2003.12.11, Автор: Михаил Иванюшин5254 прочтений

Вёрстка: идеи, советы, приёмы. Выпуск 3

Теги: Рабочий цех Publish

У всех есть свои методы, находки, способы сделать какую-то операцию быстро, изящно. Поделитесь идеями! Вёрстка - дело интересное и захватывающее. Расскажите, какими приёмами вы пользуетесь. И не важно, сами вы их придумали или узнали от кого-то...

У всех есть свои методы, находки, способы сделать какую-то операцию быстро, изящно. Поделитесь идеями! Вёрстка — дело интересное и захватывающее. Расскажите, какими приёмами вы пользуетесь. И не важно, сами вы их придумали или узнали от кого-то. Если поймаете кураж и найдёте смелость рассказать о них миру, обязательно кому-то эти рекомендации будут интересны, как когда-то они стали интересными для вас. Присылайте советы по адресу m_ivanyushin@hotmail.com. За каждый опубликованный совет журнал Publish будет выплачивать вознаграждение.

Переполнение автоматического текстового блока многостраничной публикации

(прислал Юрий Клименко, yklmn@kolomna.ru)

Если в многостраничной публикации присутствуют несколько секций, в которых используются шаблоны страниц с автоматическим текстовым блоком, и документ свёрстан разворотами, то изменение вёрстки (небольшое добавление нового текста, вставка дополнительной иллюстрации и т. п.) может вызвать автоматическую вставку новой страницы в конце секции. Это приводит к изменению положения первой страницы следующей секции (она превращается из левой в правую или наоборот). Перевёрстка занимает много времени и сил.

Я применяю следующий приём. После первоначальной вёрстки каждой секции на монтажном столе (Pasterboard), возле её последней страницы создаю новый текстовый блок произвольного размера и связываю его с автоматическим текстовым блоком на последней странице секции (этот блок должен быть последним в цепочке). Теперь, при переполнении автоматического текстового блока, новая страница не создаётся, текст «перетекает» в блок на монтажном столе. Это даёт время на размышление и приведение вёрстки в изменённой секции в порядок без перевёрстки левых и правых страниц публикации (что очень трудоёмко).

Треппинг на белый текст

(прислал Юрий Клименко, yklmn@kolomna.ru)

Когда при дизайне публикации используется белый текст мелкого кегля на чёрном составном (например, 80/60/60/100) фоне, да ещё если шрифт выбран с засечками, при печати, за счёт несовмещения, текст из белого превращается в синий, красный, зелёный и т. д. Выйти из положения можно, конечно, с помощью Illustrator, сделав там треппинг вручную. Но для таких случаев подойдёт и Quark.

Необходимо на чёрную плашку (она делается и в Photoshop как часть коллажа) поместить текстовый блок с белым текстом. Подложку в текстовом блоке окрасить в чёрный составной цвет (он должен совпадать по процентам с цветом плашки). Выделить белый текст и назначить ему треппинг в палитре Trap information, в строке Text.

В выпадающем меню выбрать значение Custom и в окошке значений набрать, например, +0,3 pt. При цветоделении треппинг отработается на плёнках Cyan, Magenta и Yellow. На чёрной же он выведется со значением Knockout. В результате, при печати вокруг белых букв образуется чёрная окантовка. Текст будет белым и резким, даже при печати на машинах с плохой приводкой. Но в чёрном составном цвете значение Black обязательно должно быть 100%, для Cyan, Magenta и Yellow проценты могут быть любыми.

Вёрстка газеты

(прислал Николай Федюнцов, konkur@atnet.ru)

Газета «Коношский курьер» (формат А3) перешла на компьютерную вёрстку и офсетную печать в сентябре 2000 г. Поначалу, как и большинство районных газет, мы оставались верны традициям горячего набора (пятиколонник, линейки, редкие иллюстрации). Не обошлось и без увлечения разнообразными шрифтами с дополнительной трансформацией (текст под углом, тени и прочие изыски).

