101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Караван идёт

  • Михаил Кувшинов
  • 4 сентября 2003 г.
  • 2434

Текущий год принёс полиграфии то, чего ждали и на что боялись надеяться — технологического отставания от ведущих западных стран в нашей отрасли промышленности больше нет. Три года назад в этой же рубрике автор писал, что мы отстаём на годы и рискуем отстать навсегда. Нет, нагоняем. Конечно, до среднего финского или немецкого уровня ещё далеко, но лидеры российской полиграфии используют новейшие технологии и лучшее на мировом рынке оборудование, а по квалификации специалистов нам давно нечего стесняться. Даже неразрешимую, казалось бы, задачу — достижение западного уровня культуры производства — ведущие предприятия решают успешно. Положение дел существенно упрощает выбор: или делать так, как во всем мире, или уступать рынок конкурентам. Никакого третьего уникально отечественного пути просто не существует.

Кстати, у нас даже есть преимущества перед Западом — ясное направление развития и меньший груз унаследованных решений, которые, как чемодан без ручки, нести тяжело, а бросить жалко. Можно сразу строить простое и современное производство. Пример — у них переход от ФНА к CtP потребовал инвестиций в буферную технологию сканирования цветоделённых плёнок, мы же приходим с устоявшейся практикой передачи электронных файлов.

Что же происходит в калейдоскопически изменчивой допечатной области? Явно пошёл процесс перехода на CtP. Он сопровождается менее заметным, но более важным процессом внедрения развитых и недешёвых автоматизированных систем управления технологическим процессом (workflow system). В крупной типографии она оказывается просто необходимой, потому что стоимость потерянного времени и допущенной ошибки выражается в огромной цене простоя печатного оборудования и срыва графика заказов. RIP, вполне справлявшийся с управлением выводным устройством, несостоятелен при значительном увеличении объёма работы, и его надо менять. Это не отвлечённые рассуждения, а реальная ситуация, сложившаяся в этом году в обеих ведущих московских журнальных типографиях (названия всем известны). Оба предприятия ранее успешно перешли на CtP, и с цифровыми пластинами особых проблем не возникло. Но по мере ввода новых печатных мощностей оказалось, что используемая схема уже не справляется, нужна система уровня предприятия для управления несколькими CtP-устройствами, а также контрактной и спусковой пробами различных производителей. Решений такого уровня на мировом рынке очень немного, и часть находится в фазе бета-тестирования (если не альфа-). А работают в тысячах типографий системы Creo. Технические детали заняли бы слишком много места, тем более что крупная инсталляция программного продукта всегда уникальна. Типографии выбрали разные решения — Creo Brisque и Creo Prinergy, но общего, помимо одного производителя, между ними много. Обе — многокомпьютерные мультипроцессорные масштабируемые системы, т. е. при дальнейшем возрастании потребностей понадобится добавлять вычислительную мощность, но не менять идеологию. Обе открыты на вход и выход, т. е. способны принимать файлы практически любых форматов (в т. ч. по Интернету), обрабатывать их, предоставлять для утверждения заказчику в виде цветопробного отпечатка или в стандартном формате по каналу связи, собирать в спуски и выводить пластины. Естественно, для вывода пластин были также выбраны CtP-устройства Creo, но абсолютной привязки нет, и подключение различных выводных устройств третьих фирм не просто возможно, а реально было произведено для унаследованного «железа». Обе системы включают внутреннее дублирование, совершенно необходимое для такого важного приложения, как система управления техпроцессом предприятия. Обе поддаются в будущем, когда такая задача встанет, сопряжению в реальном времени с компьютерной системой управления ресурсами предприятия.

Очень здорово, но у богатых свои привычки, может сказать читатель: «Они, крупные, пусть делают, как хотят, а нам это не надо». Здесь придётся вернуться к тому, с чего начали, а именно — к отсутствию третьего пути. Можно поставить что попроще, но вскоре придётся заплатить по второму разу, если, конечно, хватит чем. Поэтому при переходе к CtP многие российские типографии одновременно внедряют серьёзные системы управления техпроцессом. В России уже работают или монтируются 4 системы Prinergy, не говоря о значительно большем числе мощных современных систем Brisque. И это ещё одно доказательство отрадного факта: мы стали нормальной страной, потому что в мире ситуация точно такая же — именно эти две системы лидируют по числу инсталляций в своих сегментах рынка.

