101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

По тканям - струйными чернилами *

  • Майк Агоста, Дэвид Савастано
  • 4 февраля 2004 г.
  • 5540
Печать по тканям долгое время была вотчиной трафаретных систем, но отдельные производители уже ощутили огромный потенциал струйной технологии для этого рынка.

Люди, не знакомые с тонкостями производства одежды, часто недооценивают роль красок в индустрии моды. Хотя объём рынка подвержен влиянию модных тенденций, предполагается, что его ежегодный рост в ближайшее десятилетие составит 3,3%.

По некоторым оценкам, годовой объём текстильного рынка достигает привлекательного для производителей красок уровня 25 млрд м?. Руководитель направления чернил для струйной печати компании BASF д-р Юрген Вейзер считает, что «текстильная» доля от всех красок для печати — около 10%.

По мнению представителя BASF, цифровая печать — уникальный способ нанесения изображений на ткани, поскольку даёт в руки дизайнеров неограниченные возможности по созданию цветных рисунков. По сравнению с типографиями, пользующимися другими методами, располагающая технологиями печати по тканям предлагает самый широкий диапазон шаблонов и стилей.

Ткань очень яркой расцветки получена печатью специально разработанными красками от Ciba Specialty Chemicals

Традиционно печать по тканям была вотчиной трафаретных систем, но потенциал струйной технологии слишком велик, чтобы и дальше его игнорировать.

«Ниша для традиционной трафаретной печати, выгодной при длинных тиражах, будет существовать всегда, но есть объективная тенденция к сокращению тиражей, — объясняет аналитик по специальным химикатам компании Frost & Sullivan д-р Эндрю Бартон. — Хотя производители тканей привыкли заказывать не менее 10 000 м одного рисунка, минимальные объёмы сокращаются, поскольку рынку нужен более широкий ассортимент, а мода индивидуализируется».

«На текстильном рынке основными способами печати остаются ротационный и плоскопечатный трафарет, — отмечает д-р Майкл Мейдле, глава подразделения по новым применениям в текстиле компании Ciba Specialty Chemicals. — Но струйная печать развивается очень бурно, а её перспективность в этом секторе не вызывает сомнений».

Завоёвывая рынок

Хотя струйный способ составляет всего около 1% от рынка печати на ткани, он уже нашёл свою нишу и постепенно её разрабатывает.

«Основных сфер применения струйной печати по тканям две, — отмечает Бартон. — Первая — для интерьерного оформления офисов и квартир; здесь доминируют BASF, Ciba и DuPont. Другая — гибкие изделия для выставок, такие как подвешиваемые к потолку флаги».

«Не менее привлекательный сектор — баннеры на ткани для магазинов и конференций, поскольку для подобных маркетинговых акций или событий требуется небольшое количество заказных изображений, которые будут использоваться только один раз и в относительно короткий срок, — добавляет Бартон. — Последний пример — демонстрация уникальности струйной печати, поскольку изготовителям трафаретных отпечатков здесь делать нечего. Внедряя струйные технологии, типографии, традиционно занимающиеся печатью по тканям, расширяют портфолио за счёт коротких тиражей, которые ранее оказывались слишком дороги, учитывая стоимость и время их изготовления на трафаретных машинах».

«С 1998 г., когда появились первые текстильные плоттеры, большинство образцов, каталогов и малых тиражей тканей эксклюзивных дизайнов стали выполнять струйным способом, — вспоминает Мейдле. — Рисунки наносились на любые материи для всех секторов рынка — одежда, флаги, оформление автомобилей и квартир. Небольшие фирмы, оснащённые специализированными промышленными принтерами, брались за срочные и небольшие заказы для индустрии моды и выставок. Ныне основные покупатели чернил для струйной печати по тканям — изготовители эксклюзивных элементов одежды, таких как шёлковые галстуки и шарфики. Поскольку струйная технология вполне подходит для создания крупноформатных изделий, среди заказчиков есть и производители флагов. А с появлением нового высокоскоростного принтера Reggiani стал возможным и выпуск средних тиражей».

