2004.02.04, Автор: Михаил Иванюшин3164 прочтений

Вёрстка: идеи, советы, приёмы. Выпуск 4

Теги: Рабочий цех Publish

У всех есть свои методы, находки, способы сделать какую-то операцию быстро, изящно. Поделитесь идеями! Вёрстка - дело интересное и захватывающее. Расскажите, какими приёмами вы пользуетесь. И не важно, сами вы их придумали или узнали от кого-то.

У всех есть свои методы, находки, способы сделать какую-то операцию быстро, изящно. Поделитесь идеями! Вёрстка — дело интересное и захватывающее. Расскажите, какими приёмами вы пользуетесь. И не важно, сами вы их придумали или узнали от кого-то. Если поймаете кураж и найдёте смелость рассказать о них миру, обязательно кому-то эти рекомендации будут интересны, как когда-то они стали интересными для вас. Присылайте советы по адресу m_ivanyushin@hotmail.com. За каждый опубликованный совет журнал Publish будет выплачивать вознаграждение.

О ширине наборных линеек

(Михаил Иванюшин)

Наборные линейки — привычный элемент оформления страниц. И программа вёрстки позволяет задать любую ширину линейки — полпункта, один, два, три… пункта. К сожалению, иногда в изданиях заметно, что какие-то линейки почти одинаковы по ширине, а другие чрезмерно толстые, тяжёлые.

Во времена горячего набора возможности установить любую ширину линейки не было, хотя необходимость в гармоничных размерах была. В дореволюционных книгах и журналах они использовались очень широко, и удивительно, с каким вкусом выбирали их для каждого случая. Существовавшие тогда технологии и желание делать издания красивыми обусловили, что со временем в каждой словолитне сложились свои размеры по ширине.

В документации фирмы Bert-hold тоже есть таблица линеек со своими номерами и шириной. Возможно, цифры пришли из XIX в., когда шрифтолитейное заведение Бертольда изготовляло шрифты и наборные линейки. Эти значения можно взять за основу своего размерного ряда, например, линейки с номерами 3, 6, 9, 12, 15, 18 (ширина 0,15, 0,375, 1, 2, 3, 4 мм) заметно отличаются одна от другой. В пунктах Adobe их размеры соответственно — 0,43, 1,06, 2,83, 5,67, 8,50, 11,34.

На первый взгляд, числа необычны, но ведь оперировали не ими, а номерами линеек. А вот ряд из 0,5, 1, 3, 6, 9, 12 пунктов, построенный на базе этих чисел, легко запомнить, и линейки с такой шириной хорошо различаются.

Из Quark в Word

(Михаил Иванюшин)

Нередки случаи, когда после вёрстки авторы просят вернуть текст публикации в формате Microsoft Word. Это понятно: многое уточняется на этапе правки, и хочется иметь для работы последнюю версию текста.

В QuarkXPress можно сохранить вёрстку в форматах .txt, .doc и .rtf (FilelSave Text…). Но первый не годится: будет потеряно форматирование. Во втором сохраняются только английские тексты. Третий подходит, но, к сожалению, иногда сохранённый текст в Micro-soft Word не читается, вместо русских слов — абракадабра. Такое происходит, когда текст записывается шрифтами PostScript, а переключение на True Type делается в Microsoft Word. Выход — в назначении тексту старого доброго Times New Roman Cyr в Quark-XPress, до его записи в RTF-файл. И последнее, не менее важное: перед сохранением в тексте надо удалить переносы.

Программа разметки текста перед вёрсткой

(прислали Михаил Диков, Михаил Иванюшин)

При допечатной подготовке издания часто возникает дилемма: когда делать разметку текста после его синтаксического контроля? Имеется в виду работа со стилями: разметка заголовков разных уровней, выделений (полужирным, курсивом, подчёркиванием и др.), оформление сносок. Есть два варианта — до вёрстки, т. е. в текстовом процессоре, или в программе вёрстки.

Выбор зависит от степени подготовки авторского текста. Если он изначально грамотно размечен (не самый распространённый случай), нужно лишь всё сохранить при переносе текста в программу вёрстки. Если разметка плохая или вовсе отсутствует, то опять вопрос — где размечать текст?

По нашему мнению, удобнее это делать всё-таки до вёрстки, в текстовом процессоре, пока видна авторская разметка. Очень удобно использовать для этих целей богатый набор встроенных в Microsoft Word инструментов, эффективно обрабатывающих сложные по структуре и стилевому оформлению документы.

После стилевой разметки выполняется очистка текстового файла от повторяющихся пробелов, переносов строки, замена дефисов на тире, где это необходимо, другие процедуры подготовки к вёрстке.

Последняя операция — разметка текста тэгами, понятными Quark-XPress. Первоначально это делалось в полуавтоматическом режиме — были написаны несколько макросов для вставки кодов в нужных местах документа, которые вызывались нажатием «горячих» клавиш (см. статью в Publish ? 10, 2002). Затем мы решили полностью автоматизировать процесс — так появилась программа XpressTags-фильтр для Microsoft Word.

Не мы одни шли по этому пути. Поиск в Интернете показал, что есть, по крайней мере, две подобных разработки для обработки текста. Вот адреса: http://www.editorium.com/editkitplus/TH_10.htm (Quark-Converter); www.dtpro.de (QXPort).

Файл XTAGS.ZIP, который можно загрузить с портала Publish, содержит:

  • программу подготовки и разметки текста XpressTags Filter.dot;
  • пояснительный текст ReadMe.doc об установке и использовании программы.