В нашем районе с населением всего 30 тысяч человек издаётся 4 газеты: конкуренты до сих пор «нажимают» на трансформацию и выворотки. Со временем пришло понимание, что государственное издание должно выглядеть строго и в то же время привлекать читателя новизной оформления. У нас не было резких изменений в дизайне, хотя перепробовали немало вариантов. Газета делается в программе PageMaker 7.

О ширине колонок. Перейдя на шестиколонник и вдоволь насладившись преимуществами, мы осознали и недостатки. Взять хотя бы такой: большой материал (полстраницы и более) смотрится плохо, а разверстать его на три колонки — ещё хуже. Приходилось переходить на 4 или 5 колонок.

Возникла идея применить пробельные коридоры, и тогда, после многих попыток с 12, 13 и 15-ю колонками мы остановились на 18-ти. Суть в том, что колонка шестиколонника оказалась разбитой на три узких, и каждая может играть роль пробельного коридора.

Конечно, верстальщику приходится при вклейке текста каждый раз раздвигать его на 3 или 4 колонки, но считаем, что преимуществ у 18-колонника больше.

Теперь ширина столбцов текста не одинакова, а варьируется в зависимости от величины материала и может составлять 3, 4, 5 или 6 узких колонок. В результате исчезают сплошные (сверху вниз) пробелы. Маленькие материалы делаем или на самых узких (по 3 колонки) или самых широких (по 6 колонок) столбцах. По правилам горячего набора максимум ширины колонки текста — 5 квадратов 12 пунктов; у нас это примерно 7 маленьких колонок. Минимум ширины колонки — 2 квадрата 12 пунктов (3 колонки). Большие материалы (огромных «кирпичей» стараемся избегать, ведь у нас всего 4 страницы во вторник и 8 страниц в пятницу) делаем на столбцах средней ширины — 4 или 5 узких колонок.

Ещё один плюс — установка выключки любой ширины, её можно совместить с иллюстрацией и подписью к снимку. Причём подпись желательно сделать уже на одну узкую колонку.

О пробельных коридорах. Они нужны нам и чтобы выделить информационные блоки. Через весь коридор посередине проходит широкая серая линия, на которую как бы нанизаны буквицы первых строк заголовка на белых бляшках, обведённых чёрной линией. Заголовки набираем 18-м кеглем, а буквицы — 36-м.

Отпала необходимость обводить информационные блоки рамкой, достаточно серой бляшки с названием блока сверху и линии с буквицами.

При использовании пробельного коридора в больших материалах заголовок и подзаголовок занимают и колонку коридора, подчёркивая его. По возможности внизу ставим иллюстрацию, которая также перекрывает коридор.

О горизонтальном совпадении строк. Газета, строки в которой не всегда совпадают по горизонтали, выглядит неряшливо — особенно если несовпадение составляет 30-50%. После долгих попыток ручного выравнивания строк на каждой полосе мы пришли к решению: задавать направляющие для КАЖДОЙ строки прямо в макете.

Основной текст у нас — 9-й кегль и 9-й интерлиньяж. Все заголовки ставим кеглями, кратными 9 — 18, 27, 36, 45, 54, 63, 72, 81, 90, 99, 108. Подзаголовки — 18, 27, 36. Вся полоса, начиная снизу, разлинована через 9 пунктов фиксированными направляющими. Любой материал начинаем ставить с направляющей, отстоящей от верхнего материала или от колонтитула на 9 пунктов. В итоге добились 100% совпадения строк по горизонтали на всём развороте.

Исключение составляют выключки (кегль — 10, интерлиньяж — 10) и выделения в тексте (кегль — 8, интерлиньяж — 8). Их обязательно ставим отдельно от основного текста, верхнюю границу текстового блока — на направляющую, на которую не попадает нижняя граница, этим обеспечивается небольшой пробел между выключкой и текстом.