Теперь перейдём к собственно CtP. Уже установлено более двух десятков систем, и всё новые едут к хозяевам по исполняемым контрактам. На последнем «Полиграфинтере» было несколько CtP и довольно много ФНА. Всего через полгода на «Росупак» уже не показывали ни одной системы вывода на плёнку, но было полдюжины CtP. В ближайшем будущем ситуация не изменится, за тем исключением, что стоит ждать появления в России первых систем CtPress, в которых CtP (термальная, конечно, другие без проявления не бывают) интегрирована в печатную секцию офсетной печатной машины. А ФНА стремительно уходят в прошлое, оставаясь решением для специальных задач — например, понемногу выводить под офсет, флексо и шелкографию. И неудивительно, что все три рыночных ниши для ФНА исчезают: издательства переходят от вывода плёнок к передаче электронных файлов типографиям, те переходят на CtP, а бизнес репроцентров, ранее обслуживавших их обоих, сжимается, как шагреневая кожа. Если спрос падает, то производство снижается, а себестоимость растёт, поэтому новые ФНА дешеветь точно не будут, а плёнка для них уже начала дорожать. Дополняют картину заметно активизировавшиеся фирмы, скупающие в Европе по цене металлолома выведенные из производства аппараты.

Соотношение характеристик различных видов офсетных пластин (маркетинговые материалы AGFA)
Но если CtP, то какие материалы? На Западе половина систем термальные, а «фиолетовых» — менее 20%. Остальные используют «красные», «зелёные» и прочие уходящие с рынка пластины для видимого света первого поколения. Россия стартовала позже, и экзотики у нас немного, а рынок в соотношении 70 на 30% поделён между термальными и «фиолетовыми» системами. С упомянутой поправкой на экзотику положение дел у нас, как везде, больше похоже на американское. При этом любые термальные CtP, кроме совсем экзотических, способны работать с множеством типов пластин, а «фиолетовые» разделены на два класса — серебряные и фотополимерные. И если это разделение с точки зрения лазера преодолено, благодаря усилиям Nichia (единственного производителя фиолетовых диодов), то со стороны проявки прогресса нет и не будет — процессы несовместимы. Позволю предположить, что дни серебросодержащих «фиолетовых» пластин, как и их «красно-зелёных» предшественников, сочтены. Их нельзя обжигать, процесс обработки специфичен, используются драгметаллы, необычен баланс краска/вода в печати и, главное, поставщик по большому счёту один — Agfa. Если уж выбирать CtP, то точно не под серебросодержащие пластины. И те, кто в них только что вложился, уже могут начинать готовиться к инвестициям в дооснащение.

С фотополимерными «фиолетовыми» пластинами (ФФП) лучше. В конце концов, основная масса современных пластин, как обычных, ультрафиолетовых, так и термальных, — фотополимерные. И они обладают некоторыми положительными свойствами фотополимерных термальных — их можно обжигать, они похоже ведут себя в печати, выдерживают длинные тиражи, не содержат драгметаллов. Но разрешение у них заметно ниже. Можно приводить цифры, а можно взглянуть на картинку от Agfa (http://graphics.agfa.com/SupportData/Brochure/ Agfa_CtP.pdf, стр. 10), стороны точно незаинтересованной в выпячивании преимуществ термальной технологии. Интересно, но Agfa считает, что термальные пластины по качеству печати чуть-чуть лучше, чем серебросодержащие, и заметно лучше, чем ФФП. С коммерческой точки зрения ситуация также очевидна — производителей последних 1-2, а термальных фотополимерных десятки. Установлено термальных систем тоже в разы больше. Чудес не бывает: уже сейчас они в Европе и России дешевле «фиолетовых» на 5-10%, а в Америке — на 25%. Круг замыкается: больше доля термальных CtP — больше потребление пластин — дешевле материалы — больше термальных CtP. Кстати, Kodak Polychrome Graphics впервые в этом году продал в Европе CtP-пластин больше, чем ультрафиолетовых. А делают они, напомню, именно термальные пластины, которые будут дешеветь и далее. В доказательство того, что это не просто слова, приведу сведения из Seybold Report (Vol. 3, ? 7, 21 июля, 2003, с. 15) о том, что на сегодня в Америке термальные пластины стоят 6,5 долл./м2, а ФФП — 8,6. У нас пока те и другие дороже, но точно ненадолго. Получается, с материалами тоже всё достаточно просто: можно выбрать массовые, самого высокого качества и подешевле (термальные), а можно уникальные, похуже и подороже («фиолетовые»).

