они работают корректнее, чем функции и дополнительные модули Photoshop.

Digital GEM (Grain Equalization & Management, удаление зерна) — что-то вроде сочетания Despecle, Median и Blur. Работает неплохо, только тщательнее подбирайте правильное значение.

Digital DEE (Dynamic Exposure Extender, расширение динамического диапазона) вытягивает детали из проваленных теней и (или) пересвеченных, но не выбитых светов. Результат предсказать непросто. Применять «лекарство» следует местно — сканировать оригинал с использованием DEE и без него, а уж дальше, в Photoshop, наложить их по маске вручную.

Третий пункт — Unsharp mask. Управление мало отличается от привычного по Photoshop, только вместо Amount и Radius — Intensity и Halo Width. Разные значения одновременно назначаются для всего изображения и для разных, в т. ч. виртуальных, каналов (red, green, blue, cyan, magenta, yellow). Но делать это приходится почти вслепую. В окне предварительного просмотра нельзя увидеть результат в масштабе 1:1 — подобрать подходящие значения удаётся лишь многократным сканированием оригинала.

Результаты сканирования с установками «по умолчанию» (полное изображение) и дополнительными опциями: Digital ROC с атрибутом Fine 3 (слева); Digital ICE с установкой Fine плюс Digital DEE

Вот, собственно, и всё. А что же самые мощные, казалось бы, инструменты — кривые RGB, LCH и Color Balance? Их лучше оставить на потом — они применяются после сканирования. Кривые RGB очень похожи на «фотошоповские», но разрешение (т. е. размеры поля) у них меньше. Да и вообще, RGB — не лучшее пространство для работы с кривыми.

LCH — инструмент более мощный, но и сильнее страдает от недостатка разрешения. Использовать кривые, даже если работаешь с уже отсканированным файлом, можно только один раз. Дальше надо сохранить файл и открыть его снова. Это опять снижает точность, ведь сложную кривую, которую не удаётся выгнуть сразу, можно было бы сделать последовательно, как сумму простых кривых. Впрочем, здесь я уже сравниваю программу сканирования с графическим пакетом, а это не совсем корректно.

Ежели под рукой нет Photoshop (такое бывает?), кривые — вполне приличный и удобный инструмент. Но отмечу их совмещённость с гистограммой — уже несколько лет жду подобного в Photoshop.

Варианты «заполнения анкеты» представлены на иллюстрациях. Подробнее остановимся на сравнении сканирования Nikon Coolscan V ED и планшетника высшего класса Creo iQsmart3. Самое главное, что отличия приходится описывать, поскольку при данных условиях воспроизведения (размер иллюстрации, условия печати и т. д.) вы их, скорее всего, не увидите. Хотя они, конечно, есть. Изображение, полученное с iQsmart3, немного детализированнее, меньше шумит и имеет большой цветовой контраст. Nikon склонен делать цвета более вялыми, чем на самом деле. Динамический диапазон у iQsmart3 заметно шире, хотя по паспортным данным должно быть наоборот. Видимо, мерили их по-разному. Кроме того, мой экземпляр краснил (любопытно попробовать другой сканер — нет ли у них цветового разброса). Что ещё хуже — исправлять эти недостатки придётся уже после сканирования, в Photoshop. И всё же качество очень высокое — достойное на порядок более дорогого устройства.

Вывод: Nikon Coolscan V ED — узкоспециализированный прибор. На нём легко и удобно делать ту работу, для которой он предназначен, и совершенно невозможно никакую иную. Если вы регулярно оцифровываете один и тот же тип плёнки, то, подобрав однажды параметры подавления зерна, нерезкого маскирования и т. д., всегда будете получать результаты быстро, изящно и с высоким качеством. Архив же из разносортных кадров потребует массы времени, сил и пересканирований. И закончится это, скорее всего, сканированием по умолчанию и героической работой в Photoshop (особенно если попадутся ч/б негативы, с которыми Digital ICE не работает).


Coolscan V ED

Производитель: Nikon
Рейтинг: *****
Заключение:
удобен для оцифровки 35-мм негативов и слайдов, при условии совпадения типа плёнки. Качество превосходит результаты съёмки намного более дорогой (даже с учётом стоимости аналоговой "зеркалки") цифровой камеры.
Цена: 750 долл.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Стоит ли внедрять цифровую печать во флексотипографии?

    Сергей Новиков, директор по развитию компании «Ламбумиз Трейд» (Москва):

    Наше предприятие известно прежде всего как производитель картонной упаковки для жидких продуктов. Тиражи в нашей типографии достаточно большие, а для печати мы используем традиционное в этой сфере оборудование: широкорулонные флексографские машины.

     

  • Цифровое будущее для флексотипографий

    Процессы цифровой трансформации сейчас наблюдаются практически во всех отраслях промышленности, и полиграфия не может оставаться в стороне. Более того: компании, откладывающие цифровизацию, рано или поздно почувствуют, что теряют свои конкурентные преимущества. Флексотипографиям следует обратить внимание на комплексность подхода к цифровой трансформации — одной покупки этикеточной ЦПМ недостаточно.

     

  • «Реклама 2018»: позитивный переезд

    Самые яркие новинки и тенденции главной выставки российской индустрии широкоформатной и сувенирной печати, перебравшейся в более крупный павильон № 1 «Экспоцентра».

     

  • Влияние на окружающую среду и безопасность

    Десятиминутные курсы УФ-/электронной сушки. Химические основы УФ- и электронного отверждения.

     

  • Xerox Iridesse Production Press

    Заключение: не имеющая аналогов на рынке шестикрасочная цветная листовая ЦПМ может печатать сразу двумя дополнительными цветами в один прогон (до и после CMYK), что позволяет серьёзно увеличить спектр работ, выполняемых цифровым способом, за счёт интересных спецэффектов. Представляет интерес как в качестве первой ЦПМ в типографии (обеспечивает высокую производительность и гибкость), так и для расширения имеющегося парка цифровых машин.

     

  • Самая трудная задача: ответить сразу на все вопросы клиента

    Мы помогаем очередному благотворительному проекту найти типографию для печати.

     


comments powered by Disqus