Но пока главным приложением «струйников» для текстильной отрасли остаётся изготовление пробных экземпляров.

«За последние пять лет цифровая печать по тканям вызывала наибольший интерес и достигла максимального успеха именно для проб, став эквивалентом цветопробного производства в полиграфии, — заявил Джон Кейн, менеджер по развитию новых направлений в компании DuPont. — Одна из самых сложных задач, стоящих перед струйной печатью по тканям, базирующейся на триадных или других составных чернильных схемах, — имитация вида настоящих трафаретных отпечатков. Многие хотели бы использовать «струйники» для изготовления пробных экземпляров без затрат на шаблоны, а тираж печатать традиционным трафаретным способом. Поэтому принтеры должны максимально точно имитировать ротационную трафаретную печать».

Стоимость изготовления шаблона достигает 400 евро, что дороговато для получения точной пробы рисунка на ткани.

«Учитывая небольшую стоимость предварительной настройки в цифровом процессе, он почти всегда будет выигрывать в цене по сравнению с трафаретом, где высококачественный рисунок на ткани из 16-ти цветов может требовать до 16-ти шаблонов», — объясняет Бартон.

Вейзер видит потенциал для применения струйных технологий в текстильной индустрии: «Учитывая ограничения классической трафаретной технологии, струйная печать будет внедряться в текстильной отрасли намного быстрее, чем в других сферах, требующих промышленных масштабов печати. Из-за отсутствия каких-либо ограничений по видам рисунков струйная технология уже используется во многих новых компаниях и будет широко применяться фирмами, ориентированными на конечных потребителей, — для печати на тканях новых, актуальных изображений».

Струйная печать для средних тиражей

Хотя пока «струйники» применяются главным образом для проб и малых тиражей, перспективен и среднетиражный сектор — по мере выпуска более скоростных принтеров и увеличения спроса на широкий ассортимент тканей.

Как считают в BASF, экономический аспект — самый важный фактор, способствующий внедрению струйной печати по текстилю. При коротких тиражах стоимость печати 1 м? струйным способом ниже, чем трафаретным. Производственников интересуют в первую очередь сокращение времени изготовления и себестоимости, а индустрию моды заботит ускорение реакции на новые тенденции и максимальное удовлетворение запросов каждого клиента. Струйная технология печати подходит по всем статьям.

«Рынок печати по тканям структурирован, — объясняет Кейн. — Хотя выпуск стандартных узоров крупными тиражами занимает его львиную долю, фокус всё чаще смещается к нише малотиражной высококачественной продукции. Её доля в абсолютном выражении невелика, но прибыль здесь выше. За последние 10 лет средний тираж сократился вдвое, что тоже благоприятствует струйной печати. Тиражи становятся короче, время на подготовку сокращается, к тому же заказчики требуют больше цвета и инноваций, но не хотят платить за сетки. Один из наиболее интересных для DuPont рынков — купальники и другие подобные изделия с относительно небольшими тиражами и высокими требованиями к разнообразию рисунков. Ткани для них нужно немного, но готовые изделия продаются по высоким ценам. И здесь струйная печать будет востребована».

На Reggiani DReAM ткань может запечатываться со скоростью до 150 м?/ч

«Традиционные производители тканей используют струйную технологию для сокращения стоимости коротких тиражей, — отмечает д-р Вейзер. — Струйные принтеры буквально созданы для выпуска индивидуализированных эксклюзивных изделий. Поэтому сейчас и в будущем на этой технологии будет основываться производство малых партий товаров. К тому же подобные производства удобно располагать в непромышленных районах. В первую очередь обратят внимание на струйные устройства печати новые игроки рынка, тогда как традиционные текстильные фабрики больше привязаны к уже установленному трафаретному оборудованию».