Определившись с материалом, можно было кратко коснуться конструктивных особенностей, но об этом уже не раз говорилось. А на недавно появившуюся в ? 13 журнала Deutscher Drucker статью сотрудника Lu..scher про квадратные точки в том же журнале ? 16 ответил независимый эксперт доктор Рольф Боссе: «Не играет большой роли в печати, круглые или квадратные растровые элементы на печатной пластине. Всё это правильно. Но сказана только половина правды. … Важна не геометрическая форма пикселя или растрового элемента, а распределение плотности в пикселе и/или профиля распределения интенсивности экспонирующего света. … Если профиль прямоугольный, то передача тонов надёжнее. И результаты экспериментов, проведённых с использованием шкал Fogra, остаются верными. Всё упирается в физику». Добавить нечего, разве только, что сам рынок всё расставил по местам: доля Creo в России — более 40%, в мире — 36%, причём (за редчайшим исключением) это системы с квадратной точкой SquareSpot, имеющей сверхжёсткий прямоугольный профиль распределения энергии в лазерном пятне.

Об авторе: Михаил Кувшинов (M.Kuvshinov@nc.nissa.ru), заместитель технического директора компании «Нисса».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ricoh Ri 1000
Ricoh Ri 1000

Струйный принтер с белилами формата А3 для печати по футболкам и другим готовым изделиям из ткани будет хорош для печатных салонов среднего размера и цифровых типографий, которые хотят расширить своё присутствие в этом секторе рынка.

Итоги 2019 года в полиграфии
Итоги 2019 года в полиграфии

Год прошёл, самое время подвести его итоги. Давайте вспомним обо всех его важных событиях в мире и России в полиграфической отрасли — от слияний и поглощений до новых продуктов, выставок и кадровых перемен.

European Carton Excellence Award 2019
European Carton Excellence Award 2019

Лучшая европейская картонная упаковка 2019 года по версии ассоциации Pro Carton.

Рабочие лошадки для рекламных производств
Рабочие лошадки для рекламных производств

Выбираем универсальный рулонный принтер (принтер/каттер) для интерьерного оформления и наружной рекламы самых популярных в рекламной индустрии форматов — с шириной печати до 183 см.


Новый номер

Тема номера — «Мобильные приложения для полиграфистов». В номере — итоги 2019 года в полиграфии, интервью с Horizon International, встреча с RMGT. «Например» о типографии PMG и Design Studio 3D. Справочник покупателя по широкоформатным (до 1,8 м) принтерам для рекламных производств. Лучшая европейская картонная упаковка. Обзор Ricoh Ri 1000. Тайный Покупатель — о ценах и сроках изготовления журнала.


Голосование
Что сдерживает переход на цифровую печать упаковки и этикетки?
Высокая стоимость печати и цифровой отделки
32%
32 %
Слишком дорогое оборудование
14%
14 %
Недостаточный формат ЦПМ
6%
6 %
Недостаточное качество цифровой печати на стандартных упаковочных и этикеточных материалах
4%
4 %
Не все упаковочные и этикеточные материалы хорошо обрабатываются на цифровом отделочном оборудовании
8%
8 %
Не хватает послепечатного оборудования, способного работать с короткими и сверхкороткими тиражами
6%
6 %
Не отработана система продаж цифровой печати упаковки и этикетки, трудно набрать достаточно заказов
15%
15 %
Заказов на цифровую печать упаковки и этикетки просто слишком мало
15%
15 %
Проголосовало: 79