2004.03.153437 прочтений

Главное выдержать стиль

Теги: Рабочий цех Publish

Создавая или перекраивая макет журнала, газеты или книги, не забывайте о главном - издание должно иметь единый, узнаваемый стиль.

Создавая или перекраивая макет журнала, газеты или книги, не забывайте о главном — издание должно иметь единый, узнаваемый стиль.

При подготовке журнальной публикации необходимо задать множество параметров, начиная с формата. Он, как правило, остаётся неизменным и к стилю может относиться только при создании сетки - размеры и положение шрифтового поля и его частей, кегль основного шрифта, ширина колонки (в знаках) должны ему соответствовать. Собственно, от этого зависит количество информации на полосе. Размеры и положение шрифтового поля обычно одинаковы во всём издании. Исключение делается только для обложки - это знает даже начинающий верстальщик. Суметь объединить в одном издании разные мастер-макеты, сохранив стиль, - высший пилотаж в журнальном дизайне.

Не меньшее влияние на стиль оказывает соотношение занимаемой площади текста и иллюстраций, но это вопрос, скорее, концептуальный (определяется издателем и главным редактором) и, по сути, является исходным заданием (одним из параметров) для создания графического стиля.

Что значит выдержать" стиль"? Надо, чтобы читатель, хоть немного знакомый с вашим журналом, узнавал его, открыв свежий номер на любой странице, - даже не глядя на обложку и колонтитулы разворота. Как ни парадоксально, стиль - это не "разное-пёстрое", а всё одинаковое.

Что может быть одинаковым, когда текстовая информация и иллюстрации разные? Конечно же, рубрикатор и графическое оформление полосы. За первое отвечает редактор, для дизайнера же рубрикатор - скелет, на котором строится графическое оформление: элементы рубрикатора (колонтитулы) и колонцифры (часто с названием издания и номером выпуска, бывают и различные геометрические элементы - линии и плашки) повторяются на каждой полосе. А если и из номера в номер, не просто как слова, а как графические элементы (т. е. того же шрифта, цвета и размера), - это уже заявка на стиль.

Но самые повторяющиеся графические элементы - графемы (характерные начертания) букв основного текста. Поэтому главный стилеобразующий признак издания - шрифт (гарнитура). На второе место ставим цвет - очень хорошо воспринимаемая глазом информация; разница в цвете бросается в глаза даже раньше, чем в начертании букв. И все-таки, основной признак стиля (ведь издание может быть и одноцветным, например, газета) - использование во всём издании шрифтов одних гарнитур (двух-трёх, редко более). Важно подобрать сочетание гарнитур для основного текста, заголовков и подписей к иллюстрациям (три" кита" шрифтового решения сетки).

Начертаний у каждой гарнитуры может быть несколько (в т. ч. курсивных), но применять разные начертания одной гарнитуры для разных китов"" надо очень осторожно - можно скатиться до однообразия. Лучше это делать внутри" кита". Мне кажется, скоро станет модным множество начертаний одной гарнитуры для многочисленных выделений в сплошном тексте (другой гарнитуры) - смотрится очень весело.

Немаловажно для стиля и правильное использование цветов. Самый простой способ - применять во всех акцидентных случаях один цвет, как в двухцветных газетах. Его развитие - применение второго цвета в процентных долях, в т. ч. для создания дуплексных (двухцветных полутоновых) иллюстраций - настоятельно рекомендую, хотя, при кажущейся простоте, задача не из лёгких. Здесь начинает просматриваться цветовая гармония - разные проценты одного цвета с большой вероятностью будут гармонировать, а это, собственно, и надо. Подбор такой группы - одна из важнейших задач дизайнера при создании сетки. Количество цветов в группе не должно быть большим - иначе издание окажется слишком пёстрым (два-три цветных, от силы парочка серых - для подложки и выворотки). Именно этих заданных цветов должны быть все плашки, линии и буквы, которые вы решили выделить. Если хотите задать процент от цвета, его надо сначала рассмотреть на гармоничность в группе, если подходит, лучше включить отдельным цветом (помните, что экранное изображение в программе вёрстки довольно далеко от типографского отпечатка - ориентируйтесь на цветовые справочники). Групп может быть несколько (например, для разных разделов журнала своя), но они тоже должны гармонировать, особенно основные (самые насыщенные) цвета. Есть много специальных книг-справочников, в т. ч. электронных, где приведены гармоничные группы цветов. Чтобы оценить воплощение описанных принципов, рассмотрим журналы, редакции которых, по моим сведениям, задумывались об изменении внешнего оформления.