«Струйная печать по тканям отличается высокой ценовой эффективностью, поскольку минимизирует затраты на производство востребованных рынком коротких и средних тиражей, а также тканей с эксклюзивным дизайном, — считает д-р Мейдле. — Увеличение цветов в рисунке не повышает себестоимости. Краски и ткани расходуются максимально эффективно, а промежутки между тиражами минимальны — тратить время на очистку оборудования не нужно. Рисунки могут передаваться в любое место мира по электронным каналам, что даст экономию почтовых затрат и времени».

По мнению Кейна, западные производители тканей испытывают острую конкуренцию со стороны азиатских компаний, и даже самые жёсткие меры экономии не выправили положения. Пока США и большинство европейских стран переживают экономические трудности, такие государства, как Китай, продолжают устойчиво расти. Кейн уверен, что струйная технология должна помочь в преодолении отставания в темпах роста от Азии.

«Я думаю, самый быстрый рост внедрения струйной печати наблюдается в основных регионах производства тканей, — продолжает Кейн. — Одновременно мы увидим быстрое распространении технологии по всему миру. По мере того, как струйный способ нанесения изображений станет стандартом, оборудование постараются сосредоточить как можно ближе к местам производства готовой одежды».

Темпы роста внедрения струйной печати по-прежнему зависят от качества конечной продукции. Поэтому создатели струйных устройств работают над улучшением новой технологии.

«В трафаретной печати в ход идут сетки и предварительно смешанные краски, а струйная технология предполагает формирование изображений составным способом, — рассказывает Кейн. — Считается, что для адекватного воспроизведения дизайнов на текстиле струйным способом требуется набор не менее чем из восьми чернил. При меньшем количестве оказывается трудно получить широкий диапазон цветов. К тому же, расход чернил на единицу площади ткани из-за расплывания и впитывания также оказывается большим, чем при печати по бумаге и другим подобным носителям».

Новые продукты для рынка струйной печати по тканям

Принтер модели 2020 от DuPont и Ichinose предназначен для печати коротких тиражей изображений на ткани цифровым струйным способом

Поскольку технология относительно нова и продолжает интенсивно развиваться, вовлечённые в этот рынок компании постоянно ведут исследовательские работы. Недавно появился ряд новых продуктов для печати на тканях. Важные инновации были реализованы в конструкциях принтеров и печатных головок.

Новый высокопроизводительный цифровой текстильный принтер DReAM — совместная разработка компаний Reggiani Macchine, Aprion Digital и Ciba Specialty Chemicals. С его появлением средняя скорость печати увеличилась десятикратно — от 10-20 м?/ч до максимального показателя 150 м?/ч. Это ответ на требования рынка моды, где необходимо как можно скорее изготавливать средние партии ткани. В устройстве используются 6-цветные печатающие головки от Aprion, а максимальная ширина рулона ткани достигает 1,6 м.

«За последнее десятилетие произошло глобальное изменение тенденций в производстве тканей, — говорит исполнительный директор Reggiani Macchine д-р Амброджио Кассиа Доминиони. — Средние тиражи снизились до 1000 м? (и менее) одного рисунка. DReAM обеспечивает необходимую скорость, гибкость, точность и повторяемость для нанесения высококачественных изображений за приемлемую цену. До последнего времени печать на тканях цифровым способом применялась исключительно для очень коротких тиражей от 10 до 20 м? образцов новых дизайнов, а также нечастого выпуска небольших объёмов готовых запечатанных тканей — до 50 м?. DReAM идеален для среднетиражного производства, гарантируя высокое качество и экономичность, как того хочет рынок».

Президент и исполнительный директор Aprion Digital Мики Наглер добавляет, что в 6-цветной системе применяются 48 одноцветных пьезоэлектрических печатающих головок размером в 3 дюйма, которые могут наносить изображения или узоры с истинным разрешением 600 dpi.