Вместо заключения. Теперь макет похож на полосу, мелко разлинованную кирпичиками, из которых можно быстро сделать неплохую газету. Хотя верстальщиков из других редакций сбивает с толку обилие направляющих, наши мастера считают, что данный принцип вёрстки имеет больше преимуществ, чем недостатков.

Ведущий рубрики: Михаил Иванюшин (m_ivanyushin@hotmail.com), независимый автор.


Спонсор рубрики — компания Apple IMC (Россия). Авторы опубликованных советов получат сувениры от Apple.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Управление цветом в Adobe Creative Cloud без секретов

     

     

    Подробное руководство по настройке параметров управления цветом в программах Adobe.

    Без модуля управления цветом — Color Management Module (CMM) — и цветовых профилей ICC предсказать на экране монитора результат печати невозможно. Даже при выборе опции Don`t color manage (Не управлять цветом, Отменить управление цветом) * CMM и цветовые профили всегда задействуются в Adobe Photoshop, хотя и не оптимальным образом.

     

  • Фигурный текст и CorelDRAW (ч. 2) *

    Всё, что вы хотели знать о фигурном тексте, но боялись спросить.

    Импорт–экспорт текста

    Редактировать и корректировать фигурный текст можно непосредственно на рабочем листе документа или в специальном окне редактирования. Добавить фрагмент текста в активный текстовый блок или вставить текст в документ легко, импортировав текст из офисных приложений. Для этого есть команды «Импортировать текст» окна редактирования или «Специальная вставка» меню «Правка», либо можно просто вставить текст из буфера обмена.

     

  • Фигурный текст и CorelDRAW

    Всё, что вы хотели знать о фигурном тексте, но боялись спросить.

    Как невозможно познать всю Вселенную (она же всё время расширяется), так в каждой новой версии CorelDRAW каждый раз ты открываешь для себя новые возможности, приёмы и хитрости. Конечно, эта программа не для вёрстки больших, насыщенных текстами книг, брошюр, журналов, но возможности CorelDRAW для работы с текстами позволяют сверстать и подготовить к печати многостраничный промышленный каталог, с чертежами, схемами, векторными рисунками, фотографиями. И, конечно, текстовые фрагменты обязательно есть и в визитке, и в банере, и в рекламном проспекте. А если применять к тексту кое-какие трюки и эффекты, то можно создать настоящие шедевры дизайна и типографики… Конечно, многим пользователям хорошо известны инструменты и методы работы с фигурным текстом. Этот цикл статей — попытка систематизировать основные приёмы.

     

  • Раскрывая возможности белых чернил *
     

    Как дополнительные белые чернила помогают создавать новые применения широкоформатной печати.

    Сегодня ряд моделей широкоформатных и сверхширокоформатных принтеров могут печатать чернилами дополнительного цвета — белого, что создаёт новые возможности применения этих устройств. Но в принтерах могут быть реализованы различные технологии печати белыми чернилами, и у разных технологий — свои возможности и ограничения.

     

  • Маленькие хитрости большого Corel
    Полезные советы для пользователей CorelDRAW и Corel Photo-Paint.
  • InDesign осваивает ePub

    Приёмы построения ePub в Adobe InDesign CC. Советы издательствам, как без лишних хлопот готовить книги для LitRes или Bookmate.

    Девятый вал

    Старый мир огромных издательств и одиозных акул книжного бизнеса, бросающих крохи авторам, уходит в историю. Люди перестают читать книги. Тиражи падают, бумажная книга испытывает конкуренцию за внимание аудитории со стороны других многочисленных источников. Теперь не человек ищет, что почитать, а различные медиа-источники борются за его внимание. Цунами информации обесценивает её для потребителя. В борьбе за внимание аудитории авторы и правообладатели часто готовы раздавать свой материал бесплатно. В такой ситуации читатель часто не хочет платить, читает по вершкам, предпочитает дайджесты многостраничным описаниям парижских крыш. Как следствие, качество материала падает, объём книг и статей сокращается, снижаются продажи, а издатели лишаются доходов.

     


comments powered by Disqus