«Досуг»

Стильное издание! Судя по всему, используется только две гарнитуры: антиква для основного текста (с изредка встречающимся курсивом) и гротеск (похоже, модный ныне Helios) в четырёх начертаниях (light, regular, bold, black — в разных гарнитурах названия могут варьироваться) для всего остального, в т. ч. для рубрик и колонтитулов. Применение начертаний удачное — всё на своём месте. Ещё одно начертание этой же гарнитуры (condensed) на обложке — только оно и только там. Отличное решение для стилевого единения обложки (где зауженное начертание оправдано) с внутренним наполнением. Цветовое решение журнала ещё похвальнее: в каждой рубрике — своя фиксированная пара цветов, повторяющаяся из номера в номер. Насыщенный цвет — для заголовка или плашек под выворотку, и хорошо сочетающийся с ним лёгкий цвет — для плашек под чёрный текст. Все пары удачно подобраны и не конфликтуют в различных рубриках. В общем — неожиданно строго для женского«» дизайна (см. редакционную колонку). Молодцы, девушки!

«Путь и Водитель»

Если проблемы предыдущего журнала решаются косметическими«» процедурами, то тут явно необходимо кардинальное изменение сетки. Структура издания очень сложная — на каждой полосе много врезов, выносов на плашки, больших подписей, таблиц и т. п. И если в первой и последней третях журнала ещё видны основные стилевые признаки (шрифты расставлены более-менее закономерно и даже просматриваются цветовые сочетания по рубрикам) то в теме номера творится полный «беспредел» — 10 (!) начертаний 4-х (!) гарнитур на полосе! И 6 (!) плашек под текст на полосе вовсе не сочетающихся цветов! И сетка (колонтитулы, колонцифры и соединяющие их линеечки) абсолютно другая! То есть совершенно иной журнал. Как будто тему номера верстает другой дизайнер, не ведающий, что делает первый, и на результат не смотрящий. Тяжёлый случай. Нельзя, мне кажется, выделять тему номера такими средствами — а очевидно, хотели именно этого.

Журнал Путь« и Водитель» — отличный показатель того, как рубрикатор и структура построения каждого материала главенствуют над графической сеткой. Сложный рубрикатор — вот и запутанная сетка получилась. Я бы посоветовал редакции задуматься об упрощении рубрикатора и материалов и только потом заказывать дизайнеру новую сетку.

«Мир & Дом»

Половину, кабы не больше, журнала занимает реклама, причём пёстрая и разнообразная — редакционные материалы даже несколько теряются под её напором. Если дизайнер и старался развести«» их, то явно недостаточно. Практически весь текст чёрного цвета (изредка выворотка). Линейки (тоже чёрные) только в мелких новостях, плашек нет нигде. Гарнитур всего две, но они настолько похожи, что можно было и не беспокоиться. Тот самый случай однообразия«» — редакционные материалы смотрятся скучновато и явно проигрывают рекламе по визуальной привлекательности. Или в этом и состояла задача? Даже если так, наверняка есть более элегантное решение.

Как в web-дизайне главенствует информационный дизайн, т. е. структура управления информацией (внешнее оформление не столь важно, главное — найти нужные сведения), так и в журнале основное — содержание и организация (т. е. рубрикатор), а потом уже внешнее оформление. Интересный по содержанию и правильно организованный журнал всё равно прочтут, пусть он и неважно оформлен. А никчёмный даже с модным дизайном долго не продержится. Конечно, здорово, если издание гармонично во всём. Например, изначально оформленный мною журнал Лучшие« интерьеры» после прихода нового главного художника, естественно, изменил оформление. Не мне судить, какое лучше, новый дизайнер тоже всё грамотно расставил. Но при этом практически ничего не изменилось в организации подачи материалов. И получилось, что журнал сохранил свой стиль даже при изменении внешнего оформления! Вот что делает концептуальный рубрикатор! Желаю журналу процветания, а читателям Publish — успехов в создании новых и стильных интерьеров!