В начале прошлого года компания DuPont совместно с японским производителем трафаретного и цифрового оборудования Ichinose объявила о выпуске принтера 2020. «Он уникален тем, что действительно предназначен для малотиражного нанесения изображений на ткани, — объясняет Кейн. — И те, кто видел его в работе, должны с этим согласиться. Фактически он представляет собой специализированный цифровой текстильный принтер и включает специальные устройства для натяжки ткани, подобные тем, что стоят в трафаретных машинах. Принтер изначально создавался как текстильный, а не делался путём модификации для печати по текстилю существующей модели».

Таким образом, по мере появления нового оборудования для рынка печати по тканям, возможности применения струйной технологии в ближайшие годы будут только расти.


* Журнал «Мир красок», июнь 2003. © Ink World, All rights reserved, 2003.


Наши

В России технологии струйной печати на ткани также широко представлены. В силу структуры рынка они распространились на области наружной рекламы и изготовления символики — нигде в мире не используются так активно, как в России для выпуска уличных перетяжек и праздничных флагов. По нашему мнению, главную роль в этом сыграло стратегическое партнёрство швейцарских фирм Ciba (чернила), Ergosoft (текстильные RIP) и российской SMART-T (дистрибьюция и технологическая поддержка российских рекламистов).

Другое востребованное направление — производство командной спортивной одежды. Здесь технологии обеспечивают максимально высокую гибкость и оперативность — выпуск заказа в считанные дни к соревнованиям, выполнение срочной работы для охотничьего или пейнтбольного клубов.

Интенсивно развивается выставочная и интерьерная реклама. Считаю, что и здесь важно партнёрство Ciba и SMART-T. Например, были организованы и совместно проведены работы по обеспечению огнестойкости тканевых носителей в соответствии с требованиями российских стандартов.

Есть в статье и спорные моменты. Допустим, стоимость изготовления шаблонов. В России они дешевле заявленных 400 евро — от 150 до 200 евро. Расход чернил при печати по тканям выше: по статистической выборке в 600 000 м?, собранной за последний год по российским потребителям текстильных чернил Ciba, его среднее значение сопоставимо с показателями для струйной печати по большинству матовых бумаг и меньше, чем при печати по фотобумагам. А ведь текстильные чернила Ciba дешевле фирменных для бумаг.

Отмечу, что машина DReAM от Reggiani конструктивно очень похожа на плоскопечатную и гораздо привычнее для традиционных текстильщиков, чем струйный принтер. Но соотношение цена/производительность пока существенно хуже показателей широкоформатных струйных принтеров. Производство, оснащённое за те же деньги полутора десятками менее производительных принтеров, суммарно превзойдёт одну такую машину. А гибкость будет куда больше: можно одновременно выполнять разнопрофильные работы.

К сожалению, и упомянутая машина 2020 имеет невыгодное соотношение цена/производительность. — Александр Чайкин, руководитель исследовательского отдела компании SMART-T.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Лаки и краски: российский путь с восточным колоритом

Уход с рынка европейских поставщиков сказался не только на российском полиграфическом бизнесе, но и на производителях лакокрасочных материалов. Возникла жизненная необходимость переориентироваться в сторону азиатских поставщиков. О том, как это происходило, рассказал технолог полиграфического производства ГК «Tанзор» Владимир Непогодин.

Стойкость печатных красок

Перед оформлением заказа в печать на производство, если в техническом задании заказчика полиграфической продукции указана смесевая краска по вееру Pantone, перед технологом производственного отдела или менеджером встаёт вопрос: заказать у поставщика уже готовую краску или намешать на своём производстве?

Световое воздействие

Показатель светостойкости — цифра, которую печатник видит на этикетке банки офсетной краски. Светостойкость — одно из основных свойств краски, влияющее на «срок службы» конечного изделия. Под светостойкостью оттисков подразумевается стойкость к солнечному свету без непосредственного влияния атмосферных факторов или их устойчивость к воздействию света.

История освобождения от «цепких объятий» CMYK

Часть первая. Одна из проблемных тем в современной полиграфии — технологии многоцветного растрирования для печати с расширенным цветовым охватом.



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 105