Файл QuarkXPress с подготовленным к вёрстке текстом открывается на Macintosh, т. е. можно готовить документы в Windows, а верстать в Mac OS. Это первая версия программы, и мы будем рады узнать все мысли и предложения по её совершенствованию.

Текст по любому контуру

(прислал Валентин Лотыш, gazeta@gazeta.lutsk.ua)

Вот простой способ создания круговой строки текста в QuarkXPress, без обращения к векторному редактору и дополнительным расширениям:

  1. Рисуем, удерживая <Shift>, Oval Text Box.
  2. ItemlShapelПроизвольная незамкнутая кривая.
  3. Набираем текст.

Та же технология для любого замкнутого контура. Если открыть закладку Text Path (ItemlModify), можно управлять видом и выравниванием текста: изменять положение строки, располагать текст как снаружи, так и внутри.

Для его размещения вдоль незамкнутого контура на панели инструментов есть функция Freehand Text-Path Tool.

Кто есть кто

(Михаил Иванюшин)

При публикации групповых фотопортретов трудно точно перечислить всех участвующих. Выходят из положения с помощью уточняющих фраз типа «в первом ряду…», «во втором ряду…», «стоит справа…».

В посвящённой теории вёрстки брошюре Berthold предлагается следующий приём. Рядом с фотографией размещается её осветленная миниатюра, где числами отмечены все персонажи. Подпись под фото выглядит так: число — имя.

Осветлить миниатюру можно в Adobe Photoshop, залив её 50% белым цветом (EditlFill…lContent Use: White; Blending Mode: Normal, Opacity 50% ).

Ведущий рубрики: Михаил Иванюшин (ivanyushin@yandex.ru), независимый автор.


Спонсор рубрики — компания Apple IMC (Россия). Авторы опубликованных советов получат сувениры от Apple.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Управление цветом в Adobe Creative Cloud без секретов

     

     

    Подробное руководство по настройке параметров управления цветом в программах Adobe.

    Без модуля управления цветом — Color Management Module (CMM) — и цветовых профилей ICC предсказать на экране монитора результат печати невозможно. Даже при выборе опции Don`t color manage (Не управлять цветом, Отменить управление цветом) * CMM и цветовые профили всегда задействуются в Adobe Photoshop, хотя и не оптимальным образом.

     

  • Фигурный текст и CorelDRAW (ч. 2) *

    Всё, что вы хотели знать о фигурном тексте, но боялись спросить.

    Импорт–экспорт текста

    Редактировать и корректировать фигурный текст можно непосредственно на рабочем листе документа или в специальном окне редактирования. Добавить фрагмент текста в активный текстовый блок или вставить текст в документ легко, импортировав текст из офисных приложений. Для этого есть команды «Импортировать текст» окна редактирования или «Специальная вставка» меню «Правка», либо можно просто вставить текст из буфера обмена.

     

  • Фигурный текст и CorelDRAW

    Всё, что вы хотели знать о фигурном тексте, но боялись спросить.

    Как невозможно познать всю Вселенную (она же всё время расширяется), так в каждой новой версии CorelDRAW каждый раз ты открываешь для себя новые возможности, приёмы и хитрости. Конечно, эта программа не для вёрстки больших, насыщенных текстами книг, брошюр, журналов, но возможности CorelDRAW для работы с текстами позволяют сверстать и подготовить к печати многостраничный промышленный каталог, с чертежами, схемами, векторными рисунками, фотографиями. И, конечно, текстовые фрагменты обязательно есть и в визитке, и в банере, и в рекламном проспекте. А если применять к тексту кое-какие трюки и эффекты, то можно создать настоящие шедевры дизайна и типографики… Конечно, многим пользователям хорошо известны инструменты и методы работы с фигурным текстом. Этот цикл статей — попытка систематизировать основные приёмы.

     

  • Раскрывая возможности белых чернил *
     

    Как дополнительные белые чернила помогают создавать новые применения широкоформатной печати.

    Сегодня ряд моделей широкоформатных и сверхширокоформатных принтеров могут печатать чернилами дополнительного цвета — белого, что создаёт новые возможности применения этих устройств. Но в принтерах могут быть реализованы различные технологии печати белыми чернилами, и у разных технологий — свои возможности и ограничения.

     

  • Маленькие хитрости большого Corel
    Полезные советы для пользователей CorelDRAW и Corel Photo-Paint.
  • InDesign осваивает ePub

    Приёмы построения ePub в Adobe InDesign CC. Советы издательствам, как без лишних хлопот готовить книги для LitRes или Bookmate.

    Девятый вал

    Старый мир огромных издательств и одиозных акул книжного бизнеса, бросающих крохи авторам, уходит в историю. Люди перестают читать книги. Тиражи падают, бумажная книга испытывает конкуренцию за внимание аудитории со стороны других многочисленных источников. Теперь не человек ищет, что почитать, а различные медиа-источники борются за его внимание. Цунами информации обесценивает её для потребителя. В борьбе за внимание аудитории авторы и правообладатели часто готовы раздавать свой материал бесплатно. В такой ситуации читатель часто не хочет платить, читает по вершкам, предпочитает дайджесты многостраничным описаниям парижских крыш. Как следствие, качество материала падает, объём книг и статей сокращается, снижаются продажи, а издатели лишаются доходов.

     


comments powered by Disqus