Об авторе: Юрий Аникст (anikst@ultranet.ru), независимый автор.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Управление цветом в Adobe Creative Cloud без секретов

     

     

    Подробное руководство по настройке параметров управления цветом в программах Adobe.

    Без модуля управления цветом — Color Management Module (CMM) — и цветовых профилей ICC предсказать на экране монитора результат печати невозможно. Даже при выборе опции Don`t color manage (Не управлять цветом, Отменить управление цветом) * CMM и цветовые профили всегда задействуются в Adobe Photoshop, хотя и не оптимальным образом.

     

  • Фигурный текст и CorelDRAW (ч. 2) *

    Всё, что вы хотели знать о фигурном тексте, но боялись спросить.

    Импорт–экспорт текста

    Редактировать и корректировать фигурный текст можно непосредственно на рабочем листе документа или в специальном окне редактирования. Добавить фрагмент текста в активный текстовый блок или вставить текст в документ легко, импортировав текст из офисных приложений. Для этого есть команды «Импортировать текст» окна редактирования или «Специальная вставка» меню «Правка», либо можно просто вставить текст из буфера обмена.

     

  • Фигурный текст и CorelDRAW

    Всё, что вы хотели знать о фигурном тексте, но боялись спросить.

    Как невозможно познать всю Вселенную (она же всё время расширяется), так в каждой новой версии CorelDRAW каждый раз ты открываешь для себя новые возможности, приёмы и хитрости. Конечно, эта программа не для вёрстки больших, насыщенных текстами книг, брошюр, журналов, но возможности CorelDRAW для работы с текстами позволяют сверстать и подготовить к печати многостраничный промышленный каталог, с чертежами, схемами, векторными рисунками, фотографиями. И, конечно, текстовые фрагменты обязательно есть и в визитке, и в банере, и в рекламном проспекте. А если применять к тексту кое-какие трюки и эффекты, то можно создать настоящие шедевры дизайна и типографики… Конечно, многим пользователям хорошо известны инструменты и методы работы с фигурным текстом. Этот цикл статей — попытка систематизировать основные приёмы.

     

  • Раскрывая возможности белых чернил *
     

    Как дополнительные белые чернила помогают создавать новые применения широкоформатной печати.

    Сегодня ряд моделей широкоформатных и сверхширокоформатных принтеров могут печатать чернилами дополнительного цвета — белого, что создаёт новые возможности применения этих устройств. Но в принтерах могут быть реализованы различные технологии печати белыми чернилами, и у разных технологий — свои возможности и ограничения.

     

  • Маленькие хитрости большого Corel
    Полезные советы для пользователей CorelDRAW и Corel Photo-Paint.
  • InDesign осваивает ePub

    Приёмы построения ePub в Adobe InDesign CC. Советы издательствам, как без лишних хлопот готовить книги для LitRes или Bookmate.

    Девятый вал

    Старый мир огромных издательств и одиозных акул книжного бизнеса, бросающих крохи авторам, уходит в историю. Люди перестают читать книги. Тиражи падают, бумажная книга испытывает конкуренцию за внимание аудитории со стороны других многочисленных источников. Теперь не человек ищет, что почитать, а различные медиа-источники борются за его внимание. Цунами информации обесценивает её для потребителя. В борьбе за внимание аудитории авторы и правообладатели часто готовы раздавать свой материал бесплатно. В такой ситуации читатель часто не хочет платить, читает по вершкам, предпочитает дайджесты многостраничным описаниям парижских крыш. Как следствие, качество материала падает, объём книг и статей сокращается, снижаются продажи, а издатели лишаются доходов.

     


comments powered by Disqus